Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!
№5 (233) 2015 год / 22-23 страница
Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края Официально. Управление природных ресурсов и нормирования
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Данный федеральный закон содержит положения, касающиеся широкого круга вопросов государственного регулирования природоохранной деятельности. Это и реформирование природоохранного нормирования, и внедрение наилучших доступных технологий и комплексных экологических разрешений, в частности, категорирование объектов хозяйственной и иной деятельности в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и соответствующая дифференциация обязательных экологических требований к ним, введение единой государственной системы учёта объектов хозяйственной и иной деятельности, законодательное регулирование платы за негативное воздействие на окружающую среду, создание системы экономического стимулирования при осуществлении природоохранных мероприятий.
Изменение федерального законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами
При регулировании указанных вопросов Федеральный закон касается и вопросов обращения с отходами производства и потребления. В законе (ст. 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды») устанавливается, что в части размещения отходов производства и потребления лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления.
Плата за размещение Таким образом, законом окончательно разрешается вопрос о том, кто должен вносить плату за размещение отходов производства и потребления: природопользователь, в чьей деятельности такие отходы образуются, или владелец объекта размещения отходов. При этом установлено, что плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. В законе установлены стимулирующие поправочные коэффициенты, применяемые при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления. Применительно к обращению с отходами установлены следующие коэффициенты: • коэффициент 0 – за объём или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; • коэффициент 1 – за объём или массу отходов производства и потребления, размещённых в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчётностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; • коэффициент 25 – за объём или массу отходов производства и потребления, размещённых с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами. Таким образом, данным законом в пять раз по сравнению с действующим регулированием увеличивается размер платы за сверхлимитное размещение отходов.
Новая норма Важной является норма закона о том, что при размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов производства и потребления не взимается. Данная норма является новой в правовом регулировании в сфере обращения с отходами и позволяет не вносить плату за негативное воздействие, если будет установлен факт отсутствия негативного воздействия на окружающую среду от объекта размещения отходов. Законом предусматривается оказание природопользователям мер государственной поддержки, в том числе при установке оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления.
Изменения Законом вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части нормирования размещения отходов с учётом установления дифференцированного подхода к объектам хозяйственной и иной деятельности. Устанавливается, что лимиты на размещение отходов разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, лимиты на размещение отходов устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, включают информацию об объёме или о массе образовавшихся и размещённых отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка лимитов на размещение отходов и представление отчётности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются. Кроме того, устанавливается, что производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
Коэффициенты к ставкам В переходных положениях закона на период с 1 января 2016 г. до 31 декабря 2019 г. применительно к отходам производства и потребления установлено, что при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы применяются следующие коэффициенты: • коэффициент 0 – за объём или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и использованных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом либо переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; • коэффициент 1 – за объём или массу размещённых отходов производства и потребления в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчётностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; • коэффициент 5 – за объём или массу отходов производства и потребления, размещённых с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объёма или массы отходов производства и потребления, указанных в отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Меры государственной поддержки используемые для развития системы обращения с отходами
Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края выпустило методическое пособие «Обращение с отходами производства и потребления». Данная брошюра освещает очень важные вопросы природоохранного законодательства и практики. Именно поэтому сегодня мы решили познакомить широкий круг наших читателей, прежде всего – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления, профессиональных экологов и руководителей предприятий, с рядом статей из этого методического издания. Над пособием работали В.Р. Бротцман, Т.П. Буторина, В.П. Кунц, С.А. Бетц, А.О. Козырева. В данном пособии рассмотрены правовые основы обращения с отходами производства и потребления, даны основные понятия и термины в этой области, приведены направления развития системы обращения с отходами в муниципальных образованиях и примеры мер государственной поддержки, используемых для развития системы обращения с отходами в Алтайском крае.
В настоящее время на территории Алтайского края сформирована стабильная система поддержки инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, в рамках которой оказывается поддержка, в том числе и проектам, затрагивающим сферу обращения с отходами. Поддержка оказывается в виде следующих форм: 1. Микрозаймы; 2. Поручительства Алтайского гарантийного фонда для привлечения кредитов; 3. Субсидии на компенсацию затрат на приобретённое оборудование по договорам лизинга; 4. Субсидии действующим инновационным компаниям; 5. Субсидирование затрат на технологические инновации и др. В том числе поддержка оказывается в рамках конкурсов и грантов.
