Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №1-2 2010 г. (январь-февраль 2010)


А вы знаете, что....
Hогти на пальцах руки растут примерно в 4 раза быстрее, чем на ногах



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№1-2 (169-170) 2010 год / 12 страница (ПАО)

12 страница. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. ШишковаАКУНБ
Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова

Экология, экологическая ситуация, экологический кризис... Эти слова сегодня мы слышим все чаще и чаще. В решении экологических проблем велика роль подготовки экологических кадров, экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Для успешной работы в этом направлении необходим комплексный подход к системе экологического просвещения, охватывающий дошкольное, общее и профессиональное образование. В стране создается система непрерывного экологического образования населения, основными звеньями которой являются дошкольное учреждение и школа.

Обзор литературы
Предлагаем вниманию литературу из фонда Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова, адресованную, прежде всего, специалистам, работающим в области экологического образования и воспитания.
Экологическое образование в дошкольном возрастеСеребрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. - М.: Academia, 2006. - 206 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).
Пособие содержит информацию по целому спектру как теоретических, так и методических проблем, связанных с организацией экологической работы с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образования.
Первая часть - «Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста» - познакомит читателя с историей возникновения науки экологии, с ее отраслями. Здесь содержится информация о разнообразии живых организмов, их свойствах, влиянии факторов окружающей среды на нормальную жизнедеятельность, о воздействии природы на жизнь человека, а также о влиянии деятельности людей на состояние природы как среды обитания всех живых организмов, включая самого человека.
Вторая часть - «Методика экологического образования детей дошкольного возраста» - познакомит с методическими приемами организации экологической работы с детьми, об исторических аспектах данного вопроса, а также - о современных технологиях экологического образования детей дошкольного возраста.
В третьей части - «Рекомендации к практическим занятиям» - публикуется адаптированная информация о сезонных явлениях в мире природы для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Здесь размещены примерные конспекты проведения наблюдений за объектами, явлениями природы, уточнена организация опытнической деятельности, указаны варианты модельного материала, есть игры-тренинги экологического содержания, даны описания экскурсий, предлагаемые к использованию в системе экологической работы с детьми.
Книга будет полезна студентам и специалистам.
Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группыКравченко, И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : метод. пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова ; [под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой]. - М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с. - (Программа развития).
В методическом пособии содержится полное описание прогулок в разное время года. Все прогулки сгруппированы по месяцам года, с сентября по май, по 10 наблюдений в каждом месяце.
Подробно описаны цели, задачи и ход наблюдений. На протяжении всего года ребенок знакомится с кем-то или чем-то, наблюдая за сменой погоды, окружающей природой, растительным и животным миром, местом человека в этом мире. Каждое занятие снабжено двумя видами игр, которые способствуют развитию трудовых навыков (пересадка цветущих растений с участка в помещение, уборка территории от листьев) и активизируют двигательную активность (игра «найди, где спрятано», «послушные листья», «кто самый меткий» и др.). Предложены стихи, интересные рассказы о том или ином «чуде» природы и о заботе человека за ним, к каждому наблюдению имеется подборка вопросов, которыми воспитатель сможет воспользоваться, беседуя с малышами.
Авторы пособия много времени уделяют воспитанию детей и формированию у них интеллектуальных умений. Помимо этого, на занятиях ребятишек знакомят с природосохраняющей и природоохранной деятельностью человека, учат ребятню бережному отношению к живой и неживой природе.
Данные прогулочные карты уже апробированы в учебно-воспитательном процессе и являются итогом опытно-экспериментальной работы ДОУ «Рябинка» г. Нягани (Ханты-Мансийский автономный округ) по экологической программе «Человек в мире природы».
Изначально предназначенные для образовательных учреждений Северного региона, прогулки, как отмечают издатели, с успехом используются в практике работы Курганской, Свердловской, Челябинской и других областей России.
Пособие адресовано воспитателям старших и подготовительных к школе групп.
