Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета "Природа Алтая" №11-12 2008 г. (ноябрь-декабрь 2008)


А вы знаете, что....
Мужчины считаются карликами при росте ниже 130 см, женщины - ниже 120 см



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2008 год
№11-12 (155-156) 2008 год / 6-7 страница

Координировать работу всех
природоохранных служб


У Я.Н. Ишутина большой опыт работы в лесном хозяйстве и природоохранных структурах края. Так, например, он с 2002 по 2004 год работал начальником Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ, затем - руководителем Агентства лесного хозяйства по Алтайскому краю, а сегодня - заместитель Губернатора, который и курирует лесные и природоохранные вопросы. Интервью с доктором сельскохозяйственных наук, Заслуженным лесоводом РФ Яковом Николаевичем Ишутиным провел редактор газеты “Природа Алтая“ Сергей Иванович Малыхин.
Яков Николаевич Ишутин, доктор сельскохозяйственных наук, Заслуженный лесовод РФ
В этом году создано управление природных ресурсов и охраны окружающей среды, назначен его руководитель. Ваша оценка первого года работы данной структуры?
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края это не новый орган исполнительной власти края.
С 2001 года действовало краевое государственное учреждение «Государственное учреждение по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов».
На его базе в 2003 году было создано структурное подразделение Администрации края – департамент по охране окружающей среды, который позже переименовали в инспекцию по контролю в области охраны окружающей среды. В январе текущего года инспекция преобразована в ныне действующее управление.
За это время сформировался системный подход в решении вопросов охраны окружающей среды в крае. Каждый год увеличивалось количество полномочий в области охраны окружающей среды, передаваемых с федерального уровня на региональный. Так, в 2005 году помимо функций экологического контроля, департамент был наделен полномочиями по лицензированию пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых. Был создан отдел природных ресурсов.
В 2006 году департамент начал проводить работу по заключению договоров водопользования и был определен уполномоченным органом по тушению лесных пожаров, а также - по реализации полномочий в области охраны и воспроизводству объектов животного мира, был организован отдел особоохраняемых территорий.
В 2007 году в полном объеме на краевой уровень были переданы полномочия в области водных отношений, был создан отдел водных ресурсов, добавлены функции водного и геологического контроля.
В 2008 году в структуре управления создан отдел государственной экологической экспертизы и нормирования.
Необходимо отметить, что реализация переданных полномочий осуществляется практически без увеличения численности штата управления. Если в 2003 году численность Департамента составляла 130 человек государственных служащих, то сейчас – 62 человека. Если говорить о первом годе работы данной структуры в статусе управления, то можно сказать, что решение кадровых вопросов позволило организовать достаточно эффективную работу по всем направлениям деятельности.
Управление является государственным заказчиком по двум краевым целевым программам (далее КЦП):
1. КЦП «Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края» на 2007-2009 годы, с общим объемом финансирования 46 млн. рублей.
2. КЦП «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2007-2009 годы, с общим объемом финансирования 56,15 млн. рублей.
Управление также выступает заказчиком ведомственной целевой программы ФАВР по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод с общим объемом финансирования – 56 866,0 тыс.рублей. (на 2008 год).
Совместно со службой Ростехнадзора управление обеспечило поступление платежей по состоянию на 20 ноября текущего года за загрязнение окружающей среды в консолидированный бюджет в сумме 76,4 млн. рублей, а это 147% годового прогнозного плана.

Что Вы считаете главным в организации работы данного управления? Какое место в системе органов управления занимает эта структура сегодня, какое место она, на Ваш взгляд, должна занимать? То, что занимает сегодня или иное?
Главное в организации работы управления – это понимание того, что на территории края оно должно координировать работу всех природоохранных ведомств и задавать соответствующий тон в реализации основных направлений деятельности в области охраны окружающей среды и формировании экологической культуры в обществе.
Уже это подчеркивает особую значимость действующего управления. Если бы сегодня управлению удалось сконцентрировать в себе мощный потенциал организационных, информационно- просветительских, контрольных и иных ресурсов, развить систему взаимодействия между всеми субъектами охраны окружающей среды, можно было бы выйти на более высокие показатели природоохранной деятельности и обеспечить экологическую безопасность населения нашего региона.
Пока этого не происходит, как в силу объективных причин, - постоянного изменения природоохранного законодательства, реорганизации федеральных ведомств, так и в силу субъективных, к которым следует отнести недостающее количество муниципальных инспекторов и слабую материально-техническую оснащенность.

