Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №7-8 2011 г. (июль-август 2011)


А вы знаете, что....
Самая сильная мышца в человеческом организме - язык



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№7-8 (187-188) 2011 год / 58-59 страница



Экологический контроль в Каменском округе
Устойчивое развитие Алтайского края, высокое качество жизни и здоровья его населения могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Это обуславливает необходимость формирования и реализации сбалансированной государственной политики в области обеспечения экологической безопасности. Именно поэтому в данной сфере необходимы консолидированные усилия всех органов власти и органов местного самоуправления.
Деятельность управления природных ресурсов и охраны окружающей среды в 2011 году строилась в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства РФ, распоряжениями Правительства РФ, а также иными нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня.

Показатели, направления, проблемы, деятельность

Фото 1В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 03.09.2009 г. № 383 «О внедрении предметно-зонального (проблемно-объектного) метода государственного управления в Алтайском крае» и распоряжением Администрации Алтайского края от 21 сентября 2009 г. № 310-р в состав Каменского управленческого округа включены один город: Камень-на-Оби и 10 районов края: Каменский, Крутихинский, Панкрушихинский, Тюменцевский, Шелаболихинский, Мамонтовский, Ребрихинский, Завьяловский, Романовский, Баевский.
Управлением ежемесячно для Губернатора Алтайского края готовится информация об экологической ситуации в управленческих округах. Индикатором того, насколько серьезно администрации районов относятся к направлению охраны окружающей среды является наличие в районе муниципального эколога.

Цифры и факты
Из вышеперечисленных районов только в четырех имеются муниципальные экологи. Это Завьяловский, Баевский, Ребрихинский, Каменский. В Романовском и Панкрушихинском районах должность совмещена с должностью специалиста по сельскому хозяйству. В остальных территориях округа муниципальных экологов нет.
Большой спектр полномочий требует усилий отдельно выделенного специалиста в данной сфере. Кроме того при отсутствии муниципального эколога эффективность работы инспекторов управления в таких районах существенно снижается.
Если говорить в целом об округе, то необходимо отметить что за данным управленческим округом закреплено три инспектора межрайонного отдела экологического контроля.
Несмотря на общее увеличение количества проводимых проверок и выявляемых нарушений в округе, анализ показателей позволяет сделать вывод о недостаточности контрольных мероприятий, проводимых на данной территории.
Всего за первое полугодие 2011 года проведено 64 проверки (семь плановых, восемь внеплановых совместно с прокуратурой, 49 рейдов), сумма начисленных штрафов составила 201 тысячу рублей. При этом общее количество проверок по управлению составляет 895, сумма начисленных штрафов – более 3,5 миллионов рублей.
К недостаткам проведения экологического контроля в Каменском управленческом округе считаю необходимым отнести тот факт, что за истекший период 2011 года к административной ответственности не привлечено ни одного юридического лица.

На территории детской эколого-биологической станции города Камень-на-ОбиВсего два нарушения?
С 31 марта года нашему управлению переданы полномочия по привлечению к административной ответственности лиц за пользование недрами (общераспространенными полезными ископаемыми) без лицензии, в соответствии со статьей 7.3 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За указанный период управлением привлечено к ответственности более 30 лиц. При этом, несмотря на то, что практически все райцентры пестрят объявлениями о продаже песка и глины, сотрудниками управления в указанной сфере в Каменском округе выявлено лишь два нарушения. От правоохранительных органов Каменского управленческого округа материалы в отчетном периоде на рассмотрение не поступали.

Об отходах
Для всех районов Каменского управленческого округа характерны общие проблемы, главной из которых является организация сбора, вывоза утилизации и переработки отходов. Управление принимает участие в работе органов прокуратуры, направленной на понуждение органов местного самоуправления к надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов в соответствии с природоохранным законодательством.
В Каменском управленческом округе исковые заявления подавались к органам местного самоуправления в отношении администраций 44 поселений трех районов: Крутихинского (15 сельсоветов), Ребрихинского (17 сельсоветов), Романовского (12 сельсоветов).
По всем исковым заявлениям требования органов прокуратуры судами удовлетворены в полном объеме. Бездействие органов местного самоуправления признается незаконным. Настоятельно рекомендуем органам местного самоуправления в срочном порядке принять меры по исполнению предусмотренных полномочий, разработать и утвердить следующие муниципальные правовые акты:
- порядок организации сбора и вывоза отходов с территории муниципального образования;
- муниципальные целевые программы в данной сфере;
- утверждение тарифов на услуги муниципальных предприятий и организаций, осуществляющих деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов;
- документацию по местам размещения отходов и прочие.

