Природа сибири Начни с дома своего
   Главная      Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   

Поиск по датам

  
ПнВтСрЧтПтСбВс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
На ленту новостей

06.10.2021: Здоровья, оптимизма, неисчерпаемой энергии, успехов и удачи во всех начинаниях!

05.10.2021: Сегодня Всемирный день учителя. Поздравляем, друзья и коллеги!

02.10.2021: Праздник «День открытых дверей клуба «Фауна» в этом году прошел под девизом «Сохраним алтайские породы голубей»

28.09.2021: Барнаульский парк «Юбилейный» становится местом притяжения людей, объединяет горожан для совместных дел

16.09.2021: Проект газеты «Природа Алтая» вошел в число победителей на ХХУ форуме современной журналистики «Вся Россия – 2021»

10.06.2009: «Урожайный» июнь

31.07.2009: Закончена ежегодная, 12-я по счету детская общественная экологическая экспедиция «Начни с дома своего»

11.09.2009: Диплом конкурса "Сибирь - территория надежд" нам вручили на Иссык-Куле

17.09.2009: Все о палах или когда горит трава

18.09.2009: Юбилей заповедника «МЫ СОХРАНЯЕМ ВЕЧНОСТЬ»



А вы знаете, что....
При улыбке у человека "работают" 17 мускулов



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды
Шаг за шагом
HennaMehndi.Ru

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

По страницам «Природы Алтая». 25 ЛЕТ БОРЬБЫ ЗА ПРАВО ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ


В декабре прошлого года вышел юбилейный, 300-й номер газеты «Природа Алтая». Он получился большим, ярким, насыщенным и интересным. С наиболее интересными материалами нашего издания мы продолжаем знакомить посетителей нашего сайта. С одним из самых интересных материалов номера, посвященных юбилею издания, мы вас сегодня знакомим.


Почему мы?

Меня всегда интересуют поступки людей. Почему они поступают именно так как поступают? Почему одни бросаются на амбразуры в прямом и переносном смысле, а другие набивают карманы всяким добром. Но это философские и социальные вопросы. Л.Н.Гумилев объясняет это степенью «пассионарности» нации, которая возрастает в период ее становления и уменьшается со старением нации. Согласно учению Гумилева пик пассионарности русской нации приходится на период от Куликовской битвы до утверждения на Руси Московского княжества. А что сейчас? Способна ли нация, прежде всего русская, бороться с вызовами современности, одним из которых является экологический кризис. Есть ли ответ на этот вопрос?
Много лет назад мы первый раз отправились по Алтайскому краю с девизом «Начни с дома своего». Мы посетили почти все районы Алтайского края, встречались с тысячами людей, проехали несколько тысяч километров. Потом была Сибирь, Казахстан, Монголия Китай и снова Сибирь. Теперь уместно задать себе вопрос – зачем мы это делаем, зачем это делает редактор газеты Природа Алтая С. И. Малыхин, администрация Алтайского края. Очевидно, что здесь у каждого участника проекта экспедиции «Начни с дома своего» свой ответ. И говорить нужно только о себе самом.
И тогда вопрос становится прямее. Зачем я это делаю?
Я это делаю, потому что.... Здесь хочется найти нечто сокровенное, одним словом не ответишь. Прежде всего, я вспоминаю картину, висящую в краеведческом музее Усть-Калманского района Алтайского края. На этой картине изображен полноводный Чарыш, пристань к которой пристают баржи, буксиры, по реке плывет белый пароход. А сейчас в сентябре я его переходил в брод. Увы, уже нет того полноводья рек, что было прежде. Ну и что?
На старых фотографиях изображена Кулундинская равнина в начале пятидесятых годов прошлого века: бескрайнее море ковылей, от горизонта до горизонта. Позже я видел фотографии черных смерчей на этой же равнине. Сейчас я вижу землю, разлинованную лесными полосами, а между ними созревающий урожай пшеницы, подсолнечника. Так стоит ли впадать в ностальгию по ковыльным просторам? Да кому они нужны?
Возле Бийска мы проводили простенькое исследование: подсчитали сколько видов растений обитает в 10, 7, 5, 3, 1 км от города. На самой дальней точке от обитало 70 видов на 100 м2, а в 1 км от города – всего 26 видов. Убыль – четыре вида на один километр. Это плохо или хорошо? Да и какое это имеет значение, если в современном мире человека интересует прежде всего сумма материальных благ, работа, зарплата, тусовки, глобальные идеи.
Экологический кризис практически не различим из окон благоустроенной квартиры с электричеством, теплом, канализацией мусоропроводом. О чем же нам беспокоится.
И все же зеленый мир планеты тает, сжимается как «шагреневая кожа», исчезают растения, животные, а вмести с ними тает мечта человечества о вечности не Земле.
Технократическое развитие цивилизации убивает природу и убивает само человечество.
Что можно противопоставить?
Только разум.
Только убежденность
Только экологическое мировоззрение.
Как этого достигнуть никто не знает. Мы только пытаемся спасти нашу Землю.

