Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №3 2011 г. (март 2011)


А вы знаете, что....
Человек - единственный представитель животного мира, способный рисовать прямые линии



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№3 (183) 2011 год / 8 страница

8 страница. Встречи в пути
Встречи в пути
«Почему я занимаюсь организацией походов для детей? Да потому что у каждого ребенка должен сформироваться собственный критерий оценки красоты. Эту духовную работу каждый юный турист должен проделать самостоятельно, привить критерии оценки искусственно невозможно». Павер Навротский

Каждый турист обязан быть экологом

Путешественник-строитель
- Приходилось ли вам бывать в экзотических странах, и какое из «заграничных» путешествий запомнилось вам больше всего?
- Это было не просто путешествие, это была настоящая гуманитарная миссия. В конце 70-х годов ХХ века я в составе международного строительного отряда работал на строительстве детского госпиталя в Йемене. Отбор был очень серьезным, право участвовать в этой стройке нужно было завоевать. Работать приходилось в тяжелых условиях – непривычный климат, жара, пыльные бури. Но в помещениях, где нас разместили, были установлены кондиционеры. Местное население приняло нас очень сердечно и доброжелательно, начиная от простых людей и заканчивая главой государства. Для нас это было и знакомством с представителями другой культуры, и путешествием в экзотическую африканскую страну. А еще мы очень гордились, что выполняем такую благородную миссию, что нам доверили участвовать в строительстве такого важного объекта.
Потом были и другие заграничные путешествия: Польша, Германия, Голландия, Франция, Бельгия, Австрия. Но это уже позднее, в рамках международной программы «Дети без границ». И тогда со мной уже были педагоги краевого центра детско-юношеского туризма (в те годы он назывался КСЮТУРом), школьники и студенты.
Это были не только путешествия, во время этих поездок проводилась совместная работа исследовательско-педагогического характера. Иностранцам были интересны наши технологии работы с детьми и молодежью в сфере туризма, ребята получили незабываемые впечатления от посещения европейских стран.


Турист-педагог
- Павел Иванович, вы были археологом, альпинистом, строителем. Как случилось, что вы стали еще и педагогом?
- В 1982 году окончил АГУ, отработал один год в школе и в 1983 году попал по распределению в КСЮТУР (ныне – Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения). Так я и пришел в детский туризм. Сначала – не в спортивный (чем занимаюсь сейчас), а в педагогический. Был методистом по краеведению.
Конечно, были экспедиции, познавательные походы, налаживание работы школьных и межшкольных музеев.
А в 1989 году я стал заведующим оргмассовым отделом и переключился на спортивный туризм.
Пришлось многому учиться и параллельно учить всему этому педагогов своего отдела.
Было множество походов – не только по Горному Алтаю, но и по Горной Колывани, по степной части Алтайского края. Были и сплавы по реке Кулунда. Сейчас же и дети, и взрослые тянутся к чему-то более яркому – их больше привлекают красоты именно Горного Алтая с его живописными ландшафтами и бурными реками.
В Алтайском крае много очень интересных мест: Горная Колывань, Коргонский хребет, Салаирский кряж, Белокуриха. Мы с ребятами, инструкторским составом и педагогами проводили (и проводим) там свои туристско-спортивные сборы, соревнования, походы.
В 90-е годы ХХ века выезжали на запад Тянь-Шаня (близ Ташкента), в район Алатау (близ Алма-Аты) и на озеро Байкал.
Ну и, конечно, мы ездим с ребятами и педагогами в Горный Алтай. С точки зрения детско-юношеского туризма, здесь наиболее интересна его центральная часть – Южный район Чуйского тракта, окрестности Белухи, сопредельные территории Республик Тыва и Хакасия, в частности, район Большого Абакана. Мы организовываем походы в эти места.
Наши школьники и педагоги бывают у знаменитой на весь мир отшельницы Агафьи Лыковой, которая очень гостеприимно их встречает. И вообще нашим ребятам скучать не приходится – походы, сборы, экспедиции…
План мероприятий Алтайского краевого центра детско-юношеского туризма насыщенный и разнообразный. Мы даем ребятам возможность не только путешествовать, но еще и проводить собственные исследования и защищать свои научные работы, выполненные по результатам их путешествий и экспедиций. И ребята с увлечением занимаются и туристической, и исследовательской деятельностью.