Грант Губернатора Алтайского края в сфере экономики по направлению «Чистый муниципалитет» С 2011 года в крае выделяется специализированная финансовая поддержка перспективных инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами – по направлению «Чистый муниципалитет» в рамках грантов Губернатора Алтайского края в сфере экономики. Порядок предоставления грантов Губернатора Алтайского края в сфере экономики (утв. указом Губернатора Алтайского края от 28.05.2014 № 71) представлен в Приложении 4. За 2011-2014 годы по вышеуказанному направлению поддержку получили 14 проектов с объёмом финансирования 16,25 млн. руб. за счёт средств краевого бюджета. Приоритетными мероприятиями по данному направлению являются: 1. Организация сбора и переработки вторичных материальных ресурсов, в том числе создание пунктов раздельного сбора отходов. 2. Создание и оборудование пунктов приёма и переработки отходов производства и потребления. 3. Приобретение специальной техники и оборудования. 4. Оборудование объектов размещения отходов. 5. Производство и установка контейнеров для хранения и накопления отходов. В 2014 году по направлению «Чистый муниципалитет» реализовано четыре инвестиционных проекта в сфере обращения с отходами, ставших победителями конкурса в 2013 году: 1. ООО «ЛИКА», проект «Чистый Алтай» направлен на создание системы сбора и вывоза бытовых отходов в сельских поселениях Волчихинского района, приобретение мусоровоза с боковой загрузкой, подготовку площадок для установки контейнеров, ограждение контейнерных площадок. 2. ООО «Ремонтно-строительный участок», проект «Сбор, переработка и утилизация твёрдых бытовых отходов, установка контейнерных площадок», которым предусмотрен сбор и вывоз отсортированных отходов от населения и организаций Топчихинского района, переработка пластика и макулатуры. 3. ИП А.А. Лесюков, проект «Создание мобильного комплекса сортировки и прессования твёрдых бытовых отходов» – установка мобильного комплекса по сортировке и прессованию отходов с последующей реализацией фракции вторичного сырья. 4. ИП А.В. Белов, проект «Совершенствование технического оснащения пункта приёма отходов», которым предусмотрено приобретение автомобиля и погрузчика для транспортирования брикетов из вторичного сырья, а также дробилки для измельчения отходов. В 2014 поддержку получили три проекта: 1. ООО «Энергоресурс», проект «Экономическое обоснование проекта модернизации технической базы компании по сбору, вывозу и утилизации бытовых отходов ООО «Энергоресурс». 2. ИП А.А. Ченбулашкин, проект «Организация сбора, вывоза и сортировки ТБО у населения в сельской местности и городском частном секторе ИП А.А. Ченбулашкиным». 3. ООО «Эдем», проект «Переработка и утилизация ТБО, установка контейнерных площадок для сбора мусора на территории с. Быстрый Исток». По вопросам грантов по направлению «Чистый муниципалитет» можно проконсультироваться в Главном управлении природных ресурсов и экологии Алтайского края и Главном управлении экономики и инвестиций Алтайского края. С более подробной информацией о формах и условиях предоставления государственной поддержки за счёт средств краевого бюджета можно ознакомиться у специалистов органов исполнительной власти Алтайского края, контактная информация которых представлена в таблице:
Органы исполнительной власти (направление деятельности)
Тел. специалистов
Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (E-mail: dep@altsmb.ru; сайт: altsmb.ru)
Субсидирование затрат, связанных с мероприятиями по энергосбережению
(3852) 38-05-18
Субсидирование части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) техники и оборудования
(3852) 38-05-18
Субсидирование затрат на приобретение оборудования
(3852) 38-05-18
Субсидирование затрат экспортно ориентированных предприятий
(3852) 38-05-18
Предоставление грантов на поддержку начинающих субъектов малого предпринимательства для открытия собственного дела
(3852) 38-05-18
Предоставление микрозаймов на развитие предпринимательской деятельности
(3852) 38-05-18
Предоставление поручительств перед банками, при получении кредитов на расширение производств, внедрение новых технологий и инновационную деятельность
(3852) 38-05-18
Обучение в рамках Губернаторской программы подготовки профессиональных кадров для малого и среднего бизнеса
(3852) 35-08-47
Алтайский бизнес-инкубатор и краевой Центр поддержки предпринимательства
(3852) 36-46-29
Софинансирование муниципальных программ поддержки предпринимательства
(3852) 66-82-41
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края (E-mail:econom@alregn.ru; сайт: www.econom22.ru)
Субсидирование части банковской процентной ставки по привлечённому кредиту, субсидирование затрат по уплате налога на имущество, субсидирование затрат по уплате налога на прибыль
(3852) 35-48-21
Предоставление грантов Губернатора Алтайского края в сфере экономики
(3852) 35-48-27
Субсидии на поддержку действующих инновационных компаний
(3852) 35-48-07
