Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 2007 г. (ноябрь-декабрь 2007)


А вы знаете, что....
При улыбке у человека "работают" 17 мускулов



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2007 год
№11-12 (143-144) 2007 год / 13 страница

13 страница. «Природа Алтая» №11-12 2007 г. (ноябрь-декабрь 2007). Путешествие по Монголии. Заметки о стране глазами орнитологаПутешествие по Монголии
Заметки о стране глазами орнитолога
Страницу ведет Олег ГАРМС, к.б.н.

Продолжение
Перейти к следующей части
Перейти к предыдущей части
Перейти к началу


Чтобы узнать страну, надо в ней заблудиться

Город Ховд находится довольно далеко от одноимённой реки. Он раскинулся у полноводного потока Баянт, притока Ховда. Баянт Гол берёт своё начало в высоком пограничном хребте, на другой стороне которого (уже в Китае) в этом месте находятся истоки Чёрного Иртыша. Город Ховд, бывший Джаргалант, китайцами назывался Кобдо и во времена китайского владычества был резиденцией китайского амбаня. Теперь это административный центр Ховдского аймака. По переписи 1963 года в нём проживало 10,6 тысяч жителей. Сегодня здесь живёт около 30 тысяч. Город возник на месте крепости, основанной в 1731 году. Состоял из Сангийн-Хото (Каменного города) и торговой слободы, на месте которой стоит современный город.

