Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №1-2 2007 г. (январь-февраль 2007)


А вы знаете, что....
Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира вместе взятые



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№1-2 (133-134) 2007 год / 13 страница

13 страница. В помощь воспитателю. Буратино-эколог. «Природа Алтая» №1-2 2007 г. (январь-февраль 2007)В помощь воспитателю
Буратино-эколог

Деревянный мальчик Буратино хорошо знаком детям. Он никогда не унывает, поэтому у него много друзей: Мальвина, Артемон, Пьеро. Игровые обучающие ситуации с участием Буратино можно организовать в зависимости от дидактической цели занятия, которая так или иначе будет связана с его «деревянным происхождением». Кукла Буратино есть в каждом детском саду, но желательно, чтобы она была деревянной.

БУРАТИНО ЗНАКОМИТ ДЕТЕЙ С РЕЗЬБОЙ ПО ДЕРЕВУ
(для старшего дошкольного возраста)
Дидактическая цель:
познакомить детей с различными предметами, изготовленными из дерева: посудой, игрушками, мебелью, украшениями и сувенирами; развивать способность видеть красоту. Дать знания о том, что дерево обрабатывают на станках и вручную. Резьба по дереву - это искусство, ее выполняют умельцы-мастера специальным инструментом (ножами). Предметы из дерева по-разному украшают: расписывают красками, покрывают лаком, выжигают узоры. Все деревянные предметы приятны на ощупь (они теплые), красивы, доставляют людям радость.
Ход игры. Воспитатель просит ребят отгадать, кто к ним сейчас придет в гости:
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный человечек
деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?..
Воспитатель читает детям, телеграмму от Буратино, в которой он сообщает, что едет в детский сад и просит встретить его на лестнице, т.к. у него много вещей - мешок и папка. Ребята приветливо встречают куклу, помогают внести вещи, рассаживаются на стульчики. Буратино беседует с ними о том, как обрабатывают дерево на пилораме (распиливают его на доски и брус, сушат), как плотники и столяры делают разные деревянные предметы.
По ходу беседы Буратино достает из папки картинки, иллюстрирующие то, что он говорит, показывает деревянные дома с резьбой. Затем он спрашивает у ребят, есть ли у них в группе что-то деревянное. Дети вместе с куклой совершают экскурсию по помещению, воспитатель помогает им найти и показать деревянные изделия (паркетные полы, оконные рамы, мебель, игрушки). Буратино дотрагивается до них, гладит, уточняет, что делал плотник, а что столяр. Затем просит всех сесть - он хочет показать, какие замечательные предметы из дерева он принес им показать.
Буратино достает из мешка по очереди 1-2 разделочные доски, ложки, скалку (или что-то другое). Предлагает детям потрогать их руками, обращает внимание на гладкую поверхность, круглую форму - так хорошо на станке может выточить только мастер. Таким мастером был его папа Карло. Затем демонстрирует резные богородские игрушки, показывает их движения, дает детям полюбоваться ими и поиграть. Говорит о том, что придумывать и резать такие игрушки - это большое мастерство, настоящее искусство. Все игрушки симпатичные, веселые, сделаны с юмором.
Все вместе приходят к выводу, что дерево - это ценный материал, из него получаются прекрасные изделия, которые радуют всех людей. Поэтому с ними надо бережно обращаться, вовремя чинить.
Примечание. Второй вариант этой ИОС может проходить с участием человека (рабочий по зданию, чей-то папа), который покажет детям инструмент и реальную резьбу по дереву.
ПОЖАР В ЛЕСУ
(для детей старшего дошкольного возраста)
Дидактическая цель:
познакомить детей с разными свойствами дерева: оно не тонет в воде, легко воспламеняется и быстро горит. Дать представление о том, что неосторожное обращение с огнем в лесу приводит к большой беде - пожару. Люди не должны в лесу разводить костры, бросать окурки и стекла, лес - это общее природное богатство, его надо беречь.
Ход игры. Воспитатель проводит с детьми опыты и показывает, что деревянные предметы (чурочки, шарики, колечки и пр.) не тонут в воде (плавают на ее поверхности) в отличие от металлических и стеклянных предметов. Показывает детям картинки, на которых изображены лодки, деревянные суда.
В дверь стучат, приходит Буратино с папкой (или книжкой) под мышкой. Воспитатель говорит ему, что он вовремя пришел, потому что разговор идет о дереве, предлагает ему посмотреть, что и как плавает в воде. Буратино смеется - он все это хорошо знает, потому что и сам он не тонет.
Далее он рассказывает детям о свойстве дерева легко воспламеняться от огня и быстро сгорать. Подтверждает свой рассказ иллюстрациями, которые достает из папки, загадывает детям загадки:
Я не сам по себе,
я сильнее всего,
Я страшнее всего.
И все любят меня,
и все губят меня.
Я мала, да зла,
чуть-чуть свечу,
Иногда упаду и много
горя принесу.
Летом спит, зимой горит,
Пасть открывает, что дают, глотает,
Дрова быстро сжигает.

