Природа сибири Начни с дома своего
   Главная      Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   

Поиск по датам

  
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
На ленту новостей

26.12.2022: В прокуратуре Алтайского края состоялось заседание межведомственной рабочей групп

29.04.2022: Ёмко, представительно и результативно. Около 800 саженцев сосны в рамках Всероссийской акции «Сад Памяти» высадили волонтеры в Барнауле

25.04.2022: В День Земли в крае стартовала экологическая акция «Возродим кедры России – кедры Алтая!»

26.03.2022: Общественная палата Алтайского края готовит законопроект об экологическом образовании

29.12.2021: О результатах работы Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры по обеспечению законности в сфере охраны окружающей среды в 2021 году

10.06.2009: «Урожайный» июнь

31.07.2009: Закончена ежегодная, 12-я по счету детская общественная экологическая экспедиция «Начни с дома своего»

11.09.2009: Диплом конкурса "Сибирь - территория надежд" нам вручили на Иссык-Куле

17.09.2009: Все о палах или когда горит трава

18.09.2009: Юбилей заповедника «МЫ СОХРАНЯЕМ ВЕЧНОСТЬ»



А вы знаете, что....
Правое легкое человека вмещает в себя больше воздуха, чем левое



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды
Шаг за шагом
HennaMehndi.Ru

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

По страницам газеты "Природа Алтая". По следам Рериховской экспедиции


Продолжаем знакомить вас с публикациями очередного выпуска газеты "Природа Алтая".

Прошлым летом маршрут детской экологической экспедиции «Начни с дома своего» чудесным образом пересёкся с путём Центрально-Азиатской экспедиции великого художника, философа и исследователя Николая Рериха. Так совпало, что маршруты этих двух экспедиций сошлись в одной точке, а именно в селе Верхний Уймон, день в день, только с интервалом ровно в 93 года. И поэтому участники «Начни с дома своего» не могли не посетить Мемориальный музей Николая Константиновича Рериха, который расположен на территории бывшей усадьбы старовера Вахрамея Семёновича Атаманова. Именно здесь в августе 1926 года на 13 дней останавливался Николай Константинович Рерих со своей супругой Еленой Ивановной и сыном Юрием. В этом доме его приняли гостеприимные хозяева, а Вахромей Семёнович стал бессменным проводником семьи Рерих по Горному Алтаю.

Художник-философ

В музейной усадьбе ребят встретил представитель Сибирского рериховского общества (г. Новосибирск) экскурсовод Сергей Сапунков. Он рассказал, что Николай Рерих больше известен, как художник, однако он был гораздо более многогранной личностью и его творческое, исследовательское и философское наследие не менее значимо для человечества.

- Николай Рерих написал около семи тысяч картин, многие из которых хранятся в самых известных галереях мира, их можно увидеть в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее искусства народов Востока, - пояснил Сергей Реомирович. - А ещё им создано около тридцати томов литературных трудов, в том числе два поэтических сборника. Кроме того Николай Константинович является автором идеи и инициатором Пакта Рериха, основателем международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира». Так что Николай Рерих был не только художником, но и философом, писателем, общественным деятелем, путешественником и археологом.

Сергей Реомирович подробно рассказал ребятам о Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха, которую некоторые исследователи называют одной из наиболее значительных и плодотворных в Центральной Азии в XX веке.
Это путешествие продолжалось с 1923 по 1928 год.
Переправившись из Нью-Йорка в Индию, Николай Константинович, его супруга Елена Ивановна, сын Юрий и другие участники преодолели долгий путь через индийские области Сикким, Кашмир, Ладак, а также китайский Синьцзян и Россию с заездом в Москву и длинным маршрутом по Сибири, прошли Монголию и Тибет. Затем экспедиция, сделав круг, вернулась в Индию. У многих возник вопрос: как стало возможным организовать такую масштабную экспедицию в те трудные годы?

