Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №1-2 2012 год (январь-февраль 2012)


А вы знаете, что....
Поверхность легких - порядка 100 квадратных метров



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№1-2 (193-194) 2012 год / Страница 12-13

Необычные музеи Алтайского края
Этот удивительный музей расположился в самой обычной квартире на первом этаже барнаульской блочной девятиэтажки. Но на этом его обычность заканчивается. Переступив порог, я словно перенеслась на несколько десятилетий назад. Вот настенные часы – точно такие же «ходики» висели в деревенской избе моей бабушки. Вот фарфоровая балерина – очень похожая стояла на фортепиано первой учительницы музыки. А вот такой же железный перекидной календарь с датами, меняющимися в небольшом окошке, если его перевернуть, был у пожилой соседки по лестничной площадке... Эти давно забытые вещи, оживляющие воспоминания детства, словно по волшебству перенеслись в наше сегодня и оказались в музее «Мир времени».

Место, в котором живет история

Вне времени и пространства
Музей «Мир времени» открылся в Барнауле 5 ноября 2008 года. Инициатором его создания стал руководитель алтайского краевого фитоцентра «Биолит» Сергей Корепанов. Тогда он был более известен многим как врач-онколог и автор исследований в области фитотерапии при лечении онкологических больных. И мало кто знал о его увлеченности предметами старины.
– Сначала мы собирали библиотеку для профессиональных нужд – в нее входили книги о лекарственных травах, были и старинные травники, в которых рецепты приготовления отваров и настоев описывались с применением старинных мер и величин, – рассказывает Сергей Корепанов. – Мы стали разбираться в этих самых мерах и величинах и совершенно незаметно для самих себя увлеклись старинными предметами, дающими о них наглядное представление, например, аптекарскими весами, мерами объема. Решили оформить кабинет, а потом не удержались и создали вот этот музей.
Эти первые экспонаты помогают нам, живущим в XXI веке оживить в своем воображении старинные поговорки: «от горшка два вершка», «почем фунт лиха» и «мал золотник, да дорог». И вершок, и золотник, и фунт на витринах музея представлены наглядно. Также здесь есть весы времен Екатерины II, старинные бутыли и мерные емкости.
На данный момент в фондах «Мира времени» числится почти десять тысяч экспонатов из разных стран и времен – каменные скребки, иконы, нательные кресты, школьные парты, чернильницы, люльки, одежда и обувь, часы, радиоприемники, граммофоны, самовары, утюги, медицинские инструменты, столовые приборы, бутылки, статуэтки, значки, посуда, детские игрушки, фотографии, пожарные каски, летные шлемы, арифмометры, фотоаппараты, бинокли, карты, настенные и настольные календари, пластинки, книги, альбомы, газеты и многое другое.
– У нас много необычных экспонатов – таких, как деревянный арифмометр для штурманов гражданской авиации, хитроумный агрегат для плиссирования ткани, приспособления для снимания и надевания сапог, ножницы для яиц, сваренных «в мешочке», – рассказывает о своих сокровищах Сергей Корепанов. – Назначение некоторых предметов даже для работников музея до сих пор остается загадкой.

Нарушая правила
– Музеев много, и все они разные, – говорит Сергей Корепанов. – В мире не отыщется двух одинаковых. Но свой мы хотели сделать совершенно особенным, чтобы каждый, кто придет к нам, нашел для себя что-нибудь интересное. Поэтому и четкой тематики у нас нет. Здесь собраны интересные и красивые вещицы, относящиеся к различным эпохам, странам и сторонам жизни. Некоторые специалисты музейного дела упрекают нас в отсутствии концепции, но это не так! Наша концепция – разноплановость. Мы хотим представить прошлое человечества во всем его разнообразии. Главное – чтобы было интересно всем.
Кто-то из посетителей надолго останавливается у витрин с изделиями, вышедшими из советской эпохи, другим интересны предметы старины, кого-то завораживают фарфоровые статуэтки, а представительницы прекрасного пола самозабвенно рассматривают вещи, некогда принадлежавшие светским дамам.
Но самое главное – все экспонаты можно потрогать, подержать в руках, даже понюхать, если очень уж захочется. Хотите примерить старинный цилиндр – примеряйте, желаете пощупать наручные часы для слепых – пощупайте, не терпится позвонить по довоенному телефону – пожалуйста. А примерить старинные лапти или пенсне – да хоть и то, и другое сразу!
Сфографироваться в немецкой каске? Без проблем! Может, еще рискнете примерить 18-килограммовый водолазный шлем, привезенный недавно Сергеем Корепановым из Владивостока? Если сил хватит – примеряйте! Повернуть ручку старинного дверного звонка? Не проблема, только знайте – звонит он очень громко.
Но кто сказал, что в музее должна царить тишина?
А вот в углу огнетушитель 1915 года выпуска… Его, пожалуй, трогать не стоит. Вдруг и он в рабочем состоянии?

