Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета "Природа Алтая" №11-12 2009 г. (ноябрь-декабрь 2009)


А вы знаете, что....
Человеческий глаз способен различать 10 000 000 цветовых оттенков



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2009 год
№11-12 (167-168) 2009 год / 44-45 страница

Слово - ученым
Сергей Кирпотин
Формируется новая наука
Проблемам экологии как науки сегодня уделяется много внимания. В устной практике политиков во всём мире это любимая тема. А что было бы, если бы «экологией» не только сотрясали воздух, но и реально занимались? Возможно, для того чтобы это произошло, необходимо понять что это такое - экология, её значение, смысл и суть. В этом нам поможет доктор биологических наук, профессор, проректор по международным связям Томского государственного университета Сергей Николаевич КИРПОТИН.
Читателям нашей газеты это имя знакомо: во время летней экспедиции этого года он встречался с нашими детьми (добавлю от себя – и очень им понравился), просто здорово помог в организации пребывания нашей делегации в Томске, организовал ряд встреч с крупными учеными, решил ряд других вопросов. А их было немало.
Пользуясь случаем, я от своего имени и от имени участников детской общественной экологической экспедиции «Начни с дома своего» поздравляю Сергейц Никеолаевича с приближающимся Новым годом и желаю ему биения мысли острой, успехов в науке и удачи – в жизни.
И еще одно добавление. Сергей Николаевич (а впервые мы познакомились в Москве в Общественной палате РФ) пишет очень интересные научные статьи, которые, я уверен, будут интересны любому, кто интересуется экологией. Я очень надеюсь, что у нас появился еще один яркий автор с широкой душой и небезразличным сердцем…


Философия
Сезон Пучкина
СПРАВКА:
Термин «экология» очень расплывчатый. Экология (от греческого οικος — дом, хозяйство, обиталище и λόγος — учение) — это в первую очередь наука. Но его понимают зачастую как синоним окружающей среды. 30-40 лет назад экология рассматривалась как раздел в рамках биологии, изучающий взаимодействие организмов с окружающей средой. Такое толкование предложил в 1866 году Эрнест Геккель. Он основал эту науку, так как первый понял, что организм при его изучении не следует отделять от окружающей среды. Но это узкое понимание, и сам Геккель вкладывал более глубокий смысл в это понятие: экология – экономика природы. Он заложил в начале XIX века то понимание экологии, к которому современная наука подошла совсем недавно. Как сказал отец современной американской экологии Юджин Одум, экология и экономика – это однокоренные слова. Он мечтал, когда эти два явления будут идти рука об руку, а не противопоставляться друг другу. Сегодня это сближение состоялось и выразилось в концепции устойчивого развития. Экологию как раздел биологических наук можно назвать классической. Она также имеет ряд направлений:


1. аутэкология – взаимодействие организмов с окружающей средой;
2. демоэкология – изучает популяционные процессы в природе;
3. синэкология – взаимодействие популяций;
4. ландшафтная экология – ключевая для экономической деятельности человека ветвь экологии, характеризующаяся изучением территории с помощью мониторинга окружающей среды и экологической экспертизы хозяйственной деятельности человека;
5. глобальная экология – изучает процессы биосферы и глобальные экологические проблемы.



ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИИ
- Сергей Николаевич, что такое экология?
- Коротко охарактеризовать понятие «экология», невозможно.
Самое ёмкое и краткое толкование этому термину дал знаменитый русский эколог Василий Васильевич Докучаев, основатель школы синтетического естествознания и науки почвоведения.
В одной из своих работ в 1888 году он писал, что вся наука имеет, выражаясь современным языком, пообъектную специализацию. Он мечтал о появлении науки, изучающей взаимосвязи в природе.
Пользуясь высказываниями Докучаева, можно утверждать, что экология – это наука о связях в природе.
В более широком смысле понимал «экологию» другой русский учёный Николай Фёдорович Реймерс, который описал её трансформацию в мегаэкологию, так как она, по его мнению, превратилась в меганауку, охватывающую спектр естественных и социальных наук, а также политическую и экономическую сферы.
В любом случае, экология соприкасается со всеми сферами человеческой деятельности и имеет огромное мировоззренческое значение. Именно от неё зависит выживание и благополучие цивилизации.
КРИЗИС И ЭКОЛОГИЯ
- Как отразится кризис на экологии?
- Мировой финансовый кризис – это шанс обратить внимание на несовершенство и ущербность существующей мировой системы. В этом плане она похожа на состояние экологии.
Истощаемая экономика, как и экология, посылает нам сигналы о неправильном поведении человека в этом мире. Если мы не сможем договориться на мировом уровне, то это приведёт к печальным последствиям.
Мы находимся в преддверии системного социальноэкономикоэкологического кризиса. Именно экологическое мировоззрение должно повлиять на изменение существующей ситуации.
НЕКОТОРЫЕ МИФЫ
- Как именно экология в виде мировоззрения может повлиять на развитие цивилизации?
- Россия встала на технократический путь развития и повторяет ошибки тех стран, которые уже от этого пострадали.
Существует миф, что страны, не очень развитые в экономическом отношении, не могут себе позволить устойчивого развития, которое удовлетворяло бы интересы будущих поколений и обеспечивало бы защиту окружающей среды.
(От редакции: Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. Фактически речь может идти о прекращении нерационального роста использования ресурсов окружающей среды.)
Но это только миф. Дело в том, что устойчивое развитие предполагает, прежде всего, эффективное управление. Технологии, которые основаны на ресурсосбережении, выгодны при любом уровне развития экономики. Только ленивые и недальновидные люди могут позволить расточительно относиться к расходованию ресурсов. Например, по их мнению, проще построить АЭС, которая производит энергию в избытке и не думать о том, нужна ли она, куда её девать, что потом с ней делать.
Если мы будем ориентироваться на избыточную энергию, разве мы когда-нибудь научимся её экономить? Ведь 70 % энергии в виде тепла просто теряется, так как используется централизованное теплоснабжение, обеспечиваемое несовершенными коммуникациями, которые достались нам в наследство от СССР. Расточительная экономика невыгодна, так как приводит к таким кризисам, как нынешний.
ЯПОНСКИЙ ПРИМЕР
- Существует пример эффективности такого взгляда на ход вещей?
- Самой продвинутой страной в плане экологического мировоззрения является Япония, которая смогла претворить его принципы в жизнь. Ограниченность ресурсов, маленькая территория, высочайшая плотность населения – всё это вынудило развивать технологии, то есть идти по технократическому пути. Они признались в одном из официальных обращений, что этот путь, которым восторгаются многие политики, экономисты и журналисты, называя его «японским чудом», является ущербным и ведет в тупик, к разрушению.
Японцы решили взять курс на создание технологий, которые не будут наносить вред окружающей среде, а будут гармонично сочетаться с ней, сосредоточились на создании экологически дружелюбных технологий. Вся нация оценила ущербность предыдущего пути развития и приняла новую мировоззренческую установку.
ПРОБЛЕМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
- То есть проблемы экологии – мировоззренческого характера?
- Безусловно, решение всех экологических проблем лежит в мировоззренческой плоскости. Разруха, как говорил один булгаковский герой, в головах. Никакие экономические, политические или социальные меры не решат этих вопросов. Пока не изменится культура и мировоззрение, все действия будут бессмысленными.
Ибо, как сказал президент Римского клуба Аурелио Печчеи: «Если мы хотим изменить мир, то сначала мы должны изменить человека», т.е. самих себя.
Других способов просто не существует. Можно вложить огромные средства в закупку новых очистных сооружений, но не соблюдать технологию их использования, приобрести контейнеры для мусора, но люди будут продолжать бросать мусор прямо на землю…
Пока деньги будут уходить в развитие технологий вчерашнего дня, проблемы останутся. Например, строительство АЭС, которая будет создавать множество проблем для будущего поколения, являясь объектом двойного назначения (угрожает безопасности, подвержена террористическим нападениям), является к тому же нерентабельной по своей сути. Люди, решившие строить АЭС а также одобряющие это строительство, имеют узкое мировоззрение.
ФИЛОСОФИЯ ЭКОЛОГИИ
- Как изменить мировоззрение населения всей планеты?
- Существует множество методов изменить мировоззрение. Например, воспитывать детей, объяснять элементарные правила (в школе, детском саду), что нужно убирать за собой мусор, не засорять природу и т. д. И если их родители или другие старшие родственники не будут соблюдать такие правила, дети сделают им замечание. Такой подход с успехом применялся в США и показал свою эффективность.
С другой стороны, необходима духовная практика.
Новая экология очень тесно связана с духовностью, так как встать на путь нового мышления и мировоззрения может только духовно развитый человек. А пути достижения духовности очень разнообразны. Ментально эти вопросы не решить: нужно сформировать ещё и духовную потребность, так как опираться на разум не стоит, ведь он находится в плену оправдательных механизмов, снимающих личную ответственность за любые действия. Необходим сложнейший комплекс мер, направленный на формирование нового мировоззрения и этики.
Страны Запада в рывке технологического развития утратили духовные ценности, в результате чего наступило опустошение, непреодолимая пропасть: мы потеряли способность быть духовными.
ВОСПИТАНИЕ... ДУХОВНОСТИ
- Но как изменить духовность. Можно ли ее воспитать?
