Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №7-8 2012 г. (июль-август 2012)


А вы знаете, что....
В состав человеческого организма входит всего 4 минерала: апатит, арагонит, кальцит и кристобалит



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№7-8 (199-200) 2012 год / Страница 31, 32-33, 34



Начни с дома своего:
Академия природы
С 6 по 11 июня на территории Солонешенского района работала детская экспедиция «Начни с дома своего: Академия природы», организованная Алтайским детским экологическим центром совместно с общественным движением «Начни с дома своего» при финансовой поддержке главного управления Алтайского края по образованию и молодежной политики и управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. В ее рамках состоялась очередная Школа экологической журналистики.

Тяжелые испытания выдержали на «пятерку»

Экспедиция
В течение шести дней ребята из нескольких районов края провели в палаточном лагере, разбитом в нескольких километрах от знаменитой Денисовой пещеры на берегу ручья, по которому проходит граница между Солонешенским районом Алтайского края и Усть-Канским районом Республики Алтай.
Программа работы была очень насыщенной: кроме занятий, которые проводили педагог АКДЭЦ Марина Сотова («Экология растений»), научный сотрудник ИВЭП СО РАН Ольга Жукова («Экология животных»), главный специалист управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Наталья Батлук («Географическая экология») и корреспондент газеты «Природа Алтая» Елена Панфило («Экологическая журналистика»), для ребят была подготовлена и экскурсионная программа: встреча с народным фольклорным коллективом «Полянка» в селе Топольном, поход к Каракольским пещерам под руководством спелеолога, постоянного автора газеты «Природа Алтая» Вадима Винстингаузена, экскурсия в Денисову пещеру и путешествие в заказник «Каскад водопадов на реке Шинок» в сопровождении егеря КГБУ «Алтайприрода» Владимира Гилева.
Погода не радовала – постоянно шли дожди, и только на краткие мгновения выглядывало солнце. Но ребята выдержали все испытания на твердую «пятерку»: и длительные пешие переходы, и ночевки в палатках, и приготовление пищи на костре.
Никто не жаловался и не просился домой. Напротив, несмотря на усталость, многие участники стремились пройти все походы и экскурсии, а главной их целью было дойти до водопадов на реке Шинок. И почти всем это удалось.
В экспедиции работала Школа экологической журналистики. Корреспондент газеты «Природа Алтая» рассказала о том, как правильно написать статью в газеты и грамотно взять интервью, а также пояснила, как пишутся путевые заметки. Юным журналистам оставалось применить эти знания на практике, благо информационных поводов за эти дни было немало.

В гостях у староверов
На пути к месту расположения палаточного лагеря экспедиция остановилась в селе Топольном. Участники побывали в этно-культурном центре села, где их встретили участницы народно-фольклорного коллектива «Полянка». Они рассказали ребятам об обычаях и обрядах староверов, а также объяснили, чем отличаются старообрядцы от православных.
Ребята узнали, что старообрядцы не ходят в церковь, а собираются в специальных молельных домах и читают молитвы по старинным книгам. Такие книги – огромные, в кожаных переплетах, которые передаются из поколения в поколение, – до сих пор сохранились у старожилов села. Так же, без священников, они проводят различные обряды и праздники.
Участницы «Полянки» стараются жить по тем канонам, что и их предки. Они бережно хранят их традиции, обычаи и песнопения. Для каждого случая, будь то свадьба, похороны или колядки, у них есть свои песни – в основном лирические, мелодичные и протяжные.
– У нас нет веселых песен, – рассказывает участница «Полянки» Александра Томилина. – Но наши предки именно под такие песни и веселились. Отработаешь в поле – не до плясок, ляжешь под телегу, запоешь протяжную песню, и на душе сразу становится весело и легко.
Этно-культурный центр села Топольное находится в двухэтажном старинном доме, который был построен в 1850 году. Тогда это была лавка купца Голованова. В полуподвальном этаже – подзоре – находился склад, а над ним – торговое помещение.
После прихода советской власти этот дом у законного владельца отобрали, а самого купца отправили в ссылку. Дом простоял бесхозным до 40-х годов прошлого века, а потом в нем разместили сельсовет. Две больших комнаты разделили перегородками на несколько кабинетов.
В 2005 году здание бывшей купеческой лавки освободилось – представителей сельской власти перевели в новое помещение. И тогда этот дом приглянулся педагогам местного филиала районной детской школы искусств, которым приходилось арендовать помещение у сельского Дома культуры.
Ребятишек, желающих приобщиться к старообрядческой культуре, с каждым годом становилось все больше, требовалось более просторное помещение. Сельские власти, передали им все старинное купеческое здание. А их педагоги, они же участницы «Полянки», позаботились о том, чтобы внутреннее его убранство соответствовало обстановке старообрядческой избы.
Стены одной из комнат украшены традиционной урало-сибирской росписью. Александра Томилина говорит, что такая роспись сохранилась в некоторых домах села.

