Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №3 2010 г. (март 2010)


А вы знаете, что....
Человеческий волос толще мыльной пленки примерно в 5000 раз



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№3 (171) 2010 год / 14-15 страница

Необычное путешествие В мир детского творчества

Рассказы, эссе, сочинения, стихотворения, сказки были рассмотрены в номинациях «Проза» и «Поэзия» в разных возрастных группах. Перед вами некоторые из лучших произведений 2008 и 2009 года. К сожалению, в этом сборнике разместить их в полном объёме не представилось возможным. Тексты сокращены и, конечно же, исправлены грамматические ошибки.
Предлагаем вашему вниманию несколько сочинений самых юных поэтов и прозаиков конкурса «Слово о природе».


«На перевале». Ковалёв Илья, 17 лет,  фото-студия «Отражение» БГСЮТ,  г. Барнаул рук. Данилов Н.Н.Ищите прекрасное в обычном – эти слова стали девизом сборника. Иллюстрацией к ним может служить вот это стихотворение
Лесная река
Фадеев Валерий, 15 лет, МОУ «Новофирсовская СОШ», Курьинский район
Вхожу я в лес воскресным утром,
На свежий воздух, в бор густой,
Вдыхаю свежий запах хвои,
Любуюсь рощицей родной.
А вот и речка, над ней ива
Склонилась, будто бы ничья,
И свои ветви распустила
До вод холодного ручья.
Но речка дальше катится,
И мне все чаще кажется,
Что нескончаема она -
Река под именем Иня.
Однажды меня будто в шутку спросили:
Скажи-ка девчонка, где сердце России,
Где чище пруды, где стройнее березы,
Где сказочно детство, где сладостны грезы?
Быть может, ты знаешь, где люди добрее?
Скажи, где дубравы всего зеленее?
Сказала я четко, ответ точно зная:
Российское сердце у нас на Алтае.
Алтайские горы, широкие степи,
Увидевши раз, не забудешь вовеки.
Узнавши просторы весеннего края,
Уверенно скажешь, - нет лучше Алтая!
Здесь реки, озера глубоки и чисты,
Красивы цветы и животные быстры.
И синее небо сияет над нами,
И солнце ласкает своими лучами.
Известен наш край и в России и в мире:
Нигде нет просторов прекрасней и шире.
Быть может, найдутся теплей и красивей…
И все же Алтай - это сердце России!


«Белка на турнике». Аксенова Александра,  10 лет, МОУ «Гимназия № 69» г. Барнаул,  рук. Лобанова Л.В.Алтай – Это сердце россии
Подсолнухи
Мищенко Ангелина, 1 класс, МОУ «Самарская СОШ», Локтевский район
Сияет ярко солнышко,
Греются подсолнушки.
На одной ноге весь день,
В желтых шапках набекрень.
Принесу я им водицы,
Чтоб смогли они напиться.

Музыка красы
Головач Никита, 2 класс, МОУ «Подойниковская СОШ им. Героя Советского Союза М.И. Рогачева»,
Панкрушихинский район
Солнце лучиком задело
Капельки росы,
И в природе все запело
Музыкой красы.

Зажурчал ручей прохладой
Посреди камней,
Зашептались камышинки,
Кто кого скромней.

Пролетела стайка птичек.
Кто ж встревожил их?
Суетится рядом белка
У бельчат своих.

В травке прыгает зайчонок,
Путая следы.
«Замечательное утро!» -
Говорят цветы.

Эту славную картину
Пусть не тронет гнев.
Первозданную природу
Сохрани для всех!

Чтобы солнце умывалось
В капельках росы,
Чтобы каждый мог услышать
Музыку красы.

Фото 2Весна
Чупракова Ирина, 1 класс, МОУ «Подойниковская СОШ им. Героя Советского Союза М.И. Рогачева», Панкрушихинский район
Пришла весна и светит солнце,
Растаял снег, бегут ручьи,
И воробьи сидят на ветках,
Чирикают: «А чьи вы, чьи?»

