Природа сибири Начни с дома своего
   Главная      Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   

Поиск по датам

  
ПнВтСрЧтПтСбВс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
На ленту новостей

06.10.2021: Здоровья, оптимизма, неисчерпаемой энергии, успехов и удачи во всех начинаниях!

05.10.2021: Сегодня Всемирный день учителя. Поздравляем, друзья и коллеги!

02.10.2021: Праздник «День открытых дверей клуба «Фауна» в этом году прошел под девизом «Сохраним алтайские породы голубей»

28.09.2021: Барнаульский парк «Юбилейный» становится местом притяжения людей, объединяет горожан для совместных дел

16.09.2021: Проект газеты «Природа Алтая» вошел в число победителей на ХХУ форуме современной журналистики «Вся Россия – 2021»

10.06.2009: «Урожайный» июнь

31.07.2009: Закончена ежегодная, 12-я по счету детская общественная экологическая экспедиция «Начни с дома своего»

11.09.2009: Диплом конкурса "Сибирь - территория надежд" нам вручили на Иссык-Куле

17.09.2009: Все о палах или когда горит трава

18.09.2009: Юбилей заповедника «МЫ СОХРАНЯЕМ ВЕЧНОСТЬ»



А вы знаете, что....
Человеческий глаз способен различать 10 000 000 цветовых оттенков



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды
Шаг за шагом
HennaMehndi.Ru

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

По страницам «Природы Алтая». Ильбек Хайрулинов рассказывает о времени и о себе


В декабре прошлого года вышел юбилейный, 300-й номер газеты «Природа Алтая». Он получился большим, ярким, насыщенным и интересным. С наиболее интересными материалами нашего издания мы продолжаем знакомить посетителей нашего сайта. С одним из самых интересных материалов номера, посвященных совместному проекту нашего издания Заслуженного художника РФ Ильбека Хайрулинова, мы вас сегодня знакомим. А рассказывает об этом наш постоянный автор и педагог АКДЭЦ Валентина Мещерякова.