Старинная «медтехника»
Все витрины музея легко открываются и из выдвижных ящиков извлекаются все новые предметы старины, которые можно взять в руки и рассмотреть. Вот только в медицинском разделе один экспонат экскурсоводы брать в руки не советуют. Это приспособление для кровопускания – небольшая коробочка самого безобидного вида, но стоит привести в действие «спусковой механизм» – и из нее молниеносно выскочат двенадцать острых ножей. Да так быстро, что и взглядом не уловить этого движения.
– В старину эскулапы считали, что прежде чем лечить тяжелобольного, нужно выпустить из его тела «дурную кровь» и делали кровопускание, – поясняет Сергей Корепанов. – Некоторые для этого совершали один глубокий надрез, но это было для пациента болезненно и опасно. А наиболее «продвинутые» пользовались вот такими приспособлениями. Надрезы от этих ножей получаются неглубокими, а сама процедура проходит быстро и безболезненно.
Здесь же – странное на вид устройство. Сразу и не догадаешься, что это такое. Оказывается, этот старинный… электрофорез! Но только тогда, когда он вырабатывал электрический кто-либо из родных или близких пациента долго и упорно крутил специальную ручку. Вот такая механизация.
А еще на этой витрине можно увидеть микроскоп XVIII века, сделанный во Франции. Он и сейчас готов к работе. Не верите? Можете проверить!

Истории вещей
– Откуда мы берем экспонаты? – улыбается Сергей Корепанов. – Да по большей части с блошиных рынков! Там иногда можно такие раритеты отыскать! В каждой командировке, где бы мы ни были, обязательно находим время, чтобы побывать в таких местах. В Барнауле блошиный рынок слабоват, в Новосибирске – тоже, а вот в Москве он интересный. Что удивительно, даже в такой технически развитой и прогрессивной стране, как Япония, есть блошиные рынки. И мне приходилось на них бывать.
Особо ценят в «Мире времени» экспонаты, которые достались музею в подарок. В отличие от предметов, купленных на блошиных рынках или в антикварных лавках, эти вещи имеют свою историю.
Год назад музей «Мир времени» пополнился одним уникальным экспонатом – простоватым на вид красным крестиком на цепочке. Но ценность этого предмета не в его декоративности. Это вовсе не безделушка, а наградной знак за благотворительность, вручаемый в свое время императрицей Марией Федоровной.
– Этот крест нам преподнесла в дар одна женщина, – рассказывает Сергей Корепанов. – Она рассказала нам его историю. По словам дарительницы, крест с вензелем императрицы Марии Федоровны достался ей от бабушки Лидии Павловны, которая до революции жила в небольшом городке Себеже, что неподалеку от границы с Латвией. Женщина очень хотела, чтобы ее дочь в совершенстве освоила французский и дала объявление в газету, что примет на работу француженку. Так судьба свела ее с владелицей этого самого креста Фаиной Федоровной Гангарт, которая (кстати, француженка) после смерти своего супруга оказалась без средств к существованию, и с радостью согласилась стать гувернанткой для дочери Лидии Павловны. Со временем их отношения стали дружескими, можно сказать, родственными. Женщины прожили вместе долгие годы. И Фаина Федоровна в конце концов рассказала подруге свою историю.
Оказывается, в свое время эта знатная дама продала свое богатое наследство в Париже и все вырученные деньги потратила на помощь голодающим российским крестьянам, пострадавшим от недорода в конце XIX века. Этот благородный поступок высоко оценила царская семья.
Щедрая француженка получила грамоты и поощрения от правительства, в которых говорилось, что она спасла тысячи жизней. А еще – знак благотворительной организации «Российское общество Красного Креста». Родных у Фаины Федоровны не осталось, поэтому крест после ее смерти достался Лидии Павловне. Теперь он украшает витрину музея «Мир времени», а экскурсоводы рассказывают посетителям эту красивую историю.
Некоторые экспонаты достают буквально из-под земли, причем совершенно случайно. В витрине с игрушками стоит металлический автомобильчик. На вид он древнее всех «соседей» по полке. Сергей Корепанов не исключает, что это еще дореволюционная игрушка. Ее в буквальном смысле этого слова откопали жители Власихи, которые решили вырыть погреб.
Машинка была вся исковерканная, в «Мире времени» ее выправили, как могли.
Но – вот незадача – у машинки не оказалось одного колеса. И «некондиционный» экспонат убрали в дальний угол. Но тут люди, откопавшие эту машинку, снова пришли и принесли недостающее колесо. Оказывается, они наткнулись на него, когда продолжили рыть свой погреб. Автомобильчик отремонтировали и поместили на полку.

