Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №7-8 2012 г. (июль-август 2012)


А вы знаете, что....
Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира вместе взятые



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№7-8 (199-200) 2012 год / Страница 70

Страница 70. Музей истории города Улан-УдэМузей истории города Улан-Удэ
– Мы постоянно ищем новые формы работы с нашими посетителями, – говорит Чимита Нанзатова, наш гид. – Ведь жизнь меняется, и если музей «застынет», не будет развиваться, а останется по-прежнему лишь собранием старинных вещей и хранителем истории, кто в него будет ходить? Разве что туристы. А так жители города приходят к нам снова и снова.

от крепости до центра торговли
Участники детской экологической экспедиции «Начни с дома своего» решили узнать побольше об истории столицы Бурятии и побывали в Музее истории города Улан-Удэ. Экскурсовод Чимита Нанзатова рассказала им о славных страницах прошлого и настоящего своего города.

Удинск – Верхнеудинск – Улан-Удэ
У входа посетителей «встречают» два манекена в казачьих одеждах. На одном из них – кольчуга. Не старинная, конечно, а новодел, но Чимита утверждает, что казаки, которые основали в 1666 году Удинское зимовье, носили точно такие же. Зимой они предпочитали теплые овчинные шубы. А из обуви – сапоги из свиной кожи.
– Данная кольчуга изготовлена вручную, весит около 12 килограммов, – говорит Чимита. – Многие туристы-мужчины просят померить ее, но на моей памяти кольчугу примерил только один из них. Видно было, что «рубашка» тяжела, но позировал перед фотоаппаратом он с явным удовольствием.
Потом экскурсовод обращает внимание ребят на копию старинной карты – своеобразной интерпретации чертежной книги Семена Ремизова, которую он по указу царя написал три века назад. Конечно, древняя карта значительно отличается от современной.
В старину считали, что Байкал – это море, потому и остров Ольхон изображали на картах значительно крупнее.
– Вот таким представляли наш край более трехсот лет назад, – поясняет Чимита. – В прошлом году Республика Бурятия праздновала две юбилейные даты: 350 лет добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства и 345 лет с момента основания города Улан-Удэ.
А началось все с того, что в 1661 году с запада пришли казаки и основали Иркутское зимовье, потом было построено Баунтовское зимовье, а вслед за ним – Баргузинское. Зимой 1665-1666 года появилось Удинское, которое и дало начало истории Улан-Удэ.
Зимовье было основано с целью собирания ясака – это дань, которую местные жители платили пушниной, ведь основным богатством Сибири считались именно меха, которые еще называли мягкая рухлядь.
А благодаря тому, что в этот самый период к России были присоединены такие огромные территории, как Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край, открывался путь в Приамурье, Амурскую область, была четко установлена граница с Китаем.

Фото 1 «Городские были»
Так называется выставка работ улан-удинского художника Сергея Емельянова, выполненных в очень необычной технике «Пуантелизм». Проще говоря, рисунок сформирован из точек и линий.
Здесь отражена вся история бурятской столицы – с момента основания Удинского зимовья до советских времен. Для этого художнику пришлось провести собственную научно-исследовательскую работу в архивах и библиотеках, изучая старинные фотографии и письменные данные о внешнем облике старого города.
На его картинах – острожные укрепления Удинского зимовья, первый плавучий мост через Уду, который представлял собой некую паромную переправу, гостиные ряды, изящный Адигитриевский Собор с его драматической историей.
Этот храм стал первым каменным зданием Верхнеудинска. Его строительство затянулось на 40 лет…
Во времена Советской власти в храме устроили антирелигиозный музей. Когда Страны Советов не стало, его использовали в качестве склада краеведческого музея. Вернули православной церкви этот величественный собор только в 1996 году.
Не обошел вниманием художник и самые значительные события в истории своего города: наводнения, от которых верхнеудинцы страдали до постройки набережной; пожары, пожиравшие деревянные дома небогатых горожан.
Кстати, после одного такого пожара, когда за полтора дня была уничтожена половина города, издали специальный городской указ, запрещающий строить в центре города деревянные дома. Бедняки, которым каменные хоромы были не по карману, ставили между своими деревянными домишками кирпичные стены.
Также на картинах Сергея Емельянова запечатлена первая железная дорога, первый поезд по которой был пущен в 1899 году, и первый самолет, который в 1926 году совершил самый первый в истории Бурятии авиарейс сообщением «Верхнеудинск – Урган (ныне Улан-Батор, Монголия)».

