Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета "Природа Алтая" №11-12 2008 г. (ноябрь-декабрь 2008)


А вы знаете, что....
Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира вместе взятые



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2008 год
№11-12 (155-156) 2008 год / 36 страница

Томск
межрегиональная научно-практическая конференция

6 и 7 ноября в одном из красивейших сибирских городов - Томске - проходила межрегиональная научно-практическая конференция «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы». Два дня обсуждались проблема, самая актуальная для настоящего времени: как воспитать будущее поколение экологически грамотным? Конференция представляет собой определенный этап в ходе реализации Стратегии развития непрерывного экологического образования, принятой в Томской области в 2006 году. Процесс воспитания и образования человека начинается в семье, продолжается в детском саду, школе, техникуме, вузе, а затем - через повышение квалификации профессиональных знаний, необходимых специалисту. Непрерывность экологического образования предполагает, что в этом длительном процессе знания о законах природы, о состоянии и охране окружающей природной среды должны присутствовать на всех уровнях и в полном объёме для целостного понимания картины мира, формирования мировоззрения, для того чтобы каждый специалист-профессионал мог принимать экологически обоснованные и ответственные решения. По результатам опроса, проведенного среди 158 образовательных учреждений области, 92 процента считают, что экологическое образование необходимо развивать.

“ВОСПИТЫВАЙТЕ ЧЕЛОВЕКА...“
Фото 1
В Томской области экологическое образование поставлено на хорошую и прочную основу. Перечень ведомств и организаций, занимающихся этой проблемой в области (организаторов конференции) говорит сам за себя. Областная Администрация была представлена такими структурами, как департамент общего образования, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды, департамент по культуре, комитет по высшему и среднему профессиональному образованию. Были среди организаторов конференции и областные госучреждения - «Региональный центр развития образования» и «Облкомприрода», Томский областной институт повышения квалификации работников образования, департамент общего образования Администрации города Томска.
Площадки по экологическому образованию созданы в 24 школах и в 24 детских садах области. Из 18 школ, участвовавших в нацпроекте «Образование» по экологическому профилю, 12 стали победителями.
Фото 2
около 300 человек
В конференции приняли участие около 300 человек: это учителя школ Томска и области, воспитатели детских садов, преподаватели лицеев, колледжей, вузов, педагоги дополнительного образования, работники библиотек и музеев, руководители методических объединений, представители общественных организаций, специалисты органов управления образованием, а также учёные Москвы и Санкт-Петербурга.
Из сибирских регионов были представлены Алтайский край (Алтайский краевой детский экологический центр, управление природных ресурсов и охраны окружающей среды, АКИПКРО, Экоклуб АГУ, АКОД «Начни с дома своего»), Республика Алтай, Кемеровская и Омская области, Красноярский край и даже Камчатка. В работе конференции также активно приняли участие специалисты по экопросвещению заповедников Саяно-Шушенский, Алтайский, Тигирекский, Кузнецкий Алатау.
Фото 3
открытие конференции
Открыл конференцию начальник Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Мартынович Адам, рассказавший о реализации экологической политики в области образования на уровне субъекта РФ. Он предложил определение понятию «экологическая политика», отметив, что одной из целей этой политики должна быть охрана здоровья нынешнего и будущего поколений граждан от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.
В пленарном заседании принял участие представитель ЕвроСоюза Дитрих Хан, который в докладе заявил, в частности, что Совет безопасности РФ 30 января 2008 г. включил поручение Правительству РФ предусмотреть совершенствование системы экологического образования, воспитания и информирования населения о состоянии окружающей среды. Однако Стратегия в области экологического образования и просвещения на федеральном уровне пока не разработана, так же как и не организована система экологического образования.
Фото 4
процесс нравственный
Формирование экологической культуры – процесс глубоко нравственный и духовный, об этом не раз говорили выступающие. Много говорилось о роли семьи в этом процессе, о дошкольном воспитании, главной проблемой которого стала забота о здоровье будущих школьников.
Цифры на этот счёт пугают: при углубленном изучении состояния здоровья детей в различных регионах России здоровыми признаются только 4-10% детей дошкольного возраста. В связи с этим в решении конференции одной из перспектив развития сети непрерывного экологического образования обозначено развитие здоровье¬сберегающих технологий. Оказалось, что это один из проектов Детско-юношеского парламента («Здоровье школьника»). При знакомстве с этой организацией её наставник и опытный педагог Н.В. Михайлова рассказала нам, что проект подразумевает кроме обязательных физкультминуток на уроке в любом классе пересмотр методик ведения уроков физкультуры в школе.
Фото 5
особенности стратегии
В реализации Стратегии развития непрерывного экологического образования задействованы учреждения дополнительного образования (детские экологические центры), училища и техникумы, методические объединения, общественные организации. Велика роль учреждений культуры – краеведческого музея, зоологического музея ТГУ, минералогического музея ТПУ, музея леса, областных и муниципальных библиотек как базовых центров информации.
О роли вузов в системе непрерывного экологического образования рассказал профессор Томского политехнического университета Л.П. Рихванов. Он отметил, что Россия остро нуждается в кадрах, готовых решать проблемы природопользования и охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период перехода общества к модели устойчивого развития. Многие страны мира осознали необходимость экологического образования населения, в том числе в вузах, для обеспечения стабильности государства, его национальной безопасности. В Японии и Франции, например, экологическое образование имеет большую историю и опыт, подкреплено национальными законами в этой области, гарантированным финансированием, деятельностью эффективной инфраструктуры государственных и общественных организаций.
В Томске четыре из восьми вузов готовят специалистов-экологов по девяти специальностям: комплексное использование и охрана водных ресурсов, инженерная защита окружающей среды (в энергетике), геоэкология, радиационная безопасность человека и окружающей среды и другие.
В ходе работы девяти секций конференции и живого общения происходил активный обмен опытом между педагогами, выставка-продажа методической литературы. Итоги работы конференции и планы дальнейшей совместной работы обсудили на завершающем заседании.