Ртутьсодержащие лампы
Неоднократно управлением в адрес администраций городов и районов края направлялись информационные письма и рекомендации по организации работ по безопасному обращению с ртутьсодержащими отходами.
Во многих муниципальных образованиях утвержден порядок сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, однако качество исполнения оставляет желать лучшего. Специализированные пункты приема не везде работают должными образом. В результате, например, на свалке бытовых отходов в селе Ребриха неоднократно фиксировалось наличие ртутьсодержащих ламп.
Серьезность данного вопроса подтверждается еще и тем что в настоящее время проводится оценка готовности субъектов Российской Федерации к приему субсидий, направленных на организацию работы по утилизации ртутьсодержащих отходов. Если готовность субъекта будет низкая, то органы местного самоуправления так и останутся без финансовой поддержки.

Плата – показатель работы
За истекший период 2011 года в консолидированный бюджет Алтайского края в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду поступило более 55 млн. руб. При этом от субъектов, оказывающих негативное воздействие на территории г. Камень-на-Оби, в консолидированный бюджет края поступило лишь 350 тысяч рублей.
Данный показатель является наименьшим среди городов Алтайского края. Среди районов края наихудший показатель собираемости платы за негативное воздействие также в Каменском управленческом округе – это Крутихинский район. Здесь собрано всего 27,5 тысяч рублей!
Управление осуществляет контроль внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, виновные лица привлекаются к ответственности.
За первое полугодие 2011 года по ст. 8.41 КоАП (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду) рассмотрено 208 административных дел, к административной ответственности привлечено пять юридических лиц, 203 должностных лица и индивидуальных предпринимателя, сумма начисленных административных штрафов составила соответственно 295 000 и 635 000 рублей соответственно.
В Каменском же округе рассмотрено всего 16 дел, сумма начисленных штрафов составила 50 тысяч рублей. Во втором полугодии необходимо активизировать деятельность в данном направлении.
Необходимо отметить что контроль оплаты штрафов является обязательной мерой для всех инспекторов управления. Кроме того, начиная со II полугодия 2011 года судебным приставам будут направляться материалы только после составления протокола по ст. 20.25 КоАП РФ - неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста.
Санкцией по данной статье является наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Проблемы города
Центром Каменского управленческого округа является город Камень-на-Оби, поэтому в рамках этой коллегии нельзя не остановится на проблемах города. Наиболее остро стоит проблема организации оборота отходов на территории города. Только в первом полугодии 2011 года на территории города выявлено 16 несанкционированных свалок, материалы по которым переданы в Каменскую межрайонную прокуратуру для подготовки исковых заявлений о понуждении органов местного самоуправления к ликвидации несанкционированных свалок.
Опыт реализации данной практики на территории края показал, что при постановке вопроса о личной ответственности должностных лиц, органы местного самоуправления в состоянии изыскивать необходимые ресурсы и средства для исполнения судебных решений.
Отмечу лишь тот факт, что с точки зрения экономии бюджетных средств муниципалитета наибольший эффект имеют не мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок, а мероприятия, направленные на недопущение их образования.
В свою очередь образованию несанкционированных свалок способствует наличие брошенных земельных участков, или участков, отведённых под застройку, но не огороженных собственником, зарастание сорной растительностью земель общего пользования - между тротуарами и проезжей частью.
Такая ситуация в городе имеет место быть по нечётной стороне ул. Ленина на протяжении от ул. Толстого до ул. Гагарина, улица Гагарина от улицы Колесникова до улицы Каменской; улица Колесникова от улицы Революции до поворота на «Сибирячку» и другие.

Водные объекты
Острой проблемой остается захламление берегов водных объектов и организация охраны водных объектов в черте города от захламления берегов твёрдыми бытовыми отходами. Ежегодно учащиеся и педагоги учебных заведений проводят акции «Чистые берега» по расчистке и уборке берегов, МУП «Благоустройство» убирает прибрежную зону, но этого недостаточно.
Ликвидировать многие несанкционированные свалки не представляется возможным в связи с их размещением на вертикальном склоне обрыва реки или карьера. Санитарная очистка вышеуказанных мест даже вручную связана с опасностью для жизни и здоровья работников. Однако это не значит, что отходы должны продолжать «украшать» берега наших рек.
В Барнауле данная проблема решена. В отдельных случаях для удаления отходов с оврагов администрация города прибегала к услугам промышленных альпинистов.
Кроме того, в водоохранной зоне водных объектов нет информационных аншлагов, на которых должна быть информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования.