- Все начинается с мечты, и эта мечта Николая Рериха проникнуть в удаленные места Центральной Азии и прикоснуться к тайне духовных сокровищ побудила его к организации серьёзной экспедиции, - рассказал Сергей Сапунков. – Она вела его к цели на протяжении многих лет. Впервые Николай Константинович начал планировать Центрально-Азиатскую экспедицию в 1913 году, но начавшаяся год спустя Первая Мировая война не дала этим планам осуществиться. И Николай Рерих ждал, пока наступят более благоприятные времена. К сожалению, в 1916 году он заболевает воспалением лёгких, и по этой причине вместе с семьёй переезжает из Петербурга в местечко Сердоболь, что в Финляндии, которая тогда была частью Российской Империи.
Но всё изменилось в 1917 году. В России отгремели две революции, а новорожденная Советская власть предоставила Финляндии независимость. Так семья Рерихов неожиданно оказалась в другом государстве, которое к тому же вскоре закрыло границу с Советской Россией, охваченной пламенем Гражданской войны. Но и это не заставило Николая Константиновича расстаться со своей мечтой об экспедиции по Центральной Азии. Но решил, что всё равно будет к ней готовиться, причём самым серьёзным образом.

Вслед за мечтой

Но одной мечты для этого недостаточно, нужны деньги. Сергей Реомирович пояснил, что к тому времени Николай Рерих был уже очень известным художником, его приглашали с выставками в разные страны Европы и Америки, и Николай Константинович принимал эти приглашения. Переезжая из города в город, устраивал выставки и продавал свои картины, а вырученные деньги откладывал на проведение экспедиции. Ошеломительный успех ожидал его в США. Первую же его выставку, которая состоялась в этой стране, в день открытия посетило около десяти тысяч человек.

- Вокруг Николая Рериха стали собираться не просто почитатели его таланта, как художника, а единомышленники, - рассказал Сергей Сапунков. – И Николай Константинович вместе с этими людьми начинает организовывать в США школы искусств и международные культурные организации. И восхищенные американцы, которые всё больше стекаются и эти центры, люди деятельные, которые действительно хотят чего-то нового, строят первый в мире музей Николая Рериха в Нью-Йорке. Вот этот музей организовал и финансировал Центрально-Азиатскую экспедицию.

Как пояснил Сергей Реомирович, путешествие это было очень непростым. Значительная часть пути пролегала по горным тропам. Участникам экспедиции приходилось преодолевать перевалы высотой более пяти тысяч метров над уровнем моря. На особо сложных участках приходилось использовать для перевозки грузов и людей яков, потому что лошадям такой маршрут был не по силам.

По пути исследователи сталкивались с множеством опасностей. Охране неоднократно приходилось отбивать нападения бандитов, а в Тибете местные власти несколько месяцев удерживали путешественников на высокогорном плато. В этом плену погибло несколько участников экспедиции и большинство вьючных животных. Но эти трагические события не остановили путешественников, и они прошли весь задуманный маршрут от начала и до конца. Им удалось провести археологические, этнографические и лингвистические исследования, собрать уникальный материал о культуре и быте местных народов, составить описания обычаев и фольклора, добыть редкие манускрипты. Участники экспедиции демонстрировали уважение к традициям народов Востока, а сын Николая Константиновича Юрий свободно владел несколькими восточными языками. Благодаря этому исследователи получили доступ в прежде закрытые для европейцев буддистские святыни и познакомились со священными рукописями. Результатом этого непростого путешествия стали книги Николая Рериха «Сердце Азии» и «Алтай - Гималаи».

На Алтай!

Сергей Сапунков рассказал, что в 1926 году Рерихи пересекли границу СССР в районе озера Зайсан. Сейчас это территория Республики Казахстан. Пароходом по Иртышу они добираются до Омска и на поезде отправляются в Москву, где им предстоит провести важные переговоры на правительственном уровне о дальнейшем прохождении экспедиции по советской территории. Также они встречались с деятелями культуры и представителями творческой интеллигенции.

- Далее поезд везёт их на Восток, в Новониколаевск (ныне Новосибирск), откуда Рерихи отправляются на Алтай, в места, куда Николай Константинович всегда стремился, - пояснил Сергей Реомирович.

