Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта

- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь

Газета «Природа Алтая» №7-8 2006 г. (июль-август 2006)

А вы знаете, что....

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края

Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№7-8 (127-128) 2006 год / 22-23 страница

Мы сделали это! - С гордостью говорят участники экспедиции - 2006

…Итак, пройден маршрут Девятой международной экологической экспедиции «Начни с дома своего», проходившей в этот раз по территории Казахстана. Позади более трех тысяч километров, бесчисленные репетиции и агитбригадные выступления, нелегкий быт походной жизни, выступление на Международном фестивале «Белуха - 2006», проверка команды и палаток грозами с ливнями и пригоревшей кашей, постановки лагеря ночами под светом фар. Налажены полезные и интересные контакты с единомышленниками в Восточном Казахстане, домой привезен огромный багаж впечатлений и информации. Теперь, вспомнив все преодоленные трудности, можно с гордостью и уверенностью сказать: мы это сделали!

Для меня это была третья экспедиция, и в ней я выступал в новом для себя качестве – помощника начальника лагеря и фотографа. Со своей стороны я тоже могу сказать: «Мы это сделали!» - эксцессов с походной жизнью практически не было, мной отснято более тысячи кадров. А ведь так часто хотелось сказать: «Да пошло оно все…», и лечь спать, вместо того, чтобы подсказывать и помогать установить кому-нибудь палатку, рубить дрова, разводить костер или бегать по неизвестному городу, селу в поисках батареек к фотоаппарату, в поисках места, где можно поставить на зарядку камеру. Скажу честно, что за эту экспедицию я наподсказывался, нарубился дров, наразжигался костров и набегался вдоволь, даже с лишком. Но я нисколько не сожалею, - ведь экспедиция – это не развлекательная прогулка, как некоторым может показаться, а работа, проверяющая команду и каждого в отдельности. Та работа, которая «зацепила» меня два года назад и не отпускает до сих пор. И не один я был таким «мучеником» - кто-то другой отвечал за агитбригаду, за раздаточный материал, за кухню… Но об этом пусть они расскажут сами, а я хотел бы поделиться с Вами забавными и не очень (а порой и слегка экстремальными) случаями из походной жизни в хронологическом порядке.

