Озеро Колыванское – жемчужина Алтая
Читатель ставит проблему Этот материал пролежал в портфеле редакции долго. Никак не давался в руки. Но проблема, которую ставит автор, настолько важна и актуальна, что вот и пришло время.
Доколе так жить будем? Помню совершенно оглушительное впечатление, которое я испытал, впервые приехав на озеро Колыванское. И дело даже не в его красоте или красоте окружающих скал. Дело в какой-то магии (в девяностые это обозначали не совсем понятным словом «энергетика»), в которую погружаешься, оказываясь не берегах этой жемчужины края. Да что я один такой, что ли? Сколько раз наблюдал подобную реакцию у разных людей. Интересно, что наиболее ярко она выражена у тех, кто приезжает к нам издалека. У москвичей особенно. После мегаполиса, оказываясь на берегу озера, они впадают в какой-то ступор. И уезжают немного другими. Очищенными какими-то. Но это – к слову. Давайте приступим к делу.
Что имеем – не храним? Озеро зарастает различными растениями. Одно из них – наша гордость. Это орех чилим. Но он занесён в Красную книгу. Рвать его нельзя. Даже если бы нашлись деньги на очистку озера. А чистить его надо. Это сложная проблема. А есть и, казалось бы, попроще. Это моторные лодки и другие технические плавсредства. Нельзя в таком мелком озере их использовать. Это все понимают. Но… Но быстрые деньги делают своё дело. А быстро – не всегда хорошо. Зачем думать о будущем, если развитие туризма здесь идёт по пути сегодняшнего дня? Тогда логично взять то, что можно взять, не думая о будущем. Это вторая проблема, которую решить можно. И решить её легче. Местные власти об этом думают, но пока руки не доходят. Ещё одна проблема – «дикий» пляж. Убирали мы тот пляж, знаем, как там грязно. Часть территории озера относится к турбазам. Не самым крупным в крае, но чистоту на «своих» местах они наводят. За это спасибо. Но нерешаемых проблем нет, есть неправильно поставленные задачи. Давайте вместе подумаем, как решить эту проблему. Она относится к области экологической культуры. Казалось бы, что проще: привёз с собой пакеты с едой, увези обратно заполненными пустой тарой. Но… Низкая культура сказывается во многом. Например, часть отдыхающих, приехав, сразу врубает музыку. Не все понимают, что тем самым они навязывают свою культуру (часто – бескультурье) другим. Не знаю, как эту проблему решать. Думаю, что можно принять местным властям нормативный документ, определяющий правила поведения на озере. И отслеживать выполнение требований этих правил. …Озеро – ворота в формирующийся туркластер «Горная Колывань». Планируется создать здесь национальный парк. Это выгодно для широких слоёв местного населения. Но они об этом не знают, так как им не объясняют все выгоды такой формы организации особо охраняемой территории. …Колыванское озеро – особая природная территория. Её надо сделать территорией развития, а не деградации. Прочтите внимательно материал заслуженного работника культуры России Альфреда Познякова. Давайте простим автору некоторую резкость. Чувствуется, что материал написан в эмоциях. Но ведь и другое видно: Альфреда Арьевича ситуация «достала». А вас?
Сергей МАЛЫХИН
Несколько слов об авторе «Что имеем – не храним, потерявши – плачем»! (Русская поговорка) Альфред Арьевич Позняков, преподаватель Алтайского колледжа культуры, кино- и фотохудожник, заслуженный работник культуры Российской Федерации, действительный член Российского географического общества, лауреат многих региональных, всероссийских и международных кинофестивалей, автор более 30 документальных фильмов, ста статей с фотографиями о культуре, природе, этнографии. Наиболее значимые фильмы: «Рерих на Алтае» – награждён премией журнала «Турист». «В центре Азиатского материка» – награждён восьмью дипломами, в том числе дипломом Союза кинематографистов России, двух международных кинофестивалей («Визуальная антропология», г. Пярну, Эстония, и др.); «Дорога к Томам» (этнография Заполярья); «Тух-Эмтор» (археология Васюганья, Западная Сибирь); «Страна моей мечты» (об Индии); «Магия звука»; «Ландшафты Горного Алтая» и другие.