Детали быта
Как рассказали ей старожилы Топольного, своих мастеров по росписи стен здесь не было. Дома оформляли приходящие умельцы, которые кочевали из деревни в деревню и работали за приют и еду. Они расписывали причудливыми узорами не только стены, но и печи, предпечья и даже потолки. Причем каждый элемент такой росписи имел свой смысл.
Знающий человек, взглянув на стены, мог прочесть всю историю семьи. Рождались дети, умирали старики, происходили другие важные семейные события – и на стенах появлялись новые элементы росписи, отражающие эти изменения. Некоторые элементы играли роль оберега и, как были уверены хозяева дома, охраняли семью от всяких бед.
– В этой комнате мы и занимаемся с ребятишками, – рассказывает Александра Михайловна. – Мы стараемся передать им все, что узнали от своих предков. К нам приходят ребятишки с трех лет. Мы с ними играем в традиционные игры, учим наши песни, проводим традиционные обеды, изучаем фольклорный театр, рассказываем об обрядах нашего народа. Кстати, эта роспись выполнена выпускниками нашего центра. Под руководством педагогов, конечно же.
Остальные предметы интерьера – затейливое постельное белье, украшенное тонкой вышивкой, яркие вышитые полотенца и прочее – принесли сюда жители села. В результате горница получилась совсем как настоящая, с расписной печью, ажурными занавесками, колыбелью, подвешенной к потолку и высокой хозяйской кроватью.
Горница для староверов была местом особым. Здесь никто не веселился и не шумел. Она служила исключительно местом для отдыха.
А встречалась семья на кухне, большую часть которой занимала русская печь. На ней спали дети. Александра Михайловна говорит, что такие печи еще сохранились в некоторых старых домах. У ее бабушки печь именно такая, в этой печи до сих пор готовят.
– Еда из печи обладает особым, ни с чем не сравнимым вкусом, ее ни с какой другой не перепутаешь, – говорит Александра Томилина. И доказала это наглядно – участницы «Полянки» устроили для ребят чаепитие и угостили их блинами, испеченными в печи. Вкус, действительно, великолепный, такие блины не испечешь ни в одной современной «чудо-печке».
Были у старообрядцев и свои верования. Немаловажную роль в них играли обрядовые куклы-обереги. Участницы «Полянки» научили ребят делать таких кукол из лоскутков цветной материи. Оказалось, что это совсем не сложно.