Купеческая вотчина
Удинск – Верхнеудинск – Улан-Удэ был основан в XVII веке как стратегический объект, но вскоре превратился в купеческий город. Как говорит Чимита, история бурятской столицы – это история эволюции купечества.
Здесь были свои купеческие династии: Второвы, Голдобины, Курбатовы, которые играли очень важную роль в жизни города. Они не только торговали, но и активно занимались благотворительностью.
Два раза в год в Верхнеудинске проходили большие ярмарки, которые продолжались около месяца. На эти ярмарки съезжались купцы даже из Омска и Иркутска. Ехали за пушниной, мехами, байкальской рыбой, лошадями и коровами.
В 1790 году городу Верхне-Удинску был дарован герб: в верхней части – тигр с соболем в зубах, а в нижней – меркуриев жезл и рог изобилия, подчеркивающие купеческое значение города. Кстати, в те далекие времена герб даровали не каждому городу.
Но самое главное – через Верхнеудинск проходил Великий чайный путь, по которому на Запад из Китая доставлялись чаи различных видов и сортов: черный, зеленый, байховый, кирпичный.
Купеческое прошлое города нашло свое отражение в экспозиции музея. В одном из залов устроена почти настоящая купеческая лавка – с прилавком, деревянными счетами, весами, гирями, и, конечно же, товарами. Даже цены тех времен указаны: «Ячмень – 2 рубля 20 копеек за пуд, просо – 2 рубля за пуд, сухари – 27 копеек за фунт».
– Кто угадает, что это такое? – спрашивает Чимита, показывая какую-то странную деревянную зубчатую штуку. – Ни за что не догадаетесь! Перед вами старинный утюг. В него еще вставляли железный цилиндр, на который и наматывалась ткань, которую требовалось разгладить.
В этом зале собраны предметы быта простого горожанина XIX века. Здесь можно проследить эволюцию утюгов, которые были деревянные, чугунные, железные. Есть цельные, которые предварительно нагревались на печи, и полые, в которые засыпали горячие угли. Чимита обращает внимание девочек на устрашающего вида щипцы.
– Эту вещь дамы использовали для завивки волос, – поясняет она. – Так что красавицам приходилось нелегко. Вот я бы такое к своим волосам не решилась поднести.
Помимо всяких старинных вещей, в этом зале много фотографий города. Такого, каким он был в XIX веке. Здесь можно увидеть как выглядели купеческие особняки при своих законных владельцах, полюбоваться видами центральных улиц Верхнеудинска, рассмотреть здания, которых уже нет, например, красивейшую Спасскую церковь, разрушенную в годы советской власти.

Это было совсем недавно…
Улан-Удэ обрел свое нынешнее название в 1934 году. И в переводе с бурятского оно означает «Красная Уда». Советскому периоду в музее истории города отведен особый зал. Здесь нашли приют вещи из XX века: патефон, настенный радиоприемник, дисковый телефон, плюшевое знамя с символикой ныне несуществующей страны СССР.
Чимита кратко излагает историю столицы советской Бурятии: в 20-30 годы XX века началось быстрое промышленное развитие города. В эти годы строится очень много различных заводов: авиазавод, стеклозавод, мясокомбинат.
Следующим этапом была война. На фронт было послано свыше 120 тысяч военнообязанных Республики Бурятия. Треть из них не вернулась на родину. 50-60 годы прошлого века были отмечены интенсивным жилищным строительством.
Сейчас население Улан-Удэ составляет около 400 тысяч человек. Строительный бум продолжается. На месте ветхих деревянных кварталов вырастают современные здания из стекла и бетона.
XX век для Бурятии – это еще и загадочные и необъяснимые события, связанные с именем духовного лидера российских буддистов 12-м Пандито Хамбо ламой Даша Даржи Итигэловым, который нашел упокоение в центре российского буддизма – Иволгинском дацане, куда на следующий день и направилась экспедиция «Начни с дома своего». Здесь их гидом стал настоящий куварак (послушник или ученик) ламы.

Елена ПАНФИЛО


Дом, где живет прошлое
Фото 2Музей истории Улан-Удэ – сравнительно молодой, ему всего 12 лет, но за это время в его стенах накопилось множество интересных и диковинных вещей, «родом» из прошлого и позапрошлого веков. Да и само здание, в котором с 2000 года находится этот музей, представляет собой историческую ценность. Ведь это главный дом усадьбы купца Ивана Флегонтовича Голдобина, построенный в 80-х годах XIX века.
Вообще-то иркутский купец первой гильдии Иван Голдобин был не первым владельцем этой красивой усадьбы. Он купил этот дом в 1879 году, и тут же приступил к его перестройке.
После Октябрьской революции дом, конечно же, по решению Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов был реквизирован и отдан под различные учреждения. Некоторые помещения использовались как жилые квартиры.
В 1996 году Постановлением Правительства Бурятии купеческий дом был объявлен памятником архитектуры и градостроительства.
О купце Иване Голдобине в музее говорят с особым почтением. Да и при жизни, видимо, он занимал особое положение в купеческом сообществе – в Улан-Удэ он обладал винной монополией – то есть торговать вином и производить его имел право только он.
Будучи 20-21 июня 1891 года проездом в столице солнечной Бурятии, Цесаревич Николай, впоследствии последний российский самодержец, остановился на ночлег именно в доме этого купца. Нынешние «хозяева» купеческого дома этим очень гордятся.
Вообще, приезд царевича Николая стал, да и сейчас остается, яркой страницей истории. Специально к этому событию была возведена триумфальная арка, на которой увековечены даты царственного визита, выстроена часовня у гостиных рядов.
«Изюминка» этого дома – ажурная винтовая железная лестница, ведущая на второй этаж. Она стоит здесь уже 130 лет. Эта лестница удивительна не только своим изяществом, но еще и тем, что ее ступеньки можно сделать шире или уже. А еще тогда, летом 1891 года, по ней поднимался Царевич Николай.
Теперь по этим ступенькам чаще всего поднимаются дети, ведь на втором этаже работает детский арт-лагерь, где улан-удинские школьники занимаются творчеством. Здесь проводят свои мастер-классы народные мастера и умельцы.
Как говорит Чимита Нанзатова, музей истории города Улан-Удэ в последнее время стал центром культурного общения горожан. Здесь демонстрируют фильмы, проводят творческие встречи с интересными людьми.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2020 г.©