Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №5-6 2008 г. (май-июнь 2008)


А вы знаете, что....
Самая сильная мышца в человеческом организме - язык



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№5-6 (149-150) 2008 год / 40 страница

Страница 40 «Природа Алтая» №5-6 2008 г. (май-июнь 2008)В помощь воспитателю
Чиполлино

Системный подход в любом деле резко повышает эффективность работы и приводит к цели быстрее.
Образно говоря, системный подход в области экологического образования, которое начинается с детского сада. Именно поэтому мы и продолжаем цикл материалов по игровым обучающим ситуациям для воспитателей детских садов.

КАК ВЫРАЩИВАТЬ ЛУК
(для детей среднего и старшего возраста)
Дидактическая цель: уточнить представления детей о том, что для проращивания луковиц нужны такие же условия, которые необходимы всем растениям для роста и развития (питательная почва, вода, тепло, свет). Напомнить о том, что в зеленом луке много витаминов, которые необходимы всем людям, особенно в конце зимы. Развивать наблюдательность детей, умение замечать изменения в состоянии растений.
Ход игры. Чиполлино приходит в группу с корзиной (или мешком), в которой лежат луковицы по числу детей. Сообщает, что пора сажать лук, так как он полезен для здоровья, защищает организм от болезней. Предлагает всем взять по луковице, рассмотреть ее и подумать, как ее надо сажать. Затем говорит, что он хороший специалист по выращиванию лука и научит ребят растить зелень.
Воспитатель возражает ему: дети тоже знают, как надо выращивать растения, как ухаживать за ними. Чиполлино удивлен, но готов выслушать их.
Ребята рассказывают кукле, какие необходимы условия всем растения, чтобы они росли и развивались. Чиполлино доволен знаниями детей, рассматривает ящики с землей, отмечает, что в них хорошая (черная питательная) почва, значит, получатся отличные грядки с луком.
Дети приступают к посадке.
Чиполлино ходит между ними, подсказывает, помогает, хвалит тех, кто все правильно делает. Следит за тем, как ребята поливают «грядки» и ставят их на окно. Говорит, что он через неделю придет опять, чтобы посмотреть на лук. Надеется, что ребята будут хорошо ухаживать за посадками.
Примечание. Игровая обучающая ситуация используется в зимне-весеннее время, когда воспитатель вместе с детьми начинает проращивать луковицы, чтобы получить зелень лука. Заранее готовятся ящики с землей и все необходимое для посадки луковиц.
КАК ПОСАДИТЬ ОГОРОД НА ОКНЕ
(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Дидактическая цель: учить детей сажать в землю корнеплоды, луковицы, клубни, проращивать их, правильно ухаживать за посадками.
Ход игры. Воспитатель готовит два ящика с землей, трехлитровую банку (или другую прозрачную емкость) для посадки картофеля.
В группе появляется Чиполлино с корзинкой (или мешком), в которой лежат по два овоща моркови, свеклы, лука, клубень картофеля, несколько головок чеснока. Он предлагает детям сделать огород на окне. Малыши сначала рассматривают овощи, говорят, какие они, чем различаются. Чиполлино объясняет им, как надо посадить их в землю, как за ними ухаживать, чтобы они начали расти.
Дети сажают в один ящик морковь, свеклу, лук. В другом - устраивают грядку чеснока: каждый ребенок сажает дольку. Чиполлино рассказывает им, как полезен для здоровья чеснок, как он убивает вредные микробы. Чеснок может прорасти, если его дольками посадить в землю.
Воспитатель таинственно говорит, обращаясь к детям и кукле, что клубень картофеля посадят отдельно от других овощей в прозрачную емкость. (Чиполлино удивлен) Очень интересно наблюдать, как он под землей начнет прорастать: давать корни, выпускать стебли, как потом на корнях начнут расти клубеньки молодого картофеля. (Чиполлино хлопает в ладоши: «Ура! Мы все увидим!»)
Дети помогают посадить картофель в трехлитровую банку, в которую на дно сначала кладут дренаж, затем заполняют ее хорошей почвой. Клубень сажают вплотную к стеклу, чтобы было видно его прорастание. Все посадки поливают.
Воспитатель приглашает Чиполлино приходить через неделю - все будут рассматривать посадки, выяснять, что изменилось, что начало расти.
КАК ВЫРАЩИВАТЬ КАРТОФЕЛЬ
(для детей старшего дошкольного возраста)
Дидактическая цель: дать детям представление о картофеле, особенностях его выращивания на огороде; воспитывать любовь к труду.
Ход занятия. В начале мая к детям приходит Чиполлино с мешком за спиной и просит угадать, что там лежит. Ребята догадываются - это картофель.
Чиполлино предлагает дошкольникам взять по одному клубню, осторожно осмотреть его, рассказать все, что они знают о картофеле. Он растет в земле, поэтому выглядит не так красиво, как помидоры, огурцы, кабачки, капуста. Выслушав ответы, объясняет, что такое клубень картофеля, обращает внимание на белые ростки, которые есть на каждом клубне. Ростки появились на месте глазков — это начало роста картофеля.
Чиполлино рассказывает, что весной пророщенные клубни сажают в теплую землю и через некоторое время появляются зеленые ростки. Они становятся все больше и больше, вскоре можно увидеть стебель, множество листьев и даже небольшие цветочки (показывает их на картинке).
В земле это зеленое растение удерживается с помощью корня, на котором созревает множество клубней (молодых картофелин). В начале сентября, когда растение (ботва) начинает желтеть и сохнуть, картофель выкапывают из земли. Так, из одного посаженного весной клубня вырастает десяток молодых картофелин, которые собирают и хранят зимой в подвалах, ямах, погребах. Из картофеля можно приготовить много различных блюд (дети называют их). Чиполлино предлагает посадить картофель на улице.
Все выходят на участок и осматривают вскопанный участок. Чиполлино придирчиво выясняет: хорошо ли подготовили поле, удобрили ли землю - картофель любит обогащенную питательную почву. Затем он показывает, как нужно правильно сажать клубни в землю (необходимо сделать лунку, положить в нее клубень и засыпать его землей). Затем объясняет правила ухода за картофелем: в случае засухи его нужно поливать, пропалывать, рыхлить землю, окучивать.
Дети приступают к работе, а Чиполлино наблюдает за ними, подсказывает, помогает, хвалит.
По окончании работы благодарит детей за старательный труд и предлагает поиграть в игру «Огородник».
ИГРА «ОГОРОДНИК»
Цель игры: совершенствовать навыки ходьбы по кругу, бег (изменяя темп и направление); развивать внимание.
Ход игры.
Дети становятся в круг. Каждый ребенок играет роль какого-нибудь овоща (картофеля, лука, репы, моркови и т. д. ). Одного из ребят выбирают огородником. Он выходит в круг и стучит палкой о землю. Его спрашивают:
- Кто там?
- Огородник!
- За чем пришел?
- За картофелем!
Дети водят хоровод и поют песенку о картофеле. Огородник должен отгадать, кто из них выбрал роль «картофеля». Если ему удается отгадать, «картофель» убегает, в противном случае огородник отводит его в свой огород. При этом огородник не должен знать, какой ребенок назвался картофелем. Отгадывать он может три раза. Если не отгадает, огородником становится другой ребенок.
ГЕРОИ СКАЗКИ ДЖАННИ РОДАРИ РАССКАЗЫВАЮТ ОБ ОВОЩАХ И ФРУКТАХ
(для детей среднего дошкольного возраста)
Дидактическая цель: закрепить представление детей об овощах и фруктах, особенностях их произрастания, пользе для здоровья человека; учить их сравнивать настоящие овощи и фрукты с муляжами; развивать любознательность, интерес к героям известной сказки.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям вспомнить содержание сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино», перечислить ее основных героев и найти их в книге. Спрашивает: «Какие овощи или фрукты напоминают эти сказочные персонажи?». Предлагает рассмотреть две корзины с овощами и фруктами.
В одной находятся настоящие плоды, а в другой - муляжи. Дети внимательно рассматривают их, трогают, нюхают и пытаются объяснить, чем они отличаются друг от друга. Воспитатель уточняет: настоящие плоды растут в земле или на дереве, имеют запах, их можно употреблять в пищу, нельзя долго хранить. Выясняет у детей, что можно приготовить из овощей и фруктов. Затем спрашивает: «Что можно делать с муляжами? »
В конце занятия воспитатель предлагает детям приготовить из овощей и фруктов салат, а с муляжами поиграть - угостить мишек и зайчиков из игрушечного уголка.
Примечание. Эту игровую обучающую ситуацию можно включить в занятие, которое проводится осенью во время сбора урожая.

