Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №1-2 2012 год (январь-февраль 2012)


А вы знаете, что....
Лейкоциты в организме человека живут 2-4 дня, а эритроциты - 3-4 месяца



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№1-2 (193-194) 2012 год / Страница 46-47

Итоги деятельности управления в 2011 году

Стратегическая цель – экологическая безопасность



Продолжение. Начало на предыдущей странице
Помимо того, для эффективного участия Алтайского края в Федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» необходима разработка региональной программы в области использования и охраны водных объектов Алтайского края на период до 2020 года (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2011 № 1316-р).

Обращение с отходами
Вопросы хранения и утилизации отходов на территории Российской Федерации дважды становились предметом обсуждения на заседаниях Президиума Государственного совета: 27.05.2010 и 09.06.2011.
По данным статистики, в крае образовалось три миллиона тонн отходов, из которых фактически использовано только 32 процента и обезврежено менее трех.
Основная нагрузка в области обращения с отходами приходится на муниципальные образования. Организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, переработки и утилизации промышленных отходов относятся к полномочиям органов местного самоуправления (статья 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», часть 1 статьи 14, часть 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 7 закона Алтайского края от 11.02.2008 № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае»).
Анализ текущей ситуации позволяет сделать вывод о невозможности надлежащей реализации этих полномочий в связи с отсутствием в действующем законодательстве нормативно-правовой и методологической базы, а также с отсутствием финансовых ресурсов.
Подтверждением этого вывода является тот факт, что в 2011 году в производстве судов общей юрисдикции с участием управления находилось 196 дел по искам органов прокуратуры, связанным с нарушениями закона при размещении отходов. По принятым решениям судов в связи со сложностью их исполнения органам местного самоуправления, как правило, предоставляется отсрочка в исполнении.
С целью совершенствования организационной структуры в сфере обращения с отходами, привлечения частных инвестиций, уменьшения количества мест захоронения отходов, ликвидации несанкционированных свалок, строительства и оборудования полигонов управление в 2011 году разработало проект Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края до 2020 года.
Данный проект в установленном порядке утвержден постановлением Администрации края от 07.04.2011 № 166.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации (от 29.03.2011 № Пр-781) управлением разработана и постановлением Администрации края от 21.10.2011 № 603 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края» на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года».
Данные нормативные правовые акты являются базовыми для нормативно-методического обеспечения вопросов обращения с отходами, развития инфраструктуры в указанной сфере, возмещения прошлого экологического ущерба.
С целью реальной помощи муниципальным образованиям в минувшем году разработаны:
рекомендации по организации работ по безопасному обращению с ртутьсодержащими отходами;
схематичная система обращения с отходами в муниципальном районе;
рекомендации о возможном использовании мер государственной поддержки в данной сфере.
Помимо того, в рамках реализации постановления Администрации края от 15 июня 2011 года №317 «О грантах Губернатора Алтайского края в сфере экономики» при непосредственном участии управления проведен конкурс по предоставлению грантов Губернатора Алтайского края в сфере экономики по направлению «Чистый муниципалитет».

Природно-ресурсный потенциал
Краевой программой «Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае» на 2011-2016 годы» значительная роль отведена развитию природно-ресурсного потенциала Алтайского края и в первую очередь – развитию ресурсного потенциала различных видов полезных ископаемых.
В рамках реализации полномочий управления в указанной области в 2011 году выполнена экспертиза шести геологических отчетов.
На государственный баланс поставлено:
более 2,5 млн. кубометров (2 633,241 тыс. м3) строительного песка по двум месторождениям;
около 18 млн. кубометров (17 984 тыс. м3) строительного камня по двум месторождениям.
Произведен пересчет запасов и утверждены запасы строительного камня по двум месторождениям в количестве более 10 млн. кубометров (10 385 тыс. м3).
Выдано 15 лицензий на право пользования недрами, 14 дополнений к лицензионным соглашениям.
Объем денежных средств, поступивших в 2011 году в бюджет Алтайского края от деятельности в сфере недропользования, составил два миллиона 223 тысячи рублей. В местные бюджеты поступил налог на добычу полезных ископаемых по общераспространенным полезным ископаемым в сумме 14 миллионов 960 тысяч рублей.
Развитие ресурсного потенциала полезных ископаемых на территории края возможно только при наличии реальных механизмов государственного регулирования. Существует объективная необходимость расширения перечня мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой «Развитие минерально-сырьевой базы».
В частности, необходимо предусмотреть финансирование работ по составлению балансов запасов и кадастров месторождений, проявлений общераспространенных полезных ископаемых, ведению территориального фонда геологической информации.
В настоящее время эти работы осуществляет Алтайский филиал ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу» по устной договоренности, что ставит под угрозу дальнейшее осуществление работ.
При разработке проекта ведомственной целевой программы по развитию минерально-сырьевой базы на 2013-2015 годы управлением будет предложено включить эти работы в перечень мероприятий программы.

