Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета "Природа Алтая" №11-12 2009 г. (ноябрь-декабрь 2009)


А вы знаете, что....
Человеческая ДHК содержит порядка 80 000 генов



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2009 год
№11-12 (167-168) 2009 год / 63 страница

Почему изменилась
природоохранная система?

Виктор Иванович Данилов-Данильян Виктор Иванович Данилов-Данильян (род. 1938) — российский учёный, экономист, эколог, член-корреспондент РАН (2003). Специалист в области экономики природопользования, экономико-математического моделирования, теории устойчивого развития. Одна из его наиболее важных прикладных работ — система платности за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сброс сточных вод, которая с 1991 года повсеместно внедрена в России. Автор и соавтор свыше 350 научных работ, в том числе 24 монографий. С 1991 работал на государственных должностях. Был министром охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (1991—1996); Председателем Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (1996—2000); депутатом Государственной Думы (1994—1995). В 1992—1994 годах был Председателем правительственной противопаводковой комиссии; в 1993—2000 — Председателем правительственной комиссии по Байкалу; в 1994—2000 — Председателем правительственной комиссии по Каспийскому морю. В. И. Данилов-Данильян является лауреатом премии Правительства Российской Федерации.

НЕМНОГО ИСТОРИИ
При советской власти множество законодательных и подзаконных актов имели отношение к природоохранным делам, но носили в значительной степени символический характер. Отношение к ним было как к различным международным соглашениям. Сначала подпишем и ратифицируем, потом будем делать вид, что выполняем.
Тем не менее, развивалась наблюдательная сеть Росгидромета, которая служила основой для сети мониторинга состояния окружающей среды. Худо-бедно, но развивалось нормирование воздействия на окружающую среду, иногда и качества окружающей среды - в рамках Санэпиднадзора. Кое-что делалось и по линии лесного хозяйства, и рыбного хозяйства, и министерства сельского хозяйства. Все-таки эта деятельность шла хоть и по очень медленной, но нарастающей кривой.
В 1988 году было организовано ведомство, которое поначалу называлось Государственным комитетом по природопользованию и охране окружающей среды. С этого момента надо отсчитывать годы существования самостоятельной природоохранной системы.
Как самостоятельная она существовала совсем недолго - ровно 12 лет.
«ФОРТОЧКА» АКТИВНОСТИ
...В начале перестройки стали понемногу открываться форточки для проявления общественной активности. Одна из первых форточек - «охрана окружающей среды и экологическая безопасность». Тогда еще нельзя было провозглашать громкие политические лозунги типа отмены шестой статьи Конституции, но уже можно было устраивать митинги в Запорожье и в Нижнем Тагиле или в городах, где размещались предприятия по производству белковых витаминных концентратов, с протестами против состояния окружающей среды.
На этой волне летом 1986 года несомненно адекватным было решение о прекращении работ по переброске северных и сибирских рек в бассейны Каспийского и Аральского морей.
ЭХО ПОДЪЕМА
...Потом политически активные люди, для которых экология была в тот момент средством, а не целью, стали постепенно переходить на те позиции, которые соответствовали их истинным задачам, и политическое подкрепление начало слабеть. Но эхо того общественного подъема долго играло роль и принималось во внимание в течение всех девяностых.
...На Съезде народных депутатов РСФСР из 1040 народных депутатов не было ни одного, у кого в программе не было бы записано никаких экологических слов. Тем не менее, за четыре года работы Съезда и так называемого ельцинско-хасбулатовского Верховного Совета меньше пятидесяти из них хоть раз упомянули экологию, охрану природы в публичных выступлениях...
Но это не помешало Верховному Совету РСФР в конце 1991 года принять лучший законодательный акт за всю историю нашего Отечества в этой области - Закон об охране окружающей природной среды. Увы, через 12 лет его заменили ухудшенным законом об охране окружающей среды - уже без слова природной.
ОДНО ИЗ ДВУХ
Природоохранная система Российской Федерации, унаследованная от СССР, была существенно расширена. Потом она стала распадаться. Это было неизбежно - в нее включили ресурсные ведомства, а ресурсники не могут ужиться с экологами.
Здесь одно из двух. Или государство стоит на экологических позициях и не только позволяет, но и требует от экологов, чтобы они командовали ресурсниками и производственниками. Или, наоборот, ресурсники подавляют природоохранную деятельность, как им это выгодно.
В условиях эха общественной природоохранной волны второй половины восьмидесятых природоохранная система добилась определенных успехов. Была создана система экофондов и система платности за негативное воздействие на окружающую среду. Объем собираемых денег рос из года в год. Об экофондах сейчас многие вспоминают чуть ли не со слезами на глазах. На эти деньги покупалось оборудование для экологического контроля.
ХОРОШИЙ СТАРТ
На старте у природоохранной системы было беспрецедентное количество сотрудников и сносное финансирование. Потом финансирование каждый год уменьшалось, сокращалась численность кадров.
Это была политика министерства финансов... Но природоохрана в те тяжелые годы выживала и наращивала объемы деятельности.
Никогда за всю историю России не было открыто так много заповедников, как в девяностые. Росли национальные парки. Природоохранные органы проводили всевозможные проверки, постоянно контролировали множество предприятий, государственная экологическая экспертиза рассматривала все большее количество комплектов документации. Деньги и сотрудники сокращались, а показатели из года в год росли.
За единственным исключением - когда обрушился дефолт, инвестиционный фонд сразу резко упал в полтора раза. Естественно, количество комплектов документации, поступивших на экологическую экспертизу, сократилось также в полтора раза.
ГРУСТНЕЕ ДЕФОЛТА
В 1998 году начался рост, и в 2000 году мы должны были превзойти уровень 1996 года. Но, увы, произошло нечто для природоохранной системы еще более грустное, чем дефолт для экономики...
Период наращивания природоохранной деятельности закончился в мае 2000 года. Тогда ликвидировали Госкомэкологию и предприняли другие действия по разрушению природоохранной системы. Эти действия с тех пор не прекращаются.
НЕСКОЛЬКО СРАВНЕНИЙ
...Если в советские времена природоохранная тематика крайне скудно освещалась в СМИ - данные были засекречены, почти ничего нельзя было сказать открыто - то вместе с волной общественного природоохранного движения освещение экологической проблематики стало довольно адекватным.
Самое главное великое политическое достижение той эпохи - никто никого не заставлял врать... Как-то негласно признавалось, что в этой области остается «только начать и кончить», поэтому хвастаться, собственно, нечем. Но в 2000 году и СМИ резко отступили.
... Я могу отметить только два положительных момента с 2000 года: ратификация Киотского протокола и открытие ОДНОГО заповедника...
У нас было 6500 природоохранных инспекторов в 1997 году, 5600 на 1 января 2000 г., сейчас их меньше трехсот(!).
Если на человека вешают рюкзак 40 или 45 кг, он в состоянии его медленно тащить. Но если на него повесить четыре тонны, то очевидно, что он будет сидеть, абсолютно ничего не делая, - вот это сейчас и имеет место...
ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА
Почему произошло обрушение природоохранной системы? Главная причина - низкие цены на нефть... Пока цены на нефть были низкими, наш бизнес был озабочен проблемой собственного выживания, удержания собственности, которую удалось захватить, и захвата собственности, которую еще не успели поделить.
А когда нефть подорожала, бизнес окреп и почувствовал себя в силе, он уже мог заняться созданием комфортной для себя среды. Существенный элемент этого комфорта - «чтобы этих экологов не видеть никогда». С их приставаниями, экспертизами, контролем и т. д.
Так что очень мощные силы были брошены на то, чтобы нашу систему сломать. И общественная волна к этому моменту спала. Ну, а после того как надлежащие административные решения были приняты, и власть продемонстрировала свое истинное отношение к этой проблематике - не на уровне лозунгов, а на уровне реальных дел - тут уж стали обламывать, кусать, разбивать все, кто только мог поднять кувалду или у кого были какие-то клыки в пасти.
ПОДЪЕМ НЕИЗБЕЖЕН
Конечно, падение должно дойти до какого-то дна, а потом неизбежен подъем, если речь идет об общественно значимом, о принципиальном жизненно важном явлении, к каковым, конечно, относятся охрана природы и экология. Когда-то это осознание произойдет у нас на уровне властных структур. Однако пока этот момент не наступил. И хотя количество лозунгов в защиту окружающей среды с каждым днем растет, но пока это только слова.
Хотя само по себе нарастание словесной массы должно разродиться каким-то природоохранным делом. Пока после 2000 года ни одного такого природоохранного дела не было...