В этом году исполняется 20 лет со дня создания в крае системы Госкомэкологии. Вы хорошо знаете это направление. Какая система наиболее эффективна с точки зрения интересов государства, с точки зрения региона, Вашей точки зрения: та, что была первоначально, когда все вопросы по охране окружающей среды были сосредоточены в Госкомэкологии, т.е. одних руках или сегодняшняя, когда вопросы разделены между различными ведомствами и структурами?
Интересы государства совпадают с интересами регионов, потому что мы живем в федеративном государстве и цель у всех одна – улучшение качества жизни людей.
Создание 20 лет назад единой структуры по охране окружающей природной среды было мерой правильной и оправданной, и никто тогда не разделял так принципиально, как сейчас, территориальные органы власти на федеральные и региональные, проводилась единая политика государства на территории края в данной сфере деятельности. Сегодня же не хватит пальцев на руках, чтобы посчитать количество контролирующих организаций. Даже специалисты не могут разграничить полномочия всех этих органов, понять и определить: кто за что отвечает. Что же сказать говоря о рядовых гражданах?
В послании Президента Российской Федерации Д. Медведева дан хороший посыл по решению данной проблемы. Будем ждать принятия конкретных решений.
В этом году разработан и будет принят так называемый Лесной план, по которому и будет жить край.

Причины его принятия?
Лесной план разрабатывается в соответствии со статьями 85, 86 Лесного кодекса РФ. Это документ лесного планирования, определяющий перспективное развитие лесного сектора экономики края, цели и задачи развития на предстоящие 10 лет.

Наш Лесной план находится в эти дни в Москве на утверждении. Оцените его уровень, особенности.
Лесной план Алтайского края был разработан филиалом ФГУП «Рослесинфорг» предприятием «Запсиблеспроект». Эта специализированная организация уже много лет занимается вопросами лесного планирования, проводя лесоустроительные работы в границах отдельных лесхозов на высоком профессиональном уровне. За период 2000-2007 годов проведены лесоустроительные работы по лесхозам края, лесам городов Бийска и Барнаула, отработаны и применены ГИС-технологии. В результате создана совмещенная таксационная и картографическая база данных, которая использовалась при проведении мероприятий по управлению лесами, включая ведение непрерывисто государственного учета лесного фонда. Благодаря продолжительному сотрудничеству с лесохозяйственными предприятиями края имеется совместно наработанная информация, обеспечивающая наиболее оптимальные варианты проектирования мероприятий лесного плана.
Зонирование территории края по видам использования лесов основано на распределении лесов по целевому назначению, направлено на получение максимальной доходности от использования лесов с учетом освоения новых технологий переработки древесины.
Особенность Лесного плана Алтайского края - это проектирование перехода на качественно новый уровень использования лесных ресурсов. Определены приоритеты по видам использования лесов для конкретных лесорастительных районов Алтайского края. Лесной план содержит информацию, необходимую для понимания и обоснования проектных решений.

Как мы в этом плане выглядим на фоне России?
Лесной план Алтайского края разработан и отправлен на согласование и утверждение в установленные законодательством сроки. Лесной план был размещен на официальном сайте Администрации Алтайского края для обсуждения всех заинтересованных ведомств и сторон, широкой общественности. Это позволило своевременно учесть поступившие замечания, внести необходимые изменения и дополнения. Без преувеличения можно сказать, что в создании лесного плана приняли участие все, кто, так или иначе, связан с использованием лесов в крае, их охраной, защитой, воспроизводством. Именно поэтому рассмотрение в Москве различными проверяющими организациями (ФГУП «Рослесинфорг», ФГУ ВНИИЛМ (Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства), ФГУ «Рослесозащита») Лесного плана Алтайского края было завершено в кратчайшие сроки и с небольшим количеством замечаний. В настоящее время все замечания устранены, Лесной план согласован и находится на утверждении в Рослесхозе.