Живая экология: Программа экологического образования дошкольниковИванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 80 с. – (Программа развития).
Программа охватывает три основных направления экологического образования:
- развитие элементарных естественнонаучных представлений;
- развитие экологической культуры детей;
- развитие представлений о человеке в истории и культуре.
В книге четко прописаны цели и задачи экологического образования дошкольников, разработан перечень экологических понятий, доступных детям первых семи лет жизни, уточнены основные принципы и педагогические условия их формирования, выявлены критерии оценки знаний, указаны рекомендации по работе с программой.
Каждый раздел программы содержит перечень знаний, умений, навыков, которыми могут овладеть дети в конкретной возрастной группе. Знания указываются для той группы, в которой начинается работа над ними. В старших группах работа над данными понятиями продолжается. Они расширяются и уточняются, но в программе не упоминаются, иначе она стала бы очень громоздкой.
В каждой возрастной группе (1-я группа раннего возраста, 2-я группа раннего возраста, 1-я младшая группа, 2-я младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа) показаны знания, умения, навыки по четырем темам: Неживая природа», Растения», Животные», Человек». Обязательными подразделами в каждой из тем являются факты, охрана природы, обобщающие понятия, трудовая деятельность, охрана здоровья, социальная жизнь. Программа экологического образования дошкольников позволяет в каждый конкретный момент диагностировать уровень образования детей по природоведению, человековедению и экологии в любой возрастной группе.
Книга предназначена для работников дошкольных учреждений, а также студентов высших и средних специальных учебных заведений соответствующих специальностей.
В журнале-сборнике сценариев для библиотек и школ Читаем, учимся, играем» можно найти много интересных разработок внеклассных занятий по экологическому воспитанию и образованию учащихся 1-11 классов, которые существенно расширят методическую копилку учителя.
Используя представленные пособия, педагоги-экологи смогут разнообразить, а значит сделать более увлекательным и эффективным учебно-воспитательный процесс, как для себя, так и для своих учеников.
Международные экологические акции в школе: 7-9 кл.Международные экологические акции в школе: 7-9 кл. : (конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления) / Изд-во Учитель» ; авт.-сост. Г. А. Фадеева. - Волгоград : Учитель, 2006. - 123 с. - (В помощь преподавателю).
В пособии представлен материал для проведения со школьниками, учащимися среднего звена различных мероприятий, объединенных экологической темой.
Сборник содержит перечень основных международных экологических акции (День Земли, День борьбы за защиту озонового слоя, День окружающей среды, День биологического разнообразия и др.).
В книге предложены интеллектуальные игры, КВНы, праздники здоровья, литературно-музыкальные вечера, пьесы, пресс-конференции с приглашением специалистов в той или иной области. Все внеклассные мероприятия призваны способствовать восприятию экологических проблем как личностно-значимых, активизировать действия учащегося с целью сохранения живой природы, приумножения природных богатств.
К каждой экологической дате приурочен целый комплекс мероприятий. Публикуются подробные сценарии со стихами, песнями, играми, конкурсами, уточнены все детали от оформления и инструментов до текста ведущего.
Экологические акции - разные по настроению, все зависит от того, какому дню они посвящены. Например, целая яркая и веселая неделя, посвященная пернатым и четвероногим друзьям, предваряет день защиты животных. В ее рамках с 1 по 9 классы со школьниками проводятся: шоу-КВН Кис», концерт-аукцион Мур-р-р», в гостях у Кота Котофеича (1-4 классы), оформлена портретная галерея домашних животных, Best in show» (выставка кошек), с последующим вручением дипломов победителям.
Есть и серьезные внеклассные мероприятия (день борьбы со СПИДом, день борьбы с наркоманией, день защиты от опустынивания и др.). Например, приуроченный ко дню биологического разнообразия Экологический суд» над человеком, в котором главными судьями выступают вымершие и занесенные в Красную книгу животные, а также вся окружающая среда, страдающая от деятельности человека.
Такие акции дают повод для того, чтобы учитель вместе со школьниками занялся сбором экологической информации в своем городе или районе, поселке, подготовкой докладов на природоохранные темы, проведением различных конкурсов.
Пособие адресовано учителям, учащимся средних общеобразовательных школ и студентам высших и средних учебных заведений.
Материал подготовила Елена СИМДЯНКИНА, библиотекарь отдела естественнонаучной и сельскохозяйственной литературы


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2021 г.©