Почему Кулунда?

Кулунда – переводится как «жеребенок в траве». Насмешка над сегодняшней полностью освоенной равниной, разлинованной лесными полосами на квадраты полей. В этом полностью аграрном ландшафте особенно остро встает проблема дальнейшего экологического выживания, стремления сожительствовать с остатками той природы, которая осталась, а не покорять её, распахивая и без того истощенные земли.
Безоглядное поднятие целины Кулундинской равнины, сложенной песчаными и супесчаными почвами, привели к региональной экологической катастрофе, пыльными бурями и снижением плодородия почв. Сейчас в Кулунде нет естественных степей, только залежи, да сбитые пастбища.
Именно здесь как нигде остро и часто встает вопрос «что же делать, как защитить себя и природу от дальнейшего разрушения. Поэтому только здесь могла появиться экологическая газета и она называлась «Природа Кулунды», которая росла, росла и выросла в «Природу Алтая». За эти десятилетия она смогла создать экологическое информационное поле на юге Сибири, а движение «С дома своего» стало брэндом экологического образования и воспитания Алтайского края и предметом зависти соседних регионов.
Безусловно, в создании газеты и экологического движения главное – человеческий фактор, основатель и лидер С.И. Малыхин.
Почему мы делаем это так.
Выход из кризисной экологической ситуации обоснован главами государств, собравшихся в Рио-де-Женейро в 1992 году, и он получил название «устойчивое развитие» – такое поступательное развитие человечества, которое бы обеспечивало увеличение благосостояния человечества и не оказывало разрушительного действия на окружающую среду. По мнению большинства экспертов это и есть тот «срединный путь» человечества, по которому оно может перейти на новый уровень развития.
Почти тридцать лет прошло с этого знаменательного форума, но значительных и реальных сдвигов смены парадигмы экстенсивного хозяйствования на интенсивное, так и не произошло. Попытка противостоять глобальному потеплению глобальными усилиями человечества путем выполнения межгосударственных соглашений, каким был Киотский протокол (2005) не достиг желаемых результатов, так же практически провалился коллективный договор между странами 2009 года в Стокгольме, не привело к положительному результату Парижское соглашение (2016) в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
Причиной такого медленного продвижения вперед в сторону экологизации, сохранения биологического разнообразия, энергосбережения и модернизации не только технологий, но и образа жизни, является, прежде всего, человеческий фактор, а затем уже экономические, политические, национальные интересы.
Противодействием «перезагрузки» морали человека лежит его мировоззрение эгоцентризма. Сторонники экологической этики, экологической морали чрезвычайно малочисленны и не составляют критической массы для изменения существующей парадигмы.
Об экологическом мировоззрении, как единственном выходе из экологического кризиса, говорится много, особенно в области теории, но всё это натыкается на «залатывание экологических дыр». Примером является проведение экологических акций под названием «Дней от экологической опасности». Эффективность таких мероприятий чрезвычайно мала.
Формирование экологического мировоззрения – это комплексный многосторонний процесс, который в принципе должен начинаться в раннем возрасте человека. Оно основывается на трех «китах» – экологическом прагматизме и целесообразности, экологической этике и эколого-краеведческом образовании.
Принцип эколого-краеведческого образования основывается на нескольких аксиомах: нельзя любить того, что не знаешь, нельзя сохранять, то, что не любишь, нельзя сохранять природу в глобальном масштабе.
Здесь понимание глобалистичности процессов, протекающих на планете, должно уравновешиваться ответственностью за экологическое благополучие своего места проживания.

Почему начинать надо с дома своего?