В. ДАНИЛОВ- ДАНИЛЬЯН, профессор.
Из доклада на конференции «Популяционная биология, охрана природы и политика» в Российской Академии Наук


Еще раз об архарах
Фото altapress.ru СКП возобновил расследование дела о браконьерской охоте чиновников на Алтае
Следственный комитет при прокуратуре возобновил расследование дела о падении на Алтае вертолета Ми-8, в результате которого погибли семь человек, в том числе полпред президента в Госдуме Александр Косопкин.
Как сообщается на сайте СКП, решение об отмене постановления о прекращении уголовного дела по факту катастрофы было принято в результате проверки. Какие именно причины привели к возобновлению расследования катастрофы, произошедшей 9 января, не уточняется.
О проверке материалов дела о крушении вертолета в Кош-Агачском районе республики Алтай рассказал официальный представитель СКП Владимир Маркин. Он отметил, что в Следственном комитете собираются проверить полноту проведенного расследования.
Уголовное дело было закрыто в августе в связи с гибелью обвиняемых. Об этом стало известно лишь на прошлой неделе из ответа главы СКП Александра Бастрыкина на депутатский запрос алтайских парламентариев.
В результате крушения вертолета Ми-8 компании «Газпромавиа» в районе горы Черная с высокопоставленными российскими чиновниками на борту погибли семь человек, в том числе Косопкин. Четыре человека, включая бывшего замглавы правительства Алтая Анатолия Банных, получили травмы.
По версии следствия, пассажиры вертолета занимались браконьерской охотой на алтайских горных баранов. Однако в браконьерстве СКП обвинил не всех находившихся в вертолете людей – в частности, обвинения избежали чиновники Косопкин и Банных. Также не была установлена и причастность к охоте на архаров и второго пилота Максима Колбина, эксперта объединенного экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Николая Капранова и предпринимателя Бориса Белинского, выживших после падения Ми-8.
Дело о браконьерской охоте было возбуждено только после многочисленных публикаций экологов, опознавших в фотографиях с места событий тела трех внесенных в Красную книгу парнокопытных, и требования Росприроднадзора. Природоохранное ведомство оценило тогда ущерб от убийства архаров в 900 тысяч рублей.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2020 г.©