Экологический надзор
Одним из ведущих направлений деятельности управления является осуществление регионального государственного экологического надзора. Несмотря на большую разъяснительную работу среди населения, следует признать, что государственный экологический надзор являются наиболее действенным механизмом профилактики правонарушений в области охраны окружающей среды.
В 2011 году специалистами управления проведено 1650 проверок соблюдения требований природоохранного законодательства в форме плановых, внеплановых проверок и рейдов. По выявленным нарушениям рассмотрено 1 088 дел об административных правонарушениях.
Большинство рассмотренных дел связано с привлечением к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (351 дело или 32%), по статье 8.2 КоАП РФ за правонарушения в области обращения с отходами производства и потребления (291 или 26,7%), по статье 8.21 КоАП РФ за правонарушения в области охраны атмосферного воздуха (129 или 11,9%).
Сумма начисленных штрафов составила семь миллионов 845 тысяч рублей. Сумма оплаченных административных штрафов – 6 миллионов 745 тысяч рублей, что на 83,7 % превышает показатели 2010 года.
Большое внимание уделяется совместной работе с органами прокуратуры по выявлению несанкционированного размещения отходов путем проведения совместных рейдов. В досудебном порядке за 2011 год ликвидировано более 100 свалок.
Во исполнение поручения Губернатора Алтайского края (данного на совещании с представителями исполнительной и законодательной власти в Барнауле 15.02.2011) ликвидированы в полном объеме 17 несанкционированных свалок в нагорной части города Барнаула.

Одна из проблем
Особое значение в 2011 году придавалось вопросу несанкционированного слива жидких бытовых отходов. В ходе проведения рейдовых мероприятий установлены места несанкционированного сброса жидких бытовых отходов, организованы дежурства с привлечением работников прокуратуры с целью предупреждения несанкционированного сброса жидких бытовых отходов коммунальными службами, выполнены заградительные валы для ограничения въезда автотранспорта к точкам слива отходов.
К административной ответственности привлечены 27 лиц, из них 20 – в Барнауле. Положительной тенденцией является тот факт, что контрольными проверками в ноябре-декабре 2011 года установлен только один случай несанкционированного сброса жидких бытовых отходов в поселке Научный городок краевого центра.
Несмотря на предпринимаемые управлением усилия, количество фактов незаконного сброса отходов на почву, в водные объекты, земли городских лесов и сельскохозяйственного использования увеличивается.
В соответствии с требованиями законодательства вывоз жидких бытовых отходов должен осуществляться на сливные станции или поля ассенизации (п.3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», глава 6.2 постановления Администрации Алтайского края от 14.10.2009 № 431 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Алтайского края»).
Однако в настоящее время сливные станции в Барнауле отсутствуют. Согласно полученной от администрации города информации существует единственная разрешенная точка для слива жидких бытовых отходов – это последний колодец канализационного коллектора в районе КОС-2. Поля фильтрации, расположенные в поселке Научный Городок и в Индустриальном районе Барнаула (принадлежат ФГОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет»), надлежащим образом не эксплуатируются.
Выходом из сложившейся ситуации видится инициирование строительства сливных станций в Барнауле. Реализация данных полномочий является обязанностью органов местного самоуправления, однако администрацией города, по имеющейся в управлении информации, мероприятий по оздоровлению ситуации не планируется.
В адрес администрации города неоднократно направлялись обращения о недопустимости слива жидких отходов в не отведенных для этого местах, повышения эффективности деятельности городских служб в данном направлении.
На проводимых совещаниях у заместителя главы администрации города Барнаула управление неоднократно предлагало предусмотреть строительство сливных станций, организовать учет количества сбрасываемых жидких бытовых отходов в систему канализации, определить судьбу и статус существующих полей фильтрации в Научном городке и учхозе Пригородное, найти эксплуатирующую организацию.
Однако до настоящего времени реальных мер по предотвращению нарушений в сфере обращения с жидкими бытовыми отходами органами местного самоуправления Барнаула практически не ведется.
Алтайским природоохранным прокурором в адрес главы города Барнаула внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. До настоящего времени какой-либо информации о ходе выполнения указанного представления не поступало.
В результате мероприятий по выявлению фактов незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых к административной ответственности привлечены 27 лиц, сумма наложенных штрафов составила один миллион 978 тысяч рублей.