– Считалось, что такие куклы приносят в дом богатство и благополучие, – говорит Александра Томилина. – И чем больше у куколки грудь, тем больше богатства она может принести. А вот ноги этим куклам не делали – чтобы «талисман» не убежал из дома. Не рисовали и лица, ведь если кукла обретала сходство с каким-либо человеком, недобрые люди через нее могли навести на этого человека порчу.
Встречая гостей, участницы «Полянки» надевают традиционные костюмы. Выглядят они, на мой взгляд, немного мрачновато – никаких ярких лент и пестрой вышивки. Спокойные тона, строгий покрой, скромный силуэт, короче, ничего лишнего. На фольклорных фестивалях «Полянку» видно издалека.
– Все наши костюмы сшиты по этнографичным образцам, которые были собраны нами у наших бабушек и прабабушек, – говорит Александра Михайловна и показывает на стену, где висит сарафан с рубахой. – Это сарафан моей прабабушки, который я нашла в детстве на чердаке нашего дома. Сшит он вручную. Рубаха более поздняя, но тоже старинная. Обратите внимание, краски ничуть не потускнели от времени и многочисленных стирок.
Участницы «Полянки» не только рассказали об обычаях своих предков, но и показали фрагмент старинного свадебного обряда, замещающего староверам венчание в церкви – окручивание невесты. Роль новобрачных сыграли ребята из экспедиции.
Под традиционные песнопения женщины усадили «молодых» на стулья, «невесте» распустили косу, а дальше, отгородив пару от публики огромным платком, провели обряд: снова заплели косу, окрутили ее вокруг головы и повязали платок. Все, брак заключен.
Молодой супруг в последний раз в жизни видел свою суженую с непокрытой головой. Больше простоволосой ее не увидит никто. Даже спать замужняя женщина будет ложиться в специальной шапочке, которую звали кичка или платке.
– Но чтобы парень с девушкой могли пожениться, им сначала нужно познакомиться, – рассказывает Александра Михайловна. – Знакомилась молодежь на вечорках. Это были не просто вечера танцев, здесь девушки демонстрировали свои лучшие наряды «собственного производства». Если девушка могла сменить за вечер несколько сарафанов, ее шансы на удачное замужество резко увеличивались. А теперь пойдем во двор и устроим вечорку!
Во дворе участницы «Полянки» провели для ребят традиционные игры – незатейливые, но веселые. Юные экологи сначала немного смущались, но вскоре освоились и веселились.
Мастер-класс по обучению традиционному танцу прошел весело и непринужденно. Многие ребята были потрясены этим знакомством со старообрядческой культурой – они представляли себе старообрядцев людьми мрачными и замкнутыми. А оказалось, что они любили повеселиться, пошутить и посмеяться.

