Наш новый деловой партнер
Об институте Уполномоченного по правам человека: история создания, структура аппарата, основные направления работы, порядок обращения.
Уполномоченный по правам человека Особенность деятельности Уполномоченного по правам человека заключается в том, что он не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти, а является органом особого рода с уникальным статусом, находящийся вне политики. Независимо от своих политических взглядов и убеждений, а также без скидки на политические или иные обстоятельства Уполномоченный по правам человека отстаивает права и свободы человека, как их определяет Конституция Российской Федерации, внутренние законы, а также международные обязательства государства. Уровень жизни наших соотечественников далек от аналогичного показателя большинства стран, что, естественно, неблагоприятно отражается на практической реализации социально-экономических прав граждан. Существуют немалые проблемы с реализацией декларированных политических и гражданских прав. Учитывая обширную территорию государства, специфику жизнедеятельности отдельных его регионов, многообразие отраслей, отнесенных к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, обилие нормативных правовых актов, возникла необходимость создания аналогичных институтов в субъектах. Региональные Уполномоченные призваны обеспечить защиту прав граждан непосредственно по месту их проживания. Учреждение должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации и каждый из них по своему усмотрению пользуется принадлежащими ему правами. В настоящее время аналогичный институт создан более чем в 60 регионах. 4 ноября 2002 принят закон, устанавливающий порядок назначения Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, компетенцию и условия деятельности. Уполномоченный назначается на должность Алтайским краевым законодательным собранием. Предложения о кандидатурах могут вноситься главой Администрации Алтайского края, депутатами, постоянными комитетами, фракциями и иными постоянными депутатскими объединениями Алтайского краевого Законодательного собрания, представительными органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, общественными организациями, зарегистрированными в установленном порядке. Фактически институт Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае действует с марта 2003 года. Структура аппарата в настоящее время представлена заместителем Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае - Уполномоченным по правам ребенка в Алтайском крае, шестью консультантами. Уполномоченный по права ребенка исполняет функции руководителя в период отсутствия последнего, а также обеспечивает защиту прав и интересов детей и работников образовательных учреждений. Консультанты осуществляют свою работу по различным направлениям: право на судебную защиту, на гражданство, на социальное обеспечение, на землепользование, на труд и занятость, на жилище и благоприятную окружающую среду, на образование и медицинскую помощь. Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае являются: 1) осуществление контроля за соблюдением на территории Алтайского края прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими организациями, должностными лицами; 2) обеспечение и усиление гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае, содействие восстановлению этих прав и свобод в случае их нарушения; 3) содействие совершенствованию законодательства Российской Федерации и Алтайского края о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; 4) участие в правовом просвещении населения Алтайского края в области защиты прав и свобод человека и гражданина, информирование органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также населения Алтайского края о положении в этой сфере; 5) использование опыта международного и межрегионального сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае не рассматривает жалобы на региональные законы. При наличии таких обращений, заявителю разъясняется право на признание нормативного правового акта органов государственной власти субъекта РФ противоречащим закону полностью или частично. Кроме того, особенностью компетенции Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, является его право на принятие мер по собственной инициативе. Оно возникает в случае массовых или грубых нарушений прав и свобод человека и гражданина, о которых стало известно, или в случаях, имеющих особое общественное значение либо связанных с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты своих прав и свобод. Большое место в деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае занимает работа с обращениями граждан. Она рассматривается как один из критериев оценки деятельности органов власти всех уровней. Деятельность института Уполномоченного по правам человека по рассмотрению обращений граждан, урегулирована законодательством, а также локальными актами аппарата и занимает свое место в структуре учреждений и органов, оказывающих гражданам содействие в реализации своих прав. Порядок подачи жалобы Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае следующий: - жалоба подается в письменном виде; - она может быть подана заявителем лично, через его представителя или направлена почтой; - в тексте должны содержаться сведения об авторе (ФИО, почтовый или электронный адрес, контактные телефоны); - в тексте должны быть указаны адрес и наименование органа, учреждения, организации, должностного лица, чьи действия (решения) обжалуются заявителем); - необходимо изложение существа действий (решений) которыми нарушены (по мнению заявителя) его права и свободы. К жалобе должны быть приложены копии решений, принятых ранее по жалобе иными административными органами. Режим работы Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае: ежедневно, кроме субботу и воскресенья с 8-00 до 17-00, в пятнице до 16-00 (перерыв на обед с 13-00 до 13-48). Адрес: 656059 г. Барнаул, ул.Партизанская, 69,E-mail:protmen@sibnet.ru.
Использованная литература 1. Голишевский М. «Верховный Суд РФ подтвердил особый статус регионального Уполномоченного», Права человека 2009, № 2; 2. Гражданский процессуальный кодекс РФ, Система ГАРАНТ Платформа F 1 ЭКСПЕРТ; 3. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2007 год, Система ГАРАНТ Платформа F 1 ЭКСПЕРТ; 4. Закон АК от 11.11.2002 № 70-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае», Система ГАРАНТ Платформа F 1 ЭКСПЕРТ; 5. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993, Система ГАРАНТ Платформа F 1 ЭКСПЕРТ; 6. «Уполномочен и независим», беседа с В.П.Лукиным, «Российская газета» от 11.02.2010 № 29(5108); 7. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; 8. Цымбалова Н. «Институт омбудсмана в современном мире: история развития и общая концепция»// www.ombu.ru/topic/php?dos; 9. Эмих В.В.»История становления института омбудсмана», Философский словарь по правам человека, АМБ, 2007.
Н. ЗУЙКОВА, консультант Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае
История и современность История омбудсмена имеет скандинавское происхождение. В переводе со шведского слово «ombudsman» имеет несколько значений: представитель, агент, делегат, адвокат, опекун или любое другое лицо, уполномоченное другими субъектами действовать от его имени и служить его интересам. Создание уполномоченного защитника приписывается Карлу XII, позаимствовавшему эту должность в Турции, куда он бежал после поражения в Полтавской битве. При турецком дворе имелся специальный человек, который с грустным видом говорил владыке правду о состоянии дел в стране. Второй страной, где возник подобный институт, стала Финляндия, принявшая Конституцию в 1919 году. Широкое распространение институт омбудсмена получает после Второй мировой войны, опыт и итоги которой показали, что поддержание международного мира невозможно без соблюдения основных прав и свобод. С этого времени мировое сообщество начинает вводить в действие механизмы защиты прав и свобод человека. В современном мире институт функционирует более чем в 120 странах. В девяностых годах прошлого века создано три наднациональных Уполномоченных: в 1993 году - Верховный комиссар ООН по правам человека, в 1994 году - Европейский омбудсмен, в 1999 году - Комиссар по правам человека Совета Европы. Сегодня сфера их компетенции не ограничивается контролем за соблюдением законных прав и интересов граждан в сфере деятельности органов государственной власти и должностных лиц. В ряде стран созданы особые отраслевые омбудсмены: потребителей и по делам прессы в Швеции, военный - в Германии, студенческий и по делам здравоохранения - в США. Учитывая мировой опыт правозащитного движения, парламентского и общественного контроля за деятельностью различных административных структур, Россия пополнила ряды стран, где создан и действует институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Соответствующий закон, регулирующий порядок назначения и объем его полномочий принят 26.02.1997. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации относится к ведению Государственной Думы. История российского государственного правозащитного института насчитывает более десяти лет. Первый Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации избран 22.05.1998. Уполномоченный по правам человека - институт конституционного права России, являющийся дополнительным государственным средством защиты прав и свобод граждан, призванный обеспечить государственное внимание к правам конкретного гражданина, способствующий повышению авторитета права в общественном сознании. |