Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №7-8 2012 г. (июль-август 2012)


А вы знаете, что....
При улыбке у человека "работают" 17 мускулов



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№7-8 (199-200) 2012 год / Страница 22

Страница 22. Наш край – Территория мираНаш край – Территория мира
Нохчалла – трудно переводимо. «Нохчо» – значит «чеченец». Понятие «нохчалла» – это все особенности чеченского характера в одном слове. Сюда включен весь спектр норм жизни чеченца, это своеобразный кодекс чести. И еще. У нас в крае, в Змеиногорском районе, где проживает семья Айдемировых, они нашли, наверное, можно так сказать, свою вторую родину. Потому что Алтайский край – это территория мира и согласия.

Нохчалла Анзора Айдамирова

Первое знакомство
…В прошедшее воскресенье мы побывали в гостях у семьи Айдамировых.
Уютный, светлый дом на окраине села Никольск, Змеиногорского района. Просторные комнаты, наполненные детскими голосами и звонким смехом: в семье Айдамировых четверо детей: 14-летний Денис (ударение на первый слог), 12-летняя Сана (в ее честь названо фермерское хозяйство Анзора), будущий первоклассник-джигит Лорс и самая младшая – красивая как кукла – двухлетняя Дана.
В гостиной на экране работающего телевизора танцует лезгинку какой-то детский ансамбль.
– У нас на тарелке Триколор подключен канал Грозного. Дети должны знать историю и культуру своего народа, – говорит Анзор Айдамиров.
– А что, разве в семье вы не говорите по-чеченски?
– У нас в семье двуязычие, старшие дети родной язык знают лучше, чем младшие.
…По-русски в этом доме говорят без малейшего акцента. «Русский язык – великий язык», – говорит дедушка Абу. Также думает и бабушка Раиса Арбиевна, врач-терапевт с 35-летним стажем, лечившая сотни студентов и преподавателей в Грозненской поликлинике при вузе.
Иначе, с ее точки зрения, и быть не может: «Ведь наш Никольск – это одна большая дружная семья, где все понимают друг друга», – говорит она.
…Мы пьем великолепный кофе (настоящий восточный), который подала в гостиную Хава, жена Анзора, его надежный тыл и мать его детей. Разговариваем обо всем на свете, легко и открыто, словно со старыми друзьями…
– Менять надо политику государства в отношении села (это дедушка Абу). Ведь смотреть больно, как пустеет Никольск, разбегаются молодые. Дальше-то что будет?
– У нас хоть все поля распаханы, пустошей нет (Анзор). А что было лет пять-семь назад? Вместо пшеницы – один бурьян…
– Я единственная дочь в семье, у мужа – восемь братьев и сестер, у меня три дочери было и сын… А внуков у нас – восемь, и уже четыре правнука есть. Это наше счастье… (Раиса Арбиевна).
…В этой семье много работают и уважают всех, у кого руки в мозолях. Не случайно самые дорогие гости и лучшие друзья Анзора – его работники из «Саны» – фермерского хозяйства. С ними, как впрочем, и с любым другим гостем, здесь готовы разделить и трапезу, и горе, и радость.

Нохчалла Анзора АйдамироваАх, война, что ты сделала, подлая…
…Грозный, вечер 2003 года. Реанимобиль с врачами спешит на вызов. В машине деловито готовятся к очередному спасению больного… Но к своему пациенту доктора не доехали. Неизвестные расстреляли реанимобиль вместе с врачами. Утром его нашли неподалеку от блок-поста. Бандиты не найдены до сих пор.
…Среди погибших врачей была Лолита, реаниматолог-анестезиолог Грозненской больницы, старшая сестра нашего земляка, фермера Анзора Айдамирова.
Анзор перевез своих родителей, семью из Грозного еще до первой чеченской войны, тем более, что Никольск, где они живут вот уже более 20 лет, для Айдамировых давно стал второй родиной.
Дедушка Абу, так здесь зовут Абуязита Ганаевича (Айдамирова-старшего), работал в совхозе «Новоникольский» чабаном и всегда был одним из лучших. Я, кстати, вспомнила, что начинающей журналисткой «Прогресса» писала об этом чабане и видела, с какой любовью он относился к своей работе…
Он и сегодня работает рядом с сыном, являясь его правой рукой (это в свои-то 83 года!). Дедушка всегда готов прийти на помощь всем, кто его об этом попросит. Он верит и что Россия будет великой страной, если власть обратит больше внимания на крестьян, ведь именно их труд цементирует любое государство…
…Он ненавидит войну и бандитов, которые не имеют национальности: ведь именно они лишили его дочери…

Притча
Вот притча о горце, который однажды попросился на ночлег в дом на окраине села, не зная, что хозяйка была дома одна. Она не могла отказать гостю, накормила, уложила его спать.
Наутро гость понял, что в доме нет хозяина, а женщина сидела всю ночь в передней у зажженного фонаря.
Умываясь второпях, он случайно задел руку хозяйки мизинцем. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил этот палец. Так беречь честь женщины может только мужчина, воспитанный в духе нохчалла.
Нохчалла – это неприятие любого принуждения. Чеченец издревле с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне, звучит так «Приходи свободным!» Внутреннее ощущение свободы, готовность отстоять ее – это нохчалла.
При этом нохчалла обязывает чеченца проявлять уважение к любому человеку. Причем уважение тем большее, чем дальше человек по родству, вере или происхождению. В народе говорят: обида, которую ты нанес мусульманину, может быть прощена, ибо возможна встреча в Судный день. Не прощается обида, причиненная человеку иной веры, ибо такой встречи не будет никогда.
Ночхалла – это то, чему следует чеченец добровольно. В этом понятии – формула того, каким должен быть настоящий чеченец.