Дамские штучки
Посетительницы музея подолгу задерживаются у витрин с различными дамскими мелочами, рассматривая красивые флакончики из-под духов, ажурные металлические гребни и заглядывая в «походные» зеркала, которые дамы возили с собой в каретах. Небольшие по размеру – чуть больше книги, они раскладывались, подобно трельяжу, и красотки могли видеть себя со всех сторон. И сейчас вряд ли найдется дама, которая отказалась бы от такой удобной вещицы!
А помните, в романах русских классиков, описывая великосветские балы, авторы упоминали о маленьких книжечках, в которых девицы записывали в какой очередности и с какими кавалерами будут танцевать?
Вот такую записную бальную книжечку с крохотным карандашиком можно увидеть в «Мире времени». Здесь же выставлена еще одна любопытная вещица – складной театральный бинокль. В сложенном состоянии он похож на маленький красивый кошелек.
Если от многих дамских вещиц европейского происхождения в наши дни отказалась бы редкая модница, то некоторые «дамские штучки», выставленные на соседней витрине, пожалуй, не прельстили бы никого.
Например, обувь, которую носили японские гейши. Вообще непонятно, как на таких «орудиях пытки» можно ходить. Даже примерить их не возникает желания – хотя бы из простого чувства самосохранения.
Здесь же – деревянная подушечка какой-то японской красавицы. Почему деревянная? Да потому, что прическа гейши представляла собой очень сложное «сооружение», и на ее создание уходило несколько часов. Заниматься таким делом каждый день было просто невозможно. Поэтому японские дамы и спали, подкладывая под шею такие вот деревянные подушечки.
А вот еще одна диковинка – китайские женские башмачки. В Китае еще относительно недавно (по историческим меркам, конечно) мужчины боготворили девушек с крохотным размером ступни. Для этого маленьким девочкам с младенчества перетягивали ступни – чтобы не допустить их роста. Вот и эти башмачки скорее подошли бы годовалому ребенку, но уж никак не взрослой, пусть даже самой миниатюрной, женщине.

Сделано в СССР
В «Мире времени» очень много вещей, родом из СССР, знакомых многим по детству или старым фильмам. Но есть и такие, которые редко кто из нас видел. Например, зажим для пионерского галстука.
Мало кто знает, что до Великой Отечественной войны пионеры не завязывали галстуки, а закрепляли их небольшими металлическими зажимами с красным язычком пламени и надписью «Всегда готов!».
Потом такие «украшения» почему-то сочли антисоветчиной, запретили и сняли с производства. А жаль…
Мало кто знает, что символика Страны Советов – серп и молот – возникла не сразу. Как рассказал Сергей Корепанов, было много споров насчет «эмблемы» нового государства. Существовали и другие версии символов.
Одну придумали красноармейцы, у которых ждать, пока этот вопрос будет решен на высшем уровне, не было ни времени, ни терпения – срочно нужен был символ на красноармейских звездочках. И они в начале 1918 года утвердили свой – плуг и молот. Правда, графически изображать его было трудновато.
Затем Владимиру Ильичу Ленину, предложили другой вариант – серп и молот, но присовокупили к этим символам мирного созидательного труда еще и кинжал. Вождю мирового пролетариата такой вариант крайне не понравился. Он заявил, что новое государство создается не для войны, а для строительства мирной жизни, и кинжал убрали.
Все эти варианты представлены в «Мире времени». А рядом с ними – значки многочисленных обществ и общественных организаций, которых сейчас мало кто помнит. Например, Союза воинствующих безбожников (представьте себе, был и такой), Международного общества помощи борцам революции или Общества друзей радио.
В те времена значки таких организаций делали из тяжелых металлов, украшали эмалью. Это позднее, во времена Никиты Хрущева, их стали отливать из алюминия, что упростило и обесценило эти изделия.
Достойное место в это коллекции занимает массивное серебряное кольцо с профилем Иосифа Сталина. Сергей Корепанов купил его у одного из барнаульских антикваров. По слухам, такие кольца делали на барнаульском радиозаводе. Конечно, это было не серийное производство, а скорее поделки «для своих».
– А вот раритетные вещи, – показывает Сергей Корепанов на пару элегантных свинцовых подсвечников. – Такой есть в одном из музеев Бийска, и вот эта пара у нас. Их сделали сосланные на Алтай белочехи. Как вы думаете, из чего?
Сразу и не догадаешься! Но если присмотреться, то становится понятно – из пуль и гильз от винтовки-трехлинейки.
На соседней витрине – другой интересный экспонат. Это письменный прибор первого секретаря крайкома партии Александра Георгиева, в честь которого названа одна барнаульская улица. Так вот, это не просто настольное украшение, это еще и 10-томное собрание сочинений В.И. Ленина на украинском языке, выпущенное к 100-летию со дня его рождения! Правда, книжки совсем крошечные – 4 на 6 сантиметров, зато текст легко читается при помощи лупы. В «Мир времени» эту вещь передал племянник Александра Георгиева.