- Например, Карл Густав Юнг говорил, что восприятие духовности сродни восприятию музыки. Как не все имеют абсолютный слух, так и далеко не многие люди умеют воспринимать духовные ценности. Но, занимаясь музыкой, человек может научиться её понимать и развить свой слух. То же самое и с духовностью.
Без духовности мы не научимся жить сообща, коллегиально. Единственным действенным средством для решения этой важной задачи является духовно-нравственное воспитание, причем не отвлеченное – теоретическое, а практическое, позволяющее раздуть и развить искорки позитивных духовных качеств, которые есть в каждом человеке.
Говоря другими словами, необходимо пробудить духовные начала каждой отдельной личности для того, чтобы и общество в целом стало более здоровым.
Необыкновенно современно выглядят мысли Владимира Ивановича Вернадского, которые некоторые политические деятели пытаются обозначить как новое мышление. Учитывая гигантский размах своей деятельности, «человек впервые реально понял, что он житель планеты и может, должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетарном аспекте только в области жизни – в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которого он не может. Его существование есть его функция».
ГЛУБОКАЯ ЭКОЛОГИЯ
- Выходит, экология имеет связь с философией?
- Существует также такое направление в философии, как глубокая экология, которое разработал норвежский учёный Арни Наэс. Он выделил два типа экологии – поверхностная и глубокая.
Поверхностная экология антропоцентрична, в ней человек ставится либо над природой, либо отделяется от природы. Взять хотя бы нелепейший термин – «охрана окружающей среды». От кого нужно защищать природу, если мы – часть, хотя и не лучшая, природных процессов? Надо понимать, что мы не природе вред наносим, а себе, так как мы уничтожаем наиболее оптимальную среду для нашего существования.
Глубокая же экология планетоцентрична. Земля рассматривается как сложнейшая самоорганизующаяся система, единый живой организм. «Земля – это Мать», - такое должно быть отношение к планете и природе. Пусть это покажется теософичным, но я уверен, что только меняя мировоззрение, свеянное с глубоким экологическим подходом, свое отношение к земле, природе, к миру, в котором мы живём, мы можем перейти на новую ступень развития.
НАУЧИТЬСЯ ГРЕСТИ СООБЩА
- И в этом, по Вашему, может помочь экология?
- На Саммите большой Восьмерки в Давосе наш Премьер говорил, что в эпоху кризиса «мы все сидим в одной лодке, и в одиночку не выплывем». Замечательный образ, но теперь только представьте себе, что один из гребцов взял весло побольше и начал грести помощнее, чем остальные (а именно таким гребцом на мировой арене мы хотим стать). Что произойдет? Лодка не поплывет вперед, она станет крутиться на месте. Так что не может быть сильной России при слабой Америке, и наоборот.
Мы должны научиться грести сообща, как единая дружная команда. И этому тоже учит экология. Понятие баланса (равновесия), даже гармонии – одно из ключевых в этой науке.
- Что представляет собой новая ступень развития?
- Фактически речь идёт о формировании новой человеческой расы: homo spiritus (человек духовный).
Человек изжил стадию, называемую homo sapiens, ведь она принесла нам много проблем и поставила цивилизацию на грань уничтожения. Сегодня появляются ростки нового мировоззрения, новой этики, которые в результате не мыслительной деятельности, а посредством духовных преобразований выведут человека на новый этап. Инструменты для этого есть, и они в каждом из нас заложены. Ведь микрокосм человека отражает макрокосм.
Мы утратили связь, способность чувствовать единство с окружающим миром, поэтому и совершаем нелепые поступки. Это чувство нужно только пробудить с помощью глубокой духовной практики, не привязанной к какой-то организованной религии, а вызванной внутренней потребностью человека.
Глубокая экология духовна по своей сути. Если человек не будет развивать эти духовные инструменты, то он не сможет задействовать нерациональные механизмы своего сознания, потенциал которых гораздо выше мыслительных.
- Как можно ускорить этот переход на новый этап развития человечества?
- Важно изначально, на уровне начального и высшего образования людям говорить об этих инструментах, так как и маститые ученые, и заматерелые менеджеры зачастую мыслят устаревшими категориями.
Например, политика многих организаций и учреждений направлена на формирование конкурентной среды. Принимать такую среду и существовать в ней значит тиражировать ущербную систему. Но это путь в никуда, где обязательно есть фавориты и аутсайдеры. Она порождает только проблемы.
Кстати давно современный менеджмент показал, что намного выгоднее взаимодействие и сотрудничество, то есть корпоративная культура. Такое отношение может способствовать и формированию иного восприятия окружающей среды.
Конкуренцию не надо поддерживать – она сама проявится. Надо поддерживать ростки взаимодействия, которые и так еле теплятся, но в то же время помогают преодолеть.
По пути сотрудничества
- А какое отношение это имеет к экологии?
- Эти идеи глубоко экологичны, потому что в науке уже практически не существует мнения, что двигатель эволюции, прогресса – это естественный отбор и борьба за существование. Многие учёные давно доказали, что крупные эволюционные преобразования на нашей земле были достигнуты в результате симбиоза, взаимовыгодного сотрудничества.
Как, например, появились растения? Это симбиоз высших организмов с примитивными сине-зелёными водорослями. Последние встроились в их клетки сначала как паразиты, а в результате симбиоза они превратились в хлоропласты, которые дали растениям способность к фотосинтезу, под действием света производить органические вещества. А теперь растения кормят всё человечество. Культура соперничества и конкуренции насаждается. С другой стороны, альтруизм – это тоже не выход, потому что если только жертвовать, можно погибнуть.
Необходим баланс альтруистических и эгоистических тенденций, конкуренции и интеграции. Если мы хотим получить гармонию на уровне мирового сообщества, мы должны рационалистический подход запада совместить с интуитивным методом востока. Поэтому экология сегодня имеет колоссальное мировоззренческое значение. На наших глазах формируется принципиально новая наука.
Новая наука призвана совмещать рационализм запада и мистические традиции востока. При таком синтезе мы несомненно выйдем на качественно новый уровень. Потому что интуитивное восприятие очень эффективно наряду с развитием рационалистических начал.

