Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета "Природа Алтая" №11-12 2008 г. (ноябрь-декабрь 2008)


А вы знаете, что....
Человеческая ДHК содержит порядка 80 000 генов



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2008 год
№11-12 (155-156) 2008 год / 37 страница

Глоссарий
энциклопедический словарь – справочник

В Томске интересного много. Для специалистов-экологов здесь настоящий рай (это не очень большое преувеличение), что связано во многом с тем, что отраслью много лет руководит Александр Мартынович Адам. Человек кипучей энергии, доктор технических и кандидат биологических наук, автор многочисленных книг. Одну из них, написанную двумя учеными, мы сегодня и представляем.
Сегодня проблемы безопасности жизнедеятельности в техносфере выходят на первый план. Пожалуй, нет человека, который не осознает свою зависимость от состояния окружающей природной среды, в том числе изменения климата, запасов природных ресурсов, качества воздуха, воды, продуктов питания. Вместе с тем существует множество свидетельств низкого уровня экологической культуры у большей части населения России, даже имеющих высокий образовательный уровень. Мы постарались внести свой небольшой вклад в восполнение имеющегося недостатка в справочной литературе по экологическому образованию и просвещению.

НОВАЯ КНИГА
Глоссарий по экологии
Издание этой книги обусловлено несколькими причинами.
ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЯМИ
Первая - стремление познакомить студентов с современным понятийным аппаратом, быстрое развитие которого не отражено в ранее изданных учебных пособиях. Многим традиционным терминам сегодня придается новый смысл, толкование же новейших терминов и понятий есть только в современной научной и нормативной литературе, не всегда доступной студентам. Некоторые слова и словосочетания в научной литературе даны громоздкими выражениями, изобилующими специфическими терминами, что затрудняет их понимание человеком, не имеющим специальной подготовки. Мы постарались, сохранив научность, упростить тексты, истолковывающие такие термины.

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
Вторая - за последние 25 лет произошло изменение содержания непрерывного экологического образования, расширение и углубление экологии как науки. С одной стороны, каждый из нас - природопользователь и должен разбираться в таких вопросах, как оценка состояния, устойчивости, развития, деградации природно-территориальных и природно-хозяйственных комплексов, экологический мониторинг, управление в системе охраны природы и природопользования, разработка рекомендаций по сохранению природной среды. С другой - вузовское образование должно быть ориентировано на формирование целостной естественнонаучной картины мира. Употребление самих понятий «экология», «экологический» в контексте, далеком от изначального биологического смысла, а больше в связи с поиском средств ухода от глобальной экологической катастрофы, требует от инженера- выпускника технического вуза знаний из многих областей естествознания, необходимых для осознания роли человека в биосфере и техносфере.

СМЕНА ЦЕЛЕЙ
Третья - в связи с принятием Россией международных обязательств при вхождении в европейское образовательное пространство, подписанием в 2005 г. Европейской стратегии «Образование в интересах устойчивого развития» высшая школа обязана ориентироваться на исторически неизбежную смену целей образования от передачи знаний и навыков, необходимых для жизни в условиях глобализации, к опережающей модели образования. В непрерывном экологическом образовании все большее воспитательное значение приобретают ценности и принципы устойчивого (сбалансированного, самоподдерживаемого) развития общества и природы. При этом в мировом сообществе четко прослеживается переход в экологическом образовании от традиционного естественнонаучного подхода к социально-проблемному. Это нашло отражение в нашем пособии.

«ВЫРАВНИВАНИЕ» ЗНАЧЕНИЙ
Четвертая - необходимость «выравнивания» уровня знаний, полученных молодежью в системе общего образования. Далеко не всегда в школах преподается курс «экология», в некоторых лицеях и колледжах отсутствуют дисциплины «химия», «биология», «география», а студенты заочного факультета зачастую так давно обучались, что забыли многие термины, понятия, законы.
Кроме того, существует дефицит ранее изданных справочных материалов, перечень которых приведен в конце книги; их нехватка в библиотеках остро ощущается.

О САМОМ ГЛОССАРИИ
В глоссарий, по сути, представляющий собой краткий энциклопедический словарь-справочник, включены многие термины и определения, заимствованные из законов Российской Федерации, международных соглашений, государственных стандартов, ведомственных нормативно-правовых актов, а также унифицированные термины, используемые в научной, учебной, справочной литературе.
Книга имеет основную часть, состоящую из четырех разделов (главного - «Термины и определения», второго - «Важнейшие экологические законы, правила, принципы», третьего - «Персоналии», четвертого - «Международные организации, сфера компетенции которых связана с обеспечением экологической безопасности»), и справочную часть, куда вошли перечень законов и постановлений Правительства РФ, касающихся охраны окружающей среды, контролю качества объектов окружающей среды, экологической безопасности; международных конвенций по окружающей среде; перечень важнейших государственных стандартов, регламентирующих природопользование; библиографический указатель.