НАС ВСТРЕЧАЮТ
…В городе нас встречают коршуны, сизые голуби и крики чаек на базаре. Можно подумать, что этот жаркий городок раскинулся не в центре Азии, а где-то на взморье. Но великолепный вид прямо с центральной площади на скалистую стену ближайшей горы без малейших признаков зелени ставит всё по своим местам.
Перед зданием администрации Ховдского аймака установлен величественный памятник одному из джунгарских ханов – Галдану (1644-1697), почитаемому в Ховде, как у нас Пётр I.
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Раздробленная к середине XVI века на три большие части: Южную – Чахарское ханство (Внутренняя Монголия), Северную – Халха-Монголия (примерно в современных границах) и Западную – Ойратское (Джунгарское) ханство (современный Синьдзян-Уйгурский автономный район Китая – СУАР), страна нуждалась в единстве перед лицом сильного агрессора в лице маньчжуро-китайской Цинской империи.
Первым пало Чахарское ханство (1636 год) и с тех пор южная Монголия стала именоваться Внутренней в составе Китая. Чтобы завладеть Северной и Западной частями Монголии китайцы искусно разжигали острый конфликт между Ойратским ханством и нойонами Халхи. Последняя попытка объединения военным путём была предпринята Галдан-ханом, который разгромил в 1688 году нойонов Халхи.
Но вместо объединения феодалы Халхи предпочли войти в состав Цинской империи, обещавшей им защиту от ойратов. Эта зависимость от Китая продолжалась до 1911 года. Само Ойратское (Джунгарское) ханство было уничтожено Китаем в 1758 году, истребившим при этом более полумиллиона его населения.
В захваченной таким образом Монголии Китай ввел режим полной изоляции от внешнего мира. Только в 60-х годах XIX века он ослабевает и по Чуйской вьючной тропе, благодаря предприимчивым бийским купцам, начинает интенсивно развиваться торговля Монголии с Россией, а вместе с ней «растет» Чуйский тракт.
На другой стороне центральной площади города памятник народному герою Монголии Ард Аюушу (1859-1909), который во времена владычества в Монголии Цинской империи выдержал девять китайских пыток.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ И СИМВОЛЫ
Одной из достопримечательностей Ховда является глинобитная «китайская стена», за которой когда-то находился китайский гарнизон Ховда. В 1911 году повстанцы освободили свой родной город от военного присутствия Цинской империи. На крутом каменистом склоне отдельно стоящей сопки в пригороде Ховда в память об этом событии выложен из покрашенного в белый цвет камня символ свободной Монголии, ставший её гербом, – Баатархайрхаг.
Величественно доминируя над всей окружающей местностью, он виден издалека с разных точек в городе. Символика герба многозначна. Исполненный в буддистских традициях стилизации, он является символом нерушимых границ Монголии, вечного движения, голубого неба, месяца, солнца, огня. Всё это гармонично расположено в виде многоступенчатой пирамиды, каждый из уровней которой имеет свой космический и сакральный смысл, как и в буддийской белоснежной ступе.
Эта приверженность народным традициям, сохранившимся в Монголии до наших дней, постоянно греет душу.
РАЙ ДЛЯ ЕВРОПЕЙЦЕВ
Не случайно, измотанные обезличенной глобальной цивилизацией европейцы инстинктивно тянутся к Монголии. Для издёрганного потоком ненужной информации, уставшего от постоянного насилия собственной психики в быту и на работе европейца Монголия – Рай. Причём, что особенно актуально, – экологически чистый.
Европейцы предпочитают жить и путешествовать в ещё пока «нетронутой» Монголии. Они, например, работают пастухами для того, чтобы полнее узнать культуру и быт монгольского народа. Есть и такие, которые просто ушли от лицемерия цивилизации в Монголию. На празднике Наадам в этом году призовое место по стрельбе из лука среди женщин заняла гражданка Германии, которая живёт в Могнолии уже несколько лет…
Проезжая по западной Монголии, даже в своём мимолётном путешествии, мы несколько раз встречали в различных её уголках, причём в таких, «где Макар телят не пас», немецких туристов-экстремальщиков на мотоциклах. Обычно парами. Некоторые пересекают Монголию «вдоль», другие «поперёк», прокладывая свои неповторимые маршруты. Некоторые при этом «захватывают» краешек пустыни Гоби.
Пока наивные немцы в просторах Монголии ищут потерянный рай, свои экономические интересы в районах, разведанных российскими геологами ещё в советские времена, ищут китайцы, корейцы, американцы, японцы. Дальновидные американцы только в одном Ховдском университете содержат за свой счёт два-три преподавателя-американца, которые обучают английскому языку студентов.
Английский очень популярен у монгольской молодёжи. И это не удивительно. Ведь из соседней России, в частности из Алтайского края, преподавателей русского нет. И нашего культурного, экономического и политического присутствия я просто не заметил. Между прочим, 2007 год объявлен нашим правительством годом русского языка! И, как было декларировано, это относится и к ближнему, и к дальнему зарубежью.
ЦЕННОСТИ… АМЕРИКАНСКИЕ
Ну, а пока умами монгольской молодёжи, без объявления какого бы то ни было года, быстро овладевает американский образ жизни, американский менталитет, американская жажда потребления.
Американская система ценностей (антиценностей), американская масс-культура (антикультура), агрессивно внедряясь в Монголию, могут серьёзно повлиять в недалёком будущем на политическую и экономическую ориентацию страны, негативно отразиться на её самобытной культуре.
НАШ ДЕРСУ-ТАНЗОРИК
Там, где раньше в Ховде был авторемонтный завод, построенный «русскими товарищами», теперь раскинулся рынок. Сразу вспомнились барнаульские реалии. Что у нас на месте хлопчато-бумажного комбината (ХБК), который славился своими замечательными ситцами? Где расположен так называемый китайский рынок?
В процессе поисков лавки, торгующей деталями для УАЗов, познакомились с Танзориком, который стал нашей «путеводной нитью» по Ховду.
В юности Танзорик учился и работал в Оренбурге, хорошо говорит по-русски. С его помощью мы ознакомились с основными достопримечательностями Ховда. Побывали в небольшом буддистском монастыре здесь же, в городе. В храмовой юрте с множеством религиозных атрибутов нас лаконично, сдержанно, но в тоже время приветливо принял лама и при посредничестве Танзорика объяснил, что по его молитве дальнейший наш путь будет удачным, мы больше не заблудимся, машина не сломается, и мы благополучно вернёмся домой. Всё так и было.
После того, как все необходимые технические дела были улажены, наш добрый «Дерсу-Танзорик» показал удобное место за городом на берегу Баянта, где мы и встали лагерем на ночлег.
Танзорик из халха–монголов, знает своих предков до седьмого колена и гордится ими. Счастье жителей, – это семья и дети, каждый день, данный нам Богом и прожитый достойно. Богатство не входит в это понятие, так как ни на что в данном случае не влияет. Такова простая и мудрая философия Танзорика, с которой невозможно не согласиться. Наши разговоры с ним о Монголии, людях и жизни закончились только при звёздах.