Путешествие к трем пещерам
На следующий день экспедиция отправилась в поход на территорию Республики Алтай – к Каракольским пещерам. Находятся эти пещеры в отроге горы Сахарной неподалеку от села Караколы. Путь предстоял неблизкий – 11 километров по грунтовой дороге, несколько километров по проселочной, затем – крутой подъем в гору.
Шли несколько часов, любуясь горными пейзажами. Перешли вброд бурную и очень холодную речку, затем перешли поле…
Подъем оказался непростым – тропу размыло только что прошедшим дождем. Но возвращаться назад, не достигнув цели, никто не хотел, тем более, что руководитель этого похода – Вадим Винстингаузен – бодро шагал вперед. Наконец он остановился у небольшой дыры в скале. Вниз спускалась веревка. «Неужели мы полезем вниз?», – мелькнула вдруг у меня мысль.
– Это пещера Старокаракольская, – пояснил Вадим Константинович. – Она находится на высоте 1050 метров над уровнем моря и известна науке с 90-х годов XIX века. Правда, местные жители знали о ней с незапамятных времен, только пришлым не рассказывали.
Они считали, что сталактиты из этой пещеры обладают особой целебной силой. Их толкли в порошок, разводили в воде и пили. Не знаю, несколько это помогало, но в результате сталактитов в пещере совсем не осталось: те, что не собрали местные жители, растащили на сувениры туристы.
Глубина пещеры – 25 метров, протяженность – 380. Залы и галереи пещеры расположены на разных уровнях. Вадим Константинович успокоил ребят, сказав, спуск в эту пещеру не запланирован. Да и без страховки в нее идти не стоит. «Наша» пещера была впереди. Вернее – наверху. Надо было только собраться с силами и пройти еще немного.
Поднимаемся примерно на 30 метров выше по склону. Среди зарослей кустов обнаруживается вход в следующую пещеру. Заглядывает внутрь – снова крутой спуск в темноту.
– Это пещера Ново-Каракольская или Музейная, – поясняет Вадим Константинович. – Ее открыли в 1964 году новосибирские спелеологи. Они же и дали ей второе название. Возможно, Музейной ее нарекли потому, что внутри она очень красива – на стенах причудливые натечные образования, некоторые очень необычных форм, так называемые каракольские розы. Но спускаться в нее мы не будем, эта пещера еще более труднодоступна, чем Старокаракольская. У нее два входа – большой и поменьше, которые заканчиваются 12-метровыми вертикальными колодцами. Так что без снаряжения туда идти опасно. Общая глубина этой пещеры – 47 метров, протяженность – 940 метров.
Вадим Константинович вспомнил, как принимал участие в исследовании Музейной пещеры с 1968 по 1980 годы в составе Карстрового отряда Западно-Сибирского геологического управления. Тогда пещера поразила его своей красотой и загадочностью. Сейчас же, к сожалению, Музейная выглядит несколько иначе. По словам спелеолога, она сильно пострадала от туристов, разобравших ее сталактиты и «розы» на сувениры.
Ребята были явно разочарованы: в эту пещеру их тоже не пустили, а ведь пройден неблизкий путь. Но Вадим Константинович успокоил их – цель близка, примерно в каких-то пяти метрах над головой. И правда, за кустами, буквально в нескольких шагах, обнаружилась еще одна пещера.
– Это пещера Верхне-Каракольская, в 1964 году новосибирские спелеологи ее не нашли, хотя находились совсем рядом.
Вадим Константинович Продолжает: На следующий год они пригласили с собой исследовательницу из Томска Капитолину Черняеву. Она-то эту пещеру и обнаружила.
Участники экспедиции прошли по коридору Верхнее-Каракольской пещеры. Она оказалась совсем не похожа на предыдущие две – никаких резких спусков, опасных высот и рискованных поворотов, которыми, по словам Вадима Константиновича, изобилуют два нижних «подземелья».
До конца галереи не дошли, ведь ее протяженность составляет около ста метров, что в пещерах довольно много. Зато рассмотрели натечные образования, величественные своды и надписи, оставленные на ее стенах туристами прошлого. Авторы некоторых оставили даты – 1906 год, 1910 год – и свои фамилии.
– Есть основания полагать, что все эти три пещеры были культовыми местами, – говорит Вадим Константинович. – Об этом свидетельствуют некоторые находки ученых. Например, в Верхне-Каракольской пещере была найдена керамика и остатки захоронения. К сожалению, его возраст не установлен. Человеческие останки были обнаружены и в Музейной пещере, но нет полной уверенности, что это – захоронение, возможно это результат несчастного случая. Но и здесь находили предметы, свидетельствующие о присутствии человека в даелком прошлом.
Уже в лагере ребята признались, что не чувствуют под собой ног. Не удивительно, ведь в этот день они прошли не менее 25 километров. А наутро им предстоял поход в еще одну пещеру – знаменитую Денисовскую. Но этот путь уже никого не пугал.

