Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №6 2010 г. (июнь 2010)


А вы знаете, что....
Человек - единственный представитель животного мира, способный рисовать прямые линии



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№6 (174) 2010 год / 6 страница (ПС)

6 страница (ПС). Исцеляющие родники
Исцеляющие родники
Наверное, не ошибусь, если скажу, что каждый монастырь имел так называемый святой ключ. И славились данные источники ничуть не меньше, чем сами монашеские обители. Считалось, что у воды из святого ключа есть необыкновенные, чудодейственные свойства. Её использовали для умывания, питья и лечения различных болезней.

Монастырский колодец
К источникам, в обиходе именуемым Святыми ключами, издавна стремились жители местных сел и деревень, особенно в праздничные дни. 1901-ым годом помечен в церковно-приходском журнале местной церкви случай исцеления от слепоты: крестьянин Александр Балаканов после омовения водой чудодействующего источника, прозрел и стал «благодетелем» Пустыньки (или Пустыни) — появившегося вскоре рядом со Святым ключом Александра Невского монашеского скита.
По документам, обнаруженным в архиве исследователями, к 1910 году близ ключа уже была построена часовня. Ее основателями принято считать крестьян Фёдора Разбойникова и того самого Александра Балаканова, исцелённого от слепоты.
В прежние времена монашеский комплекс, включающий родник, ежегодно посещало до десятка тысяч паломников. Местные жители рассказывали мне о том, что вода из него сохраняется «от Троицы до Троицы». К счастью, нашлись и сегодня добрые люди, которые обустроили родники у бывших Александро-Невского и Даниилова подземных скитов, расположенных в Заринском районе.


В эпоху официального атеизма верующие старушки в большие церковные праздники посещали чудотворные родники у подземных алтайских храмов, чтобы помолиться за загубленные души монахов, совершить крестный ход и набрать святой водицы. Власть допускала послабления в богоборчестве в годы войны, когда окрепла духовная вера, но в послереволюционные и в 60-е годы, по словам старожилов, изгоняла старушек от источников.
Трагична, но и показательна судьба святого Никольского источника в Барнауле, вытекающего из-под горы у бывшего женского монастыря. До конца 20-х годов прошлого века рядом с двухэтажной деревянной часовней Святителя Николая Чудотворца стояла соборная трёхпрестольная Богородице-Казанская церковь. У её подножия истекал чудотворный целебный источник, куда православные везли больных и ослабленных. Для их лечения здесь была устроена купальня. О барнаульском святом ключе знала вся Россия. Но потом воинствующие безбожники рядом с этим местом расстреливали духовенство, заключенных, мирян и монахинь. Здешняя земля поныне хранит останки новомучеников.
Свято-Никольский родник в годы атеистического безвременья превратили в свалку, замазывали глиной, заваливали мусором и навозом. Сейчас он возродился. В 1988 году Свято-Никольский родник постановлением краевого законодательного собрания признан народно-историческим памятником.
Ещё страшней судьба источника, расположенного в овраге близ села Сорочий Лог Первомайского района.
По свидетельству местных жителей, он пробился в 1915 году и получил название Святой ключ.
В 1920-х годах около него красные расстреляли около двадцати крестьян и священников во главе с отцом Максимилианом. Рассказывают, что священника местной церкви Василия заживо перепилили пилой. Тогда же у источника начались явления Богородицы народу.
Вместе с мучениками безбожники предпринимали попытки «похоронить» и источник. Его забивали песком. Но он пробился снова. Вода и грязи источника считаются целебными. Паломники, несмотря на запреты и репрессии Советской власти, всегда посещали Святой ключ.
В документальной повести Артема Кудинова «О чем молчат колокола. Страницы истории церкви и религии на Алтае. 1918-1928 гг.» приводится документ местных властей об этом источнике за 1925 год. «Активность тихоновцев (сторонников патриарха Тихона, не принявшего большевизм. — А.М.) проявляется и в распространении слухов о целебных свойствах «Святого Ключа» в с. Сорочий Лог Белоярской волости. Контрпропаганда ведется через печать, а научное обследование этого ключа проведено особой комиссией, не подтвердившей его целебность».
В 1995 году рядом с ключом был воссоздан скит Иоанна Крестителя. Первыми его насельниками стали два монаха. Одного из них, как рассказывают, едва не убили местные отморозки.
Сейчас в скиту, считающемся подворьем Знаменского монастыря, живут несколько монашек. Скит с родником и останками российских новомучеников охраняет образ Михаила Архангела.
Удивительным образом воскрес святой ключ церкви Казанской Божией Матери в селе Коробейниково Усть-Пристанского района. По словам настоятеля храма отца Романа, до революции в православные праздники освящалась вода одного из источников в центре села. С тех пор её много утекло. Протока Чарыша, из крутого берега которой истекали многочисленные родники, стала озером Подувальным, церковь закрыли, но разрушить не смогли. Когда её возродили, родник, из которого прежде брали воду, был утерян. Он стал обычным ручейком среди множества других. И тогда одна жительница Коробейниково, бывшая библиотекарь решилась отыскать тот самый святой ключ. Она поочередно брала влагу из родников и протирала ею свои больные ноги. Один из них дал ей выздоровление. И с тех пор этот ключ вновь считается святым.
Родник очистили от мусора. Сначала здесь брали воду из ямки, потом соорудили колодец. Установили крест. Сделали деревянную купальню. Многочисленные паломники, прибывающие в храм к чудотворной иконе Казанской Божией Матери в первое воскресенье июля погружаются в воду купальни после водосвятного молебна, и ее освящения. Эту воду можно испить и в самом храме.