Его любят дети
Чиполлино, герой сказки Дж. Родари, очень нравится детям. Он смел, находчив, дружелюбен. Если дети не знают сказку «Приключение Чиполлино», им нужно ее прочитать или рассказать главное содержание.
Для проведения игровых обучающих ситуаций (ИОС) с этим героем необходима игрушка, изображающая мальчика-луковку. Лучше всего сделать куклу би-ба-бо: головка-луковка и симпатичная перчатка позволяют манипулировать куклой.
Во всех игровых ситуациях Чиполлино проявляет большую активность: приносит или привозит овощи и фрукты, раздает их детям, рассказывает о них много нового и интересного, рассуждает, учит, удивляется. Такое поведение легко разыграть с подвижной (легко управляемой) куклой би-ба-бо.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВИНЕГРЕТА
(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Дидактическая цель: закрепить знания детей об основных овощных культурах; учить детей различать сырые и вареные овощи; воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Ход игры. Чиполлино появляется на игрушечной машине, полной овощей. Читает детям стихотворение Ю. Тувима «Овощи» и спрашивает, какой овощ самый вкусный и красивый. Ребята отвечают по-разному.
Чиполлино спорит с ними, доказывает, что самый вкусный овощ - лук. Почему? Потому что Чиполлино - сам мальчик-луковка.
Воспитатель предлагает детям уважить гостя, объясняет, что лук очень полезен, ведь в нем так много витаминов.
Ребята специально для гостя решили приготовить винегрет. Чиполлино надевает поварской колпак, а дети становятся поварятами (моют руки, надевают фартуки). Во время приготовления овощного блюда Чиполлино задает детям вопросы.
Они пробуют овощи на вкус и определяют, какие вареные, а какие сырые. Дети сами чистят и режут вареные овощи (в средней группе дети наблюдают, как воспитатель или няня делают это), складывают их в общее блюдо, взрослый заправляет все зеленью и растительным маслом. Винегрет едят в начале обеда, угощают Чиполлино. Он благодарит ребят за угощение. Блюдо удалось на славу.
Примечание. Аналогичную игровую обучающую ситуацию можно провести с приготовлением картофельного салата.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©