Увеличение информационного потока через TV, интернет, популярную литературу не приближает человека к пониманию своей природы, поскольку они предназначены чаще всего для других территорий, а не тех на которых живет конкретный человек. Знание своего предмета возможно только через развитие регионального компонента биологического и экологического образования.
Но это, к сожалению, противоречит принципам развития современной школы, из программ которой происходит «вымывание» ботанических и экологических предметов, несмотря на то, что большинство ведущих ботаников, экологов, ботаников чрезвычайно обеспокоены процессом деэкологизации русской школы. Эколого-краеведческий метод экологического образования предполагает максимальное приближение биологических объектов изучения к реальному месту жительства учащегося. Раскрытие общих биологических и экологических законов должно опираться на конкретные растения, животные, обитающие в месте проживания учащихся.
Да нужно ли это системе образования, в основе работы которой лежат инструкции вышестоящих организаций. Правительством декларируется что экологическое образование это - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей. В реальности в 6–9-х классах биология сокращается на четверть по времени и на 40% – по содержанию. Из базового школьного курса исчезают 49 из 111 тем, произошло сокращение курсов ботаники и зоологии до одного часа в неделю.
Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.
В реальности в 2017 году в зафиксировано 40 тыс. случаев издевательства над животными. Несмотря на декларацию важности и необходимости экологического образования и воспитания, образовательные и воспитательные структуры государства все меньше и меньше заботятся о реальном наполнении этих постулатов. Сделанные поправки в Конституцию едва ли внесут в поправки в мировоззрение человека.
Для полноценного экологического образования и воспитания мало аудиторных занятий с учебниками и книгами, нужно общение с живой природой, что можно достичь только в экспедиции. Экологическая экспедиция по своей малой Родине естественный, логичный и наиболее короткий путь к формированию бережного отношения к природе, формирования экологических знаний, понимания необходимости мирного сосуществования природы и человека.
Экологическая экспедиция, да еще детская, да еще организованная не профессиональными биологами, а журналистами должна иметь свои особенности. Она должна иметь по крайней мере три уровня познания и структурирования. Первый уровень – умение жить, не нарушая законов природы, не загрязнять, не мусорить, не вредить. А с другой стороны – уметь пользоваться дарами природы. Второй уровень – уметь познавать мир природы, уметь пользоваться полученными знаниями, навыками и умениями. Вместе с руководителями уметь раскрывать тайны природы. Третий уровень – общение с населением: со сверстниками, со взрослыми, с журналистами; быть способным к творчеству, учиться этому. Уметь отстаивать свои экологические принципы перед любой аудиторией.
25 лет газета «Природа Алтая», экспедиция и движение «Начни с дома своего» реализует все эти три уровня формирования экологического мировоззрения.

Почему это важно?

Но вернемся к кризисам, которые и омрачают судьбу человечества, и не позволяют ему развиваться и жить вечно на планете Земля. Думается, что экологический кризис не первый в истории человечества и, разумеется, не последний, если оно его преодолеет. Возможно пандемия короновируса это очередной экзамен человечества на прочность.
Экологический кризис, который является притчей во языцах и у политиков, и у философов это очередной квалификационный экзамен человечеству.
Собственно говоря, человечеству надо потянуть время, пока количественные изменения в социальных структурах в ноосфере не претерпят качественных изменений и не выльются в новую сущность. Что это будет за сущность, предположить и предсказать невозможно. Точно так же, как протекает жизнь в параллельных мирах.
Другое дело, как достигнуть этой новой сущности, торжества Духа и Гармонии. Философы космисты видят достижение ее в объединении всего человечества под одной идеей, ибо только коллективные усилия могут совершить чудо и поднять человечество на новый уровень. И конечно же всемирная идея не может нести в себе элементы разрушения.
Близкий друг Вернадского и его соратник по духу Тейяр де Шарден писал по этому поводу: «Ложен и противоестествен эгоцентрический идеал будущего, якобы принадлежащего тем, кто руководствуясь эгоизмом, доводит до крайнего эгоизма принцип «Каждый за себя». Любой элемент может развиваться и расти лишь в связи со всеми другими элементами и через них, так же ложен и противоестествен расистский идеал, когда одно ответвление захватывает для себя весь сок дерева и поднимается за счет отмирания других ветвей. Чтобы пробиться к Солнцу, требуется комплексный рост всей кроны.
Вход в сверх человечество открывается вперед не для нескольких привилегированных лиц, не для одного избранного народа. Двери будущего откроются только под напором всех вместе и в том направлении, в котором все вместе могут соединится и завершить себя в духовном обновлении Земли».
Миром правят идеи, но глобальные идеи должны реализоваться через конкретные проекты на отдельно взятой территории, только тогда произойдет преодоление экологического кризиса. И как знать не является ли движение «Начни с дома своего» и принципы, на которых оно основано «ариадниной нитью» на пути единства человека и природы.
Мы верим в это и будем работать дальше.

Андрей Николаевич Куприянов, д.б.н., проф.,
Председатель Совета ботанических садов Сибири и Дальнего Востока,
Директор Кузбасского ботанического сада ИЭЧ СО РАН (ФИЦ СО РАН)
4 Января

  




Проект «Возродим леса Алтая»













Выставка «Нет важнее ничего – Начни с дома своего»


«Природа Алтая»
№6 2016 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№5 2016 г




«Природа Алтая»
№4 2016 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№3 2016 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№1-2 2016 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№11-12 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№10 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№9 2015 г




«Природа Алтая»
№7-8 2015 г




«Природа Алтая»
№6 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№5 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№4 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№3 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№1-2 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№11-12 2014 г






Темы номера


«Природа Алтая»
№9 2014 г



Темы номера


Карта туристических районов
Алтайского края



Посмотреть карту с описанием


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2021 г.©