Отходы производств
В городе также существуют проблемы оборота отходов производства. Например, шлак, образующийся от сжигания каменного угля. Учитывая, что в городе на твердом топливе работает 37 котельных, данных отходов образуется в избытке.
В отопительный сезон шлак, как правило, не вывозится систематически, как должно быть, а накапливается, загромождая дворовые территории многоэтажных жилых домов, проезжую часть дорог. Площадки для его хранения в большинстве своём не имеют ограждения.
Так, за складирование на территории лодочной станции шлака в качестве строительного материала при проведении берегоукрепительных работ председатель ООО «Водно-моторный клуб «Волна» привлечён к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Кроме того, он будет обязан исполнить выданное ему предписание по вывозу шлака с территории лодочной станции в установленный срок.

Рейдовые мероприятия
Что касается рейдовых контрольных мероприятий – считаю данную форму работы, при правильной ее организации, наиболее перспективной. За истекший период 2011 года инспекторами управления проведено 583 рейда, составлено более 300 протоколов.
Неоднократно управлением организовывались рейдовые мероприятия с выездом из Барнаула, в результате которых выявлялись существенные нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Так, при осмотре земельных участков, расположенных к северо-западу от окраины города Камень-на-Оби, на расстоянии ориентировочно двух километров от Каменской птицефабрики выявлено несанкционированное размещение биологических отходов: кучи куриного помета, разложившихся перьев, трупы птицы, включая отходы их содержания, ПЭТ-тара из-под гормональных препаратов для корма птицы и другие отходы животноводства. Кроме того на момент осмотра на указанном земельном участке ориентировочной площадью два гектара имелись очаги возгораний органических отходов.
До настоящего времени остается открытым вопрос переработки отходов деревообработки. На территории Каменского района введен в эксплуатацию Каменский лесодерево-перерабатывающий комплекс. Объем накопленных отходов деревообработки составляет около 1000 м3. Отходы частично вывозятся на свалку, варианты по переработке данных отходов в настоящее время отсутствуют.
Что касается маслосырзаводов, осуществляющих деятельность на территории края. Традиционно в крае развитию данного направления перерабатывающей промышленности уделяется особое внимание. Планом мероприятий по реализации предложений по перспективным направлениям развития экономики, социальной политики, высказанных в отчетном докладе Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина «О деятельности Администрации Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края в 2010 году» на 38-й сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания, состоявшейся 25.02.2011, управлению поручено проведение контрольно-надзорных мероприятий за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды. Что выяснено?
Так, маслосырзавод ООО «Успешный выбор» в течение 2009-2010 годов осуществлял несанкционированный сброс производственных стоков на рельеф местности. За допущенные нарушения юридическое и должностные лица неоднократно привлекались к административной ответственности с наложением штрафов, общая сумма которых составила более 120 тысяч рублей Кроме того решением суда общество обязано провести рекультивацию нарушенных земель на площади 2700 м2. На сегодняшний день рекультивация земельного участка частично проведена. Исполнение решения суда находится на контроле управления.

О зеленых насаждениях
Несмотря на дефицит бюджета, при отводе земельных участков гражданам администрацией города выдавалось разрешение на выпил деревьев и кустарников, а оплата их восстановительной стоимости не производилась, что является нарушением требований Закона Алтайского края от 08.09.2003 г. № 41-ЗС «Об охране зелёных насаждений городских и сельских поселений Алтайского края».
По результатам проверки управлением установлено, что порядок расчёта восстановительной стоимости деревьев и кустарников при выдаче разрешения на их снос администрацией города не утверждён.
Соответствующая информация направлена в Каменскую межрайонную прокуратуру, по выявленным нарушениям главе города внесено представление. В месячный срок администрацией города подготовлено постановление Администрации города Камень-на-Оби от 17.05.2011 года «Об утверждении размера восстановительной стоимости зелёных насаждений на территории муниципального образования город Камень-на-Оби». С 17 мая 2011 года восстановительная стоимость за снос зелёных насаждений должна зачисляться в городской бюджет.

Атмосферный воздух
Несмотря на то, что Камень-на Оби не является крупнейшим городом края, проблемы загрязнения атмосферного воздух здесь являются актуальными. Основными загрязнителями атмосферного воздуха является транспорт и теплоснабжающие организации.
Так, 37 котельных города осуществляют выброс загрязняющих веществ в количестве более 3,5 тысяч тонн. Усугубляет ситуацию отсутствие на большинстве котельных пылегазоочистного оборудования.
С точки зрения экологии, сложившаяся система теплоснабжения является низкоэффективной. В целях оздоровления ситуации управлением планируется в 2012 году организовать контрольные мероприятий в отношении теплоснабжающих организаций. Кроме того подготовлен проект Постановления Администрации края об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Алтайского края.
По объектам, не относящимся к объектам федерального государственного экологического контроля, управлением за 2008-2011 годы выдано 2190 разрешений на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, причем на долю Каменского управленческого округа приходится только 6,3% выданных разрешений (138 шт.) А в Баевском и Крутихинском районах разрешения выданы только трем хозяйствующим субъектам.