Хроники аномалий
— 1768 — поздние весенние заморозки. Это удалось реконструировать по косвенному индикатору проявления заморозков в прошлом — так называемым «морозобойным кольцам» деревьев. Исследователь Н. Быков установил при анализе кернов (поперечных срезов стволов) кедров и лиственниц долины Актру в Горном Алтае, что поздние весенние заморозки поразили эти деревья в 1768 и 1783 годах. В некоторые годы (1688, 1749, 1756, 1775, 1784, 1797 и 1867) морозобойные кольца образовались лишь у кедров, что является свидетельством ранних весенних заморозков.
Дендрологический метод позволяет получить информацию не только о многолетней динамике заморозков, но и об их распределении по территории. Так, например, в 1775, 1818 и 1927 годах заморозки, вероятно, охватывали весь Алтай, поскольку в эти годы морозобойные кольца сформировались и на Коргоне, и в Актру. В 1882 году они проявлялись только в северной части Алтая (Корго, Семинский перевал), а в 1905 году – только в южной.
Автор предположил, что во временном интервале 1743–1756 годов заморозки повторялись с периодичностью 1–3 года, далее до 1797 года с периодичностью 5–8 лет, а в период 1812–1850 годов – с периодичностью 1–7 лет. Анализ морозобойных колец показал также, что частое повреждение деревьев заморозками в периоды с 1897 по 1908 годы, потом с 1923 по 1941, а затем с 1971 по 1990 годы совпадает с усилением в эти годы меридиональных типов циркуляции.
И еще один любопытный вывод Н. Быкова: сравнение многолетнего режима заморозков с ходом солнечной активности (число Вольфа) показало, что начало нового периода заморозков совпадает с минимумом солнечной активности, после которого начинается 34-летний период ее повышения (например, 1923–1957 годов и 1744–1778 годов) (Проблемы природопользования на юге Западной Сибири, с. 107–110).
— 1 марта 1771 — историк Петр Словцов отметил землетрясение на Алтае: «Чувствовано также волнообразное движение от юга к северу» (Обозрение, с. 492).
— 1771 — путешественник Иоганн Петер Фальк, посетивший в тот год КВЗ, так описывал алтайский климат: «Климат очень суров, зима жестокая и продолжительная. Весна же и осень, по большей части, ясные, но с весьма скорыми переменами из тепла в холод. Часто случаются вьюги в мае и сентябре месяцах, и, кроме июля, ни один месяц не безопасен от ночных морозов» (Фальк И.П., 1824, с. 368). Он также отмечал очень жесткие зимы на Алтае, обильные снега при малом количестве летних осадков (ВАГО, с. 14).
Зимой и весной часто были бураны и сильные ветры с вихрями, несущими тучи снега. Бураны продолжались несколько суток. Застигнутые ими путники «…иногда встречают смерть или лишаются членов» (Кулибин А.И., 1836, с. 168–69).
По данным Иоганна Фалька, зима в том году наступила в начале октября (середине октября по новому стилю) и длилась до мая (до середины мая нового стиля) (ВАГО, с. 15).


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2021 г.©