Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №4 (апрель) 2016 год


А вы знаете, что....
Мужчины примерно в 10 раз чаще женщин страдают дальтонизмом



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№4 (244) 2016 год / 28-29 страница

«Познай себя в бесконечном мире»

Елена Назаренко изучает петроглифы Алтая и снимает с них эстампы с 2006 года. За это время у неё накопился значительный объём наблюдений, который находит своё отражение в таких проектах, как, например, «Сказки Большого Алтая» (книга с иллюстрациями алтайских сказок, отражёнными в наскальных рисунках). О книге и одноимённой выставке мы рассказывали на страницах № 11-12 «Природы Алтая» за 2015 год. Это часть большого проекта «Познай себя в бесконечном мире». Его целью является создание единой информационной базы рисунков древних петроглифов трансграничного Алтая и сохранение писаниц с наскальными рисунками. Ещё одно исследование – на этот раз краснокнижных и исчезнувших животных в петроглифах Горного Алтая – Елена Назаренко представляет нашим читателям.

Петроглифы Алтая с точки зрения зоологии
Начало на стр. 1 этого спецвыпуска

В археологических исследованиях петроглифов учёных в первую очередь интересует датировка, этнокультурные определения, реалии, трактовка изображений и их сюжетов с точки зрения хозяйственной, военной, политической, религиозной, культовой жизни и практики древнего населения. «Подход к исследованию семантики искусства звериного стиля … традиционно подразделяется на три направления или концепции: тотемическую, магическую и мифологическую». (Черемисин Д.В., 2008).
Искусствоведами наскальные рисунки рассматриваются как ранний этап возникновения и развития искусства. Мифологическое направление в наскальной живописи видит отражение идеологических и религиозных представлений. Магическое считает изображения животных оберегами, амулетами, тотемами, олицетворением определённых сил, на которые человек мог воздействовать, изображая животных.
Но как бы ни изучались наскальные рисунки, какие бы ни ставились цели и задачи, исходный материал, источник для изучения всех направлений один – изображения различных животных.
Автором предложена гипотетическая попытка взглянуть на петроглифы не со стороны хронологической, этнокультурной, искусствоведческой и религиозно-мифологической интерпретации, а исключительно с зоологической стороны. В подтверждение существования изображённых в петроглифах животных приводятся факты находок останков исчезнувших, редких и не встречающихся в настоящее время в регионе представителей фауны из осадочных отложений и культурных слоёв древних стоянок и поселений Алтая.
Заметим, что практически во всех пещерах Алтая, в которых проводились сколько-нибудь значительные археологические и палеозоологические раскопки, найдены фаунистические остатки вымерших и редких животных, в довольно значительном количестве обитавших в регионе и служивших во многих случаях объектом охоты древнего человека от каменного века до Средневековья.

Древние профессионалы своего дела
Древние художники наскальной живописи и графики были весьма наблюдательны и точны в передаче форм, анатомии и эмоционального настроения изображаемых животных. «В эпоху ранней бронзы в наскальном искусстве Алтая продолжало развиваться реалистическое направление, зародившееся в неолите» (Кубарев, 2011).
Дошедшие до нас «неопознанные» изображения животных, по мнению многих учёных, являются неумелыми испорченными попытками древних авторов. В этом можно усомниться, так как художники выполняли рисунок не экспромтом, а готовились к творческому процессу – сначала выцарапывали эскиз, подбирали орудия труда, растирали охру. Затем тщательно выбивали петроглиф.
В сюжетах наскальных комплексов можно различить не только хронологические этапы, но и стили художников примерно одного периода. Ошибки встречались редко – художники подчинялись определённым канонам изображений своей эпохи. Неудачные попытки изображений просто не заканчивали, оставляли работу над рисунком в начале или середине процесса. Кроме мифологических сюжетов законченные рисунки можно рассматривать как натурные изображения.
Среди редких «необычных» и не связанных с мифологией рисунков можно выделить три группы:
– рисунки известных вымерших животных;
– рисунки редких краснокнижных животных;
– изображения неизвестных науке вымерших животных.