Грибной хоровод
Гутова Анна, 8 лет, МОУ «Смоленская СОШ №2», Смоленский район
В давние, давние времена, в одном лесу возник спор между деревьями и грибами. Собрались на большой солнечной поляне ель, сосна, береза и многие другие деревья. Они решили прогнать грибы из леса. Деревья решили, что от грибов в лесу нет никому, никакой пользы. И что грибы взяли свое название от них, деревьев.
Заплакали грибочки: «Где нам, таким маленьким, справиться с такими большими деревьями!» От березок стали убегать грибы подберезовики, от осин подосиновики, опята покинули дружно свои пенечки. А лес шумит, никого из грибов не щадит. Вот и не осталось в лесу не одного грибочка. Так прошел год, другой.
Плохо стало деревьям без грибов. Ведь не задумывались они, куда исчезают опавшие листья и хвоя. Ведь листья опадают каждую осень, но под деревьями обычно лежат только прошлогодние листья. Кто же убрал остальные? Да это длинные, тонкие нити грибницы. Это они «съедали» лесной мусор, листья, ветки и даже упавшие деревья.
Стали просить деревья лесных птиц, насекомых и всех жителей леса, чтобы они помогли разыскать обиженных грибов. Стали деревья просить прощения у грибов. И грибочки простили и вернулись в лес, хоть они и маленькие, но они понимали, что без леса им не выжить. С тех пор деревья и грибы живут по соседству, а грибы от радости стали водить грибные хороводы.
Осень в родном краю
Школин Данил, 9 лет, МОУ «Вознесенская ООШ», Родинский район
Осень золотая к нам пришла опять.
Лес покрасил платье, ставим ему «пять».
Хоровод из листьев закружил скорей,
В небе пролетела стая журавлей.
Под березкой спрятался маленький грибок,
Дождик льет из тучки, и весь лес промок.

Кувшинка
Ефимова Наталья, 8 лет, МОУ «Ларичихинская СОШ», Тальменский район
Кувшинка! Кувшинка! Ты мне как сестра!
Кувшинка! Кувшинка! Люблю я тебя!
Наша речка небольшая. Название у ней необычное - Инюшка.
Вода голубая, прозрачная. Шепчет тихонько камыш. Прыгают рыбки. А вот тихий омуток. Здесь плавают белые цветки. Так и хочется тронуть этих белых красавиц. Это водная лилия. В народе её называют «купава», «купавушка». Да как не называть её так ласково, если посмотреть, где она растёт, то кувшинки в этих местах водят хороводы. И среди них, как солнышки, выглядывают жёлтые кувшинки.
Радуга
Башкатов Михаил, 7 лет, МОУ «Смоленская СОШ №2», Смоленский район

Лейся, лейся, дождик,
Чтоб росли цветы,
Поднимайся, радуга,
К нам для красоты.
Люди, люди, выходите
И на радугу смотрите!


Интересны, содержательны произведения ребят постарше - учащихся среднего и старшего звена школы. В них в большей степени отражено знание истории родных мест, даётся попытка оценки действий человека в природе, приводятся размышления о будущности нашего края. Хотя радость от общения с природой, искренность и большая душевная теплота присущи и этим произведениям в полной мере!
Фото 1С добрым утром!
Ким Диана, 11 лет, МОУ «Смоленская СОШ №2», Смоленский район
Утром солнце мне светит в глаза,
Побегу я на улицу рано.
На траве и на листьях роса,
«С добрым утром!» - я им прошептала.

Я услышу рожок пастуха,
Что зовет свое стадо скорей,
Как шумит, просыпаясь, река,
Где пьет воду малыш - воробей.

«С добрым утром!» - я крикну лесам
И полям, где ромашки цветут,
Солнца ласковым теплым лучам,
Облакам, что по небу плывут.
Утром солнце мне светит в глаза,
Побегу я на улицу рано!
«С добрым утром, моя стрекоза!» -
Скажет ласково, с нежностью мама!