Дом древнего человека
В Денисову пещеру отправились с самого утра. Экскурсию для ребят провел студент факультета истории и права Бийского педагогического университета им. В.М. Шукшина Александр Посевков. Здесь он работает с 2004 года, принимает участие в раскопках. Александр с удовольствием согласился рассказать участникам экспедиции все, что он знает об этом уникальном археологическом объекте.
– Денисова пещера – одна из самых древних на земле, – начал свой рассказ Александр. – Ее возраст примерно 300 тысяч лет. Именно тогда река Ануй отступила, и пещера поднялась над уровнем ее вод. Сейчас она находится на 28 метров выше уровня реки. Ученые обнаружили Денисову пещеру в 1977 году. Тогда с дороги виднелся лишь небольшой свод. Нынешний вход уже расширен археологами. Так что надписи над входом, оставленные посетителями в 1908, 1910 и 1911 годах были сделаны без особого труда, ведь их «авторы» могли оставить эти «автографы», сидя на корточках.
Ребята заглянули в центральный раскоп, сделанный археологами в центральном зале. Александр Посевков рассказал им о том, что такое культурные слои, а также о том, кто населял эту пещеру. Оказывается, в ней жили не только люди, но и древние животные, например, пещерные медведи или пещерные гиены. Кроме всего прочего, у этой пещеры есть одна интересная особенность – всю свою историю она служила и тем, и другим исключительно жильем.
Здесь не было обнаружено ни одного захоронения. Следы кострищ, наконечники стрел, даже пули от огнестрельного оружия, всевозможные скребки, каменные топоры – осколки различных эпох, начиная с палеолита, таких находок здесь было сделано немало. Но при этом – ни одного свидетельства погребальных обрядов.
– Всего же в 22 культурных слоях пещеры было обнаружено более 80 тысяч различных артефактов, – рассказывает Александр Посевков. – Но только несколько из них прославили Денисову пещеру на весь мир. Это одно из древнейших украшений в истории человечества – каменный браслет, который был найден в восточной галерее в начале этого века.
Другая бесценная находка – окаменелая фаланга пальца, обнаруженная в 2008 году. Позднее выяснилось, что принадлежал он не неандертальцу, не кроманьонцу, а совершенно другому виду человека. Сейчас его называют Человек Денисовский.
Александр Посевков рассказал, что в Денисовой пещере кроме археологов работают историки, палеонтологи, палеозоологи, палеоботаники, физики, геофизики, антропологи.
Для ботаников Денисова пещера стала настоящей сокровищницей. Здесь в рыхлых слоях они обнаружили споры таких не характерных для нашей местности, растений как липа, граб, клен, ольха, грецкий орех, орех манчжурский. Это говорит о том, что 100-120 тысяч лет назад на этой территории климат был совсем иным, здесь произрастали в основном широколиственные леса, сейчас же преобладают хвойные породы деревьев: лиственница, кедр, сосна. Климат стал намного суровее.
Пока шла экскурсия, в восточную галерею, где работали археологи, прошли двое.
– Это специалист по палеолиту Сибири, действительный член РАН, доктор исторических наук, директор Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Анатолий Пантелеевич Деревянко и заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН Михаил Васильевич Шуньков, – поясняет Александр. – Они пришли посмотреть, как идут работы. Мы все уверены – впереди много уникальных находок и эта пещера преподнесет нам немало сюрпризов.

