Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №8-9 2008 г. (август-сентябрь 2008)


А вы знаете, что....
Человек - единственный представитель животного мира, способный рисовать прямые линии



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№8-9 (152-153) 2008 год / 20 страница

Встреча с пазырыкскими курганами

Небольшой спуск и мы попадаем в урочище Пазырык. Две с половиной тысячи лет назад эта территория была выбрана древним народом как место погребения усопших. Считается, что такие места отличаются особой энергетикой пространства и являются своеобразными вратами перехода души в другой мир. Это так не похоже на территорию наших кладбищ! Вокруг горы, видны белые вершины хребтов, вековые лиственницы, как стражи, охраняют покой, а в небе парят большекрылые птицы.


КУЛЬТУРА БРОНЗОВОГО ВЕКА
Пазырык (базырык) в переводе с тувинского – означает курган. Культура курганных погребений - это археологическая культура среднего и позднего периодов бронзового века, распространённая на территориях разных стран Центральной Европы в 1450—1250 гг. до н. э., Центральной Азии – в I тысячелетии до н.э. Представлена могильниками, поселениями, кладами бронзовых вещей и слитков. Распадается на несколько локальных групп, общими чертами которых являются: обычай насыпать курганы, сходные формы бронзовых изделий, в хозяйстве — рост значения скотоводства. Могильники обычно состоят из нескольких десятков погребений (трупоположения, иногда трупосожжения). Инвентарь: бронзовые украшения (булавки, спиральные наручи, подвески), оружие и орудия труда, керамика с резным и штампованным орнаментом. Культура курганных погребений характерна и для эпохи раннего железа, распространённая на территории Японии в 4—6 вв. н. э.
МОГИЛЫ ВОЖДЕЙ
Пазырыкские курганы – группа больших курганов вытянутая в цепочку с севера на юг в урочище Пазырык, на правом берегу р. Большой Улаган. Представляют собой могилы родовых или племенных вождей, сооруженные в основном в 5—4 вв. до н. э. (по мнению других исследователей, в 3 в. до н. э.). Исследовались в 1929 году М. П. Грязновым и С. И. Руденко, и в 1947—1949 гг. С. И. Руденко.
Открытия, которые были сделаны при исследованиях, явились научной сенсацией мирового масштаба и по значимости сравнивались с открытием Египетских пирамид. В раскопках принимало участие население близ лежащих поселков. «По воспоминаниям местных старожилов камни и бревна с курганов использовались в дальнейшем для строительства домов. Часть бревен пошла на топливо. За тяжелые работы давали дополнительные трудодни» - рассказывает Елена Кирилловна (руководитель ребят). Остатки бревен и сейчас раскиданы вокруг курганных ям - сколько лет прошло…, дух захватывает.
КАК «СДЕЛАН» КУРГАН?
Пазырыкские курганы представляют собой прямоугольные ямы глубиной до 4 м и площадью около 50 м2 (одна из них имела диаметр в 42 м). Внутри ям стояли погребальные камеры (два бревенчатых сруба, вложенные один в другой) высотой до 2 м, с полом, двойными стенами и потолками, покрытыми сверху берёстой, кустарником и, до краев ямы, — накатом из брёвен. Сверху был насыпан небольшой земляной холм, а затем — мощный слой дикого камня. Внутри стены сруба были затянуты ковром из белого войлока, имелось множество вещей. Пазырыкские курганы были сооружены в течении довольно короткого времени (около 50 лет).
ПРИРОДНЫЙ «ХОЛОДИЛЬНИК»
Вследствие значительной высоты урочища Пазырык, особенностей климата и конструкции курганов вскоре после их сооружения под ними образовалась многолетняя мерзлота, обеспечившая хорошую сохранность всего положенного в могилу. В частности, найдены бальзамированные тела мужчины и женщины, погребённые в колодах-саркофагах из цельного 5-ти метрового ствола лиственницы. Мужчина умер в возрасте 55 лет и имел рост 176 см. Сохранились и трупы лошадей, захороненных в полной упряжи (а в одном из курганов запряженных в повозку) на накате из бревен к северу от могильной ямы, вне погребальной камеры.
О КУЛЬТУРЕ ТОГО ВРЕМЕНИ
Хорошее состояние имели изделия из дерева, тканей, войлока, меха и кожи — предметы одежды, домашнего обихода, средства передвижения и др. Находки дают полное представление о физическом типе и культуре погребённых.
Исследователь Пазырыкских курганов С.И Руденко в книге «Культура населения Центрального Алтая в скифское время» писал: «Можно утверждать, что с середины первого тысячелетия до н. э. не произошло существенных изменений в природных условиях и особенно климате Горного Алтая.
Если это так, то и во времена сооружения курганов с каменной наброской условия для занятий в Горном Алтае земледелием были неблагоприятны. Следовательно, только охота и скотоводство могли в те времена прокормить достаточно многочисленное, судя по количеству погребений, население этого края...
Одним из главных промысловых животных был соболь. Одежды из собольего меха найдены в Катандинском, втором и третьем Пазырыкских курганах. Другим мелким промысловым зверьком был горностай, из шкуры которого (Катандинский курган), равно как и белки (второй Пазырыкский), изготовлялись меха для одежды. Добывали мех степной кошки, обнаруженный во втором Пазырыкском кургане вместе с мехом выдры, который использован для укрешения одной из одежд того же Пазырыкского кургана. Из копытных животных, кроме кабанов, добывались олени северные и благородные, лось, горные козлы и бараны, бубал и косуля. Изделия из меха леопарда были найдены пока только в первых двух Пазырыкских курганах. Шкуры леопарда могли быть получены в Горном Алтае с юга, возможно, из района Зайсана или предгорий Тарбагатая. Между тем тигр или барс, вне всякого сомнения, водился в Горном Алтае не только в древности, но и в XIX веке...».
«ЗВЕРИНЫЙ» СТИЛЬ
Многочисленные произведения искусства, выполнены в своеобразном зверином стиле - широко распространённом в древнем искусстве. Отличительной чертой этого стиля является изображение отдельных животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных. Он возник у ряда народов в бронзовом веке, особое распространение получил в железном веке. Происхождение звериного стиля связано с тотемизмом - почитанием священного животного (зверя, птицы, дракона), изображение которого постепенно превратилось в условный орнаментальный мотив. Древнейшие образцы звериного стиля известны в Египте и Месопотамии, Закавказье и на Северном Кавказе в 3-м тысячелетии до. н. э., в Передней Азии и Средней Азии, Индии и Китае, Поволжье, Приуралье и Южной Сибири — во 2-м тысячелетии до н. э.
В наиболее развитом виде звериный стиль выступает в скифо-сарматском искусстве Северного Причерноморья и в искусстве племён Южной Сибири 1-го тыс. до н. э. и первых веков н. э.
Наиболее распространены изображения травоядных животных, хищных зверей и птиц, а также фантастических существ (грифонов).
КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
Интересные находки, сделанные в пазырыкских курганах свидетельствуют о широких культурных связях древнего населения Алтая. Так, например, древнейший из известных художественно выполненный ворсовый ковёр и тончайшей работы шерстяные ткани - из Передней Азии, а вышитая шёлковая ткань - из Китая. Во всех курганах найдены красные ткани местной работы, изготовленные из овечьей шерсти. Отдельные находки из раскопанных курганов можно осмотреть в Эрмитаже, в краеведческом музее Бийска, в областном краеведческом музее Горно-Алтайска.
ДРУГИЕ КУРГАНЫ
Пазырыкская археологическая культура объединяет находки скифского времени Горного Алтая, сделанные на всей территории Республики Алтай. Кроме пазырыкских курганов (давших название археологической культуре) найдены Башадарские, Туектинские, Шибинские, Уландрыкские и другие курганы скифского времени. Наиболее прославившиеся на весь мир в настоящее время – курганы, обнаруженные новосибирскими учеными на территории природного парка «Зона покоя плато Укок». Известность получили хорошо сохранившиеся в условиях вечной мерзлоты мумия знатной скифской женщины и мумия мужчины воина. «Принцесса Укока» хранится в Музее Института этнографии, в Новосибирском Академгородке. Это высокая женщина, лежащая на боку, на плече отчетливо просматривается татуировка со сказочными грифонами. Алтайцы называют ее своей прародительницей Кадын.
Сенсационные находки из курганов Горного Алтая еще раз доказывают, что эта территория уникальна.
Эдуард ЛУЩАЕВ, экоклуб АГУ