Эссе «Радуга»
Емельянова Ульяна, 12 лет, МОУ «СОШ № 8», г. Бийск
Когда я была маленькой, я в первый раз увидела радугу. Меня это поразило, и я даже подумала, что на облаках сидит художник и случайно проливает всю краску на бездонно-голубое небо.
Сейчас я выросла и уже совсем в это не верю. Но, когда после искрящегося каплями дождя появляется золотое, доброе солнышко, я снова возвращаюсь в детство, потому что небо улыбается мне. А его улыбка и есть та самая веселая и красивая, как павлин, радуга.
Моя тайна
Орлов Роман, 13 лет, МОУ «Гимназия № 2», г. Бийск
Я очень люблю летние каникулы. Иногда в это время мы всей семьёй ездим на природу, так как в городе очень жарко. Но обычно я еду в деревню, к бабушке. Там я полностью свободен: могу гулять, сколько хочу, ходить купаться на речку или играть со своей собакой. Мне нравится природа в деревне, но у меня никогда не было какого-то любимого уголка. И однажды, изучая окрестности, я набрёл на небольшое озеро, заросшее кувшинками. Я даже остолбенел от удивления, когда его увидел.
Озеро находилось рядом, за бабушкиным огородом. Деревья низко склонились над водой, корни их зацепились за берег. На улице такая жара, а от озера веет прохладой! Тёмная вода усыпана жёлтыми кувшинками. Громко квакают лягушки.
Озеро стало моей тайной. Я часто ходил туда один. Иногда брал с собой удочку и долго сидел в ожидании улова. Это место казалось мне каким-то таинственным, я часто всматривался в водоём, пытаясь увидеть дно, но оно было тщательно замаскировано водорослями.
В июле приехал мой друг, и я рассказал ему об озере. Мы построили на берегу небольшой шалаш и стали днями пропадать там. Это очень здорово: на улице моросит дождь, дует ветер, а мы сидим в шалаше и рассказываем друг другу страшные истории про водяных и лесных гномов.
Зимой, сидя дома, я часто вспоминал своё озеро и даже тосковал по нему. Я вдруг понял, что люди часто уезжают за тысячи километров в другие страны в поисках красивых мест, не замечая красоту окружающей природы. А самый прекрасный уголок может оказаться совсем рядом, в нескольких шагах от твоего дома. Стоит только внимательно присмотреться.
Васильки детства
Барсукова Татьяна, 11 лет, МОУ «СОШ № 18», г. Рубцовск
Однажды откуда-то ветер принес в поле семя василька. Земля приняла его. Дождик полил теплой водой. И вот посреди поля выглянул маленький зеленый росток. Он рос и тянулся к солнышку, расправляя свои листочки. И мир ему казался чудесным и прекрасным.
Но как-то в поле появились дети. Они играли, резвились и не заметили, как наступили на маленький росток. Росток подумал, что жизнь его закончена. Но тут его увидела маленькая девочка. Она склонилась к нему и сказала: «Я тебе помогу!»
Таня выкопала росток, принесла его домой и посадила в землю.
- Здесь тебя никто не тронет, - сказала она.
Все лето девочка поливала росток, спасала его от сорняков, а он в благодарность за это расцвел нежными голубыми цветами.
Маленькая девочка теперь выросла, а у нее во дворе так и растет голубая полянка васильков.
Медвежья услуга
Казанцев Александр 12 лет, МОУ «РСОШ № 2», Родинский района
Скворцы прилетели. Я обрадовался ещё больше, когда увидел, что в моём новом скворечнике поселились пернатые новосёлы. Это новоселье не обошлось без скандала. Воробей, выгнанный скворцом, поднял тревогу отчаянным криком. Мигом слетелась вся стайка и началась война. Но это продолжалось недолго, минут десять, потом чириканье стихло.
Скворцы, видимо нашли все удобства в моём новом скворечнике: не видно было, чтобы они таскали туда что-то для гнезда, об этом я позаботился заранее: дно я обильно застелил сухой паклей.
Я люблю слушать пение скворца: наблюдал, как он, сидя на ветке, щёлкал, трещал и посвистывал. А ещё скворцы передразнивали всех домашних животных. В середине июня у скворечника началось большое оживление: вывелись птенцы и скворцы — родители подлетали с червями к скворечнику и кормили птенцов. Так продолжалось долго, но потом я заметил, что скворцы улетели.
Наступила новая весна. Скворцы давно уже прилетели. Но странно: в мой скворечник никто не поселился. Я терпеливо ждал, и вот однажды один скворец подлетел, но тут же отпрыгнул. Прошла ещё одна неделя, но никто к моему скворечнику не прилетал - даже проворные воробьи. В конце лета я всё-таки решил выяснить, почему мой скворечник стал «пугалом для птиц». Когда я его вскрыл, я ужаснулся: три мёртвых скворца, уже иссохших, лежали на дне. Но почему они погибли?