Краеведческий музей: пресс-конференция
В краеведческом музее Солонешенского района ребят встретила директор Ольга Клепикова. Она рассказала участникам экспедиции о районе.
– Солонешенский район – это единственный район Алтайского края, который занимает только предгорную часть, – сказала Ольга Григорьевна. – Он расположен между двумя хребтами. С западной части находится Бащелакский хребет. Самая высокая его точка – гора без географического названия, мы называем ее Высотка. Ее высота 2423 метра над уровнем моря. Ее венчает снежная шапка – снежник. С нее снег не стаивает никогда. Местное население такие горы со снежными вершинами называет белками. С востока у нас Ануйский хребет, самая высокая точка – гора Свешивая, 1766 метров над уровнем моря. Есть еще одна высокая гора – Будачиха. Это двухтысячник, также увенчанный снежником. Буквально неделю назад, когда шли дожди, ее снежную шапку просто смыло.
Также Ольга Григорьевна рассказала, что на территории Солонешенского района находится несколько особо охраняемых природных территорий. Их площадь составляет 3,5 тысячи квадратных километров. Это природно-исторический памятник федерального значения Денисова пещера, государственный заказник «Каскад водопадов на реке Шинок», государственный природный заказник краевого значения «Бащелакский», который охватывает несколько районов.
Кроме Солонешенского еще Чарышский, Усть-Канский, а также гора Булдачиха с ее отрогами входит в заказник. Еще имеется два ботанических памятника – степь у села Сибирячиха и Трошин лог.
В районе издана собственная Красная книга. В нее занесены 55 видов растений и 45 видов животных. В ее создании принял активное участие доктор биологических наук, ныне директор Кузбасского ботанического сада и научный руководитель общественного движения «Начни с дома своего» Андрей Куприянов.
Наибольший интерес у ребят вызвал зал археологии. Здесь они смогли подержать в руках орудия труда, которыми некогда пользовались древние люди. Эти артефакты были найдены при археологических раскопках.
Всего же в районе, по словам Ольги Григорьевны, находится 21 археологический объект. Это стоянки закрытого типа.
Интересны и палеонтологические находки. Буквально за несколько дней перед приездом экспедиции в Солонешенский район в музей привезли бивень мамонта, который был найден на берегу реки Ануй. Также в экспозиции музея представлены зубы этого вымершего великана. Ребята были немало удивлены, когда узнали, что у этого животного было всего четыре зуба, которые сменялись шесть раз в течение жизни.
В зале этнографии Ольга Клепикова рассказала ребятам о религиозных воззрения и философских взглядах алтайского народа, а также о культуре и быте русских переселенцев – староверов.
Здесь же состоялась встреча участников экспедиции с заместителем главы администрации Солонешенского района по социальным вопросам Александром Ветчинкиным. Александр Анатольевич рассказал ребятам о том, что на территории района в данный момент развивается агротуризм, открываются «зеленые дома».
Отдых в них становится все более востребованным, горожане с удовольствием пропалывают грядки, кормят домашних животных, учатся доить коров. В ближайшее время здесь ожидают увеличение туристического потока, ведь через Солонешенский район проходит маршрут «Большое Золотое кольцо Алтайского края».
– Туристов отпугивает состояние наших дорог, – сказал Александр Анатольевич. – Но в этом есть и положительный момент: плохие дроги способствуют сохранению природы в первозданном и нетронутом виде.
Затем учащиеся Школы экологической журналистики могли задать вопросы Александру Ветчинкину. Их интересовано буквально все: какие редкие и исчезающие виды животных обитают на территории района, каковы перспективы развития туризма, какие экологические акции проводятся на берегах Ануя… Александр Анатольевич подробно ответил на каждый из них.
Главный специалист по делам молодежи администрации Солонешенского района Ольга Дергунова рассказала об интересном экологическом проекте, который реализуется на территории района на средства гранта губернатора Алтайского края Александра Карлина.
– Авторами проекта является группа молодежи нашего района, – рассказала Ольга Анатольевна. – Этот проект связан с горой Будачихой. На ее склонах на высоте 500 метров бьют уникальные чистейшие родники. Вот только добраться до них через россыпи камней могут только дети и очень стройные взрослые. Мы же хотим обустроить удобную тропу, чтобы пройти к родникам мог любой желающий.
На эту встречу прибыл руководитель общественного движения «Начни с дома своего» Сергей Малыхин. Он рассказал представителям администрации Солонешенского района о работе движения, обсудил с ними экологические проблемы района и предложил несколько вариантов совместной деятельности в рамках экологического воспитания и просвещения.