Координатор и организатор
Координатором и организатором работы по экологическому воспитанию и образованию детей и молодёжи в Каменском округе является муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская эколого-биологическая станция» Камень-на-Оби.
При финансовой поддержке краевого бюджета в рамках Ведомственной целевой программы «Охрана окружающей среды Алтайского края 2010-2012 годы» проводятся массовые мероприятия городского и окружного уровня: олимпиада по экологии, конкурсы исследовательских проектов, плакатов и рисунков, акция «Чистые берега», летние экспедиции. Общая сумма мероприятий, профинансированных в Каменском округе, составила 55 500 руб. Однако и эта сумма распределена неравномерно по округу.
Основные мероприятия проведены в городе Камень-на-Оби на общую сумму – 32,5 тысяч рублей. Два мероприятия проведены в Ребрихинском районе на сумму восемь тыс. руб. В Шелаболихинском районе проведена акция по посадке сосны – 15 тысяч руб.

Разрешения на выброс
Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края за второй квартал 2011 года выдано 105 разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для хозяйствующих субъектов, действующих на территории Алтайского края, за исключением хозяйствующих субъектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Поступление государственной пошлины за выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух за первое полугодие 2011 года составило 304 тысячи рублей.
Требование о необходимости получения разрешения установлено Федеральным законом от 04.05.1999№ 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Отсутствие специального разрешения рассматривается как нарушение правил охраны атмосферного воздуха и влечет административную ответственность по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП): выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа:
на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей;
на должностных лиц - от 4000 до 5000 рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 4000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Для привлечения к административной ответственности по статье 8.21 КоАП достаточно установить факт отсутствия разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух. Концентрация вредных веществ в данном случае не имеет значение.

Бесхозные пестициды
Инспектором управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края в селе Алтайское Алтайского района на земельном участке, расположенном за гаражами на пересечении улиц Горная и Гагарина, обнаружено место захоронения неустановленного вещества серого цвета с характерным запахом. В ходе проведенных испытаний установлено, что данным веществом является ДДТ и его метаболиты.
С 11 по 14 июня 2011 года произведено перезатаривание обнаружен¬ных бесхозных устаревших пестицидов в количестве 19,6 тонн. Переупакованные пестициды 15 июня 2011 года были погружены на автотранспорт и вывезены на централизованный склад для последующей утилизации.

О договорах на вывоз мусора
Заключение договора на вывоз мусора – эффективный способ решения проблемы утилизации отходов
Жизнедеятельность человека связана с появлением огромного количества разнообразных отходов. Резкий рост потребления в последние десятилетия во всем мире привел к существенному увеличению объемов образования твердых бытовых отходов (ТБО).
Сложившаяся ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений страны. В настоящее время масса потока ТБО, поступающего ежегодно в биосферу, достигла почти геологического масштаба и составляет около 400 миллионов тонн в год.
Твердые бытовые отходы (далее – ТБО) – совокупность твердых веществ (пластмасса, бумага, стекло и т.д.) и пищевых отбросов, образующихся в бытовых условиях. Организовать вывоз мусора несложно. Заключение договора на вывоз мусора – эффективный способ решения проблемы утилизации отходов.
В соответствии с Правилами благоустройства города Барнаула на территории города физические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку, озеленение и благоустройство отведенных им земельных участков и прилегающих территорий, а также закрепленных на основании соглашений с администрациями районов в городе территорий (решение Барнаульской городской Думы от 27 марта 2009 г. № 77 «Об утверждении Правил благоустройства города Барнаула»).
Зачастую вокруг установленного контейнера начинает скапливаться мусор. Ситуация возникает, как правило, из-за нарушения графика вывоза мусора или недобросовестности лиц, осуществляющих складирование отходов. Вместе с тем не допускается образование свалок отходов вокруг и на контейнерных площадках. О подобных нарушениях следует сообщать в организацию, ответственную за вывоз мусора с данной площадки, либо в администрацию своего района. Наименование организации, обслуживающей площадку, и ее контактные данные указаны на информационных аншлагах, табличках, контейнерах, установленных на площадке.
Услуги по вывозу мусора в г. Барнауле оказывают предприятия: «ЭкоПром-Барнаул» (т.61-06-10); «Чистый город» (т.61-13-97, 33-64-43); ОО «Эко-Стандарт» (т.46-99-98); ОАО «Механизатор» (т.68-01-23); МУП Дорожник-2 (т.77-01-05) (Октябрьский район); ООО «Благоустройство-2» (т.51-06-80, 54-46-76); ОАО УК «Доверие» (т.33-59-23).


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©