Это интересно
Женщину в доме называют ценана, что в переводе с чеченского означает «хранительница очага».
Офицеры царской русской армии называли нохчей «кавказскими французами» – за впечатлительность, привязанность к коллективу, гостеприимство и доброту.

А в чем они виноваты?
…Эту историю мне рассказала более 20 лет назад моя свекровь Полина Васильевна, знакомя меня с городом угольщиков – Карагандой.
...Она приехала туда, как и многие девчонки, по комсомольской путевке на строительство шахт из Украины. И что поразило, так это предупреждение бригадира: «Девчонки, к огороженному «колючкой» лагерю не подходите – там чеченцы. Часовые по любопытным стреляют».
Но разве этим напугаешь 17-18 девушек? Разумеется, они пошли. А вот то, что увидели, потрясло мою свекровь на всю жизнь. Даже спустя столько лет, рассказывая об этом, она плакала.
За колючей проволокой в землянках жили люди: худые, замученные, с тоской в глазах. Особенно горько было видеть тощеньких детей на руках у женщин…
Наши «героини» собрали продукты из своего, не слишком богатого пайка, и опять двинулись к лагерю. Добирались почти ползком, но продукты передать удалось, наградой были слезы радости на глазах чеченских женщин. «Операцию» удалось повторить несколько раз.
В чем был виновен этот народ? Что за «высокие» политические амбиции заставили «отца народов» сорвать с насиженных мест стариков, детей, женщин, лишить их родины, показать, что в своем государстве они достойны только «колючки»?
…Депортирована в Караганду была и мать Анзора – девятилетняя Раиса. Ее отец погиб на фронте, защищая СССР, ее мать, грозненская журналистка Мариам, выстояла и выжила в настоящем аду.
…В Казахстане же (в ссылке) провел свое детство и юность Абуязит Айдамиров.

Источник тепла и света
… В доме Айдамировых источником тепла и света является в первую очередь Раиса Арбиевна – мать и бабушка. Эта женщина на всех распространяет дружелюбие и любовь. Она – Мать, и этим все сказано. Мать, готовая любить любое дитя: понимающая и всепрощающая.
Мы разговорились с ней о недавно прошедшем на экране ТВ фильме о чеченской матери, спасшей во время войны русского офицера и пожертвовавшей своим здоровьем во имя его спасения.
«Это не единичный случай, многие мои землячки прятали русских солдат от боевиков. Ведь нам они точно так же ненавистны. Терроризм национальности не имеет, – говорит Раиса Арбиевна. Каждая мать готова поступить так же. Ведь мы рожаем детей для жизни и счастья, и готовы свою жизнь отдать, лишь бы они жили…»
На глазах моей собеседницы показались слезы – ее Лолиту никто не смог закрыть собой…

И напоследок
Так как же соблюдает нохчалла фермер Анзор Айдамиров? Он знает, что именно мужчине надлежит думать о своей семье, своем селе, районе и, естественно, о своей Родине. Поэтому он работает от зари до зари – пашет поля, сеет пшеницу, гречиху, убирает урожай…
Пример отца всегда перед глазами – дедушка Абу в советское время мотался по всей стране, работал строителем, чабаном, всюду, где только мог, для того, чтобы обеспечить достойную жизнь своей семье.
Много об этом в семье не говорят: это естественно, что мужчина берет на себя ответственность за благополучие и покой близких. Это – нохчалла!
Анзор – хороший друг, что подтверждают все, кто с ним работают. На него всегда можно положиться. Это тоже – нохчалла!
И еще (мне это рассказали по секрету) Анзор не любит афишировать свои добрые дела: он постоянно помогает нашему Дому детства, да и вообще всем, кто к нему обращается за помощью.
Так что нохчалла в Никольске вполне уместна.

Людмила КЕЙБОЛ, «Змеиногорский вестник»


Истоки – в истории народа
Истоки чеченского кодекса чести – в древней истории народа.
В далекие времена в суровых условиях гор гость, не принятый в дом, мог замерзнуть, стать жертвой разбойников или дикого зверя.
Закон предков – пригласить в дом, согреть, накормить и предложить ночлег гостю – строго соблюдается.
Гостеприимство – это нохчалла. Дороги в горах Чечни узкие, часто змеятся вдоль обрывов. Поскандалив, можно сорваться в пропасть.
Быть уступчивым – это нохчалла. Тяжелые условия горной жизни сделали необходимой взаимопомощь и взаимовыручку, которые часть нохчалла.
Нохчалла – это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и приветливым, чтобы не задеть ничье самолюбие.
Нохчалла – это дружба на всю жизнь, в дни печали и в дни радости.
Дружба для горца – понятие святое. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится, но по отношению к другу – никогда!
Нохчалла – это особое почитание женщины.

В семье Айдамировых (на снимке) любят гостей. Здесь помнят старую легенду: пращур чеченцев Нохчуо родился с куском железа – символом воинской доблести – в одной руке и с куском сыра – символом гостеприимства – в другой. «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать», «Гость в доме – радость»...


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2020 г.©