Вымершие животные
К первой группе можно отнести петроглифические изображения наиболее ярких представителей плейстоцена – шерстистого носорога и мамонта. Мамонт на рисунке показан в соразмерной величине с человеком. Остатки мамонтовой фауны найдены на нижнепалеолитической стоянке Улалинка, расположенной в черте города Горно-Алтайска. Среди коллекции остатков палеофауны Национального музея имени А.В. Анохина, насчитывающей до 260 экземпляров, имеется более четырёх десятков костей мамонта и южного слона.
Останки мамонта и шерстистого носорога обнаружены в пещере Страшной, шерстистого носорога – в культурных слоях пещер Денисовой, Усть-Канской, Каминной, Логово Гиены в Горах Алтая, карстовых полостях в окрестностях ст. Балыкса в Горной Шории. (Деревянко, Шуньков и др., 2003; Деревянко, Агаджанян и др., 2002; Деревянко, Маркин и др.; Оводов, Орлова и др., 1979). Восемь черепов носорога шерстистого находится в коллекции палеофауны Национального музея в Горно-Алтайске.
Открытием экспедиции 2015 года стало обнаружение рисунка носорога каменной писаницы «Калбак-Таш», выполненного в тюркский период – V-VIII века нашей эры. Рисунок сделан с анатомической точностью. Трудно представить, что это животное всё ещё обитало на просторах алтайской земли. Но предполагается, что автор каменного рисунка своими глазами наблюдал это животное, к тому времени уже встречавшееся крайне редко.
«Многим зверям, и оленям в том числе, люди приписывали «сверхъестественные» черты. Среди оленей встречаются иногда экземпляры необычного вида, поражающие человека своей необычной внешностью. Нганасаны, например, видели в таких особях «животных-хозяев», «животных-шаманов» (Фролов, 2009).
Изображение оленей с преувеличенно большими рогами – мегацеросов – соответствовало так не только их мифологическому предназначению, но и реально существующим фактам, что подтверждается найденными скелетными останками. Размах рогов некоторых особей составлял 3,6–4 метра. Характерно, что среди фаунистических остатков на местонахождении Красный Яр, датируемом рисс-вюрмским (казанцевским) межледниковьем, наряду с экземплярами бизона, шерстистого носорога, мамонта, осла, сайгака обнаружены и фрагменты остатков оленя гигантского (Васильев, 2002). Один из авторов публикации в 1990 году был свидетелем того, как на карьере, расположенном в четырёх километрах к северу от села Майма, в гравийных отложениях был обнаружен рог гигантского оленя размером около двух метров.
Признаки Кяхтинского винторога также можно проследить в некоторых рисунках. Эта крупная антилопа была обитательницей полуоткрытых горных ландшафтов Алтая в позднем плейстоцене. В культурных слоях Денисовой пещеры встречены кости антилоп дзерен и сайга (Деревянко, Шуньков и др., 2003), в Усть-Канской пещере – винторогой антилопы.
Наиболее многочисленную группу рисунков представляют первобытные быки. Видовое многообразие этих животных подтверждается вероятной идентификацией буйволов, туров, короткорогих бизонов благодаря различию в изображении рогов, телосложения, высоты ног. Палеофауна алтайских пещер достаточно представлена находками первобытного бизона и яка (Деревянко, Шуньков и др., 2000; Деревянко, Маркин и др., 2002). Многочисленные крупные фрагменты черепов первобытных быков (буйволов, бизонов, туров) имеются в коллекции Национального музея им. А.В. Анохина.
Лошади, столь любимые алтайскими племенами, в петроглифах Горного Алтая представлены более широким семейством. Часть рисунков, «судя по экстерьеру, … могут быть определены как изображения диких степных лошадей» (Кубарев, 2008). Это могли быть куланы, тарпаны и, скорее всего, лошадь Пржевальского. Подтверждением этому является нахождение останков диких лошадей в слоях палеолита всех четырёх наиболее изученных в археологическом отношении пещер Алтая: Денисовой, Усть-Канской, Окладникова, Каминной, карстах Балыксы. В Усть-Канской пещере обнаружены остатки кулана, в Денисовой – плейстоценового осла, в Чагырской – лошади Оводова.
На рубеже эр, «судя по данным остеологического анализа коллекций с поселений Тыткескень-3 и Майма-1, выполненного А.В. Гальченко, районы расположения этих памятников населял кулан, являвшийся популярным объектом охоты» (Соенов, Константинов, 2014). Среди всех зафиксированных видов диких животных, служащих источником мясного потребления, доля кулана составляла 2% на пос. Тыткескень-3 и 39% на пос. Майма-1 (Соенов, Константинов, 2014). Во время раскопок в 1991 году на поселении Майма-1 около одного из очагов было обнаружено до 40 челюстей и крупных фрагментов черепов кулана.
Хорошо известны палеозоологические материалы обитавших на Алтае в мамонтовую эпоху пещерных медведей, гиен и львов. Останки пещерной гиены найдены в отложениях пещер Денисовой, Каминной, Чагырской, Страшной, пещерного медведя – в Денисовой и Страшной, а пещерного льва – в Каминной и Чагырской пещерах.
В Центральной Азии существовала практически идеальная плейстоценовая и последующих периодов кормовая база для пещерных львов и других крупных хищных животных. Неудивительно, что образ льва на Алтае глубоко проник в мифологию и ритуальные предметы из захоронений пазырыкской культуры скифского времени середины VI – III вв. до н. э., хотя в наскальных рисунках его трудно определить среди изображений крупных диких кошек. Возможно, этот образ перекочевал в искусство скифов из Индии и Ближнего Востока. Но может быть, люди встречали льва и в повседневной жизни!
Найденные в Чагырской пещере останки пещерного льва принадлежали особому виду, обладавшему смешанными львино-тигровыми признаками черепа и скелета. В сценах борьбы хищников в сибирских золотых и бронзовых вещах, а также изделиях из органических материалов эпохи раннего железа есть изображения крупных кошек, относимых ранее к тигру, льву, барсу, но может, ими окажутся изображения последних пещерных львов?
Имеются сведения и о туранском тигре, который за мигрирующими кабанами доходил до Восточного Казахстана и Алтая. Тигр был способен совершить путешествие за сотни и тысячи километров от своего первоначального места обитания. В архивных хрониках содержатся свидетельства очевидцев об охоте на тигров ещё в 1839 году в селе Сетовка Бийского уезда.
Открытием проекта является обнаружение редких животных – ирбиса и тигра наскального комплекса «Шивээт-Хэйрхан», Монголия. Эти обнаруженные рисунки подтверждают ареал обитания тигров на Алтае.
Редко встречаемые изображения рептилий, в том числе черепах, также свидетельствуют об их обитании на территории Алтая. Что подтверждается не только наскальными рисунками и сказаниями, но и рецептурой алтайско-тибетской народной медицины, в которой использовалось сушёное мясо горных черепах.