Я стал осторожно поднимать одного, с распростёртыми крыльями, но его что-то удерживало за лапки. Я нагнулся и увидел, что лапки скворца запутались в пакле. Сердце моё содрогнулось: я погубил птенцов своей медвежьей услугой.
Сказка
Ходько Арина, 13 лет, Студия «Поэтическое слово», МОУ «Родинская СОШ №1», Родинский район
Жила-была в одной маленькой деревне девочка Алиса. Её домик находился возле самого леса, поэтому девочка была дружна со всем звериным народом и птицами. Все свободное от школы и домашних дел время она проводила со своими друзьями. Однажды они ей пожаловались на людей, которые безжалостно истребляли их на охоте и попросили помощи. «Что могу сделать я, обычная девочка?» - подумала Алиса.
Всю ночь девочке снился кошмарный сон, в котором звери плакали и с укором смотрели ей в глаза. Утром она пошла в школу. Проходя по деревенской площади, увидела какого-то человека, который, стоя на возвышении, предлагал людям купить чудо-лекарство. Он громко расхваливал его чудодейственную силу, хвастался, как вылечился сам и спас свою семью. «Шарлатан», - подумала Алиса. Но сама идея ей очень понравилась.
После уроков она пошла не домой, а осталась на площади. Взобралась на оставленный мужиком помост и крикнула: « Люди! Не убивайте зверей. Вы оставляете малышей без матерей, заставляете страдать тех, кто теряет близких. Звери очень похожи на нас, им тоже бывает больно».
Прохожие с удивлением смотрели на странную девочку и проходили мимо. Тогда Алиса начала рассказывать истории из жизни лесных обитателей Она хотела познакомить селян с теми, кто живет рядом с ними. Вначале ее не слушали, потом остановился один, другой человек. Особенно много было детей. Последним было повествование о судьбе медвежонка Гоши, который целый год скитался в одиночестве после того, как охотники выгнали его мать, братьев и сестер из берлоги. Многих тогда застрелили, кто-то, как Гоша, смог убежать, но вместе они больше так и не собрались. Алиса встретила Гошу, когда он, повредив лапу, вышел к их домику. Девочка помогла медвежонку. С тех пор он часто наведывался к ней.
Закончив говорить, Алиса посмотрела на слушателей. Кто-то плакал, иные пристыжено отводили глаза. Но были и такие, кто остался безразличным. Девочка вздохнула: «Как же трудно достучаться до некоторых сердец».
Некоторые ребятишки проводили ее до самого дома. Они просили Алису продолжать рассказы о животных и завтра. Девочка грустно улыбнулась и попрощалась с детьми. На следующий день ее уже ждали возле помоста. Вчерашние малыши приветливо ей улыбались. Алиса улыбнулась в ответ, впервые после разговора с лесными друзьями. Сегодня слушателей было уже больше. Кто-то начал задавать вопросы и получилась удивительно задушевная беседа.
Домой девочка летела вприпрыжку. Бросив сумку со школьными принадлежностями, она побежала в лес. Звери обрадовались тому, что люди с пониманием отнеслись к их судьбе, появилась надежда, что истребление зверей прекратится.
На третий день Алиса заметила перемену в поведении слушателей. Оказалось, что Маруся, дочка мясника, которому охотники сдавали тушки животных, посмеялась над ними:
- Какие же вы простаки! Поверили словам какой-то Алисы. Да она просто чокнутая, если считает, что звери могут плакать, страдать, да еще и говорить о своем горе. Уж я-то насмотрелась на них в лавке отца.
Из толпы вышел маленький Митя и сказал:
- А моему щенку было больно, когда я нечаянно наступил ему на лапку. Он плакал, я видел это.
- Да, и мой котенок мяукал, когда мама-кошка однажды оставила его, чтобы поймать ему мышку. Он скучал, - поддержала Полечка.
- Но это же домашние животные, а не лесные, - возразила Маруся.
- Всякому может быть плохо, - промолвила Алиса.
Она хотела было пойти домой, решив, что все, затеянное ею оказалось напрасным. Но вдруг в каком-то отчаянии девочка крикнула:
- Не верите?! Пойдемте со мной, звери сами расскажут вам о своей беде!
И все люди, находящиеся на площади, отправились с девочкой. Звери, как чувствовали, собрались возле домика Алисы.
- Здравствуйте, мы давно ждем вас, - сказали они людям. Взрослые очень удивились, а детвора обрадовалась:
