Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета "Природа Алтая" №11-12 2008 г. (ноябрь-декабрь 2008)


А вы знаете, что....
Человеческий глаз способен различать 10 000 000 цветовых оттенков



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2008 год
№11-12 (155-156) 2008 год / 50-51 страница

«Тигирек - 2008»
Алтайская спелеологическая экспедиция школьников

КАК РОДИЛАСЬ ЭКСПЕДИЦИЯ
Экспедиция была задумана в рамках программы «Подземные тропы Алтая», рассчитанной на ряд лет. Программа предусматривает изучение пещер силами юных краеведов. Одной из дальних целей этого проекта является создание постоянных спелеологических групп в пещерных районах края.
Для проведения экспедиции были объединены силы клуба «Юный краевед» (Тальменский район) и подростковом клубе «ИМКА-Винета» (Барнаул), между которыми уже имелся опыт сотрудничества. В качестве объекта исследования были избраны пещеры, и другие памятники природы в окрестностях села Тигирек (Краснощековский район).
Перед экспедицией остро стоял вопрос финансирования. Финансовую поддержку экспедиции оказали Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды и Управление по образованию и делам молодежи Алтайского края, руководству которых организаторы и участники глубоко благодарны. Руководство проекта взяла на себя М.А. Баканова, возглавляющая клуба «ИМКА-Винета».

КТО УЧАСТВОВАЛ?
Начальником экспедицию стал В.К. Вистингаузен, руководитель клуба «Юный краевед». Заместителем – Л. А. Поздеева, учитель географии школы № 24 г. Барнаула. В экспедиционный совет вошли ее коллега из гимназии № 27 О.Н. Горбатова и учитель истории школы № 3 р.п. Тальменска Д. А. Аникин. В экспедицию так же были приглашены спелеолог В. Г. Иванченко и видеооператор А. В. Корчагнн. Все представители старшего поколения были хорошо знакомы с пещерами и Краснощековским районом. В большинстве своем, они уже бывали в Тигиреке. Краснощековский район и некоторые его пещеры были знакомы студенту НГТУ Ивану Князеву, и его сестре Маше, выпускнице школы № 55 г. Барнаула. Коля Овсянников из Барнаульского строительного колледжа, Катя Дивнич и Даша Золотарева, учащиеся школы № 24 г. Барнаула. Володя Дорофеев, из 128 школы, Регина Дубровская, Аня Пушкова, Оля Манакова, Саша Николаев, Миша Ромашко и Данил Сидоренко, учащиеся школы № 3 р. п. Тальменска в пещерной экспедиции были впервые.

КАК ПРОХОДИЛА?
Экспедиция выехала из Тальменки и Барнаула 9 июля. Вечером этого дня участники экспедиции познакомились с первыми памятниками природы, расположенными южнее поселка Чинета, в заказнике «Чинетинский». На следующий день экспедиция достигла Тигирека, в окрестностях которого, были запланированы основные работы. Этот участок входит в территорию северной части охранной зоны заповедника «Тигирекский», куда члены экспедиции заранее получили персональные пропуска.
Почти ежедневно 2-3 группы экспедиции отправлялись по различным маршрутам, что позволяло охватить большую территорию. Были обследованы памятник природы «Разрез силура Тигирек» и участок к северу от него по правому берегу р. Ини. Было установлено местоположение пещеры Тигирекская-3, потерянной с 1969 г. и открыта новая пещера, названная Счастливой, а так же карстовые воронки, перспективные на вскрытие. После этого экспедиция переключилась на участок у памятника природы «Гора Семипещерная». Продолжалось и изучение пещеры Счастливой, в которой были сделаны археологические находки.
Были проведены учебные занятия по топографии, и юные участники экспедиции сняли свои первые планы пещер. Одновременно обследовалась южная часть горы Небо. На горе Семипещерной и в ее окрестностях был найден ряд интересных объектов: несколько пещер, сквозной провал, источник, скальные обнажения с окаменелостями силурийского периода.
После занятий по спелеологической технике все участники посетили пещеру Ящур, а затем – роскошную баню, любезно предложенную работниками заповедника. В следующие дни продолжались поиски и съемки пещер в Страшном логу и на скалах, носящих название Богородица. Работы в Тигиреке завершились обследованием карстового плато над рекой Иня, где известно несколько исчезающих ручьев. Здесь также были обнаружены карстовые воронки, под которыми могут находиться большие пещеры (а всего экспедиция зафиксировала 20 таких объектов).
После Тигирека экспедиция переехала в окрестности села Усть-Чагырки. Здесь была совершена ознакомительная экскурсия в пещеру Рудничную, памятник природы, в которой ведутся археологические работы. Археологи, открывшие в пещере культурный слой мустьерской эпохи, именуют ее Чагырской, хотя пещер с таким названием уже предостаточно. «Усталые, но счастливые» участники экспедиции вернулись домой. Радость возвращения смешивалась с грустью расставания. Девочки не скрывали слез.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Во время экспедиции были собраны новые сведения о примечательных природных объектах на участках работы экспедиции. Уточнено положение ряда объектов, в том числе «потерянных». Открыты новые объекты. Определены GPS-координаты ряда точек. Проведены наблюдения над гидрографией, геологией, фауной участков работ, экологическим состоянием местности. Выявлены неточности в описании некоторых памятников природы, проникшие в литературу и учетную документацию. Подготавливаются рекомендации по использованию памятников природы и уточнению свода данных по ним.
Проведена топографическая съемка ряда пещер. Произведена очистка пещеры Ящур от посетительского мусора; в пещере демонтировано несанкционированно установленное любительское оборудование.
Юные участники экспедиции познакомились с природой уникальных участков предгорий Алтайского края, получили представление о разнообразных типах и видах особо охраняемых природных территорий, приобрели практические навыки наблюдений природы в полевых условиях, освоили некоторые методы изучения и документации примечательных природных объектов, освоили правила экологического поведения и техники безопасности в полевых условиях. Были заложены предпосылки создания группы будущих исследователей пещер и других карстовых объектов.

ЭКСПЕДИЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Возвращение домой не означает, что экспедиция закончена. Сейчас продолжается обработка и обобщение полученных материалов. Предусматривается обширная программа презентаций итогов экспедиции. Юные участники экспедиции подготовят сообщения в СМИ, а так же доклады, с которыми они выступят на различных конференциях, слетах, конкурсах. От них не отстанут и их руководители. Результаты экспедиции будут опубликованы. По итогам работы экспедиции будет подготовлена выставка. И, конечно, все готовятся к экспедициям в новые, еще не изведанные пещеры!
Вадим ВИСТИНГАУЗЕН, начальник экспедиции.

































Вместо заключения: из опыта проведения экспедиций
В процессе экспедиции «Тигирек-2008» для успешной социализации каждого члена детского коллектива, сплочения группы и придания ей большей работоспособности были проведены следующие мероприятия:
1. Вечер встречи. Каждый член экспедиции мог коротко представиться, рассказать о своих интересах, цели поездки, о результатах, которые он предполагает получить. Придуман тотем группы. Проведены игры на сплочение коллектива.
2. Перед началом экспедиционных исследований были подняты флаги подростково-молодежного клуба «ИМКА-Винета» и клуба «Юный краевед».
3. Конкурсы эрудитов. Школьникам предлагались творческие проблемные задачи исследовательского плана по географии, биологии, экологии
4. По ходу экспедиции каждый школьник заполнял дневник, куда заносил свои открытия и впечатления
5. Ролевые игры по экологии.
6. Прощальный вечер, где участники экспедиции рассказали о достигнутых результатах, высказали свое впечатление о поездке, продемонстрировали свои творческие способности, исполняя песни, сценки и танцы по мотивам событий экспедиции. Была проведена беседа: «самое-самое», когда ребята должны были назвать самое веселое и интересное событие, самое красивое место, самое грустное, счастливое впечатление и т.д.
7. Занятие «Письмо самому себе». Школьникам было сказано следующее: «Мы получили с вами глубокий опыт общения с природой. В некоторые моменты у вас, вероятно, возникали мысли: «Я хочу запомнить это навсегда!», «Об этом я хочу рассказать другим людям». Мы возвращаемся в нашу привычную жизнь, где память о мгновениях единения с природой потускнеет. Давайте напишем письма самим себе, рассказывая обо всем, что нам хотелось бы запомнить надолго».
ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Исследовательская практика, полученная школьниками в экспедиции, - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте - исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главный педагогический результат экспедиции – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, это новые особенности психики ребенка, отличающие истинного творца от простого исполнителя.
ГОВОРЯТ ШКОЛЬНИКИ
Приведем цитаты из высказываний школьников:
«Что запомнилось мне больше всего – это природа. Необычайная красота гор сочеталась с чистыми, как алмазы реками, свежим чудесным воздухом, который не засоряет легкие, а наоборот очищает их – и хочется дышать полной грудью, хочется жить. Нет ничего краше закатов и рассветов над Иней. Когда тяжелое туманное облако сходит с гор и бриллиантовой россыпью расходится по равнине. Можно утонуть в этом туманном море, по пояс в траве, на которой только-только образовалась роса, которую ты собираешь босыми ногами… Об этом большом, дружном, прекрасном приключении в экспедиции я хотел бы рассказать многим людям и заодно привлек бы их внимание к отношению людей и природы, ведь только от нас зависит, где мы будем жить завтра».
«Жизнь непредсказуема, никогда не знаешь, что ждет тебя за поворотом. В этот раз я убедилась, что жизнь удивительна, а природа – это тот кусочек жизни, который бы не хотелось потерять. Наблюдая за тем, что природа создала за многие тысячи лет, начинаешь приобретать незабываемое чувство свободы, красоты и благоухания этого мира. Как не рассказать другим людям о загадочных, темных, пылающих адреналином пещерах. Как не рассказать о покорителях пещер и силе духа».
«Я хочу рассказать много об этом походе. Но в первую очередь о членах нашей экспедиции: какие это хорошие люди. Хотелось бы выразить благодарность всем организаторам, педагогам за интереснейшее приключение. Большое вам за все спасибо!».
Ольга ГОРБАТОВА, член экспедиционного совета.