Какое место в принятии Лесного плана, на Ваш взгляд, играет общественность? Есть ли проблемы во взаимодействии с общественными организациями по принятию данного документа?
Общественность Алтайского края активно участвовала в обсуждении Лесного плана, стремясь не просто высказать критические замечания, но вести диалог, направленный на взаимопонимание, на выработку взаимоприемлемых решений в спорных вопросах. Управление лесами благодарит всех, кто принял участие в обсуждении Лесного плана. Процесс его обсуждения служит хорошим примером выработки совместных решений представителей общественности и всех ветвей власти

Один из «больных» вопросов, судя по сообщениям СМИ, - состояние зеленых насаждений в нагорной части Барнаула да и других городов края. И хотя этот вопрос формально - не в ведении Администрации края, но все же, что делается в этом плане, плане сохранения зеленого кольца вокруг краевого центра?
Городские леса включают в себя леса, расположенные на землях городских поселений и являются защитными лесами.
Леса зеленых зон составляют основу рекреационного фонда и выделены Распоряжением СМ СССР от 16. 08. 1946 № 7672-р, они расположены на землях лесного фонда.
В настоящее время в лесах зеленых зон (также и в городских лесах) разрешены только выборочные рубки слабой интенсивности, т. е. с вырубкой не более 20% от имеющегося запаса, в то время как до этого в лесах зеленых зон и в городских лесах допускалось проектировать рубку интенсивностью до 30%.
Устойчивость насаждений - это их способность противостоять неблагоприятным условиям роста и развития, влекущим к преждевременному распаду древостоев и смене пород. Этот показатель характеризует состояние насаждения, качество роста и развития, уровень естественного возобновления.
В рекреационных лесах края преобладают насаждения первого класса устойчивости (96%), к которым отнесены совершенно здоровые, хорошего роста древостои.
Помимо рубок реальную угрозу для лесных насаждений зеленых зон и городских лесов представляют несанкционированные свалки, несоблюдение населением правил пожарной безопасности в лесах. Для предотвращения и уменьшения воздействия этих факторов на леса проектируются мероприятия по охране лесов. Это создание, например, минерализованных полос, преграждающих путь огню, ПСПИ (пункты сосредоточения противопожарного инвентаря), установка предупредительных аншлагов, организация мест отдыха в лесу (в т. ч. кострищ, мусоросборников). Однако самое важное в этом вопросе - воспитание в людях ответственности за сохранение наших лесов. Для этого необходима регулярная работа в СМИ, в т. ч. на радио и телевидении. В настоящее время о лесах вспоминают не часто, только к Дню работника лесного хозяйства и к Новому году. Реальный положительный эффект даст только регулярное информирование населения (как, например, реклама).

Какие проблемы в области охраны окружающей среды, на Ваш взгляд, являются для края наиболее острыми, «главными»?
Наиболее остро стоит проблема утилизации и обезвреживания пришедших в негодность ядохимикатов и пестицидов. По данным последней инвентаризации их количество превышает 4000 тонн. Остается неблагополучной ситуация в сфере обращения с отходами. Большой объем и темпы накопления отходов потребления, слабое развитие индустрии вторичной переработки приводят к тому, что захоронение отходов на свалках является основным методом утилизации отходов. Более 1000 свалок организовано и эксплуатируется в районах и городах края. Но нет ни одного полигона, отвечающего установленным санитарным нормам.
Продолжается развитие таких негативных процессов и явлений, как подтопление, деградация и захламление земель.
Настоящим бедствием для края стали неконтролируемые сельхозпалы. Несмотря на проводимые профилактические мероприятия ежегодно регистрируется до 1000 сельхозпалов. Ежегодно нарастают тенденции к изменению русел рек, что ведет к интенсивному разрушению берегов, смыванию домов, дорог и даже целых поселков. Выявляется очень много нарушений, связанных с отводом земельных участков под строительство, особенно в водоохранных зонах рек и водоемов. В настоящее время происходит заметное уменьшение количества городских зеленых насаждений из-за отведения озелененных городских территорий под строительство, что также негативно влияет на экологическую обстановку. Большую тревогу вызывают гидротехнические сооружения, требующие проведения срочных ремонтно-восстановительных работ. Положение усугубляется тем, что основная часть объектов построена хозяйственным способом без составления необходимой проектно-сметной документации и с неудовлетворительным качеством производства работ. Эти объекты предназначались в основном для нужд сельхозпредприятий, которые в настоящее время акционированы, раздроблены и не могут обеспечить поддержание ГТС в технически исправном состоянии.

