Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №1-2 2012 год (январь-февраль 2012)


А вы знаете, что....
Правое легкое человека вмещает в себя больше воздуха, чем левое



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№1-2 (193-194) 2012 год / Страница 14

Мир времени
Колывань камнерезная

Окончание. Начало на странице 11

А когда представили императору Александру I, то самодержец решил, что лучшего дипломатического подарка для Наполеона и быть не может. И Якову Протопопову вместе с чиновниками царского кабинета пришлось везти ее в Париж.
– Говорят, что когда Наполеон увидел мастера – громадного сибиряка с бородой, то воскликнул: «Неужели эти русские медведи могут делать такие изящные вещи!» – говорит Татьяна Николаевна. – А после того, как через три года Яков Протопопов вернулся в родную Колывань, рядом с его домом стала расти улица, которую назвали «Парижской». Это название она носит до сих пор.

Царица ваз
Эта гигантская чаша до сих пор остается самой большой каменной вазой в мире. Она вырезана из цельного монолита в Колывани. Работу над ней алтайские камнерезы начали в 1825 году. К тому времени Колыванской фабрикой управлял Михаил Лаулин, который сменил Филиппа Стрижкова. В 1820 году он выстроил рядом со зданием, возведенным Филиппом Стрижковым, новый корпус фабрики – специально для обработки колоссальных изделий.
– Заготовка для Царицы ваз весила не одну сотню пудов, – говорит Татьяна Букина. – Огромный монолит яшмы тащили, впрягшись в лямку, 406 работных людей, собранных с окрестных рудников. Путь от Ревнюхи до Колывани занял около трех месяцев. Более 10 лет мастера работали над вазой. Именно тогда, в 1825 году, под руководством Михаила Лаулина, они научились украшать поверхность каменных изделий рельефной резьбой. Ей и украсили ножку Царицы ваз, что придало чаше небывалую красоту.
Только в августе 1843 года Царица ваз была доставлена в Петербург, а еще спустя шесть лет была установлена в одном из залов Нового Эрмитажа. Ее красота завораживает до сих пор – кажется, какое-то невиданное дерево вырастает из земли и раскрывается огромным диковинным цветком.

Храм Христа Спасителя
Печальная история Храма Христа Спасителя в Москве известна многим. Его строили всей Российской империей 44 года – с 1839 по 1883 год. Затем в 1931 году храм, который по роскоши убранства и величию не имел равных в России, был уничтожен и вновь выстроен в 1994-1997 годах. Но не все знают, что роскошные колонны того первого храма были вырезаны колыванскими мастерами из знаменитой ревневской яшмы.
– Есть в архиве Колывани одна особенная запись, относящаяся к 1856 году, – рассказывает Татьяна Николаевна. – Ей предшествовал указ из Кабинета императорского двора, адресованный управляющему Колыванской фабрикой: «Изготовить 18 колонн из ревневской яшмы для Храма Христа Спасителя в Москве». В том же году первая колонна была отправлена в Москву. А потом ежегодно в столицу доставляли по две, а то и по три колонны. В 1862 году была отправлена последняя. Всего их было изготовлено не 18, как предписывалось изначально, а 12.
После того, как храм был разрушен, казалось бы, погибли и все колонны. Но – вот чудо – три колонны нашлись в приемной ректора МГУ!

Экспонаты
В Алтайском государственном краеведческом музее хранятся подлинные предметы, связанные с историей развития камнерезного дела на Алтае. Коллекция музея насчитывает 220 единиц хранения основного фонда, а именно – сто изделий колыванских мастеров, четыре медали, три письменных источника и 115 фотографий.
В фондах музея сохранился очень важный документ – альбом. На 61 листе скопировано с оригинала около сотни графических изображений изделий и их фрагментов с Локтевской шлифовальной мельницы с 1791 по 1796 годы. Именно этот документ и содержит автограф первого алтайского камнереза Филиппа Стрижкова, копия которого выставлена в экспозиции.
Посетители музея могут увидеть много интересных экспонатов. Например, именные печати, выполненные из алтайских камней: молочно-белого кварцита, горного хрусталя, зелено-волнистой яшмы, которые были сделаны по заказам купцов, священников и просто известных людей. Особо выделается из этой коллекции сердоликовая печать купчихи П.И. Щегоревой.
Еще два экспоната, которые сотрудники музея считают шедеврами своего собрания, датированы XIX веком и до наших дней дошли буквально чудом. Это чаша для «полагания (то есть измельчения) трав» из Барнаульской горной аптеки, выполненная из коргонского порфира (1815 год) и постамент для подписания именных царских указов, вырезанный из зелено-волнистой яшмы (1820 год).