Как рассказал Сергей Сапунков, семья Рерихов и их спутники на пароходе прибыли в Барнаул, где встретились с местными художниками, а на следующий день так же на пароходе отправились в Бийск, где пересели на лошадей и через село Алтайское пустились в путь в священную Уймонскую долину. 7 августа 1926 года они вошли в Верхний Уймон.

- Остановились Рерихи в этом самом доме, - пояснил Сергей Реомирович. – Его хозяин Вахромей Атаманов был уважаемым в этих местах человеком. Знал несколько языков, по выписанным из Барнаула книгам изучил медицину и лечил травами односельчан, мог править кости и делать простейшие операции. А ещё он прекрасно знал окрестности и славился, как отличный проводник. Именно он и водил экспедицию Рерихов по этим местам.

За 12 дней, проведённых в Уймонской долине, Рерихи посетили Теректинский хребет и отроги Катунского хребта, побывали на северной и южной сторонах Белухи. А когда они завершили свои исследования, Вахромей Семёнович проводил их до Бийска. Как опытный проводник, повёл экспедицию оптимальным путём, через знаменитую Денисову пещеру.
Пребывание на Алтае произвело на Николая Рериха столь сильное впечатление, что он планировал вернуться в эти места и поселиться в Верхнем Уймоне. К сожалению, эту мечту ему осуществить не удалось.

Судьба усадьбы

Обо всём этом Сергей Сапунков рассказал ребятам у большой карты, которая расположена прямо в усадьбе, на стене дома, приютившего Рерихов. Оказывается, дом этот сохранён лишь усилиями последователей Николая Константиновича и его семьи. Он буквально возрождён из небытия. А его хозяина постигла печальная участь.

- Судьба семьи, которая принимала семью Рерихов, сложилась трагически, - рассказал Сергей Сапунков, знакомя ребят с экспозицией, посвящённой восстановлению этого дома. – Через три года после Рериховской экспедиции Вахромей Атаманов был раскулачен и вместе с семьёй сослан в Нарым (Томская область), где он вскоре скончался. А усадьба отошла властям. Многочисленные ремонты и перестройки постепенно меняли облик дома. Сначала в нём располагалась какое-то учреждение. Первая реконструкция произошла в 1932 году, и там был размещён детский сад. В дальнейшем дом сдавался под жильё для семей совхозных рабочих, использовался как контора и общежитие. Со временем дом был заброшен и обветшал настолько, что туда забредал скот. Нижние венцы его подгнили. В 1951 году второй этаж дома сняли и поставили на землю в семи метрах от его первоначального места расположения, а первый этаж разобрали и вывезли из деревни.

Как рассказал Сергей Реомирович, в 1974 году в бывшем доме Варфоломея Атаманова (а вернее, в том, что от него осталось) к столетию Николая Рериха открыли небольшой музей. Это была первая попытка. И неудачная. Ведь здание в основном было на замке, хотя и охранялось государством. Ситуация изменилась в 1995 году, когда в Новосибирске было образовано Новосибирское Рериховское общество, которое возглавила ученица Николая Константиновича Наталья Дмитриевна Спирина. Тогда-то, по словам Сергея Сапункова, и было принято решение об открытии музея в Верхнем Уймоне. Но с оговоркой – дому Вахромея Атаманова надо вернуть его первоначальный вид, чтобы он выглядел точно так же, как и во время пребывания в нём семьи Рерихов.

- Особых средств у Новосибирского Рериховского общества тогда не было и Наталья Дмитриевна через журнал «Общество» попросила читателей помочь построить музей в Верхнем Уймоне, - рассказал Сергей Реомирович. - И на ее призыв с разных концов бывшего СССР пришла на Алтай помощь. У кого нашлись деньги, у кого инструменты, у кого - руки золотые. Путём раскопок было найдено историческое место расположения дома Вахромея Атаманова. Был произведён демонтаж сохранившегося второго этажа подлинного дома. Каждое брёвнышко тщательно осматривалось, отбраковывалось; пригодные к реставрации детали маркировались и откладывались, весь процесс снимался на видеоплёнку. Было спасено 55 брёвен — те самые 20 процентов бревенчатой кладки. В хорошем состоянии сохранились стропила, чердачные и потолочные перекрытия, ригели, оконные коробки, подоконные доски. Всего было отреставрировано и применено около 70 процентов подлинного материала. В целом это составило примерно третью часть от двухэтажного дома.