Редкие и краснокнижные животные
Ко второй группе редких и в настоящее время занесённых в Красную книгу животных можно отнести петроглифы кошачьего вида – снежного барса, рыси, манула и других диких кошек. Снежный барс (Красная книга Республики Алтай) изображается всегда с подчёркнуто высокими лапами и длинным крупным хвостом, в отличие от рыси, где хвост животного короткий. Барс являлся также одним из излюбленных персонажей в искусстве скифского времени Саяно-Алтая. Остатки же манула найдены в Усть-Канской пещере.
Интересен редкий рисунок куницы сухопутной или речной выдры (Красная книга Республики Алтай), где показано длинное гибкое тело на коротких лапах и длинный хвост животного.
Большая группа наскальных животных – семейство псовых, которые могут быть представлены дикими и домашними собаками, волками, лисами, енотовидной собакой, красным волком. Изображения волка характеризуются широкой грудиной, опущенным хвостом и головой. Собаки существенно отличаются. «Они, в отличие от волка, имеют небольшую, поднятую вверх голову, короткое туловище и закрученный колечком хвост» (Кубарев, 2008,). Эмоциональный окрас животных также выражен: волк имеет озадаченный поиском корма вид, собака же чаще выглядит игривой. Археологическим свидетельством обитания на Алтае красного волка и песца являются находки их костных остатков в культурных слоях Денисовой пещеры, культовом месте Кучерла-1 (Молодин, Ефремова, 2010).
Енотовидная собака, как и северный олень (Красная книга Республики Алтай), являются на сегодняшний день редкими для Алтая животными, временно сменившими ареал своего привычного обитания. Но они, вероятно, были в прошлом коренными обитателями, что также нашло отражение в петроглифах. Также кости северного оленя обнаружены в Чагырской пещере и карстовых полостях Балыксы в Горной Шории.
Снежный баран архар (Красная книга Республики Алтай) является хранителем алтайской земли, поэтому так много внимания уделялось именно этому животному. «Здесь главным критерием служит манера исполнения рогов. У козлов они показаны в виде дуги из одной или двух параллельных линий разной длины, иногда достигающих спины животного. Рога баранов чаще всего закручены в спираль» (Кубарев, 2008). Иначе выглядят бараны наскальной писаницы Бичикту-Бом. Их мощные рога расположены в направлении вперёд-назад. В древности ареал распространения архаров и аргали был достаточно широк, о чём свидетельствуют многочисленные находки их останков в большинстве алтайских пещер, на поселении Тыткескень-3. Верблюды до сих пор проживают на территории Российского Алтая в приграничных с Монголией районах. В древности в регионе обитали и ископаемые одногорбые верблюды, что подтверждается находкой черепа этого вида, экспонирующегося в настоящее время в Национальном музее.
Птицы – редкие персонажи в наскальных рисунках, тем не менее имеющие характерные отличительные признаки. Журавль – грациозная птица на длинных ногах и с длинным хвостовым оперением. Гриф имеет все признаки хищника – мощный клюв на крепкой шее и когтистые лапы. Кстати, нужно отметить интересную находку в культурном слое Денисовой пещеры трёх «украшений в виде плоских бусин-колечек… из уникального для палеолита Алтая материала – скорлупы яиц страуса (Деревянко, Шуньков и др. 1999).