…день первый, «СБОРНЫЙ»…
В этот день мы только собираемся, знакомимся, да и то не все – позже к нам присоединятся ребята из Третьяковского района. На нас, троих барнаульцев, возложена задача встретить на вокзале двух ребят из Горно-Алтайска и приготовить к прибытию кулундинцев и ключевцев лагерь. Ну, а до этого – по-мелочи: приготовить то, что не успели или забыли при подготовке к экспедиции. То есть купить бейнджи для участников экспедиции, батарейки для магнитофона, упаковать экспедиционные продукты, которые на тот момент базировались у меня дома.
Вот уже тут начинается моя беготня – оказывается, что в районе Докучаева дикий дефицит на бейджи и батарейки большого размера, а найти пустые коробки для упаковки продуктов практически нереально. Но, с горем пополам, все это удается сделать.
Отправляемся на будущее место нашей первой экспедиционной стоянки – реку Барнаулку в районе лагеря им. Гагарина. Начинается экстрим – под дождем носим вещи и продукты (а их немало) с того места, докуда смог доехать наш транспорт – дальше дороги из-за прошедшего дождя нет. Столбим лагерь…
И потянулись часы ожидания. Костровые принадлежности (топоры и ведра для готовки) прибывают с машиной Сергея Ивановича, обогнав основную колонну экспедиционеров. Разводим костер… Ага, а воды-то нет, и готовить, по-сути, нечего… тьфу! Значит, ждем флягу с водой. Прибывает автобус, вот уже слышны радостные крики встречи… И тут звучит чье-то прозаичное: «Кушать хочу». Пока готовим ужин, ставятся палатки…
Ужинаем уже в сумерках. После ужина у нас «процедура» посвящения новых членов экспедиции – должно быть, одна из самых неординарных за все время – ночью, при свете фар, с огромным количеством комаров, под небольшим дождем и с дикой усталостью. Но и это еще не все трудности в этот день…
Ночью на лагерь обрушивается гроза с ливнем, от молний порой светло как днем… Идем окапывать палатки, чтобы не скапливалась вода…
…день второй - «ДОРОЖНЫЙ» и третий - «СМЕКАЛИСТЫЙ»…
Сегодня нам предстоит переезд от Барнаула до села Староалейское, где к нам присоединяются юные местные экологи. В дороге ничего особенного не было, если не считать небольшого пробега за унесенной ветром скатертью (полевой стол) во время обеда. Далее прибываем с двумя ночевками уже полным составом в лагерь «Черемушки» – такая роскошь, как ночевка на кровати, в тепле и гарантированно «посуху» у нас в последний раз за предстоящие две недели.
Те, у кого предыдущей ночью промокли палатки, раскладывают их для просушки… Наутро оказывается, что зря – ночью был дождь, в палатках стоят лужи…
Днем занимаемся превращением обычных автобусов в автобусы экспедиционные. Задача непростая – как укрепить баннеры на непредназначенные для этого авто?
Вот тут как раз идет в ход знаменитая русская смекалка – при помощи веревок, прутов и немалого напряжения мозгов баннеры укреплены. Далее художники берут в руки кисти и занимаются разукрашиванием стекол и УАЗика с прицепом – теперь нашу красочную экспедиционную колонну любой увидевший запомнит наверняка.
…дни четвертый и пятый, «ПОГРАНИЧНЫЕ»…
В этот день мы должны были проходить границу, но тут появляются некоторые проблемы - наши автобусы в Казахстан не пускают…
Целый день стоим перед границей в томительном ожидании, затем отправляемся на вынужденную стоянку в районе села Михайловка…Как окажется позже, стоять нам тут предстояло целых два дня. Это первая постановка палаточного лагеря, команда еще не собрана, и поэтому все это происходит как-то уж слишком медленно, ведь староалейцы еще чувствуют себя «дома», а ожидание расслабляет…