Полученные материалы свидетельствуют о том, что пазырыкская культура Горного Алтая не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа, которая именуется «булан-кобинской» культурой по названию одного из могильников. На современном гербе Республики Алтай изображен символ скифской культуры – грифон, осуществляющий фантастическую связь времен - культур XXI в н.э. и V в до н.э.


ТЕПЛАЯ ВСТРЕЧА
Нашу группу встретили хорошо знакомые по экологическим лагерям, автопробегу Друзей заповедных островов, IV слету Друзей заповедных островов активисты детской организации Улаганского района «Ирис» из с. Балыктуюль.
Теплая и радостная встреча, обмен впечатлениями о дороге и природе. Юные экологи готовы начать проведение экскурсии – у каждого в руках рисунки и фотографии курганов, предметов культуры древней эпохи; все одеты в белые футболки с изображением снежного барса, на шее белый галстук с атрибутикой Движения Друзей заповедных островов – подарки с IV слета. Когда нам говорили, что нас повезут к курганам на экскурсию, мы даже и не предполагали такого сюрприза – ребятам по 12-14 лет, а экскурсоводы из них уже замечательные. Поставленная речь, знание и подача экскурсионного материала - превосходные.

Экскурсия. Александра. Третий курганКАК БЫТЬ?
Археологические памятники истории уникальны и бесценны для мировой науки, однако они находятся под угрозой уничтожения.
Строительство дорог, разграбление и другие причины наносят непоправимый урон. А как быть с горе археологами, «распотрошившими» Пазырыкские курганы и бросившими догнивать «ненужные» части могил, оставившими зиять пустующими 4-х метровые ямы? Нормально, патриотично ли это? Насколько этично вынуть усопшего из его могилы и выставить голым на обозрение народа? Возможно, следующие поколения исследователей не будут повторять ошибки предыдущих.
РЕБЯТА ЗНАЮТ
Ребята из села Балыктуюль знают как решить проблему. Необходимо построить музей в селе или рядом с курганами в форме погребальной камеры, а остатки бревен сложить в ямы и закрыть их камнями. Тогда и туристы могут ознакомиться со строением и наполнением курганов, и древние люди будут покоиться с миром.
«Принцессу Кадын» нужно похоронить в ее кургане, а в музее пусть лежит восковой муляж. А пока юные экологи будут делать то, что в их силах - рассказывать приезжающим тетям и дядям о культурном наследии мирового значения, о том, как прекрасна их святая улаганская земля. Они будут беречь надежду и веру на лучшее, будут садить деревья вместо срубленных и сожженных, будут убирать мусор, призывать других быть более бережными и гуманными к родной природе. «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2020 г.©