Путешествие к водопадам
Кульминацией экспедиции стал поход в государственный заказник «Каскад водопадов на реке Шинок». В этом пути ребят сопровождал егерь КГУ «Алтайприрода» Владимир Гилев.
Впервые Владимир Ильич увидел эти водопады, будучи еще школьником. Дело в том, что детство его прошло в Солонешенском районе. Он отправился в это путешествие с друзьями верхом на лошадях. Тогда же и был буквально покорен этим зрелищем, но тогда Владимир не предполагал, что свяжет свою жизнь с этим удивительным по свей красоте местом.
– В мои обязанности входит охрана территории заказника, учет обитающих здесь животных, биотехнические мероприятия – подкормка животных зимой, а также борьба с одной из главных проблем: мусором, который оставляют после себя нерадивые туристы, – рассказывает Владимир Ильич. – Время от времени мы устраиваем а заказнике экологические акции, набираем группу школьников или сельской молодежи, приводим их сюда, проводим экскурсию, а заодно и убираем мусор. Ребята участвуют в таких экологических походах с удовольствием. Для них это и захватывающее путешествие, и полезное дело одновременно. Набрать такую группу мы можем в любой день, желающих много. Останавливают только финансовые и транспортные проблемы.
Водопады реки Шинок, по словам Владимира Гилева, пользуются большой популярностью у туристов. По его подсчетам, летом только на ГАЗ-66 (самый надежный вид транспорта в условиях тайги) к границам заказника подвозят около трехсот человек. А сколько приходят к водопадам пешком, никто сказать не может. Всех их влечет первозданная дикость этих мест, величественная красота водопадов и опьяняющий аромат тайги.
На границе заказника проселочная дорога прерывается. Дальше идет туристическая тропа, пересеченная корнями деревьев, лужами, ветвями деревьев, острыми камнями. Идти по ней нелегко. Чтобы добраться до самого высокого, третьего, водопада, нужно миновать более десятка бродов. А вода в Шинке – ледяная, но уже после третьего брода это не имеет значения…
Красота этих мест завораживает. Кажется, ты попадаешь в параллельную реальность, где нет городов из стекла и бетона, машин, мобильных телефонов и других благ цивилизации, а есть только бурлящая горная речка, удивительные скалы, стройные пихты и вот эта извилистая неровная тропа, которая прерывается ледяным потоком воды…
Вообще-то на реке Шинок около десятка водопадов, общая их высота – 120 метров. Но туристы приходят посмотреть только на три самых эффектных. Высота первого всего десять метров, его называют Ласковый мираж. Местные называют его Скатом, а некоторые туристы – Американскими Горками.
Кстати, и остальные водопады имеют по несколько названий – местные и туристические.
Например, второй водопад, высотой 28 метров. Его «имена» – Двойной Прыжок, Йог.
Третий водопад – цель путешествий туристов, приходящих на реку Шинок. Он по праву считается самым красивым и самым высоким водопадом в Алтайском крае. Он низвергается со скалы высотой 72 метра. Туристы называют его Жирафом, а местные – Седым или Бородой. Но добраться до него не очень просто. После второго водопада тропа упирается в очень крутой, почти вертикальный, склон горы.
Дальше приходится забираться либо держась за веревку, либо карабкаясь по корням деревьев. Потом либо идти часть пути прямо по речке, либо передвигаться буквально вжавшись в скалу. Но это путешественников не останавливает.
– Тот, кто хотя бы раз увидел наши водопады, обязательно возвращается к ним снова, – говорит Владимир Гилев. – На Шинок приезжают туристы со всей страны, и даже из-за ее пределов. И то удивительное зрелище, что открывается на берегах нашей реки, остается в их памяти надолго.
Путь к водопадам и обратно был нелегким. Промокшие, уставшие и проголодавшиеся, ребята вернулись в лагерь только поздно вечером. Но никто из них не пожалел, что решился на этот поход.
Перед ужином юные экологи собрались у костра и прокричали: «Мы сделали это!». Они чувствовали себя настоящими героями: они преодолели себя, дошли до цели и были вознаграждены тем удивительным зрелищем, которое им открылось.
Возвращались домой ребята с полной уверенностью в том, что Солонешенский район – это одно из самых красивейших мест на земле.

Елена ПАНФИЛО



























Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2020 г.©