Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета "Природа Алтая" №11-12 2009 г. (ноябрь-декабрь 2009)


А вы знаете, что....
Самая сильная мышца в человеческом организме - язык



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2009 год
№11-12 (167-168) 2009 год / 13 страница

Официально
Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды
Максим Катернюк
В течении текущего года СМИ Алтайского края регулярно публикуют информацию о работе общественных организаций по выявлению незаконных рубок на территории лесного фонда, а также в границах государственных природных комплексных заказников краевого значения.

Рубки в заказниках

Фото 1В настоящее время управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края ведется проверка всех описанных в заявлениях общественников случаев выявленных нарушений природоохранного законодательства в границах заказников.
Предварительно можно отметить, что ряд фактов, описанных общественными организациями, действительно подтвердился.
Так, например, при совместной проверке информации ГТРК Алтай «О незаконных рубках в заказнике «Залесовский» комиссия из представителей органов прокуратуры и природоохранных служб края (с выездом на место в заказник «Залесовский») выявила ряд нарушений лесного законодательства при заготовке древесины обществом с ограниченной ответственностью «Бирч». Однако «черных лесорубов», указанных в репортаже, обнаружено не было.
В целом, рассматривая ситуацию, волнующую общественность края в части ведения лесного хозяйства в границах заказников краевого значения, видно недовольство населения нарастающей интенсивностью проводимых рубок. В самом деле, действующее законодательство определяет щадящий режим пользования лесами на особо охраняемых природных территориях.
Здесь необходимо отметить, что заказники Алтайского края созданы без изъятия земель у землевладельцев и землепользователей, следовательно ограничения хозяйственной деятельности на территории ООПТ края вводятся только соответствующим Положением о заказнике, а категория земель в границах краевых ООПТ остается неизменной (лесной фонд, земли сельскохозяйственного назначения и т.д.), в связи с чем правила назначения и порядок проведения рубок определяются нормативами, применяемыми к лесному фонду.
В течение года в управление поступали обращения общественности с просьбой рассмотреть целесообразность выделения особо защитных участков леса на территории заказников как варианта ограничения рубок. Так как на особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, а уменьшение количества и интенсивности проведения рубок в лесах края является благоприятным фактором для воспроизводства охраняемых видов животного и растительного мира, мы считаем, что дополнительное выделение особо защитных участков леса положительно скажется на улучшении мест обитания охраняемых видов.
Помимо этого, одной из альтернатив выделению особо защитных участков леса на указанных территориях является ввод ограничений рубок, предусмотренных Положением о заказнике. В связи с этим, в целях сохранения и обеспечения должного воспроизводства видов животного и растительного мира, управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края подготовлен проект постановления Администрации Алтайского края «О внесении изменений в положения о государственных природных заказниках», которым запрещается проведение рубок лесных насаждений на территории государственных природных заказников Алтайского края, кроме санитарных рубок и рубок ухода.
В настоящее время данный проект Постановления находится на экспертизе в прокуратуре Алтайского края.