Начинают проявляются некоторые проблемы быта – у кого-то нет опыта постановки палаток, кто-то забыл колышки, у дежурных проблемы с костром…
Вот тут как раз пригождается задержка – команда учится на своих ошибках, мы лучше знакомимся друг с другом. Хорошо, что это проходит еще в России, так как по прибытию в Казахстан сразу должна начаться работа. Вспоминается вот еще что – как-то вечером, после ужина видим просто потрясающий яркий закат… Сфотографировать не успеваем, так как солнце заходит за пригорок… Решение принято незамедлительно – в погоне за необыкновенными кадрами бежим на ближайшую более-менее высокую сопку. Оглядываясь назад, не могу понять, как можно было «взлететь» на нее за пять минут.
…день шестой, «ПЕРВЫЙ РАБОЧИЙ»…
К нам в лагерь приходит автобус из Змеиногорска, на котором мы отправляемся в Казахстан. Первая точка маршрута – г. Шемонаиха.
Сразу становиться понятно, что отдых кончился, теперь у нас строгий график, маршрут и экспедиционная работа - только за этот день даем три наших мини-выступления перед встречающими.
…день седьмой и восьмой, «РАБОТЯЩИЕ»…
Сегодня мы прибываем в Риддер, точнее, в пригород этого города. По дороге слышим о том, что место у реки, в котором мы должны остановиться, ранее было популярным местом отдыха горожан, а теперь его захламили…
Ха! Нашли, чем испугать – многолетние ошибки нерачительных отдыхающих мы исправляем за пару часов – собрана и вывезена огромная куча мусора, битого стекла.
Параллельно с этим идет заготовка дров – ведь мало-ли что нас ждет впереди. Так же мы выступаем перед целой делегацией журналистов, рассказываем о своей работе.
…день девятый. «ПЛОДОТВОРНЫЙ»…
Прибыв в Усть-Каменогорск, сразу отправляемся в Акимат (аналог нашей администрации) на встречу с В. И. Ахаевым.
Скажу, что столь приятные и дружелюбные встреч на столь высоком уровне бывают не так часто. В лице Василия Ивановича находим своего единомышленника и, кажется, будущего соратника. Правда, ночевка выдалась слегка экстремальной – на ночь встаем «на котлованах» - как оказалось позже, это своеобразный район, вокруг гуляет много народа… Приходиться ночью по-очереди дежурить в лагере…За время дежурства эксцессов не было…
…день десятый, «В ДОРОГЕ»…
Практически весь день проходит в дороге от Усть-Каменогорска до Бухтармы (кто бывал в дороге целыми днями, тот поймет, как это непросто). Лагерь ставим в сумерках, а ужинаем уже затемно…
…день одиннадцатый, «ПОЛОМАННЫЙ»…
День несчастий. Утром солнышко не предвещало бед, возможно, это притупило бдительность… Началось все с того, что я пересел из автобуса в «девятку» - в планах было снять на видео и фото экспедицию в движении.
Сначала у меня чуть было не выпадывает на довольно большой скорости из рук фотоаппарат, затем садится аккумулятор на камере… Но это были только цветочки…Километров через *дцать ломается «девятка» - ждем автобус. Как только проводим ремонт, двигаемся дальше…
Тут что-то случается с автобусом, на этот раз «встали» надолго. Как только небольшая делегация отправляется до ближайшего населенного пункта за запчастями, в очередной раз ломается «девятка»…Вновь ремонт…
Но и это еще не все!!! Ближе к вечеру мы потеряли авто с Сергеем Ивановичем и одним из водителей - разминулись в одном из сел. Решили разбивать лагерь без них, оставив как ориентир зеленый галстук на обочине.
…день двенадцатый, «БЕЛУХА!»…
«Находим» утром Сергея Ивановича, слушаем рассказ о том, как они полночи искали нас и в итоге ночевали в машине без обеда, ужина и завтрака. Вот такой получился экстрим всего из-за пяти минут задержки в селе…