Туризм и экология
- Павел Иванович, говорят, что вы большое внимание в своей педагогической работе уделяете экологическому воспитанию юных туристов…
- А как иначе, ведь у туристов самые тесные отношения с экологией. Дело в том, что туризм – это не вид досуга или развлечение, это образ жизни. И он предполагает, прежде всего, гармоничные взаимоотношения цивилизации и природы. В этих взаимоотношениях турист оказывается на передней линии фронта.
От неразумного и пренебрежительного отношения к природе он страдает больше остальных. Отдыхающие могут нанести вред природе, оставить после себя мусор и со спокойной душой уехать. Они на природе отдыхают, а туристы – живут.
Поэтому каждый турист просто обязан быть экологом – ему нужно сосуществовать в гармонии с природой. При таком отношении к природе он остро замечает все негативные моменты экологического характера.
Я сравню это с восприятием живописи. Можно изучать творчество великих художников по репродукциям их картин. Но оценить их уникальность и красоту таким образом невозможно. Для этого необходимо видеть оригиналы.
Так и с природой. Если не соприкасаться с ней в таком тесном контакте, бесполезными окажутся даже самые лучшие и правильные книги.
Турист ходит именно там, где сохранилась естественная природа, а значит – естественная красота. Сначала дети воспринимают ее внешнюю красоту и первозданность. Затем, бывая на природе, по мере формирования критериев прекрасного и углубления его восприятия, они учатся обращать внимание на красоту внутреннюю, и начинают в соответствии с этими критериями оценивать еще и самих себя. И меняется их мировоззрение и отношение к окружающей природе. Это большая духовная работа, необходимая для настоящего туриста, для которого природа – не просто красивый фон для проведения досуга, а нечто гораздо большее.

Обычное дело
Нам часто приходится убирать мусор за другими и наводить порядок на местах стоянок. Вообще, убирать за нерадивыми туристами – для наших ребят и педагогов обычное дело.
Недавно ко мне пришли мои студенты из Российской международной академии туризма и предложили в августе этого года по окончании туристического сезона провести экологическую акцию на Шавлинских озерах, что в Республике Алтай, – очистить берега этих уникальных озер от мусора, оставленного нерадивыми туристами.
Меня, как педагога, эта инициатива порадовала. Ведь именно эти ребята в скором будущем придут в туристический бизнес и от них, в том числе будет зависеть, сохраним ли мы нашу природу в ее первозданной красоте.

Археолог-альпинист
- Павел Иванович, сейчас путешествия стали важной частью вашей работы, а с чего началось ваше стремление к путешествиям?
Мое детство прошло в селе Зимари Калманского района. Я с самых ранних лет мечтал о дальних странствиях. Зачитывался книгами об отважных путешественниках. В моей комнате висела огромная карта мира. Уже тогда я знал многое почти обо всех странах и представлял себе, как когда-нибудь окажусь там. Но единственным путешествием моего детства стал поход к реке Барнаулке… Но, этими мечтам и я по мере взросления не «переболел».
Поступив на истфак АГУ, я сразу же побежал узнавать, какие возможности путешествовать предоставляет своим студентам этот вуз. Туристической секции тогда в АГУ не было, а вот альпинистская была, и я, не раздумывая, отправился туда. Вот с этого-то и началась моя альпинистская карьера.
Свою специализацию я также выбирал исходя из того, какие возможности в плане путешествий она несет. Я выбрал археологию и не ошибся. Она дала мне возможность узнать много нового об истории развития человечества и вместе с тем побывать в разных уголках Алтайского края, а также за его пределами. Мне довелось немало путешествовать с археологическими экспедициями. Моим научным руководителем был ректор АГУ Юрий Федорович Кирюшин. С ним мы ездили на раскопки в Горный Алтай, объездили едва ли не весь Алтайский край, вели раскопки в Томской области. За археологический сезон мы «наматывали» тысячи километров.
- Насколько интересными для вас были эти археологические путешествия?
- Это было удивительно интересное время. Тогда, в 70-80-х годах прошлого века, по большому счету археология на Алтае только зарождалась, и многие наши находки были настоящим открытием. Денисову пещеру, знаменитую благодаря уникальным археологическим находкам, тогда еще не открыли. Мы вели раскопки на курганах, могильниках, древних поселениях. Я занимался изучением Скифского периода (V-I века до нашей эры). Наши находки свидетельствовали о том, что даже тогда, на заре цивилизации, находились люди, которых влекли странствия в дальние страны. Они привозили из путешествий украшения и предметы быта, присущие другим культурам. Так что связи между различными культурами были крепче и «старше», чем мы могли предполагать. Много было таких находок, в частности, во время раскопок в Михайловском районе в могильнике сарматского периода. Там мы обнаружили удивительные украшения, которые доказывали, что даже в те времена существовала взаимосвязь между различными культурами.
Работы у нас было много. Мы ежегодно вскрывали десятки, а то и сотни квадратных метров древних поселений и могильников, не затронутых ранее археологическими раскопками. Необходимо было проводить раскопки на полях, которые уходили под орошение – ведь разрешение на устройство оросительных систем в то время выдавалось только после того, как на тех территориях поработали археологи.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2021 г.©