- Ура! У нас в лесу живут говорящие звери!
Даже дочка мясника Маруся сказала:
- Алиса права: мы совсем не берем в расчет, что охота - это убийство.
С тех пор люди и звери этой маленькой деревни живут в дружбе и согласии. Жаль, что это только сказка.
Лесная гостья (рассказ)
Тютченко Юля, 11 лет, МОУ «Чернавская СОШ», Завьяловский район
Зимы на Алтае, как известно, студеные: мороз под сорок градусов да ещё с ветерком порывистым. Тут уж никакая шуба не согреет.
Вот повадилась лиса к нам в сарай, где курочки на жёрдочках разместились. Захаживает каждую ночь, курочку за курочкой таскает. Боялась ли она в курятник ходить? Скорее всего, нет.
У лисы правило одно: осторожность. Близко к людям не подходила и людей к себе не подпускала. Зайдет дед Петя в сарай, а она юрк и нет её. Дед Петя предложил: « Давайте поймаем рыжую. Будет вместо собаки». Смастерили клетку, посыпали зерна, посадили курицу. Лиса пришла, присела на лапы, ползёт чуть слышно. Нырнула в клетку, а дверца захлопнулась.
Поймал дед рыжую и посадил на цепь. Будку ей сделал. Лиса тоскливо стала лаять, рваться. И плакать стала - слезы крупные-крупные катятся. От еды отказывалась. Воду пила.
Дед и говорит: «Не могу смотреть на её мучения, отпущу».
Лису отпустили, а через несколько дней приходит она не одна. Два лисёнка вертелись около неё. Кувыркались, прыгали, повизгивали. В этот раз она нас ближе подпустила: мол, «…смотрите на моих лисят, я к ним рвалась. Материнское сердце всегда болит, когда дети одни дома. О семье-то я беспокоюсь».
Эти мысли мы прочитали в глазах лисы-матери.
Доброй встречи, дорогие читатели!
Замечательным стихотворением Саши Кирчановой, ученицы МОУ «Шелаболихинская СОШ» Шелаболихинского района, которое можно назвать «Алтай – это сердце России» (смотри в тексте) открывается наш сборник, в котором объединены лучшие стихи, рассказы, сказки, фотографии, рисунки, изделия декоративно-прикладного творчества детей Алтайского края за 2008 и 2009 годы. Ребята самого разного возраста, от выпускников школ до детсадовцев, проявили свои таланты, став участниками конкурса детского творчества, ежегодно проводимого в рамках общественного экологического движения «Сохраним биосферу » на базе Алтайского краевого детского экологического центра.
С детства начинается приобщение человека к прекрасному миру природы. Из природы черпается вдохновение, сюжеты для произведений. С любовью и мастерством передают юные художники, литераторы, фотографы неуловимые изменения природы в разное время года, красоту любимых уголков своей малой Родины. Добрые чувства, забота и боль за окружающий нас живой мир живут в детских произведениях. Они подкупают своей искренностью и поэтическим виденьем.
Дороги творчества непросты! Но ведут по ним ребят добрые наставники - учителя, родители и все те взрослые, кто неравнодушен, для которых, как и для детей, очень важно, чтобы мир оставался прекрасным.
Конкурс «Сохраним биосферу» традиционно проводится по следующим номинациям:
- «Зелёный вернисаж» - изобразительное и декоративно-прикладное искусство;
- «Слово о природе» - литературно-поэтическое творчество;
- «Окно в природу» - фотоискусство;
- «Самое доброе кино» - киновидеоискусство.
В любой номинации творческого конкурса есть свои особенности, знать их надо обязательно, чтобы достичь успеха. Направить, показать «подводные камни», как в путешествии, могут опытные проводники. Для нас такими проводниками в путешествии по миру детского творчества стали члены жюри. Как важно вовремя узнать обо всех условиях конкурса!
Увидеть свои имена среди призёров - очень приятно. И в этом сборнике мы публикуем полный список по всем номинациям и темам конкурса за два года. Это вдохновит тех, кто ещё не решился прислать свои работы.
А проигравших в конкурсе нет, мы все с вами только выиграли. Каждый участник старался выразить себя. Уверены, что произведения юных литераторов, детские фотографии и рисунки достучатся до каждого сердца. Пусть в каждом из нас «рождается привычка искать прекрасное в обычном…»!
Сборник детских творческих работ предназначен для тех, кто любит прекрасное, кто готов за него побороться словом и делом. И мы будем рады, если вы найдёте для себя не только интересное, но и полезное.
Оргкомитет