Сегодня нам предстоит «заброска» в Катон-Карагайский Национальный Парк, к подножию горы Белуха, где будет проходить Международный фестиваль «Белуха - 2006»!!!
Наши проводники – работники парка – говорят о «заброске» так, словно отправляют нас даже дальше, чем на Луну. Как оказалось позже, они слегка преувеличивали, ничего особо страшного «там» не было, если не считать пятнадцати километров подъема пешком к месту проведения фестиваля – по такой дороге наш автобус не пройдет…
…день тринадцатый, «ПРЕДРЕШАЮЩИЙ»…
День начался с весьма интересного занятия – нужно было придумать очаг для готовки на месте нашей стоянки - ведь костровая решетка, на которой мы всегда готовили (Вы никогда не готовили на тридцать с лишним человек на костре? Тогда не поймете!), и которая вмещала на себя и кастрюлю, и ведро под чай, осталась «внизу»… Но ведь мы не лыком шиты!!!
При помощи камней, остатков школьного стула(!!!) и листа жести, найденных нами, мы сооружаем весьма сносный очаг… И, нужно сказать, он нас не подвел и выдержал поставленные на него задачи по обеспечению нас завтраками, обедами и ужинами!
Также к нам сегодня присоединяются казахстанские ребята из экологического клуба «Кайнар». Проводим совместную репетицию – ведь завтра решающие выступление на фестивале! Должен сказать, что такой репетиции – с огромным количеством комаров, в глубоких сумерках, с незапланированным брейк-дансом на траве под агитбригадные песни, с шутками и криками «Мы это сделаем!» (относящимися к нашему выступлению), для всеобщего понятия настроения, у нас не было никогда… Посмотреть на столь необычную репетицию собралось довольно много народа – местные МЧС-овца, триальщики из Усть-Каменогорска, организаторы фестиваля, просто прибывшие на фестиваль...
…день четырнадцатый, «МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!»…
Конечно, так говорить еще окончательно нельзя, но после выступления, которое проходит просто здорово, когда финальную песню «Изгиб гитары желтой» с нами вместе пели все зрители, когда нас просили тут же посвятить их в наши ряды или хотя бы дать эмблему на память, так и хотелось крикнуть: «УРА!!!». И даже Белуха, словно в благодарность за проделанную нами работу, показывает нам свои заснеженные вершины, обычно скрытые за облаками.…Впереди продолжение фестиваля, выступление рок-группы, дискотека до утра… и, увы, дорога домой… Две недели пролетели так незаметно…
…день пятнадцатый, «ДОМОЙ!»…
Уже ранним утром собираем лагерь, дорога «вниз» довольно комфортабельна – почти сорок человек с вещами и палатками втискиваются в ПАЗик…Но зато едем, а не идем! Вновь немалый перегон до Бухтарминского водохранилища, затем через него на пароме…На ночевку встаем потемну в заброшенном пионерском лагере… Все устали, хочется кушать и спать, а отсыревшие дрова так не хотят разгораться…
…дни шестнадцатый и семнадцатый… «ДОМА»…
На очередную ночевку встаем уже вновь в России, на место бывшей нашей стоянки недалеко от границы. Все проходит гладко, не считая постановки лагеря затемно, уже в полночь, но мы к этому готовы, палатки поставлены вмиг, уже почти готов ужин…
…А вот и утро последнего дня, когда мы вместе…
На последнем экспедиционном построении подводим последние итоги, говорим друг другу спасибо, а затем все вместе, хором, громко и радостно: « МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!!!».
Перед отбытием идет обмен адресами, телефонами, памятные подписи и пожелания на галстуках (как на обязательном атрибуте участника экспедиции), у некоторых видны слезы… За эти дни мы стали одной большой дружной командой, которой все по плечу!!!