Смерть мухам!
Сейчас идея полного истребления мух нам кажется утопичной, но в первые годы советской власти люди были уверены, что причина многих смертельно опасных болезней кроется именно в мухах, как переносчиках заразы. Вывод? Этих насекомых нужно истребить! Полностью! И многие верили – это вполне возможно, если за дело взяться всем вместе.
Для этого выпускали массу брошюр, в которых содержались призывы: «Матери, граждане, муха несет смерть и болезни вашим детям. От вашей активности зависит вопрос уничтожения и полного истребления мух. За дело, товарищи, смерть мухам!»
В серийное производство запустили стеклянные мухоловки. Одна такая есть в «Мире времени», равно как и инструкция к ней: «В стеклянную мухоловку наливается сверху какая-нибудь привлекающая мух жидкость – сыворотка молока, настой кваса и т.д. Вход в мухоловку закрывается пробкой. Мухи забираются снизу в мухоловку и, не зная, как обратно выбраться, погибают через некоторое время в жидкости сосуда. Если убрать крошки со стола, если хорошо прикрыть продукты, мухи за короткое время собираются в мухоловку массами».
О том, что эти насекомые являются частью экосистемы и служат пищей для птиц и лягушек, никто тогда не задумывался.

Библиотека
Она находится в одном из залов музея. Здесь собрана уникальная литература по траволечению, в том числе травники, составленные еще в XIX веке. Сергей Корепанов говорит, что они востребованы и в наши дни.
Также представлены подборки художественно-публицистических журналов середины XIX-начала XX веков: «Русское богатство», «Русская мысль», «Современник», «Русские записки» и «Современный мир», а также детские издания того времени: «Солнышко» и «Родник».
В этой библиотеке посетители также могут ознакомиться с энциклопедической литературой. Здесь есть четырехтомный энциклопедический словарь XIX века, а также первые три выпуска знаменитой Большой Советской Энциклопедии.

Комната Верещагина
Эта комната вызывает особый интерес у посетителей «Мира времени». Здесь собраны личные вещи исследователя Алтайского края Виктора Верещагина. Их передала музею его дочь Ирина Викторовна.
– Ирина Викторовны мечтала, чтобы в каком-либо музее был воссоздан уголок, посвященный ее отцу, и мы эту мечту воплотили в реальность, – рассказывает Сергей Корепанов. – Здесь собраны фотографии и научные труды Виктора Ивановича и Ирины Викторовны, которая являлась старшим научным сотрудником НИИ им. Лисавенко. К сожалению, Ирина Викторовна умерла четыре года назад.
Здесь можно увидеть личные вещи семьи Верещагиных – огромный железный ларь, с которым они приехали на Алтай из Вятской губернии, этажерку с книгами, чернильницу, настенные часы, керосиновую лампу и пишущую машинку, принадлежавшие Виктору Ивановичу.
Есть и уникальный экспонат – фотоаппарат с двумя объективами, который Виктор Верещагин купил в Германии в 1901 году. С этим фотоаппаратом он объездил многие красивые места Горного Алтая.
Наличие двух объективов, делающих два одинаковых кадра одновременно, позволяло создавать объемное изображение – вроде современного «Три D», только в черно-белом варианте. Правда, такие снимки обретали объем, только если рассматривать их через специальное устройство (которое, кстати, тоже стоит в этой комнате).
Украшение комнаты Верещагина – первый советский телевизор. Тот самый, с крохотным экраном, закрытым увеличительной линзой. Если залить в нее воду или спирт, экран визуально увеличивается, правда, изображение на нем оказывается искаженным.
– Первый советский телевизор назвали КВН – это аббревиатура имен его конструкторов, – рассказывает Сергей Корепанов. – Но в народе ему придумали другое имя «Купил, включил – не работает!»
Предметы ушедших эпох, по словам Сергея Корепанова, сейчас интересуют многих – и детей, которые практически ничего не знают о такой стране, как СССР, и пожилых людей, у которых самые простые предметы того времени вызывают ностальгические воспоминания.
В «Мире времени» разработали целый цикл экскурсий на разные темы, ведь важно не только увидеть предметы из прошлого, но и узнать, с чем связана их история.
Здесь рады всем.
Елена ПАНФИЛО,
фото автора































Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2020 г.©