Природа сибири Начни с дома своего
   Главная      Газета       Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Тематические страницы
- Зеленый год
- Алтайский край на карте Сибири
- Азбука природы
- Памятники природы Алтайского края
- Зеленое кольцо Алтая
- Соседи по планете
- Трибуна молодых
- Наш общий дом – Алтай
- Концепция реальных дел
- Наш Алтай – зелёный рай


Серия публикаций о спелеологах.


А вы знаете, что....
Иероглиф, обозначающий "проблему" изображается как две женщины под одной крышей



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

Пещеры / 2011 год. К пещерам Аноса и Киндерли

15 страница. Тематическая страница. Пещеры2011 год. К пещерам Аноса и Киндерли
«Смотрите, смотрите! Бедный дедушка!», – эти слова, безусловно, относились ко мне. Они донеслись с игровой площадки детского сада, мимо которого я проходил. Сочувствие детей вызвал огромный рюкзак за моими плечами, с которым я шагал по улицам Горно-Алтайска. Возраст-возрастом, но если отправляешься в спелеологическое путешествие, то переноски тяжестей не избежать. Кроме обычного туристского груза спелеологу надо нести оборудование, спецодежду и принадлежности для исследования пещер.

Планировавшаяся на лето 2011 года экспедиция в Краснощековский район сорвалась по банальной причине – мы не собрали достаточно денег. Поэтому я с радостью принял предложение краеведов из Горно-Алтайского педагогического колледжа, проявивших интерес к пещерам.
В 2009 году они уже побывали в Белобомских пещерах на реке Чуе. Я предложил несколько вариантов пещерных маршрутов с исследовательскими задачами.
После долгого обсуждения, уже в Горно-Алтайске, было принято решение отправиться на левобережье Катуни. Здесь, в южной части Семинского хребта, на стыке Чемальского и Шебалинского районов, в бассейне рек Емурлы, Аноса, Киндерли, Аюлы и Бертки находится интересный, но практически не изученный пещерный участок.

Вход в Киндерлинскую пещеруИстория
Впервые о пещерах этих мест поведал известный сибирский археолог и краевед П.П. Хороших. В девятом номере журнала «Природа» за 1949 год появилась его статья о Киндерлинской пещере, которую он посетил за десять лет до этого. В статье приводились краткие сведения и о других ближайших пещерах.
В середине 1970-х годов среди алтайских туристов была популярна Верх-Аносская пещера, за свою красоту получившая неофициальное название «Красавица Алтая». Но ни настоящего описания, ни плана ее не было составлено. Отсутствовал и план Киндерлинской пещеры, хотя в 1980-х годах ее посетили барнаульские спелеологи. Имелись отрывочные сведения о четырех пещерах в бассейне реки Аюла, и одной – в бассейне реки Бертка.
После 2000 года интерес к потенциальным экскурсионным объектам Чемальского района возрос, и Верх-Аносская пещера вновь всплыла из забытья. Но информации о ней не прибавилось, кроме нескольких фотографий на туристских сайтах.
Мы решили провести мониторинг и топосъемку Киндерлинской пещеры, попытаться найти Верх-Аносскую и попутно собрать сведения о других объектах.

Далеко внизу видна КатуньУчастники
Кроме автора в поездке участвовали студенты физкультурного отделения колледжа Иван Лысенко и Руслан Бондарь, студентка дошкольного отделения Люба Огрызкова, преподаватель истории Ирина Ивановна Зеленина, ученица 3-го класса Горно-Алтайской гимназии № 3 Даша Зеленина. В район работ и обратно участников доставил автобус колледжа и его водитель Владимир Владимирович Огрызков.

Лагерь
…У фермы, где Киндерля выходит из гор на Катунскую террасу, дорога кончается. Мы взваливаем рюкзаки на плечи и идем вверх по ручью. Наша сегодняшняя задача – найти хорошее место для лагеря. Накрапывает дождь.
Неожиданно подлетает джип с несколькими молодыми людьми и одним постарше. Из завязавшегося разговора выясняется, что они тоже ищут Киндерлинскую пещеру, причем не в первый раз. Мы обмениваемся информацией и джип пытается проехать выше по ручью, но пути не находит. Мы же располагаемся на стоянку – немного высоковато над ручьем, но ровных площадок очень мало.

Поиски
Разговоры молодежи затягиваются за полночь, в результате на следующий день мы выходим на маршрут только в 10.30. Наш путь идет по старому волоку лесосеки. Уже вскоре с роскошного горного луга видим двойную вершину, описанную в статье Хороших.
Между двумя скальными башнями просматривается темное пятно – вход в пещеру. В лесу дорога раздваивается – вправо от волока уходит тропа.
Мы знаем, что один из жителей Элекмонара водит в пещеру конные экскурсии и решаем двигаться по тропе. Скалы с пещерой уже закрыты стеной леса. Через некоторое время мы снова оказываемся на волоке, подозревая, что отклонились влево и потеряли тропу. Так и есть!
Вскоре волок кончается, и мы лезем вверх по склону, заросшему густой травой, выше человеческого роста, в которой коварно прячутся стволы упавших деревьев. Преодолеваем один скальный выход, второй, и неожиданно выходим на водораздельную площадку, где явно привязывали лошадей. Догадываемся, что пещера близка. Действительно, малозаметная тропка ведет вниз, через скалы и бурелом. И вот, мы у гигантского входа (ширина 16, высота 10 метров).

