Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №1-2 2010 г. (январь-февраль 2010)


А вы знаете, что....
Человеческий волос толще мыльной пленки примерно в 5000 раз



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№1-2 (169-170) 2010 год / 13 страница

13 страница. Новая тема нашей газеты. Экологически чистые продуктыНовая тема нашей газеты
Стоит различать экологические продукты и продукты для здорового питания. Если подходить к этому вопросу формально, то можно сказать, что это разные понятия. Продукт, произведенный в строгом соответствии с экологическими стандартами, совсем не обязательно подпадет под понятие «здоровое питание».
Вы же не причислите к «здоровому питанию» кусок жирной свинины, пусть даже свинья и выращивалась по всем правилам. С другой стороны, какой-нибудь «инновационный» напиток, представляющий собой обогащенную витаминами смесь сока, обезжиренного молока и различных добавок, позиционируемый производителем как продукт для «здорового питания», нельзя назвать экологическим.


Экологически чистые продукты
РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ
Обогащенные продукты имеют в своем составе витаминные комплексы, микроэлементы, пробиотические микроорганизмы (полезные бактерии) и пребиотики (пища для них). Наименование и количество подобного рода «флоры и фауны» обязательно указывается на упаковке. К таким продуктам можно отнести, например, соки, минеральные воды, изотонические напитки (обычно пьются во время занятий спортом), мюсли, сухие завтраки, хлебобулочные изделия и, разумеется, молочные и кисломолочные продукты.
Главная задача обогащенных продуктов заключается в укреплении здоровья человека, снижении риска различных заболеваний и устранении дефицита необходимых организму веществ.
Содержание витаминов и микроэлементов в обогащенных продуктах рассчитывается в соответствии со среднесуточной потребностью человека. Одна порция обеспечивает в среднем от 30 до 50% рекомендуемой нормы потребления.
Идея витаминизации появилась еще в 1930-е годы прошлого столетия. Она принадлежала российскому профессору-витаминологу Виктору Ефремову, который на этапе производства муки начал добавлять в нее витамины В1, В2 и РР. Первым российским производителем, который использовал пребиотик в составе своих продуктов, стала компания «Вимм-Билль-Данн» (ВБД), выпустившая биомолоко «Био-макс». Согласно исследованию, проведенному компанией AC Nielsen, в июне-июле 2005 года ВБД занимал около 34% молочного рынка.
Помимо экологических и обогащенных продуктов существует и третья категория «здоровой» еды — функциональные продукты. Они совмещают в себе свойства обогащенных продуктов и биологически активных добавок к пище (БАДов). Добавление определенных вытяжек из растительного и животного сырья приводит к тому, что продукты начинают приносить специфическую пользу: нормализовать обменные процессы, регулировать конкретные физиологические функции, биохимические реакции и стимулировать работу иммунной системы.
Часто в функциональные продукты добавляют производные сои: волокна, белки, лецитин. Их используют при производстве мясного фарша, колбасы, майонеза, макаронных изделий и т. д.
Многие производители смешивают несколько полезных продуктов в одном. Такие продукты не попадают в категорию функциональных, но их эффективность от этого не уменьшается. Разделение функциональных и обогащенных продуктов поддерживают не все специалисты.
Фото 1РЫНОЧНЫЙ АСПЕКТ
В 2004 году объем рынка экологической продукции в США достиг $16 млрд, что составляет 2% от общего объема продаж продовольственных товаров. В Германии и Дании доля таких продуктов — 3%, а во Франции — всего 0,5%.
Точных данных по российскому рынку «здоровых» продуктов нет. Рыночные игроки и эксперты оценивают его как динамично развивающийся, но при этом затрудняются подкрепить свои оценки конкретными цифрами.
«Мы оцениваем отечественный рынок здорового питания как перспективный и быстро растущий, но точных данных по его объему нет, — говорит генеральный директор компании-производителя мясной продукции «КампоМос» Федор Огарков. — Прослеживается общая тенденция — люди уделяют все большее внимание здоровому питанию. По характеру потребления наш рынок схож с европейским. Общая доля экопродуктов в Европе составляет около 3%. Объем мирового рынка экологически чистых продуктов питания в 2004 году составил более $28 млрд».
По данным компании КОМКОН, за последние пять лет количество россиян, готовых платить больше за экологически чистые продукты, выросло на 19,5%.
В Европе и США экологические продукты распространяются не только через обычные супермаркеты. Существует множество специализированных торговых сетей, например, американские Wild Oats Markets или Whole Foods Market. Нередко эти ритейлеры запускают собственные линии по производству экопродукции, которую затем продают значительно дешевле известных экобрендов.
Агентство CVS Consulting провело опрос производителей, занимающихся переработкой и реализацией сельскохозяйственной и пищевой продукции в России. 52% опрошенных заявили, что экологические продукты питания должны продаваться в специализированных местах, 48% — что везде.
Отечественные розничные сети все чаще запускают маркетинговые акции в пользу «здоровых» товаров. Так, в марте 2003 года в «Перекрестке» стартовала долгосрочная программа «Здоровое питание».
В рамках этой программы ритейлер совместно с Институтом здорового питания РАМН выделил ряд продуктов, соответствующих представлению врачей о правильной диете. Эти продукты выделяются на полках разноцветными маркерами.
В ответ на растущий покупательский спрос на товары «здоровой» группы розничные сети обеспечивают его растущим предложением. Более 15% реализуемой в магазинах «Седьмой континент» продукции относится к группе «здоровой»: овощи, фрукты, злаки, молочная продукция, а также диабетические, диетические, обогащенные полезными бактериями продукты.
ПРОДУКТЫ С ГМО
«Антиподами» для органических продуктов выступают продукты с генетическими модификациями. Так, например, в США был выведен морозоустойчивый помидор. В его ДНК добавлен ген североамериканской морской камбалы. Овощ не портится снаружи, но гниет изнутри… Впрочем, о ГМО – в следующем номере.
ПРАВОВАЯ СТОРОНА
Отсутствие законодательной базы сдерживает развитие российского рынка органических продуктов питания. По мнению заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ Сергея Пугачева, причина пробелов в законодательстве заключается, в частности, в том, что в России «отсутствует цельная система технической регламентации в сфере пищевой продукции».
Поэтому компаниям, решившим позиционировать себя в «здоровых» сегментах рынка, приходится идти обходными путями. Некоторые производят и продают органические продукты в соответствии со стандартами экологического производства, принятыми в странах ЕС или США, предварительно получив западный экосертификат. Другие просто импортируют продукты из-за рубежа.
В России существует законодательная база, регулирующая традиционный рынок питания. Реклама и оформление этих продуктов в нашей стране определяются общими правилами — законами «О правах потребителя» и «О рекламе». С января 2005 года действует ГОСТ «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».
Он разрешает производителю маркировать свой продукт «без пестицидов» или «без консервантов» только при наличии подтверждения от Минсельхоза и Минздравсоцразвития.
Запрещается маркировка «экологически чистый продукт». На практике этот запрет часто нарушается. Руководитель юридического департамента ОАГБ Леонид Бень комментирует это так: «Ответственности за нарушение этого ГОСТа закон не предусматривает, поэтому производители в ряде случаев вводят потребителей в заблуждение».
С такой оценкой согласны и многие отечественные производители. «Законодательная база, регулирующая рынок питания, содержит много противоречивых требований, — рассказывает Федор Огарков. — В частности, это касается маркировки продукции. Нестыковки в законодательной базе могут использоваться для недобросовестной конкуренции».
«По данным Российского зернового союза, под пока еще несертифицированные экологически чистые продукты в России отведено всего 57 000 га земли, что составляет ничтожные 0,014% от общего количества земель сельхозназначения, — говорит докторант Почвенного института им. В. В. Докучаева РАСХН Ярослав Горчаков. — В Европе 35% населения в той или иной степени задумываются о приобретении биопродуктов, в США — около 42%. У нас в стране, по различным оценкам, таких людей всего 1-5%. Потенциал российского рынка зависит, прежде всего, от покупательной способности населения, которая пока не на высоте. Экологические продукты стоят в среднем в 2-3 раза дороже обычных».
ОТ РЕДАКЦИИ
А как у нас на Алтае? На Алтае у нас экологически чистые продукты имеются, и в немалом количестве. Но об этом – в следующих номерах.