"Если я не сражался за свободу Отечества, то, по крайней мере, буду делать живопись в его честь", - это изречение французского художника Эжена Делакруа стало гражданской позицией Ильбека Хайрулинова - Заслуженного художника и Заслуженного работника культуры РФ, члена Союза художников России, лауреата Демидовской премии Алтайского края.
На страницах газеты «Природа Алтая» в течение всего года, от номера к номеру, мы знакомились с материалами о художниках-пейзажистах Алтайского края, ветеранах Великой Отечественной войны, чьи портреты были написаны Ильбеком Сунагатовичем.
Двенадцать из более чем сорока портретов наших земляков-ветеранов, написанных при их жизни в красках и художественном слове Ильбеком Хайрулиновым, раскрыли для нас личность и саму жизнь этих замечательных людей. Их собственные полотна, полные удивления и преклонения перед красотой алтайской природы, навсегда сохранившие в рамках картин её магию и великолепие, без сомнения запомнились вам, дорогие читатели. Уверены, что многие хотели бы продолжения темы.
Вахта Памяти продолжается!
Сегодня в интервью с автором портретов алтайских ветеранов-художников, Ильбеком Сунагатовичем Хайрулиновым мы беседуем о живописи, вахте памяти и природе Алтая.
Чем живёшь, художник?
- Добрый день, Ильбек Сунагатович! В этом году, не смотря на все сложности с эпидемиологической обстановкой, у Вас состоялось пять персональных художественных выставок. Как же так получилось, есть ли какой-то особенный секрет?
- На самом деле секрета нет. Прежде всего год посвящён юбилею Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Хотя я не баталист, многие мои полотна, картины, посвящены теме войны. Действительно, в этом году было пять персональных, разных по содержанию и объёму, на разных выставочных площадках, выставок. Считаю, Вахту памяти мы представили достойно. Большая благодарность людям, руководителям предприятий, образовательных учреждений, выставочных залов, рабочим, искусствоведам, учащимся, всем, кто содействовал тому, чтобы эти выставки состоялись.
В феврале-мае в Музее воинской славы МБОУ «Лицей № 129» им. Сибирского батальона 27-й стрелковой дивизии в рамках передвижной выставки «Вахта памяти», наряду с моими работами были представлены портреты алтайских воинов, ветеранов Великой Отечественной и тружеников тыла, которые писали мои студенты ещё в 2004-2007 годах.
Тема Вахты памяти объединила многих, и краевой семинар «Поисковое движение России», который проходил в это же время в Лицее 129, привлёк на выставку большое количество зрителей. Наше сотрудничество с Лицеем многолетнее. А данная выставка стала возможной благодаря поддержке Сергея Николаевича Кутлана, директора Лицея 129 и Татьяны Анатольевны Нетбайло, учителя истории, руководителя Алтайского краевого поискового отряда «Высота».
В выставочном зале Новоалтайского краеведческого музея имени В. Я. Марусина четвёртого августа открылась персональная выставка «Война! Победа! Память!». Очень добросовестные работники Музея, мы общались, когда картины перевозили. На сайте Музея есть статья о выставке, фотографии. И также в августе, 31 числа, к Дню Города, во Дворце культуры Барнаула открылась третья моя выставка, раскрывающая тему войны и труда. 25 полотен: портреты, натюрморты и 11 масштабных картин – «Благословение матери», «Бойцы бессмертного полка», «Спасённый», «Весна сорок пятого», «Завтрак под берёзой. Алтай», другие, их и сейчас можно посмотреть в выставочном пространстве Дворца культуры – выставка продлится до нового года. В Интернете есть телерепортаж ТВ Катунь-24 от 31 августа этого года об открытии выставки - посмотрите обязательно!
- Ильбек Сунагатович, расскажите, как вы стали художником?
- Алтай моя вторая родина, живу здесь уже шестьдесят лет. Как всё начиналось, хорошо помню. В 1960 году, после службы в Армии, по комсомольской путёвке я приехал на Всесоюзную стройку в Барнаул. Вообще, это уникальный и удивительный случай, когда, начиная работу молодым рабочим на заводе, бетонщиком от БСУ-4 треста «Стройгаз» и работая с молодёжью, как секретарь комсомольской стройки, я закладывал фундамент завода АТИ, я и подумать не мог, что когда-нибудь директор АТИ придёт на мои выставки. А ведь я рисовал с детства и в душе всегда жила мечта стать художником! Днём тяжёлая физическая работа плюс заботы комсорга, а вечером полёт души, творчество.
Мне повезло, я занимался в изостудии клуба завода «Трансмаш» у Алексея Васильевича Иевлева, заслуженного работника культуры России. Известный художник, ветеран Великой Отечественной войны, Алексей Васильевич к нам, студийцам относился по-отечески, учителем он был замечательным. Об этом сегодня на следующих страницах я расскажу.
Идеи и картины
- Ильбек Сунагатович, а как рождаются сюжеты Ваших картин, откуда берутся истории?
- Не секрет, процесс создания картин интересный и сложный, и с каждой из них связана своя история. Вот я одну картину показывал, женщина, обняв корову, плачет. Это памятник всем женщинам, матерям России. Готовил эту картину, продумывал композицию, подготавливал, эскизы, если по времени, то около десяти лет, а написал за десять дней!