ОТ РЕДАКЦИИ
Семинар в Томской области был интересен многими моментами. О части из них вы прочтете в материалах этой полосы, которую подготовила Е.Ю. Скачко. Заместитель начальника управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимир Николаевич Горбачев и Елена Юрьевна представляли наши официальные структуры, а были на семинаре и многие люди, хорошо знакомые читателям нашей газеты: Елена Репетунова, Светлана Щигрева, Наталья Чибрикова, Игорь Марискин, Данил Мамыев. Некоторые материалы этих авторов вы встретите и в сегодняшней газете.
А я скажу так: мне не было стыдно за наш край!
С. Малыхин


А КАК У НАС В КРАЕ?

В соответствии с решением Коллегии по итогам работы управления за 1-е полугодие 2008 года в настоящее время учеными и педагогами ведётся разработка проекта стратегии непрерывного экологического образования и просвещения населения Алтайского края.
Для успешной реализации этой стратегии в системе «детский сад – школа – вуз – послевузовская переподготовка» будет разработана специальная программа, которая позволит охватить все составляющие этой системы.
Для осуществления программы потребуется многоуровневая система экологического образования и просвещения, подобно той, что принята в Томске.
Роль базовых центров экологического образования будут играть Алтайский краевой детский экологический центр, кафедры вузов, центры повышения квалификации и переподготовки кадров в области охраны окружающей среды, АКИПКРО, краевая библиотека им. В.Я. Шишкова, Алтайский краеведческий музей, краевые общественные организации.
Второй уровень – это филиалы и отделения базовых центров по экологическому воспитанию и просвещению. Они станут организаторами практической деятельности населения и исполнителями конкретных малых проектов и подпрограмм. Размещаться они будут в школах, крупных районных центрах дополнительного экологического образования детей (например, Детский эколого-биологический центр г. Бийска, Центр внешкольной работы «Малая Академия» г. Рубцовска и др.), крупных районных и городских библиотеках, других учреждениях культуры.
Третий уровень включает «опорные площадки» экологического просвещения и образования, которые будут размещаться непосредственно в учебных заведениях городов и районов края, сельских библиотеках, детских садах, детских клубах по месту жительства и т.д. Они будут выполнять конкретные мероприятия по экологическому воспитанию. Кроме того, большое значение должно придаваться локальным действиям населения по улучшению состояния природной среды.
Е.Скачко, главный специалист отдела ООПТ


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2022 г.©