Предоставление грантов на поддержку начинающих малых инновационных компаний
(3852) 35-48-89
Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан
(3852) 55-51-10
Из Введения Всё то, что производится, добывается и потребляется, рано или поздно превращается в отходы. Все образующиеся отходы делят на отходы производства и потребления, которые могут находиться в газообразном, жидком, пастообразном или твёрдом состоянии, представляя собой различную степень опасности и токсичности для окружающей природной среды и человека. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс – чрезвычайно опасные отходы; II класс – высокоопасные отходы; III класс – умеренно опасные отходы; IV класс – малоопасные отходы; V класс – практически неопасные отходы. В последние годы значительно возросло количество отходов, приходящееся на одного жителя, а также изменился морфологический состав отходов, в котором значительную долю занимают упаковочные материалы. На всей территории Алтайского края сложилась сложная ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления. Негативное воздействие отходов на природные экосистемы и здоровье человека чрезвычайно разнообразно и зачастую проявляется через многие десятки лет. Кроме непосредственного загрязнения земель, превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в почве, атмосферном воздухе, грунтовых водах и поверхностных водных объектах, деградации экосистем и ухудшения санитарного благополучия населения, захоронение отходов, пригодных для вторичной переработки, наносит значительный экономический ущерб экономике. В последние годы в Алтайском крае наблюдается увеличение предпринимательской активности в сфере обращения с отходами, однако все проекты носят локальный характер, инициаторы практически не имеют опыта, а зачастую и разрешительной документации, а также собственных или привлечённых инвестиционных ресурсов. В целом, по оценкам экспертов, фактически речь идёт о создании новой отрасли экономики в России, что сопряжено с соответствующими рисками и проблемами. Сфера обращения с отходами отличается сложностью нормативного правового регулирования.
Словарь Основные понятия, термины, определения, используемые при обращении с отходами. Сфера обращения с отходами регулируется значительным числом нормативных правовых актов, в которых используется множество понятий и терминов. В данном разделе приводятся определения основных понятий с указанием одного из следующих источников: 1 – Федеральный закон от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». 2 – Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введён в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст). 3 – ГОСТ Р 53042-2008 «Удобрения органические. Термины и определения». 4 – Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
Безвозвратные отходы (потери) – отходы производства, которые невозможно, нецелесообразно (неэффективно) или недопустимо использовать повторно [2].
Безопасные отходы – отходы, существование которых и (или) обращение с которыми в определённых условиях и в определённое время признаны безопасными для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды [2].
Биологические отходы – биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности [2].
Бытовые отходы – отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения [2].
Взрывоопасные отходы – отходы, смеси отходов, содержащие химические вещества, способные к химической реакции с выделением газа такой температуры и давления и с такой скоростью, что это вызывает взрыв [2].
Вид отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов [1].
Демеркуризация отходов – обезвреживание отходов, заключающееся в извлечении содержащейся в них ртути и/или её соединений [2].
Древесные отходы – отходы, образующиеся при заготовке, обработке и переработке древесины, а также в результате эксплуатации изделий из дерева [2].
Общая информация
Сведения
Все образующиеся отходы делят на отходы производства и потребления, которые могут находиться в газообразном, жидком, пастообразном или твёрдом состоянии
Сведения
Негативное воздействие отходов на природные экосистемы и здоровье человека чрезвычайно разнообразно и зачастую проявляется через многие десятки лет
Заметки
Данным Законом в пять раз по сравнению с действующим регулированием увеличивается размер платы за сверхлимитное размещение отходов
Заметки
Законом окончательно разрешается вопрос о том, кто должен вносить плату за размещение отходов производства и потребления
Заметки
В 2014 году по направлению «Чистый муниципалитет» реализовано четыре инвестиционных проекта в сфере обращения с отходами
Заметки
С 2011 года в крае выделяется специализированная финансовая поддержка перспективных инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами – по направлению «Чистый муниципалитет»
Словарь
Демеркуризация отходов – обезвреживание отходов, заключающееся в извлечении содержащейся в них ртути и/или её соединений
Словарь
Зола – несгоревший остаток, образовавшийся в результате сгорания органического вещества