Виды нарушений
Следует положительно охарактеризовать меры, направленные на предотвращение сельхозпалов. Так, с начала пожароопасного сезона управлением внесен в реестр 231 ландшафтный пожар, что на 184 пожара меньше, чем в 2010 году.
Площадь, пройденная огнем, составила более 10 тысяч га, что в четыре раза меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За прошедший пожароопасный сезон к административной ответственности привлечены 58 лиц. Сумма наложенных и взысканных штрафов составила 56 тысяч рублей.
Наиболее распространенный вид нарушения водоохранного режима в весенне-летний период - это мойки автомобилей в не отведенных для этого местах.
В целях решения данной проблемы совместно с сотрудниками органов внутренних дел края проведено около 120 рейдов, составлено более 80 протоколов об административных правонарушениях (из них 43 - в Барнауле). Сумма начисленных штрафов по указанным делам составила более 17 тысяч рублей.
Необходимо отметить, что предусмотренный статьей 43 закона Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» штраф (на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей) – это несоразмерная сумма по сравнению с величиной наносимого ущерба окружающей среде.
В настоящее время управлением совместно с профильным комитетом АКЗС прорабатывается вопрос об увеличении административных санкций за мойку машин и сброс жидких бытовых отходов в не отведенных для этого местах.

Особо охраняемые природные территории
Совершенствование функционирования особо охраняемых природных территорий обозначено в числе приоритетных задач экологической политики рядом краевых нормативно-правовых актов, в том числе программой социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года (утверждена законом Алтайского края от 06.04.2010 № 25-ЗС), комплексной программой социально-экономического развития Алтайского края (утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2007 № 622).
На территории Алтайского края функционируют 87 особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее – ООПТ): один природный парк, 35 заказников и 51 памятник природы.
Охрану и проведение биотехнических мероприятий на территориях заказников краевого значения с 2009 года совместно с инспекторами управления осуществляет егерская служба краевого государственного бюджетного учреждения (КГБУ) «Алтайприрода», находящегося в ведении управления.
На сегодняшний день в штате учреждения работает 16 егерей, которые обеспечивают функционирование 19 заказников. Общая площадь угодий, охваченных работой, составляет 500 тысяч га или 70 процентов всех региональных особо охраняемых природных территорий. В пересчете на одного егеря приходится порядка 30 тысяч гектаров охраняемой территории. Согласно утвержденным нормативам данная цифра превышена более чем в два раза.
С целью решения данной задачи в течение 2012 года запланировано расширение штата егерей на четыре единицы. Благодаря этому на территории Тогульского, Обского, Корниловского и Ондатрового заказников возобновится егерская служба.
В 2011 году на территориях ООПТ и прилегающих к ним землям было выявлено 194 нарушения природоохранного законодательства, возбуждено девять уголовных дел по фактам незаконной охоты и рубки деревьев.
Выявлены признаки незаконного оформления и (или) пользования земельными участками на территориях государственных природных комплексных заказников «Лебединый» – в Советском, «Каскад водопадов на реке «Шинок» – в Солонешенском, «Бобровский» – в Первомайском, «Корниловский» – в Каменском районах.
Помимо контрольно-надзорных мероприятий ведутся работы по разработке нормативно-методического материала в области функционирования особо охраняемых природных территорий.
Приказом от 30.08.2011 № 109 утверждены паспорта памятников природы краевого значения и типовое охранное обязательство. Ведется работа по заключению соглашений об охранных обязательствах с правообладателями земельных участков, на которых расположены памятники природы.
Подготовлен проект постановления Администрации Алтайского края «О дендрологическом парке краевого значения «Кулундинский дендрарий», которым планируется утвердить на региональном уровне новую особо охраняемую природную территорию в крае – дендрологический парк.
Разработаны проекты постановлений Администрации края о внесении изменений в режимы особой охраны заказников «Залесовский», «Панкрушихинский», «Алеусский», «Волчихинский».
В связи с изменениями в природоохранном и земельном законодательстве действующее на сегодняшний день постановление Администрации края от 06.04.2001 № 251 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий» требует значительной корректировки.
Окончание на следующей странице