Или картина «Июнь сорок первого», большая картина, размер146 см на 258 см, - её писал 2 года. Каждому году войны посвящена мною картина и названия вовсе не случайные. Монументальное полотно «Июнь сорок первого» это тема прощания, «Весна сорок пятого» - посвящение труженикам тыла.
Как жилось в годы войны в российской глубинке я сам знаю не понаслышке, ведь родился в 1939 году, прямо перед войной, и военные годы, всё детство провёл в родной деревне Кутлумбетьево, что в Оренбуржье. Степь без конца до горизонта, река Кинель, да берёзовые перелески.
Когда война началась, отец мой, и дядя, брат отца, как и многие наши односельчане, ушли на фронт защищать Родину. Мама получила извещение «пропал без вести», и только в конце 70-х годов я нашел его в списках погибших в зале воинской славы на Мамаевом кургане…
А в деревне тогда остались женщины, дети, старики. На их плечи легли все тяготы. Все, кто работали в тылу, работали на победу. В сёлах, деревнях, без выходных, с утра до ночи люди в поле работали, кто со скотиной управлялся, кто на транспорте. Была ли техника в колхозах-совхозах? Машины, трактора, и не только – лошадей отправляли для нужд фронта.
Я хорошо помню, как на пахоте впрягали коров в упряжку, тянули плуг, а то и сами тянули… - многие впечатления детства легли в основу моих картин. А вот картина «Кисет от Катюши», там наш воин закуривает сигаретку на ступенях Рейхстага, - это последний день войны. Вот так я своего солдата, от первого дня до последнего, в картинах провёл по дорогам войны, до Великой Победы!
Что не получилось
- Известно, что Вы планировали показать портреты ветеранов на краевой художественной выставке в июне этого года. Что-то не получилось?
- Мною написано более сорока портретов наших земляков-алтайцев, ветеранов Великой Отечественной – надо было их показать! Заручившись поддержкой Министерства культуры Алтайского края, я очень хотел показать портреты ветеранов на юбилейной художественной выставке. Полгода шла переписка с чиновниками, успокаивала активной подготовкой к событию, я уже рассылал пригласительные… но, «вмешался коронавирус», выставку перенесли, а вот картины-портреты из Художественного музея в Музей «Город» перенесли «не смогли»…
В последний день перед открытием меня уведомили письмом, что показ написанных мной портретов ветеранов из фондов ГХМАК невозможен! Всё и всех показали, даже рисунки школьников, а эти портреты не показали, они остались в подвалах - так и праздник прошёл для ветеранов. То, что я был огорчён, это мало сказано, возмущению не было предела!
Бог и Справедливость есть
Но Бог и Справедливость есть на свете, как и добрые люди. Мне помогли. Я благодарен Юрию Вениаминовичу Шамкову, бывшему директору Барнаульского завода АТИ и сенатору в Совете Федерации от Алтайского края, теперь Председателю Общественной палаты Алтайского края, за добрые слова, что сказаны им на открытии моей выставки во Дворце культуры Барнаула. Мы давно знакомы, и труд мой, и жизнь ему известны. Без Юрия Вениаминовича, наверное, и выставка эта не состоялась!
Между прочим, это его идея. Они с сыном были в июне у меня дома в гостях, увидели картины… на стенах, в коридоре, во всех комнатах - Юрий Вениаминович впечатлился, сесть некуда, везде полотна, краски, подрамники! Ведь после ухода из Новоалтайского художественного училища, где я проработал без перерыва более сорока лет (!), администрация НГХУ отказала мне в помещении, а там я хранил свои картины.
Так вот, после гостей на следующий день звонок от Ю. В. Шамкова: «Тут мы решили Вам место предоставить – Дворец культуры города. Пусть горожане и гости Барнаула увидят картины к Юбилею Победы, к Дню рождения города!». Вот так и родилась персональная выставка.
Там же во Дворце культуры Барнаула сейчас представлены портреты людей замечательных: легендарного солдата Великой Отечественной Алексея Ивановича Скурлатова, Петра Егоровича Дьякова, огненного тракториста-комсомольца, Леонида Рыбальченко, художника-ветерана из Павловска, художника Анатолия Штаня, который в детстве испытал все ужасы фашистской оккупации, и учителя моего, художника-педагога, заслуженного работника культуры Алексея Васильевича Иевлева! Соседствуют портреты всемирно известного конструктора стрелкового оружия, нашего земляка, Михаила Тимофеевича Калашникова и Председателя правительства Российский империи Петра Аркадьевича Столыпина, чьё имя также связано с Алтаем, далее портрет сибиряка-казака Павла Верещагина, Марии Сергеевны Шукшиной, матери прославленного алтайского писателя и кинорежиссёра Василия Макаровича Шукшина. Есть и портрет Григория Ивановича Чорос-Гуркина, основоположника алтайской живописи. И натюрморты, и алтайские пейзажи, как же без родной природы, эти работы всегда присутствуют на моих выставках.
Совместный проект
Год 2020 завершился, он оказался насыщенным выставками и другими событиями, был тяжёлым, но продуктивным.
