Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
Алтайский край. Работы по строительству ГТС на озере Белое у посёлка им. 8 марта Курьинского района выполняются в срок
Оценку работ на объекте капитального строительства на текущей неделе провели специалисты отдела водных ресурсов Минприроды края.
Произведена заливка основного тела плотины, следом будет заливаться лоток быстротока и открылки тела плотины. На этом процесс бетонных работ будет закончен. Пазухи тела плотины будут засыпаны завозным глиняным грунтом с послойной трамбовкой.
На объекте работает бригада из семи человек, используется несколько единиц техники: буровая установка, бетоносмеситель, фронтальный погрузчик. Для откачки воды, просачивающейся сквозь существующую аварийную плотину, используется дренажный насос. Таким образом вода выводится в русло реки, минуя строительную площадку, и не мешает выполнению работ.
Материалы, технологические процессы соответствуют проекту и проводятся без нарушений.
Функциональное назначение ГТС – регулирование поступления воды из озера Белое в нижележащий пруд камнерезного завода. Длина плотины 20 м, высота почти 6 м, ширина по гребню 2 м. Гидротехническое сооружение состоит из трех элементов: тело плотины, щитовой водосброс и быстроток для отвода воды.
Ручное управление щитовых затворов (шлюзов) позволят при необходимости регулировать уровень воды в паводковый период. Нормативный срок эксплуатации – 50 лет. Цель строительства – предотвращение гидродинамической аварии на существующем ГТС.
Необходимость проведения капитального строительства гидротехнического сооружения вызвана неработоспособным состоянием существующего ГТС.
В связи с длительной эксплуатацией сооружений произошел значительный физический износ. Разрушились бетонные и железобетонные конструкции плотины. Имеются сквозные отверстия, многочисленные трещины и разрушения бетона. В месте сопряжения плотины со скальным основанием есть промоина протяженностью около 3-х м. Плотина находится в неработоспособном состоянии.
На водосбросном сооружении отсутствует подъемный механизм для маневрирования щитами затворов, разрушена часть металлической рамы с пазами для установки затворов. Водосброс находится в неработоспособном состоянии. Отводящий канал находится в работоспособном состоянии, дно каменистое имеются искусственные пороги-ступени. Плотина, перегораживающая пруд, относится к комбинированным деревянно-земляным плотинам, так называемого «русского типа». Её высота 10 м, длина 150 м. По плотине проходит основная дорога поселка на завод и на другую сторону пруда.
В границах участка расположена территория исторически и функционально связанная с ансамблем федерального значения «Комплекс Колыванской шлифовальной фабрики: плотина, пруд, канал, шлюз» конца XVIII- начала XIX вв., являющаяся его неотъемлемой частью.
Объект входит в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Справочно: Колыванская шлифовальная фабрика построена в заводском поселке в 1802 году на месте прекратившего плавку меди медеплавильного завода династии Демидовых, перешедшего во второй половине ХУЩ века в собственность Кабинета Его Императорского Величества. Это третья и последняя фабрика после Петергофской и Екатеринбургской в Российской Федерации, но отличалась принципиально от двух первых тем, что на Колыванской шлифовальной фабрике впервые применена энергия воды для механической обработки камня. Заводской пруд, приводивший в движение меха, подававшие кислород в медеплавильные печи, использовался для привода водоналивного колеса диаметром более 5 метров, от которого посредством ременно-блочной трансмиссии механическая энергия передавалась на ручные шлифовальные машинки.
За время существование фабрики изготовлено более 900 значительных произведений. Большая часть их сохранилась до сего времени. Только в каталоге Государственного Санкт-Петербургского Эрмитажа насчитывается 89 ваз, торшеров, чаш, 4 камеи, в том числе и знаменитая непревзойденная овальная «Царица ваз», размером по большому диаметру более 5 метров.
Изделия завода разошлись по всему свету. Их можно встретить в государственных музеях и частных коллекциях Турции и Японии. Швеции и Франции, в таких городах, как Париж, Вена, Чикаго, Лондон.