Буратино рассказывает о пожарах в лесу, о том, какое это горе для всех его обитателей - зверей, птиц, растений, грибов. И для людей - это тоже большое несчастье! Говорит о том, что причиной пожара чаще всего бывает неосторожное, небрежное поведение людей в лесу: то окурок бросят, то костер разведут, а то и осколок от бутылки оставят. Если на такой осколок падает луч солнца, то может произойти самовозгорание, а результат один - сгорает лес, потому что всякое дерево легко горит. Буратино напоминает: не зря же спички, которыми зажигают газовую плиту или печь с дровами, делают из дерева. Не зря же спички не дают детям, ими пользуются только взрослые. Потому что огонь опасен везде: и в лесу, и в деревянном доме, и в городской квартире. Буратино шепотом говорит, что папа Карло запрещал ему брать спички в руки: «Ведь он сделал меня из сухого полена!»
Перед уходом Буратино выражает надежду, что ребята поняли, как опасен огонь и как надо правильно вести себя в лесу.
БУРАТИНО ЗНАКОМИТСЯ С БУМАГОЙ
(для детей старшего дошкольного возраста)
Дидактическая цель:
уточнить представление детей о бумаге, ее различном назначении; дать знания о том, что бумагу делают из древесины, она идет на изготовление тетрадей, книг, альбомов, салфеток и пр. Воспитывать в детях экономно-бережное отношение к чистой бумаге, книгам, развивать конструктивные умения при вторичном использовании бумаги (газет).
Ход игры. Воспитатель организует небольшую выставку бумажных изделий. В разных местах группы: на столах, полках и подставках раскладывается несколько экспозиций: 1) бумага разных видов: писчая, ватман, салфетки и туалетная, бархатная и гофрированная, пергамент и папиросная, картон; 2) печатная продукция: книги разного формата и качества бумаги, в том числе подарочные издания; газеты, журналы; плакаты или географические карты; 3) картон и упаковки от конфет, парфюмерных изделий и пр.
Собрав детей, воспитатель сообщает, что сейчас будет осмотр выставки бумажных изделий, предлагает позвонить Буратино и пригласить его. Говорит, что он хорошо разбирается в дереве, а про бумагу он ничего не знает - ему полезно посетить такую выставку. Получив согласие ребят, воспитатель звонит по игрушечному телефону и просит Буратино скорей приехать - дети его ждут.
Пока Буратино «едет» воспитатель рассказывает, как делают бумагу, какой это трудный процесс, как много идет древесины. Говорит о том, что белая бумага - это ценный продукт, ее надо беречь и экономить, просто так пачкать и рвать ее не стоит. На бумаге печатают книги - это самая большая ценность для всех людей, потому что из них узнают про все на свете, по книгам-учебникам учатся дети в школе, студенты в институте.
Вместе с Буратино дети осматривают выставку, по очереди все экспозиции. Воспитатель предлагает детям брать в руки бумагу и изделия из нее, говорить, какие они (тонкие, толстые, мягкие, жесткие, гладкие или матовые и пр. особенности). Разыгрывает роль Буратино: от его имени задает вопросы, совершает игровые действия. Возле стенда с книгами воспитатель говорит кукле и детям, что книги надо беречь, в них написано много-много интересного. Их надо смотреть сидя за столом, листать аккуратно чистыми руками, чтобы случайно не испачкать и не порвать. Старые книги можно чинить, подклеивать.
После осмотра выставки воспитатель обращает внимание всех детей на стопку газет. Говорит, что это старые газеты, их уже давно прочитали, теперь их можно использовать на изготовление игрушек. Можно также сдать в приемный пункт макулатуры, они пойдут в переработку, из них сделают новую бумагу, которая годится для упаковки разных товаров. Предлагает детям сделать игрушки: голубей, кораблики или шапочки на голову - кто что может. Буратино хочет иметь шапочку. Ребята делают игрушки, воспитатель помогает им, а Буратино наблюдает и ждет.
В ДЕТСКОМ САДУ
Нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического сознания у населения планеты. Непрерывное экологическое образование - это необходимость, которую осознали не только специалисты, но и значительная часть населения Земли. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление.
МЕТОДИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА
В настоящее время продолжает интенсивно развиваться методика экологического воспитания дошкольников: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учетом специфических природных и социальных условий большой страны.
Творческим поиском методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них зачатки экологической культуры, заняты исследователи и практики. К числу таких методов можно отнести игру, в которой будут заняты и взрослые (мамы и папы, бабушки и дедушки, родственники и соседи), экологическая культура которых также будет совершенствоваться, если в детских учреждениях, которые посещают их дети, проводится эколого-педагогическая работа.
ЧЕРЕЗ ИГРУ
Самыми различными играми (спортивными, компьютерными, телевизионными) увлекаются сейчас многие. В системе профессиональной подготовки (повышения квалификации, обучения студентов) нередко используются деловые игры. Игровыми приемами оснащены многие радио- и телепередачи для взрослых (примером может служить программа для взрослых «Тушите свет» - аналог «Спокойной ночи малыши»).
Игра привлекает всех - она вызывает интерес к содержанию, заряжает положительными эмоциями, улучшает настроение. Тем более игра необходима в системе дошкольного воспитания - ведь она является основой любой деятельности ребенка этого периода жизни.
МЫ ВАМ ПОМОЖЕМ
Мы постараемся дать теоретическое обоснование возможности использования сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей, а также представить разнообразные игровые обучающие ситуации, которые могут быть использованы практиками. Здесь и игры-занятия с игрушками-аналогами, и игры-занятия с использованием сказочных персонажей, которые направлены на ознакомление детей с окружающей природой - растительным и животным миром.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2020 г.©