Съемка
Хотя уже поздно, откладывать съемку плана пещеры на другой день нельзя. Для ребят это совершенно новая задача – в школах сейчас уже не учат снимать планы местности. В мои школьные годы такие практические занятия проводились на уроках географии и геометрии. Люба, однако, довольно быстро осваивает работу с горным компасом. Руслан с Ваней ассистируют, я даю указания и веду запись. Через два часа работа закончена.

Спуск
Надо спешить вниз. День идет к концу, нас всех мучает жажда – почти вся взятая вода была выпита еще на подъеме. Надеемся быстро спуститься по тропе. Когда она уходит в сторону от спуска в долину Киндерли нас охватывают сомнения, и мы сходим с нее, снова продираясь сквозь дебри. А зря!
Хотя у тропы действительно есть ответвления, и она не всегда ясна, наторенный путь вниз все-таки есть, и мы на него выходим уже в сумерках и почти без сил. И тут мы слышим журчанье – в чаще скрыт родник, воду из которого мы жадно пьем. Какой напиток может быть вкуснее! Через сотню-другую метров этот ручеек вновь исчезает среди камней, очевидно впадая в Киндерлю под землей.
Спуск кажется бесконечным. Уже в темноте подходим к лагерю. Я без сил и едва передвигаю ноги. Ужин – и спать! Завтра – день отдыха.

Неудача
Поиски Верх-Аносской пещеры получились не столь удачными, хотя сразу по прибытии в Верх-Анос местные жители показали нам тропу к пещере. Немного погодя верхом прискакали двое подростков: «Не желаете ли прокатиться верхом к пещере, к водопаду?». Но состояние наших финансов не позволяло принять это предложение. В течение шести часов ищем пещеру и не находим. Троп слишком много, а времени мало, завтра – домой.
Впечатления от Верх-Аноса остались противоречивыми. Здесь нас встретили хлебом-солью. У нас кончились эти необходимые продукты, и когда мы узнавали, есть ли в селе магазин (а его нет), отзывчивые жители угостили нас лепешкой и насыпали соли. Прощание было менее приятным. Утром, после самой холодной ночи, нас разбудил шум трактора, а затем недовольный голос, потребовавший, чтобы мы поскорее убирались: «Здесь святое место – водозабор!». Мы не стали спорить, что на тракторе в святое место не ездят. Все равно через два часа мы уезжали.
Вероятно, дело было в том, что вчера мы отказались от услуг проводников – ведь когда мы разбивали лагерь, никаких замечаний в наш адрес не было. Жители же, угостившие нас хлебом и попрощалась с нами приветливо: «Приезжайте еще, мы сводим вас к пещере!».

Стрелы и кости в пещерах

Киндерлинская пещера – всего лишь большой грот с небольшими ответвлениями без всяких намеков на сталактиты и другие минеральные образования.
В первую очередь она интересна тем, что является объектом культурного наследия народов России. Этим пещера и привлекла первого исследователя, Павла Павловича Хороших. Хотя он работал в Иркутском университете, но Алтай любил и посещал неоднократно.
В частности, в 1935 году он возглавлял группу ученых, участвовавших в первой альпиниаде на гору Белуха.
Пещеры были главной темой его исследований – в течение всей жизни он собирал о них самые разнообразные сведения.
К сожалению, рукопись его диссертации «Пещерные стоянки Сибири как исторический источник» осталась не опубликованной, и в настоящее время труднодоступна. В ней были сведения о сотнях сибирских пещер, в том числе о 140 алтайских.
Только крохи этих сведений опубликованы в нескольких журнальных и газетных статьях. Сведения о Киндерлинской пещерой опубликованы наиболее подробно. П.П. Хороших обследовал пещеру в 1939 году и собрал данные о ней. Одним из его информаторов был директор Горно-Алтайского краеведческого музея С.М. Сергеев.
П.П. Хороших нашел в пещере костяное шило, а ранее в пещере находили железные наконечники стрел, остатки кожаной одежды, и … человеческие кости.
Конечно, жить в Киндерлинской пещере древние люди не могли. Она труднодоступна и находится слишком высоко (400 метров по вертикали) от ближайшего источника воды.
Существовало мнение, что пещера могла быть убежищем во время военных конфликтов, но и это представляется маловероятным. Однако охотники вполне могли укрываться в пещере от непогоды. Жители ближайших сел и сейчас хорошо знают пещеру и иногда ее посещают.
В древности Киндерлинская пещера, скорее всего, была культовой пещерой – объектом поклонения.
На протяжении многих веков и тысячелетий пещеры всех стран мира были местами отправления различных культов. Входы пещер, в частности, рассматривались как двери в подземный мир, где обитали различные сверхъестественные существа.
На Алтае владыкой подземного мира был Эрлик – представитель темных сил, которому приносились жертвы с целью задобрить его. Культ лука и стрел также часто сопутствовал пещерам; и находки наконечников стрел обычны для культовых пещер.
Существовал и обряд погребения в пещерах, что объясняет находки человеческих костей. Такой обряд был известен на Алтае еще в начале девятнадцатого века.
Культовые пещеры Алтая и Сибири остаются недостаточно изученными.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©