ЮБИЛЕЙ
23 октября в Алтайском государственном аграрном университете прошли мероприятия, посвященные десятилетию создания кафедры экологии и природопользования.
В программе юбилея состоялась презентация «Основные направления работы и перспективы развития кафедры экологии и природопользования», фотовыставка «Мир уникален» и круглый стол «Экологические проблемы природопользования в Алтайском крае».
В работе круглого стола приняли участие начальник отдела по охране окружпающей среды города Барнаула Т.В. Куркина, заместитель директора КГУ «Государственная экспертиза Алтайского края» З.Н. Замятина, заведующий кафедрой землеустройства, земельного и городского кадастра д.б.н. профессор Л.М. Татаринцев, к.с-х. н. научный сотрудник Института водных и экологических проблем (ИВЭП) Л.В. Пестова, к.г.н. старший научный сотрудник ИВЭП Д.В. Черных, редактор газеты «Природа Алтая» С.И. Малыхин.
Мы поздравляем коллег-ученых с этим небольшим юбилеем и желаем им, чтобы общее наше дело экологии развивалось, росло и крепло. Удачи вам, настойчивости и научных успехов в наступающем новом году.

Томская область
Медведи угрожают
Популяция медведей в Томской области за последние несколько лет увеличилась до 6,5 тысяч особей. Они могут представлять серьезную угрозу для населения, – заявил в 25 августа на пресс-конференции заместитель начальника департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области В. Дроздов.
Численность медведей в данный момент на территории Томской области составляет 6,5 тысяч особей, это превышает норму на 2 тысячи.
По словам Дроздова, в текущем году департамент подготовил 400 лицензий на отстрел медведей, но они не все реализованы. «Но поскольку медведь – животное серьезное не каждый охотник может с ним справиться», – отметил заместитель начальника департамента.
Медведи, по его словам, «хулиганят» в основном после зимней спячки до середины лета. «В этот период они выходят в населенные пункты, и, соответственно, вероятность встречи с человеком резко возрастает. К осени это уже единичные случаи», – заметил Дроздов.
«Премия в 5 тысяч рублей полагается за каждого убитого медведя, представляющего угрозу. Однако, в этом году было зафиксировано лишь17 случаев вынужденного отстрела», – сказал сотрудник Минприроды.
Программа по отстрелу медведей началась в области с 2003 года. За это время убито было около 140 медведей.

ИНТЕРЕСНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
У нашей организации ТРОО «Центр экологической политики и информации» есть предложение – надеемся, что кто-нибудь заинтересуется.
В Томской области несколько лет назад мы с ОГУ «Облкомприрода» провели два экологических марафона для школьников по теме «Энергосбережение». Для его проведения Ольгой Дмитриевной Лукашевич (знакомой некоторым по проекту «Чистая Обь и ее притоки») были написаны «Энергосбережение. Рабочая тетрадь для детей» и «Энергосбережение. Методическое пособие для педагогов».
В этом году тема энергосбережения стала активно подниматься на разных уровнях, и мы с Департаментом природных ресурсов снова запустили такой марафон для школ из нашей Томской области. В конце сентября в Москве состоялась рабочая встреча в Центре экологической политики и культуры и Общественной палате Российской Федерации по поводу участия регионов в большом проекте по участию общественности в повышении энергоэффективности. Нашу организацию попросили координировать деятельность в рамках этого проекта по Сибирскому федеральному округу.
Вот наши первые предложения. Мы сейчас планируем переиздать «Энергосбережение. Методические материалы в помощь организаторам проекта с заданиями для детей» в таком виде, чтобы их можно было использовать для работы со школьниками в других регионах. В этой книжке много разных заданий, поделенных на основные блоки: «Энергетическая проблема – одна из глобальных проблем человечества», «Энергоресурсы нашей области», «Энергетический аудит дома и в школе», «Экологические игры с малышами». Предлагаем тем, кто хотел бы провести что-то подобное у себя, в ближайшее время сообщить нам об этом.
Для тех, кто выразит желание организовать такую работу в своей области или крае, мы планируем провести организационный семинар в Томске для координаторов в регионах.На семинаре мы бесплатно передадим в регионы методические материалы (не более 100 экземпляров на каждую область или край).
По срокам: семинар планируем на январь, соответственно работа со школами с января до конца учебного года. Но узнать про их заинтересованность желательно пораньше.
Чем может быть интересно предложение для школ из ваших регионов.
1. Шкрлы получают новые методические разработки, которые смогут использовать и в последующем.
2. Они становятся участниками большого межрегионального проекта, и после окончания работы им будут высылаться дипломы из Москвы от общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры».
3. В рамках работы по данной тематике они становятся исполнителями Указа Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
Галима МУДАРИСОВА


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2020 г.©