Полноценно реализовался и наш совместный проект с газетой «Природа Алтая» - «Вахта памяти» в рубрике «Художники Алтая об Алтайской природе». Я рад, что в такой популярной газете мне представилась возможность по-своему рассказать об алтайских художниках, ветеранах войны, наших дорогих земляках.
К слову: На открытии выставки во Дворце культуры Барнаула Юрий Вениаминович Шамков рассказал: «В основном картины Ильбека Сунагатовича о людях, это боль, сострадание. Он очень много написал картин о войне, о женщинах, потерявших своих близких, сыновей, мужей. Изображено всё это очень по-человечески трогательно. В ДК Барнаула всегда идут выставки, то одного художника, то другого, для них это не ново, а для Ильбека Сунагатовича – ново. Он счастлив, рад, сейчас, думаю, у него новый прилив творческих сил появится. Он ещё что-нибудь напишет достойное».
Такое доверие для меня дорого. Спасибо директору Дворце культуры Барнаула Роману Валерьевичу Ильину, его сотрудникам. Я рад, могу признаться, что за весь мой творческий путь со мной так внимательно редко кто работал. Хотя выставлялся я в десятках городов.
А с Юрием Вениаминовичем Шамковым мы давно знакомы. Он, как и Ирина Валентиновна Козлова очень помогли мне в подготовке и проведении передвижной выставки «О войне и мире» в 2003-2004 годах.
С удовольствием расскажу эту историю. Началось всё в Барнауле, с выставки на заводе АТИ, а потом с этой выставкой мы проехали по многим районам Алтайского края, встретились с ветеранами, молодёжью, рабочими самых разных профессий, сельчанами. С нами и концертная бригада была. Получилось грандиозное событие, такого никто прежде не проводил, впечатление огромной положительной силы, встречи незабываемые! Передвижная выставка такого уровня на Алтае в начале 2000-х оказалась уникальной, об этом подробно я написал в книге «Вахта Памяти». Одновременно шла и моя персональная выставка живописи в Москве, «О войне и мире» в Центральном Музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе, и длилась она с сентября 2003 по май 2004 года, – восемь месяцев!
Позже, в 2011 году, в Совете Федерации, на самой престижной выставочной площадке страны я показал 35 своих картин-полотен на выставке «О войне и о мире. Вахта памяти». Торжественное открытие, приветственное слово сенаторов России, встреча с ветеранами войны и труда, представителями общественности, фото на фоне выставки.
Такое бывает редко. Выставка стала первой и единственной персональной выставкой алтайских художников в Совете Федерации. Опять же помог Юрий Вениаминович, он всё продумал: организована транспортировка картин, а автор, то есть я - самолётом в Москву, гостиница, и обратно самолётом. Работники представительства завода АТИ буквально опекали меня там. Всё сделано ради ветеранов, ради художника, и, как говорится «и по должности, и по компетенции», но, самое главное, по зову души, искренней любви к искусству и Алтаю.
Без такой поддержки организовать выставку в Москве мне было бы гораздо сложнее.
Слово об Алтае
- Год 2020 оказался многоюбилейным – это и 75-летие Победы, и 150-летие Григория Гуркина, великого художника Алтая, 290 лет Барнаулу…
- Да, работы посвящённые теме Алтая были показаны в марте на художественной выставке памяти художника Г. И. Гуркина в Государственном художественном музее Алтайского края.
Эта выставка объединила подлинные работы Гуркина и работы алтайских художников разного времени. Среди них была и одна моя работа «Девочка из Улагана», написанная в 1973 году, и приобретённая Музеем.
Впервые я побывал в Горном Алтае в 1967 году с группой учащихся из школы № 59 города Барнаула, для которых вёл изокружок. Это был пленэр, летняя художественная практика. В один из дней продираясь сквозь чащобу, через горы, прошёл с детьми пешком шесть километров от Аи до Горно-Алтайска. Вышли на ромашковую поляну, а город Горно-Алтайск перед нами, как на ладони.
Скалистые горы, поросшие тайгой, стремительная Катунь, могучие кедры, воздух, напоённый запахом неведомых трав - Горный Алтай край редкой красоты и чистоты природы!
Необыкновенная природа этих мест произвела на меня очень сильное впечатление. Первые работы по мотивам Горного Алтая я писал и акварелью и маслом…
Село Ая, Каракол, Улаган, Верх-Уймон, Ареда… в разные годы такие разные места. Многие стремятся писать Белуху, это же очень известное, как сейчас говорят, брендовое место. А я старался найти интересное в обычном. Очень много натурных этюдов сохранил с тех походов по Горному Алтаю: горные речки, камни, всплески воды, далёкие неизвестные горы.
В посёлках писал местных жителей, детей. В Уймоне, например, меня заинтересовали старые деревянные дома – цвет могучих брёвен, ставни в домах староверов. И цветы, много лесных цветов, букеты из алтайской тайги.
