Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 2014 г. (ноябрь-декабрь) 2014 год


А вы знаете, что....
Мужчины примерно в 10 раз чаще женщин страдают дальтонизмом



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2014 год
№11-12 (227-228) / 85 страница

85 страница. Сказки народов ЗемлиСказки народов Земли

Абсолютно каждый человек, каждый из нас, находясь в раннем детстве, слушал сказки. Их чаще всего рассказывают теперь (в последнее столетие) детям. Почти все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) – это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать, когда именно. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, Интернет и другие распространённые источники информации. Сказки – это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего и даже, возможно, будущего. Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза́ть».

Китайские народные сказки

БыкОвца, коза и бык
Хозяин пастбища требовал от своих животных молока, а есть им почти не давал. Но особенно ненавидели его животные за то, что он продавал их детёнышей мяснику. В общем, одна коза и одна овца убежали от него. Идут они и видят тощего быка. Бык пожаловался им:
– Хозяин заставляет меня возить телегу, а кормить не кормит!
Взяли они быка с собой, пришли на обильное пастбище и поселились там. Но тут у быка разыгрался ревматизм. Коза и овца собрали немного хвороста, чтобы погреть ему ноги, и вдруг видят: за горой дымок. Они пошли туда, поддерживая быка с обеих сторон. По дороге нашли тигриную шкуру, потом волчью и лисью и повесили их на рога быку.
Оказалось, что дымок шёл из пещеры, где лиса устраивала пир для тигра и волка.
– Чем же ты угостишь нас сегодня? – спросил тигр.
Лиса увидала приближающихся животных и ответила:
– А вон обед сам идёт к нам!
Овца и бык хотели бежать, но коза удержала их, ввела в пещеру и сбросила с рогов быка тигриную, волчью и лисью шкуры.
– Ну как, – спросила она у хозяев, – сами будете с себя шкуры снимать или вам помочь?
Лиса и волк тут же пустились наутёк, а тигра бык прижал рогами к стене и заставил написать обещание, что он больше никогда не будет обижать слабых.
Освободился тигр, подбежал к волку и лисе, а те и спрашивают:
– Может, все-таки вернёмся, съедим их?
Животные увидели, что хищники возвращаются, и спрятались за дерево. Потом громко замычали, заблеяли, эхо разносило шум по горам, а откуда он идёт – непонятно. Испугались тигр и волк, побежали, а лису бык задавил насмерть. И долго ещё эхо повторяло:
Хватайте тигра! Хватайте волка!..
Они больше и не посмели вернуться.

Победа горного барана
Когда Нефритовый император решил отобрать лучших животных для календаря, ему труднее всего пришлось с рогатыми. Ну на ком тут остановиться? Козёл очень изящный, бык крепче козла и рогами удался, у оленя рога длиннее, чем у козла и быка, а у дракона они такие длинные, как ветки коричного дерева, что растёт на Луне. В конце концов Нефритовый император выбрал быка, дракона и оленя, а козлу велел зайти через несколько дней.
Печальный козёл побрёл домой. Там он собрал всех близких и дальних родственников и стал советоваться с ними, что делать. Антилопа предложила:
– Пошлите на состязание меня! Я бегаю быстрее оленя.
– А у меня шерсть красивее, чем у него! – возразила тонкорунная овца.
– Зато я очень сильный и умею прыгать через ущелья! – заявил горный козёл.
Один архар – горный баран – промолчал, потому что он был слишком скромным.
– Дядюшка архар, – обратился к нему козёл, – я думаю, лучше всего пойти тебе!
– Почему? – удивились все.
– Потому что у него рога самые мощные.
Пошёл архар к Нефритовому императору. Тот увидел его рога, восхитился и сказал оленю:
– Ладно, уступи ему своё место, я награжу тебя за это!
Олень послушался, и Нефритовый император осыпал его лепестками сливы, в результате чего всё тело оленя стало целебным. Он очень обрадовался, а архар вернулся домой ещё большим победителем. Все его родственники ликовали и хвалили козла за хороший совет.