Изделия ХХ века
Много в экспозиции музея изделий, датированных XX веком. Они отражают реалии того времени с помощью разнообразной символики. Например, чернильным прибор из яшмы, сделанный в 1925 году. Он украшен надписью: «VII Алтайскому губернскому съезду Советов». А на его гранях – другие надписи: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «Рабочие и служащие Колыванской шлифовальной фабрики, 1925г.». Интересной деталью этого изделия является чернильница, внешне напоминающая пирамиду памятника, установленного в начале XIX века на месте первой плавки алтайских медных руд.
Особое место в экспозиции музея занимает крупная чаша из темно-фиолетового коргонского порфира, выполненная к 150-летию Колыванской шлифовальной фабрики, которое отмечалось в 1952 году.
Это работа последнего потомственного колыванского мастера-камнереза А.И. Воротникова. Замечательна ножка этой вазы, украшенная выпуклыми желобками-«листьями». На данный момент эта техника утеряна.
В середине прошлого века колыванские мастера освоили технику флорентийской мозаики. Первым изделием, изготовленным по этой технологии, стало панно «Колыванская шлифовальная фабрика», изготовленное в 1956 году мастерами Г.П. Чехобаевым и В.И. Митиным по рисунку П.М. Хлебникова. Это панно также можно увидеть в Алтайском государственном краеведческом музее.
Есть в собрании музея еще две интересных вазы, «родом» из прошлого века. Одна из них – ваза-кубок, выполненная к 40-летию Октября (1957 год), украшена портретом В.И. Ленина, дымящимися заводскими трубами и пейзажами.
Сама же ваза напоминает сноп пшеницы из 28 рельефных колосков.
Вторая ваза выполнена из яшмы. Она была подарена музею на его 175-летие в 1998 году. Внешне она напоминает первые изделия Локтевской шлифовальной мельницы, у которых не высверливалась внутренняя поверхность.

Год 210-летия завода
– В 1950-70-х годах собрание нашего музея пополнилось шлифовальными образцами поделочных камней, пепельницами, письменными приборами из мрамора, яшмы и порфира, – рассказывает Татьяна Букина. – В конце 70-х годов прошлого века на Колыванской камнерезной фабрике был открыт ювелирный цех, и в наши фонды поступили не только заготовки из белорецкого кварцита и яшмы, но и браслеты, бусы, медальоны, запонки и шкатулки.
В более поздние годы выпускались пепельницы, карандашницы, мелкие вазочки, различные сувениры. Все эти предметы можно увидеть на нашей выставке «Колывань камнерезная», которую мы открыли к 210-летию Колыванского камнерезного завода.
Изделия современных колыванских камнерезов можно увидеть на улицах Барнаула. Каменные вазы, вырезанные ими, установлены на улице Пушкина, на площади Свободы («Нулевой километр»), возле часовни памяти Владимира Баварина (Речной вокзал).
А в фойе Алтайского государственного театра драмы им. В.М. Шукшина выставлены ваза из зелено-волнистой ремневской яшмы и мозаичное панно, изображающее озеро Моховое в окрестностях Колывани.
Татьяна Букина с грустью говорит, что в настоящее время Колыванский камнерезный завод переживает не лучшие времена. Но мастера своего профессионализма не растеряли. Их изделия по-прежнему удивляют тонкостью исполнения и художественной фантазией.
А, значит, есть надежда, что камнерезное искусство в Колывани не будет утрачено.
Елена Панфило












Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2020 г.©