…На другой стороне бурного Баянта, отделённые от нашего лагеря его молочно-мутными водами, белели две юрты, живописно расположенные на зелёной береговой лужайке. Они почти постоянно находились в окружении сизых чаек, под их постоянным присмотром. Интересное сочетание - юрты и чайки. Днём вокруг юрт играли дети, махали нам руками и что-то кричали… по-английски…

Перейти к следующей части

От редакции
Мы продолжаем публиковать материал Олега Гармса, который был частично написан во время объезда маршрута экспедиции «Начни с дома своего» текущим летом.
В первых публикациях этот материал был задуман как путевые очерки глазами орнитолога (Олег Гармс защитил кандидатскую диссертацию в этой области), а вот сейчас мы видим (и читаем с удовольствием), что то, что получается – гораздо шире первоначального замысла. А ведь получается хорошо!

Река Ховд
Мы слишком уклонились к западу от Котловины Больших Озёр, попав таким образом в отроги Монгольского Алтая.
В Западной Монголии два больших природных района – Монгольский Алтай с преобладанием ландшафтов горных степей и Котловина Больших Озёр с чередованием равнин, занятых полупустынями и пустынями, мелкосопочником, многочисленными озёрами. В Котловине Больших Озёр находится самый северный участок распространения пустынь на земле.
Монголия большая страна и её невозможно объехать всю разом. Поэтому ещё три природных района остались за пределами нашего маршрута. Это Хэнтейско-Хангайский с ландшафтами горных степей и лесостепей; Восточно-Монгольский – с преобладанием степных равнин в сочетании с древними вулканическими возвышенностями; Гобийский – с господством полупустынных и пустынных равнин.
Переезжаем по мосту Ховд. Вода мутная от ледникового ила и, видимо, ещё какой-то взвеси от смываемых по пути рекой почв и каменной пыли. Поэтому цвет воды не похож на катунский. Над рекой кружат речные крачки, пролетело несколько скалистых голубей. Метров на сто вправо и влево от русла реки текущий поток окаймляют ярко зелёные полоски травянистой растительности. Кусты по берегам – редкость. В русле реки живописный островок, весь покрытый тальниковыми зарослями. После короткого привала на галечниковом берегу продолжаем свой путь.
Река Ховд – самая большая в Монгольском Алтае. Ее длина 516 км, площадь бассейна около 50 тыс. км2. Истоки Ховда находятся на юго-западных склонах мощнейшего горного узла Табын-Богдо-Ула (Пять Священных Вершин), наиболее высокая точка, которого 4082 метра над уровнем моря. По другую сторону от него к северу находится знаменитое плато Укок в России, а к западу – Китай.
Табын-Богдо-Ула – узловая точка всего Алтая, Укок – его алтарь. Два больших потока на высоте 2083 метра впадают в высокогорное озеро Хотон-Нуур, соединяющемся с озером Хурган-Нуур (высота 2072), из которого берёт начало собственно Ховд.
Происхождение его, таким образом, немного напоминает Бию, но более «бурное». Приняв в себя самые крупные реки Монгольского Алтая в качестве притоков, Ховд выходит на просторы Котловины Больших Озёр, резко меняет своё направление с северо-восточного на юго-восточное и впадает в районе города Ховда в озеро Хар-Ус-Нуур. Далее по системе озёр и протоков ховдские воды стремятся всё дальше и дальше на юг, пока не достигнут горячих песков пустыни Монгол-Элс и не затеряются в солёном мешке озера Дурген-Нуур.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2021 г.©