В 2000 году, после того, как был поставлен сруб и завершены основные работы, сотрудники Музея Николая Рериха в Нью-Йорке прислали фотографии 1926 года, относящиеся к Центрально-Азиатской экспедиции. Эти снимки стали подтверждением того, что дом был восстановлен предельно точно.

Центр притяжения

Теперь музей принимает гостей со всего мира, которые приезжают в Уймонскую долину, чтобы душой прикоснуться к тем местам, которые так покорили Николая Рериха и вдохновили его на создание множества великолепных картин. А фотографии, повествующие о том, как шло восстановление этого дома, размещены в сенях. Рядом – стенд, рассказывающий о строительстве и культурно-просветительной работе Музея Николая Рериха в Новосибирске. Сергей Сапунков пояснил, что многие туристы, побывав в Музее на Алтае, потом специально приезжают в Новосибирск, чтобы и посетить здесь Музей Николая Рериха, и наоборот — побывавшие в новосибирском Музее стремятся попасть на Алтай.

После того, как юные экологи ознакомились с этими фотографиями, Сергей Сапунков провёл их в просторную комнату, где размещена экспозиция, посвящённая старообрядческому быту семьи Атамановых. Здесь воссоздана обстановка тех лет: вдоль стен стоят длинные лавки, в «красном углу» — иконостас, под ним — стол, накрытый белой скатертью. Справа от входа — большая русская печь, занимающая почти четверть комнаты, на полу — домотканые дорожки. На одной из стен размещена выставка фотографий, полученных из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, на которых запечатлены члены экспедиции Николая Константиновича и семья Вахромея Атаманова. Многие ребята впервые увидели, как выглядят настоящие палати.

«Травчатый живописец»

Сергей Реомирович рассказал много интересного о крестьянском быте староверов в начале прошлого века и показал много диковинных предметов – старинные утюги, кухонную утварь и прочее. До такие вещи из прошлого можно увидеть во многих краеведческих музеях. А вот чего, наверное, больше нигде не встретишь, так это образца росписи сестры хозяина этого дома, которую все звали бабушкой Агашевной. А Николай Рерих назвал её «травчатым живописцем». Краски она делала сама – из растений и минералов, сама варила олифу и разрисовывала диковинными травами, цветами и птицами все деревянные части домов в Верхнём Уймоне. В этом же доме ею было разрисовано буквально всё – даже потолки. К сожалению, эта искусная роспись, которой восхищался Николай Константинович, не сохранилась. Остался лишь один образец на небольшой дощечке, взятой их другого дома.
В других залах музея ребята ознакомились с репродукциями картин Николая Константиновича, а Сергей Сапунков рассказал им о том, почему былинные русские богатыри изображались Николаем Рерихом с азиатскими чертами лица, какое значение имеет цветовая гамма картин разных периодов творчества, насколько широко раскрывается художником тема подвига.
Особое внимание Сергей Реомирович уделил рассказу о картинах Николая Константиновича, связанных с его пребыванием на Алтае. Он показал ребятам репродукцию эскиза изображения Белухи с южной стороны. Он уверен, что именно с этого эскиза была написана знаменитая картина «Победа». Создана она была в честь победы советских войск в битве под Москвой. Уже тогда, в 1942 году, Николай Рерих был уверен в том, что СССР победит в этой войне.