ФОТОГРАФИРУЕМ
Краевой конкурс детских фоторабот «Окно в природу» даёт возможность детям показать свой взгляд на окружающий мир через объектив фотокамеры. Школьниками в 2008 и 2009 годах были представлены пейзажи Алтайского края, домашние питомцы и животные из дикой природы, яркие и необычные представители флоры. Отдельные участники и творческие коллективы представили тематические фотоальбомы - это новое интересное направление.
На выставку поступило много интересных фоторабот, заслуживающих высокой оценки жюри и посетителей выставки. Возможности технического обеспечения школ, учреждений дополнительного образования с каждым годом возрастают, это отражается и на качестве представленных работ.
«ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА – 2009»
Всероссийский детский экологический форум «Зелёная планета» проводится один раз в два года Общероссийским общественным детским экологическим движением «Зелёная планета» совместно с государственными, общественными и культурными учреждениями и организациями.
Согласно Положению о проведении, Алтайским краевым детским экологическим центром был проведен региональный этап форума «Зелёная планета – 2009» и по его итогам в Оргкомитет конкурса были направлены лучшие рисунки и фотографии для дальнейшего участия в первом этапе федерального уровня, проводимого в заочной форме.
ПИШЕМ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ…
Из года в год увеличивается количество участников литературно-поэтического конкурса «Слово о природе».
Темы, традиционно посвящённые родному Алтайскому краю, способствуют развитию у детей чувства патриотизма, гордости за свою страну и малую Родину, бережному отношению к родной природе.
Впечатлением о детском литературном творчестве поделился известный на Алтае поэт Юрий Михайлович Першин, приглашённый для участия в работе жюри в 2009 году: «Какое это было удовольствие! Как ребята от 10 лет до 16 могли так мудро, глубоко и пронзительно решить эту тему. Если вы не читали этих работ, вы много потеряли! Надо устроить коллективное чтение! Я хотел бы каждую работу наградить отдельно, нет такой работы, которая была бы пустой. Когда я всё это прочитал, понял главное, что жизнь переходит в руки людей новой формации. Наши дети как раз люди новой формации, которые будут вести здоровый образ жизни, и будут не на словах, а на деле бороться и за чистоту окружающей среды, и за чистоту души своей, за чистоту нравственности народа нашего. И тогда Россию уже никто не победит!»


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2020 г.©