Если какие-то индикаторы для того, чтобы определить не только состояние ОС, но и направление, уровень изменения среды, т.е. объективные критерии в области оценки работы в области охраны природы?
Для того, чтобы иметь объективные критерии, необходимо вести системный региональный мониторинг по всем видам негативного воздействия на окружающую среду. Такое мероприятие довольно затратное и не всегда оправдано. В крае установлены основные объекты, за которыми ведется системное наблюдение с точки зрения их состояния. Такая работа ведется в рамках Краевой целевой программы “Охрана окружающей среды на территории Алтайского края” на 2007-2009 годы. Ведется мониторинг состояния окружающей среды в районе Курьинского полигона захоронения ядохимикатов, в районах Алтайского горно-обогатительного комбината.
Из средств краевого бюджета финансируются работы в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Ведется наблюдение за качеством атмосферного воздуха на стационарных постах в Барнауле - по 9 ингридиентам, в Бийске - по 7, наблюдение за качеством поверхностных вод в реках: Алей, Чумыш, Барнаулка, Каменка, Чемровка, другим рекам регионального значения - по 37 компонентам. Проводятся измерения мощности экспозиционный дозы гамма-излучения на местности в 7 пунктах Алтайского края.
Этих наблюдений достаточно, чтобы понять, что качество окружающей среды не улучшается, особенно это относится к городам края. Индекс загрязнения атмосферы в крупнейших городах края увеличивается из года в год и сегодня оценивается как – «высокий».
По оценке количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Алтайский край находится на 5 месте из 12 субъектов РФ, входящих в Сибирский Федеральный округ.

Какая работа по выделенным проблемам проделана в завершающемся году? Что можно отнести к достижениям, что – к просчетам или недоработкам?
Работа по улучшению экологической ситуации в крае ведется по двум направлениям: осуществление контрольно-надзорных мероприятий и реализация программных мероприятий. За девять месяцев текущего года инспекторами управления природных ресурсов было выявлено более 1000 нарушений природоохранного законодательства, рассмотрено 850 дел об административных правонарушениях, сумма штрафов составила 2,6 млн.рублей. Больше всего нарушений выявляется в области обращения с отходами производства и потребления.
В целях улучшения экологической ситуации Администрацией Алтайского края были приняты ряд основных Краевых целевых программ:
- «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2007-2009 годы;
- «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Алтайском крае на 2005-2010 годы»;
- «Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края» на 2007-2009 годы;
- «Модернизация жилищно-коммунального комплекса Алтайского края»;
- «Развитие промышленного производства в Алтайском крае»;
- «Развитие сельского хозяйства Алтайского края»;
- «Развитие лесов Алтайского края» на 2008-2010 годы;
- «Обеспечение населения Алтайского края питьевой водой» на 2008-2010 годы;
- «Социальное развитие села до 2010 года».
- «О реализации на территории Алтайского края адресной инвестиционной программы»
Реализация данных программ предусматривает проведение широкого круга мероприятий, направленных на сокращение негативного техногенного воздействия, улучшение состояния окружающей природной среды и снижение влияния неблагоприятных экологических факторов на здоровье населения края. Для обсуждения данных программ были привлечены общественные экологические организации.
Основными направлениями по улучшению экологической ситуации, в рамках принятых программ, являются:
- снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет проведения мероприятий по ликвидации источников загрязнения;
- снижение сброса загрязняющих веществ в водоемы за счет ликвидации несанкционированных складов пестицидов и ядохимикатов в водоохранных зонах рек и приведение в соответствие с установленными нормативами сбросов сточных вод предприятий;
- утилизация бытовых и обезвреживание токсичных отходов путем переработки отработанных ртутных ламп, проведения мероприятий по организации вывоза и складирования пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов;
- совершенствование функционирования особо охраняемых природных территорий;
- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
- формирование экологической культуры и воспитание бережного отношения к природе;
- проектирование, строительство и ремонт сельских водопроводов, очистных сооружений;
- газификация сел края;
- устранение накопленного экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью.
В рамках краевой целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2007-2009 годы решается одна из самых больших проблем края – ликвидация устаревших и пришедших в негодность пестицидов и ядохимикатов. За последние три года 2700 тонн запасов устаревших пестицидов собраны из разрушенных складов, переупакованы в полипропиленовые мешки и вывезены на склады временного хранения на территории края. Склады соответствуют установленным требованиям, расположены вдали от населенных пунктов и в большинстве своем взяты под охрану.
Направлено предложение в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации о включении Алтайского края в пилотный проект по созданию базовой региональной системы обеспечения химической и биологической безопасности в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами и в проект федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009-2013гг.)»
Близятся к завершению работы по ликвидации хвостохранилища Золотушинского рудника. Более 70 процентов пылящей поверхности хвостохранилища Алтайского горнообогатительного комбината в Горняке укрыто слоем грунта, исключающем загрязнение атмосферы и почвы солями тяжелых металлов.
Второй год в заказниках края проводятся биотехнические мероприятия, проведена инвентаризация памятников природы, решен вопрос по обеспечению охраны основных заказников края. В этих целях создано краевое автономное учреждение – «Алтайприрода», которое начнет функционировать с 2009 года.
За счет средств федерального бюджета организованы работы по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод, я говорю о расчистке русел рек Касмала, Талица, Чапша, Барда, расчистке озера Лебяжье в Барнауле. Освоено 57,5 млн.рублей. Проводится капитальный ремонт ограждающих дамб реки Тальменка в селе Тальменка и Склюихинского водохранилища в городе Рубцовске, а также русловыпрямление и берегоукрепление реки Чарыш в селах Бестужево, Белоглазово и на водозаборе Чарышского группового водопровода Шипуновского района.
Не удалось решить вопросы ликвидации несанкционированных свалок и полигонов твердых бытовых отходов.
Остаются острой проблемой в крае весенние и осенние сельскохозяйственные палы.