Неизвестные
Третья группа рисунков животных, неизвестных науке, – самая спорная, но, тем не менее, достойная внимания и обсуждения. Изображения таких наскальных персонажей, как Сеймур, Человек-змея, Кер-Тютпа можно, отнести исключительно к мифологическим сюжетам. Но встречается множество изображений бытовых сцен с присутствием неопознанных животных.
Так, из 3723 рисунков памятника Калбак-Таш-1 к неопределимым и незавершённым В.Д. Кубарев относит 918 петроглифов. Например, домашнее животное, переносящее груз на спине, – совершенно бытовая сцена. Это крепкое животное с крупной головой, стоящее на коротких лапах, имеет как рога, бородку, так и длинный хвост. Интересной представляется находка рисунка в районе поселения Чуй-Оозы, на котором изображены трое необычных животных (возможно, беременные самки). Одно животное человек ведёт на поводке. Этот рисунок можно рассматривать как бытовую сцену и как ритуальный обряд.
Со временем исчезают рисунки тех редких животных, которые видели наши предки. Однако у нас ещё есть возможность сохранить не только кости, но и эмоциональные впечатления древних художников от встречи с удивительным животным миром.
Исследования петроглифов Алтая продолжаются.

Елена НАЗАРЕНКО
(г. Барнаул)
Консультантом при исследованиях выступал научный сотрудник Национального музея им. А.В. Анохина (Горно-Алтайск) С.М. Киреев














Общая информация


Словарь

Мономорфный – существующий в един­ственной форме: сохраняющий одну форму в течение всего периода развития 
Интересно

Птицы – редкие персонажи в наскальных рисунках, тем не менее имеющие характерные отличительные признаки
     

Словарь

Нганасаны – коренной народ на севере Таймырского полуострова в Российской Федерации. Самоназвание – ня. Нганасаны соотносят его с русским словом «товарищ» 
Интересно

Снежный баран архар является хранителем алтайской земли, поэтому так много внимания уделялось именно этому животному
     

Заметки

Пазырыкская культура – археологическая культура железного века (VI–III вв. до н. э.), причисляемая к «скифскому кругу, основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае 
Интересно

Эмоциональное состояние животных также выражено: волк имеет озадаченный поиском корма вид, собака же чаще выглядит игривой
     

Заметки

Многим зверям, и оленям в том числе, люди приписывали «сверхъестественные» черты 
Интересно

Снежный барс изображается всегда с подчёркнуто высокими лапами и длинным крупным хвостом, в отличие от рыси, где хвост животного короткий


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©