|
Вопросы предотвращения незаконных рубок и торговли нелегальной древесиной в свете новых международных требований обсудили участники «круглого стола», организованного 31 марта WWF России и Торгово-промышленной палатой.
На заседании «круглого стола» собрались представители России, Евросоюза, США, а также Азербайджана, Армении, Беларуси, Китая, Молдовы и Украины для рассмотрения проблем совершенствования правового регулирования лесопользования с целью обеспечения его полного соответствия национальному законодательству стран-производителей, что необходимо для сохранения конкурентоспособности лесной продукции на мировых рынках. Именно этого требуют новые законодательные инициативы США и Евросоюза.
С 1900 г. в США действует закон Лейси, самый «старый» из действующих природоохранных законов этой страны, и, пожалуй, всего мира. Закон Лейси запрещает ввоз на территорию США объектов растительного и животного мира, добытых нелегальным путем. В 2008 году Конгресс США ввел новые поправки в этот закон, действие которого теперь распространяется практически на любую продукцию растительного происхождения, включая лесоматериалы и продукцию из древесины.
В конце 2010 г. Евросоюз принял регламент, определяющий ответственность импортеров, поставляющих на рынок ЕС лесоматериалы и продукцию из древесины, за ввоз продукции нелегального происхождения. Законодательство Евросоюза вступит в силу в марте 2013 г.
Основной темой, которую обсуждали в ТПП представители государственных органов власти (в т.ч. Рослесхоза, МИД России, ФТС России и др.), лесопромышленных компаний, научных и образовательных учреждений, неправительственных общественных организаций, Всемирного банка, а также представители стран-участниц программы
«Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе (ФЛЕГ) в Восточных странах Европейской политики добрососедства и в России», стал вопрос о том, как введение нового международного законодательства отразится на экспортерах лесоматериалов и продукции из древесины. Участники «круглого стола» пришли к выводу, что законодательство и правоприменительная практика стран-производителей древесины, и, в частности, России, далеко не полностью могут обеспечить документальное подтверждение легальности заготовки лесопродукции в соответствии с новыми международными требованиями.
Так, в России до сих пор нет законодательного определения «незаконной рубки», нет документов, которые бы подтверждали место заготовки лесоматериалов и их законность, а сами незаконные рубки стали распространенным явлением, наносящим значительный ущерб природе и социально-экономическим интересам страны. В свете новых законодательных инициатив Евросоюза и США несовершенство российского лесного и смежного законодательства, слабое межведомственное взаимодействие по вопросам обеспечения законного и устойчивого лесопользования, ставит под угрозу интересы лесоэкспортеров и их конкурентоспособность на мировом рынке.
Вместе с тем, в России уже сейчас есть немало примеров того, как на федеральном и региональном уровне, а также на уровне лесопромышленных компаний развиваются инициативы по обеспечению легальности древесины. Это Национальный план по проблематике ФЛЕГ, региональные инициативы (что было продемонстрировано на примере Северо-Западного и Сибирского федеральных округов), инициативы бизнеса, например, финских компаний, работающих в России по совершенствованию систем отслеживания происхождения древесины, а также развития экологически ответственного бизнеса (GFTN) и добровольной лесной сертификации.
«Одним из наиболее эффективных на данный момент инструментов обеспечения подтверждения законности и устойчивости лесопользования является добровольная лесная сертификация. Сертификация по схеме FSC существенно снижает вероятность попадания в цепочки поставок незаконной древесины и признается новым регламентом Евросоюза в качестве одной из наиболее эффективных мер по мониторингу рисков», - отмечает Елена Куликова, руководитель Лесной программы WWF России. – В России это направление успешно развивается, площадь лесов, серифицированных в соответствии с критериями FSC, в нашей стране уже превысила 30 млн. га».
«До тех пор, пока государственное управление лесами России остается слабым и неэффективным, пока не восстановлена государственная лесная охрана, пока и у государства, и у общества нет правдивой и точной информации о лесах - легальности и устойчивости лесопользования достичь не удастся. Для коренного изменения ситуации необходима сильная политическая воля и стремление, как общественных организаций, так и частного сектора», - считает Николай Шматков, координатор проектов по лесной политике WWF России.
Участниками «круглого стола» подготовлены рекомендации, которые будут разосланы широкому кругу ведомств, ответственных за предотвращение незаконных рубок и оборота лесоматериалов, в Государственную Думу, Совет Федерации, Правительство РФ, в адрес региональных подразделений ТПП, лесопромышленных компаний, общественных организаций.
Иллюстративное фото из сети Интернет
3 Апреля 2011 www.wwf.ru |
|