СТРУКТУРА ТЕКСТА
В каждом из разделов термины (слова и словосочетания), фамилии персоналий и наименования организаций расположены в алфавитном порядке и выделены жирным шрифтом. Термины даны преимущественно в единственном числе, но при необходимости, если это отражает специфику данной области знаний, - во множественном. В текстах курсивом выделены отсылочные термины и наименования, которые имеют в словаре собственные статьи. Единицы физических величин и их сокращенные обозначения даны в соответствии с требованиями ГОСТ. Для терминов, обязанных происхождением греческим и латинским словам, по возможности, показана связь с первоисточником. Во многих случаях термины состоят из двух и более слов. Если читатель не найдет определение какого-либо термина на первое слово, то нужно искать определение на второе слово.

РАЗДЕЛЫ
В раздел «Персоналии» вошли краткие справки об ученых, общественных деятелях, внесших значительный вклад в развитие различных разделов экологии как области знаний, экологическое образование и воспитание, решение прикладных природоохранных задач.
В разделе «Международные организации, сфера компетенции которых связана с обеспечением экологической безопасности» в скобках приведены названия международных организаций и их аббревиатуры на английском языке, сфера компетенции которых так или иначе связана с научно-практическими, медицинскими, техническими аспектами экологической безопасности.

ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА
Пособие содержит как краткие статьи, лишь в общих чертах раскрывающие смысл терминов, так и статьи, в которых в более развернутом виде характеризуется суть понятий. В некоторых случаях дается только одно из нескольких существующих толкований слова, в наибольшей степени отражающее его отношение к рассматриваемым вопросам. В ряде других случаев нами приведены 2-3 трактовки термина, что позволяет разграничить области применения в каждой конкретной ситуации. Такой подход связан с поставленной авторами-составителями задачей не только уложиться в рамки формальной унификации, но и дать справочные материалы по вопросам, слабо освещенным в научно-технической и справочной литературе.
Особое внимание уделено в справочнике понятиям и терминам глобальной экологии, социальной экологии, валеологии и практическим аспектам экологии, а также вопросам охраны природных ресурсов от загрязнения и истощения. Ряд терминов помещен в связи с необходимостью просвещения населения по проблемам устойчивого развития.

КОМУ ПРЕДНАЗНАЧЕНА?
Книга предназначена прежде всего студентам технических вузов, изучающим курс «Основы экологии» и смежные дисциплины. Вместе с тем обширную информацию о важных экологических проблемах и способах их решения в книге могут найти также преподаватели школ, лицеев и колледжей, педагоги системы дополнительного образования. Книга окажется полезной также сотрудникам административных структур и членам общественных организаций, занимающимся природоохранной деятельностью. Составленный авторами «Глоссарий» поможет читателям приобрести знания о составе и свойствах экосистем, о процессах, обуславливающих глобальные экологические проблемы, о биосфере, об экологическом мониторинге и экспертизе, об экологической безопасности, о природозащитных мероприятиях, о концепции устойчивого развития.

КОМУ ПОМОЖЕТ?
Вашему вниманию предлагается, на первый взгляд, необычная комбинация терминов, понятий, законов из самых разных областей знаний - от естественно-научных до гуманитарных. По нашему мнению, это поможет будущему инженеру, чиновнику, бизнесмену, обладающему экологической культурой и других.

Хочется верить, что наша книга внесет вклад в преодоление противостояния «технократического менталитета» большинства инженеров, предпринимателей и чиновников и «ноосферного мышления» экологически образованной части населения.

ОБ АВТОРАХ
Александр Мартынович АДАМ
Александр Мартынович Адам - кандидат биологических наук (1987), доктор технических наук (2003) по специальности «Геоэкология», профессор, заведующий кафедрой экологического менеджмента Томского государственного университета, Академик Российской экологической академии. Автор более 90 научных статей и книг. Разрабатывает стратегические направления природопользования в интересах устойчивого развития и реализует их в Западно-Сибирском регионе. Лауреат ряда российских и зарубежных премий за достижения в области охраны природы и экологического менеджмента. Возглавляет Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Область научных интересов: управление природопользованием и охрана окружающей среды.
Ольга Дмитриевна Лукашевич - кандидат химических наук (1985), доктор технических наук (2007) по специальности «Геоэкология», профессор кафедры гидрогеоэкологии и водохозяйственной деятельности Томского государственного архитектурно-строительного университета, член-корреспондент Жилищно-коммунальной академии. Автор более 180 научных и методических работ, в том числе 5 патентов, 8 учебных пособий и 3 монографий (в соавторстве и единолично). Область научных интересов: разработка ресурсосберегающих технологий и утилизация отходов химических производств, химический анализ различных типов вод, комплексное использование и охрана водных ресурсов, разработка нетрадиционных физико-химических способов очистки и обеззараживания сточных вод, повышение эффективности работы систем водоподготовки, образование для устойчивого развития.

О КНИГЕ
Адам, A. M. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию, и охране окружающей среды: справочное пособие [Текст] / Авт.-сост. A. M. Адам, О. Д. Лукашевич. - Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2008. 368 с.
В книге даны основные термины, понятия, определения, законы, используемые в курсах экологии и близких к ней наук. Рассмотрены наиболее важные вопросы, входящие в программы дисциплины «Экология» школ, колледжей, техникумов, вузов.
Пособие предназначено для студентов технических вузов всех форм обучения, а также может использоваться преподавателями школ, лицеев и колледжей, педагогами системы дополнительного образования.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©