ПРИКОСНОВЕНИЕ К ТАЙНЕ
Шум реки Иня; зовущие горы, от которых голова кругом; удивительные звуки постоянно сменяющих друг друга насекомых и птиц; палящее солнце и горящая луна; несколько палаток на берегу… Что еще необходимо для вдохновения и свершения чудес?.. Они необходимы каждому участнику экспедиции. Ежедневные походы в поисках открытий сильно помогли познать себя.
Зачастую возникало такое чувство, что все время тебя кто-то или что-то ведет – выше, выше! Даже когда совсем не остается сил, дико мучает жажда, от множества мух кружится голова, руки исцарапаны колючими кустами – глаза у всех горят. И это неудивительно: в такие моменты рождается некий азарт – очень уж хочется каждому найти ту самую, никому не известную «дырочку», хоть бы и маленькую, и дать ей название…
Так, в результате нашей экспедиции на карте появилась новая пещера – Счастливая. Название придумано ребятами и говорит само за себя.
Найдена она была в самый первый день экспедиции. Тогда, еще с непривычки, все очень устали. Мы шли довольно долго под палящим солнцем – вода быстро закончилась. Но как важно, когда в поход собираются по-настоящему ответственные ребята. На этот раз так и получилось. Каждый, наверное, понимал, что не ему одному трудно.
И вот, мы собрались уже возвращаться в лагерь. Чтобы миновать крутой обрыв, встретившийся на пути, забрались еще на одну гору – привал. Все устали. Воды совсем нет. А в горе напротив – она. Кто-то крикнул: «Пещера!». Думаю, мало, кто еще чувствовал в себе силы, чтобы до нее дойти. Но, тем не менее, спустя полчаса все участники наслаждались приятной прохладой пещеры и любовались видами из нее – здорово!
Надо сказать, что компания подобралась на удивление хорошая. Все как-то сразу нашли общий язык, старались друг другу помогать. И это очень ценно.
Пещера… Пещера – это всегда тайна. Известная давно или открытая совсем недавно, она хранит особую ауру. Наш путь продолжался: мы открывали новые воронки, пещеры, гроты.
Так приятно чувствовать ответственность, когда проводишь съемку только что найденной пещеры – берешь азимут, измеряешь высоту, ширину и длину хода – настоящее исследование!
Все это: необыкновенные новые впечатления, чистый воздух, горные реки и ручьи, причудливые облака, завораживающие горы – создавало тот энергетический заряд, от которого и улыбка на лице, и стремление ввысь, и неугасимое желание познавать все новые тайны природы.
Маша КНЯЗЕВА, участница экспедиции

О КЛУБЕ "ЮНЫЙ КРАЕВЕД"
Клуб «Юный краевед» – неформальное объединение детей и взрослых (Тальменский район). Поводом к созданию клуба послужила исследовательская и творческая деятельность детской киностудии «Кащейка» при отделении фото- и киноискусства Озерской детской школы искусств. В 1990 году студия приняла участие в первом краевом кинофестивале экологических фильмов «Природа – наш дом»; в 1992 и 1993 годах организовала две исследовательские киноэкспедиции; добилась успеха на краеведческих конференциях школьников. В 1994 году на базе студии был создан «Клуб исследовательского туризма» районного масштаба, в дальнейшем получивший современное название. С 1994 по 2007 годы клуб работал при Тальменском краеведческом музее. В настоящее время находится в стадии реорганизации. Работает на правах инициативной группы.
Формальное и постоянное членство в клубе отсутствует. Членом клуба считается любой, принимающий участие в его деятельности. Принять участие в работе клуба. В целом, может любой желающий, как школьник, так и взрослый.
Миссия клуба: знакомство школьников с мировым природным и историко-культурным наследием на основе участия в изучении и охране местных памятников; творческое развитие и нравственное воспитание школьников.
Цели клуба: изучение природных и историко-культурных памятников алтайского региона, его истории и культурных традиций; овладение навыками исследовательской работы; развитие научного и художественного творчества школьников.
Традиционные и постоянные виды деятельности клуба – исследовательские экспедиции; участие в туристских слетах и краеведческих конференциях школьников; выставки; публикации работ школьников.
С 1994 года клуб принял участие в 17 экспедициях, в большинстве своем им и организованных, его юные члены выступили почти с 50 докладами на конференциях школьников, опубликовали более 20 работ в краеведческих сборниках, подготовили несколько выставок. Деятельности клуба посвящено 9 публикаций (не считая опубликованных в периодической печати) и 2 защищенные дипломные работы. Среди активистов клуба есть преподаватели и другие специалисты, начавшие в нем заниматься еще школьниками.
Клубом разработана программа «Подземные тропы Алтая», предполагающая изучение пещер силами коллективов юных краеведов и создание спелеологических групп в пещерных районах Алтайского края.
Вадим ВИСТИНГАУЗЕН,
создатель и руководитель киностудии «Кащейка» и клуба «Юный краевед»


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©