Эко-, Био-, Органик – все это разные термины, обозначающие единое явление: продукты, выращенные, собранные, переработанные, упакованные в соответствие со стандартами экологического (или биологического, или органического) земледелия и производства, принятыми в Европе (разные страны применяют разное обозначение: англичане – Organic, немцы и французы – Bio, голландцы - Eco…).
Продукты organic – это натуральные, экологически чистые продукты питания, сертифицированные в соответствии с требованиями Европейской комиссии к продуктам organic, с естественным сроком хранения, полностью исключающие использование генно-модифицированных компонентов, пестицидов, минеральных удобрений, антибиотиков и гормонов роста, различного рода консервантов, антиоксидантов, ароматизаторов, стабилизаторов, красителей, улучшителей вкуса и иных добавок искусственного происхождения.
//arivera.ru/

Без химических добавок
В России для экологически чистых продуктов до сих пор нет единого названия, прописанного в законе или государственных стандартах качества. В профессиональных кругах используют разные понятия: «органический», «био» или «эко», смысл которых один и тот же. Органика относится к повседневному потреблению и удовлетворяет физиологические потребности человека в высококачественных белках, жирах, углеводах, витаминах и микроэлементах.
К ней относятся самые разные продукты: фрукты, овощи, злаки, бакалейная группа, хлебобулочные изделия, молоко, сыры и кондитерские изделия.
Все исходные компоненты производятся в соответствии с нормами экологического сельского хозяйства, которые призваны заботиться об окружающей среде.
Важным признаком органических продуктов является неприменение ни на одной ступени их производства генетически модифицированных организмов, химических удобрений, пестицидов, гербицидов.
Урожайность таких культур на 20 — 30% ниже, чем у традиционных, но из-за возрастающего спроса площади под их возделывание увеличиваются.
На финальном этапе производство экологической продукции завершается без использования посторонних химических веществ: красителей, усилителей вкуса, консервантов.
Разумеется, срок хранения такой продукции меньше, чем у традиционной. Это приводит к ряду сложностей, например, с транспортировкой. Поэтому стоимость органики на 20 — 30% выше стоимости обычных продуктов питания.
За ценообразование целиком и полностью отвечают производители. Однако цена на некоторые товары «здоровой» группы, например, продукты, обогащенные полезными бактериями, несколько выше, чем у аналогичных продуктов, не имеющих подобных полезных свойств.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2021 г.©