Ирина Жерносенко
Пленительная красота… и рёв моторов. Совместимы? Иногда я думаю, что неизбежный удел человечества – деградация; оно становится всё более заземлённым, прагматичным. Модель мира, принятая им, резко упрощается: из неё исчезают высшие уровни бытия – остаётся лишь одна эмпирическая плоскость. Таково сознание материалиста. Утратив связь с Богом, оно больше не ориентируется на шкалу абсолютных ценностей – и потому с лёгкостью творит зло.
Размышления о добре и зле Зло возникает по причине нашего неразумного обращения со свободой. Данную нам свободу мы понимаем и воспринимаем как своеволие. Зло приходит в мир, когда искажается смысл и назначение свободы. Поэтому в борьбе со злом важно утверждать и развивать культуру свободы. Весь опыт человечества однозначно свидетельствует: носители зла – глубоко несчастные люди. Человек превратился в простую машину для делания денег и потерял душу. Но истинное счастье не в деньгах, а в душе. Природа со всем её разнообразием – величественна, но есть мир ещё более величественный – это внутренний мир человека. Люди желают получить прибыль из того, что им не принадлежит. Подчас забывая о том, что то, что обладает ценой, не обладает ценностью! Мы дожили до той эпохи, когда всё измеряется пользой, что значит – числом валюты. Наступило новое расчётное мышление. Но полезность – не доказательство благородства. Я уверен, что никто и никогда не находил настоящего счастья в чувственных удовольствиях. Польза человеческих существ в том, чтобы отбросить свой эгоизм, свою узость и ничтожность. Человеческое эго – это тот занавес, который скрывает Свет от его подлинного «я». Человек пришёл в этот мир, чтобы найти Свет, прячущийся за нашими отрицательными чертами. Поэтому самое важное в жизни человека – изменить свой характер. Но создаётся общее впечатление, что люди стремятся к единственной цели – разрушению.
Что нам скажут потомки? Где наша наука, культура, искусство? Или пик цивилизованного общества – стремление к концу всего – к уничтожению? Финал тут печален: дегуманизация и вырождение. Человек нетерпелив, близорук и не желает видеть будущее, не думает, что он оставит после себя. Ради сиюминутного наслаждения оставит разруху. Мы – молчаливые наблюдатели не прекращающихся разрушений. Как же выйти из этого тягостного положения? Незаметно исчезли из нашего лексикона такие понятия, как «капитализм» и «коммунизм». Человечество выстроило новую модель взаимоотношений и разделилось на партнёров хороших и не очень хороших. Эта модель для меня, извините за резкость, получила название скотско-рыночных отношений, а эквивалентом её стала Земля. В этих создавшихся условиях необходимо напомнить, что скотоводческие племена подобным не занимались. Хуннский князь Моде говорил: «Земля есть основание государства, как можно отдавать её?» А тем, кто советовал отдать её, отрубал головы. Тысячелетние устои разрушились в один момент. Земля распродаётся налево и направо. Какое представление составят потомки о нашем мировоззрении? Похоже, что древнее предсказание сбывается. Мы живём в эпоху Кали-юга, и, как пишут в священных рукописях Пуранах: «В век Кали процветание будет приходить в упадок, пока род человеческий не приблизится к гибели». У читателя возникает естественный вопрос: «Чем недоволен пишущий человек?» Объясню. Недоволен – не то слово! Возмущён! И надеюсь, что здравомыслящий человек поймёт меня. Речь пойдёт о «маленькой» жемчужине Сибири, украшающей «корону» Алтая, и имя этой жемчужине – Колыванское озеро!
Продолжение на стр. 10-12 |