Эстонская народная сказка
МедведьМедведь ходил к пчёлам мёдом лакомиться, а на обратном пути ни земли ни неба не взвидел – так его изжалили, что глаза заплыли. Овца, которая заметила его беду, спросила насмешливо:
– Что с тобой, косолапый?
– Глаза заболели, – ответил медведь
– Что же с ними случилось, косолапый? – спросила овца.
– Ох, да так просто, лесной туман одолел, – сказал медведь. – А ты кто сам-то?
– Ой-ой, старый сосед, разве ты меня больше не узнаёшь?
– Лица не разберу, а по голосу не могу признать.
Тут овца загордилась, запрыгала: нечего бояться, медведь не повредит ей. Она выпятила грудь и принялась ещё пуще насмехаться. Она громко рассмеялась и бесстыдно соврала:
– Я – волк. Всё тот же волк.
– Это хорошо, дорогой кум, а то я боялся, что ты не то овца, не то какой другой зверь поплоше, – сказал медведь. И сел он на пень и рассказал свою историю:
– Проклятые пчёлы обидели. Уж я брал осторожно и потихонечку – запустил в улей только две лапы, – но они всё-таки заметили, налетели тучей. Ты, кстати, не знаешь какого-нибудь хорошего лекарства?
– Знаю, знаю, но это лекарство трудно добыть, – ответила овца.
– Скажи, кум, скажи, может, найдём средство, – умолял медведь. И овца промолвила:
– Тут же, прямо за твоей спиной, растёт большая ель. На ветвях этой ели выросли большие пучки серого мха. Если ты сам влезешь сейчас на ель, достанешь один такой пучок и приложишь его к своим больным глазам, всё сразу пройдёт.
– Да... но как же я увижу эти пучки мха, когда я даже тебя не могу разглядеть, – пожаловался медведь.
– Ну, это беда небольшая. Ты лезь, а я снизу крикну, когда настанет время срывать мох, – научила овца.
Бедный медведь подошёл с закрытыми глазами к ели, влез на неё. Вскарабкался тотчас на верхушку, туда, где было большое осиное гнездо. И так как лезть было дальше некуда, он спросил:
– Ну, дорогой кум, можно ли начинать рвать?
– Ну, рви, рви!
– Не знаю, левой рвать или правой?
– Ну, рви левой и рви правой, ты как раз уже на нужном месте! – ответила овца.
Медведь протянул разок левую, протянул разок правую лапу, нашёл осиное гнездо, сорвал его с ветки, прижал к своим глазам. Как только он раздавил гнездо, осы вылетели и принялись яростно его жалить. И носу досталось, и в уши заползли крылатые злюки, и в густую шерсть забрались, и спину нашли. Не осталось больше ничего, кроме сплошной боли от хвоста до глаз. Тут медведь заревел, как только мог:
– Кум, кум, ведь тут с меня снимут мою дорогую шубу! Я тут с жизнью расстанусь, с жизнью расстанусь!
– Шубы с тебя не снимут и с жизнью ты не расстанешься, но по заслугам получил, косолапый! – ответила овца и так над ним посмеялась, что на всём пастбище было слышно.
Понял медведь, что его обманули, спрыгнул с ели, помчался в лес. Лишь разок оглянулся, погрозил:
– Погоди, погоди, курчавая! Не бывать больше миру между нашими родами – тебя я сам прикончу, твоим ягнятам мои сыновья свернут шеи.
Так оно и вышло: где бы ни увидел медведь овцу или ягнёнка, тут же бросается на добычу. Что умещается в брюхе – съедает на месте, что остаётся – берёт на плечо, несёт в чащу, хоронит про чёрный день под сором и хворостом.

Амхарская сказка

Лошадь, корова и овца
На одном лугу неподалёку от поля паслись лошадь, корова и овца. Однажды лошадь возгордилась и не захотела пастись вместе со своими товарищами.
– Разве не почётно возить на своей спине господина и госпожу? Разве не я вожу в коляске госпожу и её детей? – говорила она.
Тогда корова тоже не захотела пастись вместе с овцой и хвастливо говорит:
– Разве не я даю молоко моему господину? Разве не из моего молока получают сливки, которые кладут в кофе или чаи? Разве не из моего молока делают масло и творог?
Овца с презрением выслушала слова этих двух гордецов и сказала:
– Разве не я даю моему господину и госпоже шерсть, из которой делают тёплую одежду, одеяла, ковры и другие вещи? Если бы в сезон дождей, который так долго тянется, у них не было бы шерстяных вещей, как они переносили бы холод? Мой господин и моя госпожа смогут прожить без лошади, без молока, масла и творога, а вот если у них не будет тёплой одежды, они замерзнут и заболеют.
Хвастовство заслуживает порицания, скромность вызывает уважение. Надо ценить достоинства других и не преувеличивать своих собственных.

При подготовке использовались материалы сайта //skazka.mifolog.ru/


Общая информация


Словарь

Амхара, амхарцы, амара – второй по численности народ Эфиопии 
Заметки

Нефритовый император – верховное божество китайского традиционного учения дао. Его изображают как бесстрастного мудреца, который правит небом и делами людей.
     

Цифры

Архар – самый крупный представитель диких баранов, его длина составляет 120-200 см, высота в холке 90-120 см, а вес 65-180 кг. 
Культура

Хвастовство заслуживает порицания, скромность вызывает уважение


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©