В заключение хочется сказать всем и каждому из экспедиционеров, а так же тем, кто помогал нам, огромное СПАСИБО!
Спасибо руководителям за организацию экспедиции и постоянные нагоняи за снятый и забытый галстук, Спасибо каждому, встречающему нас, Спасибо товарищам по команде, на которых всегда можно было положиться, Спасибо дежурным за настоящую походную пригоревшую кашу, Спасибо нашим девушкам, которым нелегко порой приходилось, обнаружив у себя в палатке паука или двухвостку, Спасибо агитбригадным гитаристам за внесенное разнообразие в выступления и незабываемые песни у костра, Спасибо водителям за их нелегкую работу, Спасибо Солнцу, освещающему нас!!! Мы это сделали!!!

Дима Савин, г. Барнаул, участник 3-х экспедиций

Хроника экспедиции
23 ИЮЛЯ
14-00 - выезд барнаульских и горноалтайских участников для встречи основной группы из Кулунды и Ключей
20-00 – приезд основной группы.
21-00 – торжественное построение и посвящение
24 ИЮЛЯ
8-00 – приезд журналистов из «ТВ – Спектр»
10-00 – встреча с депутатом АКСНД – Г.М. Морозовым
10-30 – встреча с генеральным директором издательского дома «Алтапресс» Ю.П. Пургиным журналистами
10-50 – встреча с директором Департамента по ООС С.И. Налимовым
11-20 – встреча с журналистами ГТРК
11-30 – выезд в село Староалейское
20-30 – встреча с участниками экспедиции из Третьяковского района и представителями администрации района
21-30 – отправка на ночлег в лагерь «Черемушки»
25 ИЮЛЯ
10-00 – экскурсия по музею развития горного производства в городе Змеиногорск
11-00 – посещение школы искусств
11-30 – пешая экскурсия по Змеиногорску с посещением Демидовских шахт, Змеиной горы и водохранилища
16-00 – возвращение в лагерь
19-00 – экскурсия на Марьин утес
20-00 – прибытие на место стоянки, разбивка лагеря
29 ИЮЛЯ
8-00 – выступление перед детьми детского лагеря «Эдельвейс»
8-30 – отъезд в Риддер
12-00 – посещение Западно-Алтайского государственного природного заповедника
16-00 – агитбригадное выступление в детском оздоровительном лагере
31 ИЮЛЯ
11-00 – прибытие в Усть–Каменогорск, посещение Акимата, встреча с секретарем ВКО – В.И. Ахаевым
12-30 – посещение Этнографического музея под открытым небом
14-30 – посещение историко-краеведческого музея города Усть-Каменогорска
17-00 – посещение Бухтарминской ГЭС
18-30 – прибытие на место слияния рек Иртыш и Ульба – «Стрелку»
19-30 – разбивка лагеря
8-00 – отъезд в Катон-Карагай
22-00 – разбивка лагеря
3 АВГУСТА
14-00 – посещение Национального Катон-Карагайского Природного парка, детского лесничества
19-00 – переход до места проведения фестиваля «Белуха 2006»
22-00 – ночная разбивка лагеря
4 АВГУСТА
11-00 – посещение бани
14-00 – перебивка лагеря
16-00 – 22-00 - свободное время, репетиции, дневники
5 АВГУСТА
11-00 – открытие фестиваля «Белуха 2006»
12-00 – «веселые старты»
9-00 – заключительное торжественное построение
10-00 – заключительное выступление в Третьяковском районе
11-00 – прощание, отъезд по домам

За тепло встреч и помощь спасибо всем, кто встретил нас в пути
Участники экспедиции

1998-2006
ЗА ДЕВЯТЬ ЛЕТ осуществления проекта «Начни с дома своего» мы проехали более 25 тысяч километров практически по всем районам Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областям, Республике Алтай, Республике Казахстан.
НА ВСТРЕЧАХ с общественностью побывало более десяти тысяч человек.
СОЗДАНО информационно-экологическое пространство Алтайского края.
СРЕДИ НОВЫХ ЗАДАЧ – осуществление экологически обоснованных производственных проектов (альтернативная энергетика, мини-ГЭС, экологическая ферма, экологический туризм и другие).

Маршрут-2006
КУЛУНДА (отсюда стартует и группа ключевцев) – БАРНАУЛ (сюда прибывают ребята из Горного Алтая, а также студенты и школьники краевого центра) – СТАРОАЛЕЙСКОЕ – (здесь присоединяется группа из Третьяковского и Змеиногорского районов) – ШЕМОНАИХА – РИДДЕР – УСТЬ-КАМЕНОГОРСК – ЗЫРЯНОВСКОЕ – БОЛЬШЕНАРЫМСКОЕ – КАТОН-КАРАГАЙ (озеро Язевое, Международный фестиваль «Белуха -2006») – УСТЬ-КАМЕНОГОРСК – С. ТРЕТЬЯКОВО – КЛЮЧИ И КУЛУНДА (одна группа) – БАРНАУЛ (другая группа, отсюда же отъезжают участники экспедиции из Горного Алтая).

Статистика маршрута
ПРОТЯЖЕННОСТЬ общего маршрута – более 3000 километров, по Республике Казахстан – более 1500 километров.
СОСТАВ. В составе экспедиции руководители, студенты и школьники из Кулунды, Барнаула, Ключей, Змеиногорска, Третьяковского района, Горного Алтая, Кемерово.
СРОКИ – 17 дней.
МЕРОПРИЯТИЯ. За эти дни проведено в общей сложности 41 мероприятие. Среди них: встречи с людьми, знакомство с ООПТ, посещение музеев, проведение экологических акций, заключение предварительных соглашений о сотрудничестве.