Другое изображение Белухи было сделано с Теректинского хребта. Сама картина находится в частной коллекции в Москве, поэтому гости музея могут видеть только репродукцию.
Сергей Сапунков показал юным экологам и последнюю картину Николая Константиновича, которую он начал писать в Гималаях во время ожидания ответа Правительства СССР на его просьбу разрешить переехать на Алтай. Дождаться ответа он не успел, как и завершить картину. Даже на незавершённом полотне отчетливо угадывается изображение трёхглавой Белухи. А между тем с момента его путешествия по Алтаю прошло немногим более двадцати лет.

Осознание красоты

С интересом ребята рассматривали выставку минералов со всего света.

- Эта коллекция находится здесь потому, что Николай Рерих был ещё и геологом, - пояснил Сергей Сапунков. – Они удивительно красивы, и Николай Константинович считал, что именно красота обогащает внутренний мир человека. Фёдор Достоевсий говорил, что красота спасет мир. Николай Рерих уточнил, что мир спасёт осознание красоты. Смотрим-то мы все, а вот видим по-разному. Один человек замер в изумлении: какие краски восхода на небе, как удивительно первый луч солнца окрасил вершины гор, как прекрасно звучит музыка. Другой понять не может, что в этом такого восхитительного, и не воспринимает этой красоты. Но именно красота во всем своем многообразии обогащает наши души. Поэтому мы здесь поместили камни, которые собраны со всех концов нашей земли и отражают красоту окружающего нас мира. Нам не хотелось суживать мир до границ нашей планеты, и мы добавили сюда два метеорита, чтобы раздвинуть эти рамки до беспредельности.

Однако ребята отметили – земные камни все-таки красивее космических «странников».

Пакт Рериха

Отдельная экспозиция посвящена знаменитому Пакту Рериха. О том, насколько он важен для объектов культурного наследия, рассказал Сергей Сапунков.

- Это, возможно, самый значимый вклад Николая Константиновича в мировую культуру, - отметил он. - Пакт Рериха – это Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников. Дело в том, что войны убивают не только людей, но и произведения искусства. В 1935 году его подписала 21 страна Северной и Южной Америки. Впоследствии на его основе были разработаны другие международные документы, такие как Гаагская конвенция.
Пакт Рериха стал первым в истории международным договором об охране культурного наследия, установившим преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью.
Символику Пакта Николай Рерих разрабатывал сам. В её качестве он предложил «Знамя Мира», представляющее собой три красных сферы, заключённых в круг на белом фоне.

- Николай Константинович объяснил свой выбор тем, что этот символ встречается в разные эпохи у многих народов, в христианском, буддистском мире и может послужить объединяющим началом для всего человечества, - пояснил Сергей Реомирович. - По словам самого Николая Рериха, три соединённые амарантовые сферы на белом фоне в круге - это символ вечности и единения.

Здания, на которых вывешено это знамя, пользуются международным покровительством, и не должны использоваться правительствами в военных целях, а также разрушаться бомбардировками и обстрелами во время войны.
В Мемориальном Музее Николая Рериха юные экологи узнали ещё много фактов из жизни этого удивительного человека, увидели репродукции его картин, поражающих тонкостью восприятия мира и богатством красок, рассмотрели некоторые личные вещи Николая Константиновича и его супруги Елены Ивановны. Экскурсия по музейной усадьбе продолжалась около двух часов, но ребята ещё долго не хотели отпускать Сергея Сапункова, задавая ему множество вопросов о путешествии Николая Рериха, его картинах и философских воззрениях.

Елена Панфило
Фото автора
10 Апреля 2020

  




Проект «Возродим леса Алтая»













Выставка «Нет важнее ничего – Начни с дома своего»


«Природа Алтая»
№6 2016 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№5 2016 г




«Природа Алтая»
№4 2016 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№3 2016 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№1-2 2016 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№11-12 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№10 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№9 2015 г




«Природа Алтая»
№7-8 2015 г




«Природа Алтая»
№6 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№5 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№4 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№3 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№1-2 2015 г



Темы номера


«Природа Алтая»
№11-12 2014 г






Темы номера


«Природа Алтая»
№9 2014 г



Темы номера


Карта туристических районов
Алтайского края



Посмотреть карту с описанием


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©