ЗЕЛЕНЫЙ ФОНД – ЛЕГКИЕ ГОРОДА

В Алтайском крае ежегодно фиксируются случаи незаконного сноса зеленых насаждений в границах городских и сельских поселений, и количество их увеличивается из года в год. Основная доля уничтожения территорий, занятых зелеными насаждениями, приходится на города Барнаул, Рубцовск, Бийск и прилегающие к ним территории.
Так, в Паспорте города Барнаула за 2004 год в разделе «благоустройство и озеленение» приведены следующие данные по городу: общая площадь зеленых насаждений в пределах городской черты – 10120 га (31,4% от площади города), в том числе насаждений общего пользования – 1367, лесопарков – 547, городских лесов – 5013, озеленение улично-дорожной сети – 325 гектаров.
В настоящее время наблюдается неточность общегородских показателей относительно насаждений общего пользования, но факт уменьшения численности зеленых насаждений неоспорим (существующая площадь зеленых насаждений общего пользования составляет около 21% от требуемой площади общегородского зеленого фонда муниципального образования). Здесь необходимо отметить, что функционально зеленый фонд города Барнаула имеет огромное рекреационное и обще-экологическое значение для барнаульцев (защищает и оздоравливает городскую атмосферу), что диктует в дальнейшем обеспечение максимальной сохранности указанных территорий и обеспечение снижения рекреационной нагрузки путем максимального благоустройства города.
Несомненно, в ряде случаев в границах поселений назревают и необходимы мероприятия по замене перестойных и опасных для населения насаждений. Так, в настоящее время в Алтайском крае существует проблема перестойных тополиных насаждений, уже не способных выполнять свои средообразующие функции. Именно поэтому специализированные службы муниципалитетов вынуждены проводить систематическую, а иногда экстренную омолаживающую обрезку крон, прореживание аллей и парков, а в некоторых случаях – полное удаление деревьев.
Однако в большинстве случаев причиной сноса и повреждения зеленых насаждений в составе зеленого фонда городских и сельских поселений остается привлекательность таких мест для малоэтажного строительства (за девять месяцев текущего года управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края установлено, что из 30 выявленных фактов рубки древесно–кустарниковой растительности на землях городских и сельских поселений причиной сноса в 80 процентах случаев является высвобождение участков под размещение объектов капитального строительства).
Оценивая эффективность работы в данной области, очевидно несоответствие меры наказания за правонарушения в части нанесения вреда зеленому фонду. Это обусловлено, в первую очередь, отсутствием практики административного воздействия на нарушителей в связи с отсутствием санкций, предусматривающих ответственность за уничтожение зеленого фонда в городах и районах края.
Так, 18 мая 2009 года специалистами управления был выявлен факт незаконного сноса сырорастущих деревьев возрастом более 40 лет в количестве 22 штук на земельном участке, выделенном для индивидуального строительства. Районная прокуратура определила виновному в правонарушении гражданину штраф в размере 300 рублей за самоуправство (хотя предварительная стоимость нанесенного ущерба, по оценке специалистов, составила около 15 тысяч рублей).
Помимо этого, не всегда органы местного самоуправления обязывают хозяйствующие субъекты проводить компенсационное озеленение (норма, предусмотренная законодательством при сносе зеленых насаждений на землях поселений).
В связи с тем, что в законодательстве отсутствует норма, предусматривающая ответственность за данный вид нарушений, управлением совместно с депутатами краевого Законодательного собрания и правовым управлением Администрации края ведется работа по подготовке предложений о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» в порядке законодательной инициативы. В ближайшее время проект постановления о законодательной инициативе будет рассмотрен на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания.
Материалы подготовил Максим КАТЕРНЮК

Необычайно мягкие наказания

Копеечные штрафы в Алтайском крае назначаются за незаконную добычу ископаемых. В Алтайском крае незаконная добыча песка и щебня стала очень выгодным делом. И во многом это связано с тем, что те люди, которые ведут незаконную добычу, получают необычайно мягкое наказание со стороны правоохранителей.
Как сообщили корреспонденту ИА «Амител» в управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, недобросовестные природопользователи используют все возможности для незаконной добычи песка и щебня с целью последующей реализации. Управлением неоднократно выявлялись случаи нарушения законодательства о недрах. Однако меры наказания предусмотренные законом и применяемые к нарушителям никак не способствуют пресечению (недопущению) данного вида нарушений.
К примеру, в 2009 году управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края совместно с представителями природоохранной прокуратуры, УВД по Алтайскому краю проведена проверка территории Смоленского района Алтайского края с целью выявления фактов безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых. По результатам рейда выявлен ряд административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.3 КоАП РФ - пользование недрами без разрешения (лицензии).
Однако административные штрафы настолько малы, что например, при самовольном пользовании недрами (карьер по добыче общераспространенных полезных ископаемых – бутового камня - гранита, расположенного на территории Точилинского сельсовета Смоленского района Алтайского края) сумма штрафа составила 1500 рублей. И это при том, что без разрешения (лицензии) добыто не менее 15500–15700 м3 полезного ископаемого. Даже при стоимости 200 рублей за 1 м3 «выручка» составила бы не менее 3 млн. рублей.
В другом случае – Барнаульский район водных путей и судоходства – филиал Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства под видом отходов производства продавал песок ОАО «Новоалтайский завод железобетонных изделий им. Иванова Г.С.».
Что делали из этих «отходов», выясняет сейчас природоохранная прокуратура.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©