Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №9-10 2006 г. (сентябрь-октябрь 2006)


А вы знаете, что....
Иероглиф, обозначающий "проблему" изображается как две женщины под одной крышей



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№9-10 (129-130) 2006 год / 5 страница

5 страница. Проблема. Новая страница в нашей газетеПроблема. Новая страница в нашей газете

Наш собеседник – начальник межрайонного отдела экологического контроля (МОЭК) Департамента по охране окружающей среды администрации края В.И. ПШЕНИЧНЫЙ.

ЗА 10 ЛЕТ МЕНЯЛОСЬ МНОГОЕ
- Валерий Иванович, давно ли Вы работаете в структурах, связанных с охраной природы?
- В системе Госкомэкологии я начал работать десять лет назад. Точнее – с 4 января 1996 года. Начинал председателем комитета по охране окружающей среды города Новоалтайска, последние годы, как говорят, «в аппарате».
- Какие вопросы находятся в ведении межрайонного отдела экологического контроля?
- Вопрос, по сути дела, один – охрана окружающей среды. А в наши функции входит контроль за соблюдением законодательства. Но если раньше у нас, в нашем ведении, был фактически весь комплекс вопросов экологического контроля, то в последнее время, в связи с реорганизацией системы, у инспекторского состава остались вопросы контроля за охраной атмосферного воздуха и отходами производства. Правда, с января этого года нас наделили еще и обязанностями в области охраны водных объектов. Наделить-то наделили по новому Административному кодексу, но не сделали еще одного шага, чтобы можно было работать: Правительство должно было утвердить Перечень водных объектов, подлежащих контролю субъектом Федерации. Вот этот Перечень, а так определено в ФЗ – 199, и не составлен.
- Несколько слов о структуре Вашего отдела и кадровом составе.
- Количественный состав отдела небольшой, вернее сказать, очень маленький. По штатному расписанию в отделе 31 человек: начальник отдела, заместитель и 29 инспекторов. Раньше в каждом районе был свой инспектор, с прошлого года – один инспектор на несколько районов. Планировалось, что с января текущего года функция экологического контроля перейдет на муниципальный уровень. Поэтому и сократили наш инспекторский состав. Состав сократили, а на муниципальный уровень контроль не передали, оставили за нами еще на год: в декабре 2005-го муниципальный контроль просто ликвидировали. Вот мы и были вынуждены за каждым нашим инспектором закрепить по нескольку районов, в некоторых случаях – до пяти. А это не позволяет осуществлять экологический контроль в полном объеме и на должном уровне.
- Статью 68 «О муниципальном и общественном экологическом контроле» из Закона об охране окружающей среды убрали в соответствии с ФЗ – 199, но ведь в структурах муниципалитетов экологи, где заведующими отделами, где главными специалистами остались?
- Да. И это право местных администраций – определять структуру своего управленческого аппарата, так как вопросами экологии заниматься надо.
- А как взаимодействуют работники муниципалитетов с Департаментом?
- Взаимодействие осуществляется, я считаю, довольно тесное. Там, где есть специалисты, работа ведется. Эти специалисты определяют нарушения, дают информацию нашим инспекторам, которые выезжают на место и принимают соответствующие меры. Без этого взаимодействия наши специалисты вообще не смогли бы эффективно выполнять свои функции. Ведь составить протокол, вынести предписание об устранении экологического нарушения, согласно Административного кодекса, может только инспектор субъекта Российской Федерации. Муниципальный инспектор может составить акт, выявить нарушение, направить этот акт или нам в МОЭК или в прокуратуру.
- За годы работы Вы на своем опыте «прошли» несколько реорганизаций в области управления охраной окружающей среды. Расскажите об этом нашим читателям.
- Да, я начинал работать в то время, когда существовал комитет по охране окружающей среды, который, фактически, «отвечал» за все вопросы в этой области. Затем был создан комитет природных ресурсов, куда вошли и мы, экологи. Получилось, что в единой структуре объединились те, кто природные ресурсы, скажем так, осваивал и использовал, и те, кто эти службы должен был контролировать. В 2005 году комитет природных ресурсов снова реорганизовали и на его месте было создано уже 5 служб.
- Какая из этих систем управления, на Ваш взгляд, наиболее эффективна?
- На мой взгляд, и я это хочу подчеркнуть, наиболее эффективной для охраны окружающей среды и экологического контроля была первоначальная схема, когда комитет, а затем Министерство по ОСС координировало работу всех структур в области охраны природы. А сейчас, получается, что инспектор государственный, а природа… разделена. На практике вода, лес… не входят в природу. Мы не можем работать и в области геологического контроля. Все это сделано законодательно. Пока мы, еще раз повторю, отвечаем и имеет право контролировать воздушную среду и отходы производства.
- И что делать в такой ситуации?
- В первую очередь – работать. Работать в рамках существующей законодательной базы. И – совершенствовать законодательство. А мое личное мнение – вернуться к опыту прошлого, к тому лучшему, что уже было. На уровне субъекта Федерации, например края, это, конечно, сделать невозможно. Ведь законодательная база субъекта РФ не может противоречить федеральному законодательству.
Раз сферы деятельности разграничены, мы должны этому подчиняться: закон есть закон.
- А куда идут платежи за загрязнение окружающей среды, которые платит каждое предприятие, каждый предприниматель?
- Раньше эти платежи шли во внебюджетные экологические фонды, сейчас - в консолидированный бюджет, где они «растворяются». Отчасти и из-за этого не проводится значимых мероприятий по охране природы. Но, повторю, это делается в рамках существующего законодательства. Принцип «загрязняешь – плати» остался, но эти средства идут не только на охрану природы.
- Разве достаточно одного инспектора на несколько районов?
- Один человек на один район – и этого мало. На заре своей работы в экологической службы я по нормативным актам, которые тогда существовали и которые никто не отменял, подсчитал по городу Новоалтайску, где работал, необходимый количественный состав экологической службы. Получилось – 17 человек.
- А что за критерий у этих нормативных актов?
- Количество подконтрольных объектов. Но если в 1996 году контролировались наиболее крупные объекты, то сейчас, по законодательству, контролю подлежат все объекты без исключения. По городу Барнаулу, например, зарегистрировано порядка 36 тысяч юридических лиц и частных предпринимателей. По закону мы можем проверить предприятия один раз в два года. В краевом центре в отделе МОЭК 6 человек. Можете сами разделить объекты на субъекты и получить цифру объектов, подлежащих проверке, на одного человека (Примечание редактора. Реально ли одному человеку проверить за год 3000 объектов? Вопрос чисто риторический…). Кроме того, проверки усложняются, усложняется и оформление документации…
- Так сколько же экологов должно, на Ваш взгляд, работать в каждом районе?
- Все, конечно, зависит от величины района и количестве объектов, подлежащих проверке. Одного инспектора, повторю, на мой взгляд, мало. Но о чем мы говорим? Нас 30 человек и пока другого не предвидится.
- А что было в 90-е годы прошлого века?
- Тогда, первоначально, взяли тоже по минимуму. И в комитете при этом минимуме работало более 200 человек. Это в момент создания, в 1989-1990 годах. Когда я пришел, то есть 10 лет назад, было около 190 работников. После этого шли только сокращения. Сократилась и сфера влияния, разделились другие функции на федеральные и местные. У нас, например, сейчас, по сути две экологические экспертизы… Планируется их новое объединение, но как это будет сделано, пока неясно, говорить об этом рано.
- Вернемся к функциям МОЭК. Твердые бытовые отходы – в Вашем ведении. Оцените обстановку.
- Ситуация здесь плохая или…очень плохая. Фактически в крае нет ни одного полигона твердых бытовых отходов, которые бы соответствовали санитарно-экологическим требованиям и т.д. Федеральный закон №131 вроде бы четко разделил уровни ответственности на местном уровне. Но… Пока до сих пор неясно, кто и за что конкретно отвечает.
- Критерий оценки Ваших инспекторов - в количестве проверок, выявленных нарушениях? Кто из инспекторов МОЭК работает лучше, кто – хуже?
- Лучшая оценка – цифры. Посмотрите внимательно на таблицу, сравните цифры, все увидите сами…
ОТ РЕДАКЦИИ. В одном интервью по одному из направлений работы дать целостную характеристику положения дел в области охраны природы невозможно. Мы только начали этот разговор и выражаем благодарность В.И. Пшеничному за откровенный разговор.