О недропользовании
Внесены изменения в закон Алтайского края о недропользовании. Региональные законодательные акты приведены в соответствие с Федеральным законодательством Российской Федерации.
Согласно изменениям к «участкам недр местного значения» относятся участки недр, содержащие месторождения общераспространенных полезных ископаемых, и участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Перечень таких участков определяется органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Региональные органы исполнительной власти наделены полномочиями по принятию решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр местного значения, по определению состава и порядка работы конкурсных или аукционных комиссий, а также порядка и условий проведения этих мероприятий.
В соответствии с изменениями в законодательстве субъектам Российской Федерации передано право по установлению факта открытия месторождения общераспространенных полезных ископаемых.

Правила охоты
Внесены изменения в правила охоты на территории Алтайского края
Губернатор края Александр Карлин подписал соответствующее постановление. В соответствии с изменениями федерального законодательства Российской Федерации полномочия государственного охотничьего надзора переданы на региональный уровень, пояснили в Алтайкрайохотуправлении.
В соответствии в вступившими в силу изменениями государственные охотничьи инспекторы имеют право проверять у юридических лиц и граждан документы, разрешающие осуществлять пользование животным миром, находиться на особо охраняемой природной территории, за исключением особо охраняемых акваторий федерального значения, хранить и носить огнестрельное оружие. Постановлением также предусматривается проведение досмотра вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверка оружия и других орудий добычи объектов животного мира, допускается изъятие у нарушителей незаконно добытых объектов животного мира и полученной из них продукции и т. д.
Этим же постановлением внесены изменения в «Правила добычи объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам и не принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Алтайского края». Так, согласно документу, серая ворона исключена из объектов спортивной охоты.

Проект «Кулунда»
Ученые мирового уровня ищут в Алтайском крае способ обработки земель, исключающий эрозию и пыльные бури. В регионе реализуют совместный российско-германский научно-исследовательский проект «Кулунда».
Его результаты должны помочь выявить инновационные способы сельскохозяйственной обработки почвы, исключающие эрозию и пыльные бури. Проект «Кулунда» реализуется учеными двух стран в сотрудничестве с производителями инновационной сельхозтехники.
«Будут применяться новые агротехнологии, позволяющие сохранять влагу в почве и предотвратить эрозию. Все это должно происходить на модельных тестовых участках на территории фермерских хозяйств в Кулундинской степи Алтайского края», - рассказывает технический координатор проекта Андрей Бондарович.
Проект «Кулунда» реализуется в рамках соглашения между правительством России и Германии о научно-техническом сотрудничестве учеными двух стран. Партнерами в этом начинании с германской стороны выступили: университет им. Мартина Лютера, Центр экологических исследований им. Гельмгольца, университет им. Лейбница и другие. Российскую науку представляют - Алтайский государственный университет, Алтайский государственный аграрный университет, Институт водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН и другие.

Для восстановления лесополос
В Мамонтовском районе Алтайского края будет создан питомник по выращиванию посадочного материала для восстановления лесополос. На эти цели из краевого бюджета направят 7,8 миллионов рублей.
Это решение было принято на заседание краевой межведомственной комиссии по реализации на территории края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.
В мероприятии под председательством заместителя Губернатора края Александра Лукьянова приняли участие представители органов государственной власти региона, органов местного самоуправления, сельскохозяйственных организаций, союзов и объединений.
Одним из вопросов, рассмотренных на заседании, стало определение победителя конкурса на предоставление грантов Алтайского края на создание питомников, в которых с использованием орошения будет производиться лесопосадочный материал. По решению комиссии обладателем гранта стало ООО «Мамонтово-Лес» Мамонтовского района. Планируется, что к 2014 году производство двухлетних сеянцев лесных культур достигнет не менее 10 млн. шт. в год, - отмечают в Главном управлении края по сельскому хозяйству.
Напомним, в текущем году по поручению Губернатора Александра Карлина в регионе проведена инвентаризация полезащитных лесонасаждений. По результатам данной работы установлено, что в Алтайском крае площадь полезащитных насаждений насчитывает 72 тыс. га, 35% из которых нуждаются в реконструкции и восстановлении.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©