На какие вопросы будет направлено внимание Администрации края в наступающем 2009 году?
В 2008 году разработана стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года и долгосрочная программа социально-экономического развития Алтайского края на период до 2017 года.
Повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды в Алтайском крае является важнейшим фактором и в долгосрочной перспективе достижение этой задачи будет обеспечиваться мерами, направленными, прежде всего, на снижение влияния неблагоприятных экологических факторов на здоровье населения.
Усилия Администрации будут направлены на:
- дальнейшее совершенствование природоохранного законодательства регионального уровня;
- реализацию комплексного подхода к природопользованию;
- координацию деятельности всех природоохранных органов и служб, независимо от ведомственной и административной подчиненности;
- развитие системы особо охраняемых природных территорий и создание условий для сохранения разнообразия используемых биологических ресурсов;
- внедрение системы непрерывного экологического образования и формирование экологической культуры населения;
- обеспечение населения оперативной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов.

Как, на Ваш взгляд, организовано на уровне Администрации края экологическое просвещение и информирование населения о состоянии окружающей среды края, планах и делах Администрации в этой области? Что планируется делать в этом направлении?
Экологическое просвещение и информирование населения о состоянии окружающей среды осуществляется по разным направлениям.
Первое - экологическое образование и воспитание через финансирование мероприятий, проводимых детскими экологическими центрами края. Наиболее значимы из них краевые олимпиады, конкурсы, слёты. В 2008 году проведено более 90 природоохранных мероприятий разного уровня с детьми.
Победители представляют Алтайский край во Всероссийских этапах и на различных конференциях. Налажено взаимодействие с Алтайским краевым детским экологическим Центром, Детским эколого-биологическим центром г. Бийска, Центром внешкольной работы «Малая Академия» г. Рубцовска, Станциями юных натуралистов Барнаула и Заринска, Детско-юношеским центром Змеиногорского района.
Второе - проведение природоохранных акций совместно с общественными организациями, студентами и школьниками. В рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности в крае проводятся порядка 40-50 мероприятий и акций по очистке и благоустройству территорий городов, посёлков, берегов рек и озер, очистке родников.
Третье - взаимодействие с учреждениями культуры:
- зональная выставка «Природа и мы» в Родинском районном музее;
- краевая передвижная выставка «21 век: Экология, здоровье, будущее» в Алтайском краеведческом музее.
Четвертое - информирование населения края о состоянии окружающей среды и проводимых мероприятиях через СМИ:
- выпуск краевой экологической газеты «Природа Алтая». Газета выходит ежемесячно тиражом 5 тыс. экз.;
- публикация статей в «Алтайской правде», «Свободном курсе», в районных СМИ;
- выпуск ежегодника «О состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае» (аналитический сборник);
- ведение официального сайта Администрации края www.altairegion22.ru, куда еженедельно предоставляется информация по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
В 2009 году кроме обозначенных направлений работы планируется разработка «Стратегии непрерывного экологического образования и просвещения населения Алтайского края».


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2022 г.©