Съезд лесоводов
На прошедшем V съезде лесоводов Агентства лесного хозяйства по Алтайскому краю и Республике Алтай одной из наиболее актуальных тем для обсуждения стали перспективы развития лесной отрасли в условиях ее реформирования. Участники съезда обсудили итоги работы отрасли в течение прошедших со времени предыдущего съезда лет, а также выбрали делегатов на Всероссийский съезд лесоводов.
В работе съезда также принимали участие заместитель главы администрации Алтайского края Яков Ишутин (на снимке), заместитель председателя правительства Республики Алтай Роберт Пальталлер, руководитель Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю Леонид Харитонов, руководитель Департамента по охране окружающей среды Алтайского края Сергей Налимов, другие руководители и представители научных учреждений и других организаций.
«К великой чести лесоводов, лесной Алтай укрепил свои позиции и по десяткам показателей находится на первом месте в Российской Федерации. Это большая заслуга директорского корпуса. Надо сказать, он один из самых стабильных и мощных в России. Это заслуга всех наших сотрудников – от лесника и мастера до директора лесхоза», - заявил Яков Ишутин.
В ходе работы съезда его участники сформулировали ряд задач, на решении которых предстоит сосредоточиться в ближайшие годы. В частности, следует продолжить работу, направленную на обеспечение устойчивого функционирования лесной отрасли и выполнение законодательно закрепленных за лесоводами обязанностей, направленных на воспроизводство, охрану и защиту лесов, усиление их средообразующих, санитарно-гигиенических, оздоровительных и прочих функций.
В ближайшее время, по мнению участников съезда, следует приступить к реализации модели управления лесным хозяйством в направлении разграничения функций государственного управления и хозяйственной деятельности лесхозов. Одна из задач – внедрение арендных отношений по всем видам лесопользования, предоставляя при этом преимущественное право при передаче в аренду тем, кто принимает на себя ответственность за состояние, воспроизводство, охрану и защиту лесов на переданных участках лесного фонда, строительство и поддержание сети лесных дорог, осуществляющим глубокую переработку древесины. До 2008 года на Алтае будет завершено противопожарное обустройство территорий лесного фонда всех лесхозов Алтайского края.
Серьезной задачей участники съезда считают восстановление и создание новых защитных лесных насаждений на землях, подверженных эрозии и опустыниванию, а также техническое перевооружение лесопильно-деревообрабатывающего производства с использованием современных технологий, переработку продукции побочного пользования лесом и второстепенных лесных ресурсов.
Фото: Ольга КОМИССАРОВА


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2022 г.©