Как-то собрал эти работы вместе и сейчас готовлю живописный альбом «Слово об Алтае», он уже в типографии. Вошли в него репродукции, как известных моих картин - «Алтайский каравай» (1964), «Катунь» (1966), «Красные ворота. Дорога на Улаган» (1973), «Девочка из Улагана» (1973, ГХМАК), «Санаа Наталья» (1973), «Козы. Вечер» (1974), «Алтайская мадонна» (1974), «Прокопий Анфилофьевич Ленский, ветеран Великой Отечественной войны из Верх-Уймона» (1983), «Рериховский дом в Уймоне» (1983), «Подснежники» (1994), «Таёжные цветы» (2001), многочисленные «Огоньки…» (разных лет), так и работы малоизвестные, в основном рисунки и этюды. Альбом состоялся. «Я твой вечный ученик и добрый гость, Алтай» - вот моё слово об Алтае.
Как рождаются выставки
- Ильек Сунагатович, Вы назвали три из пяти выставок этого года. Какие же ещё были, и где?
- В сентябре в выставочном зале Детской школы искусств № 2 города Новоалтайска состоялось открытие передвижной выставки «Вахта памяти» с портретами ветеранов войны и труда, жителями города Новоалтайска, а 29 октября - открытие выставки «Цветы ветеранам», на которой были представлены работы из фондов Государственного художественного музея Алтайского края, кисти И. Хайрулинова.
Знаковое полотно «Мать», посвящённое всем женщинам, проводившим на войну своих близких, портреты ветеранов войны, алтайских художников: Клюева Григория Тимофеевича, Зотеева Виктора Александровича, Сурикова Николая Ивановича, Кашкарова Сергея Ивановича, Иевлева Алексея Васильевича, Филонова Фёдора Андреевича, фотохудожника Пирогова Сергея Ивановича, народного художника России Будкеева Михаила Яковлевича, Миронова Владимира Семёновича, долгие годы проработавшего в Новоалтайском художественном училище и ленинградского художника-ветерана Симберга Вольфа Бенетовича (полотно «Старый художник).
Кандидат искусствоведения, заместитель по научной работе ГХМАК Наталья Степановна Царёва, куратор выставки в аннотации к выставке написала об идее её создания: «… хорошо знакомые алтайскому зрителю живописцы, графики, скульпторы. С каждым из них И. Хайрулинов был не только близко знаком, но и относился к ним с сыновьей любовью. Так родилась идея преподнести ветеранам от имени художника цветы: розы и астры, ромашки и фиалки. Написанные с натуры цветочные натюрморты дополняют экспозицию особенной искренностью и человечностью».
Интересно, что на открытии выставки в Музее, выступила главный специалист Министерства культуры Алтайского края, Лисенкова Татьяна Борисовна, и что же сказала, как думаете? «Выставка производит неизгладимое впечатление, настолько тонко, откровенно, психологично написаны портреты художников, что невозможно остаться равнодушным».
Сказала, что выставку ждали. Это те самые портреты художников-ветеранов, что не были показаны на Краевой выставке Союза художников Алтая «Победа!» к 75-летию Победы в Отечественной войне. Вот так, оказывается, мы и пандемию победили, всё, что смогли, в Музее сделали – подготовили картины к экспозиции, нашли место и время в плотном графике выставок ГХМАК. Директор Музея Инна Константиновна Галкина отметила особенность концепции, предложенной Натальей Степановной Царёвой и назвала выставку одновременно уникальной и своевременной.
Татьяна Борисовна Лисенкова от лица Министерства культуры Алтая выразила благодарность автору за сотрудничество.
Что сказать еще?
Что ещё сказать? Своим ветеранам я делал подарки – писал портреты, рассказы о них. Ряд лет печатался в литературном альманахе «Алтай».
Помню случай, однажды один из ветеранов ночью, в два часа, звонит. «Что случилось, Андрей Серафимович?», - спрашиваю. А он: «Мы журнал получили, прочитали, а мне жена говорит, что даже не знала, что с таким человеком живёт!»
Приятно внимание молодёжи – к изучению истории родного края и истории России, посещая мои выставки, изучая картины, портреты ветеранов, приобщаются учащиеся школ Барнаула и Новоалтайска, художественных школ края.
…Хотя, кажется, ничего ещё не закончилось, и, возможно другие авторы, откроют новые имена. Вахта памяти продолжается.
Интервью провела Валентина Мещерякова
5 Января

  




Проект «Возродим леса Алтая»













Выставка «Нет важнее ничего – Начни с дома своего»


«Природа Алтая»
№6 2016 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№5 2016 г




«Природа Алтая»
№4 2016 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№3 2016 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№1-2 2016 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№11-12 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№10 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№9 2015 г




«Природа Алтая»
№7-8 2015 г




«Природа Алтая»
№6 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№5 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№4 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№3 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№1-2 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№11-12 2014 г






Темы номера


«Природа Алтая»
№9 2014 г



Темы номера


Карта туристических районов
Алтайского края



Посмотреть карту с описанием


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2021 г.©