|
25 марта в Алтайском государственном краеведческом музее прошла презентация необычной детской книги, которая призвана стать для младших школьников путеводителем в изучении природы
Наконец-то у юных любителей природы появилась собственная «Азбука». Красочно иллюстрированная и яркая. А главное – интересная и увлекательная. Оторваться от нее непросто даже взрослому. А что уж говорить о детях, которые с живым любопытством воспринимают все, что происходит в большом мире вокруг них. Педагоги сходятся во мнении: общение с природой в детстве – это начальная ступень обогащения человека знаниями об окружающей среде. Соприкасаясь и природой, дети младшего школьного возраста постигают мир, в котором живут, открывают для себя великое разнообразие растительного и животного мира. Вот только хороших книжек, которые бы детям помогли в этом, к сожалению, очень немного. Авторский коллектив, состоящий из педагогов и методистов Алтайского краевого детского экологического центра, решил исправить ситуацию и создать такую книгу о природе Алтайского края. Перед ними стояла непростая задача – сделать эту книгу интересной, но научной, понятной, но не примитивной, познавательной, но не скучной.
- Вообще-то идея создания «Азбуки природы» для младших школьников возникла у нас уже давно, - рассказывает заведующая методическим отделом АКДЭЦ Людмила Ивановна Патрушева. – Наш центр уже на протяжении двадцати лет занимается подготовкой методических пособий так или иначе касающихся природы. За это время их было издано около шести десятков. Но все эти издания предназначены исключительно для педагогов. В 2003 году мы создали комплект материалов к программе Татьяны Викторовны Шкотовой «Гармония природы». И в результате стали лауреатами всероссийского конкурса педагогических инноваций. Но и эти материалы были адресованы учителям. И мы задумались: что же мы можем дать детям? Мы стали обсуждать эту идею и оказалось, что написать книгу для детей гораздо сложнее, чем для взрослых. Это должны быть совершенно другие издания – и по содержанию, и по оформлению. Поскольку мы имели дело в основном с детьми старшего школьного возраста, для начала решили выпустить книгу для старшеклассников. Так вышло в свет издание «Здравствуй, природа!». Во время работы над ней и сформировался авторский коллектив – группа единомышленников, которые четко понимали поставленную задачу и видели пути ее решения. А потом возникла идея написать аналогичную книжку для младших школьников. Над «Азбукой природы» авторский коллектив (О.В. Аришина, Н.В. Батлук, И.Н.Марискин, Л.И. Патрушева, М.В. Сотова) работал долго и кропотливо. Сначала «разделили» между собой все буквы алфавита, придумали названия глав и приступили к написанию текстов. Затем неоднократно собирались, обсуждали, критиковали друг друга, переписывали главы. На какое-то время им пришлось самим почувствовать себя детьми. А чтобы книжка получилась научной и доступной одновременно, консультировались с учителями начальных классов и воспитателями детских садов. Каждую главу обсуждали, переправляли, утверждали. У соавторов даже появилась шутка – «принять текст в первом чтении».
В результате появилась яркая и интересная «Азбука природы», написанная живым и понятным языком, со стихотворениями, загадками и интересными фактами, некоторые из которых известны далеко не всем взрослым. Например, знаете ли вы, что муравьи никогда не спят? Или что самые быстрые насекомые – это стрекозы, которые развивают скорость до 57 километров в час? Или что бабочки пробуют вкус пищи при помощи задних лапок? Из этой замечательной книжки ребенок сможет узнать о том, какие растения растут на территории Алтайского края, какие животные здесь обитают, что такое Красная Книга, кто такие санитары леса, а кто - индикаторы природы. Ребята узнают о бактериях, минералах, горах, озерах, реках, степях… Им в доступной форме объяснят, что такое экология и урбанизация. Да и взрослым полезно прочитать эту книгу – чтобы суметь ответить своему ребенку, познающему окружающий мир, на его бесчисленные «почему?». Да и педагогам было бы полезно это издание.
- Я много лет поработал на факультете начальных классов в Барнаульской государственной педагогической академии, - рассказывает доктор биологических наук, профессор АГАУ Виталий Александрович Рассыпнов. – При встречах с учителями младших классов и педагогами дошкольных образовательных учреждений мы обсуждали очень серьезную проблему: литературы для детей об алтайском крае не хватает. Лет 20-30 назад такие книги выпускались, но они были четно-делыми, печатались на газетной бумаге. Такие издания непригодны для детей. И вот наконец появилась такая замечательная «Азбука». И создали – не написали, а именно создали, - ее очень творческие неравнодушные люди. Мы давно ждали такую книгу и вот она вышла в свет. Перед авторским коллективом стояла непростая задача – при создании этой книги работать в зависти к соседям, у которых такие издания уже есть. Как, например, в Томской или Кемеровской областях. И авторы «Азбуки» с этой задачей справились на «отлично». Педагоги дополнительного образования, воспитатели детсадов, учителя начальных классов найдут в этой книге надежного помощника в деле ознакомления детей с родной природой. Эта книга буквально пронизана любовью авторов к Алтайскому краю. Да и научные факты они передают в адаптированной для детей форме, при этом не искажая их смысла. По замыслу авторов «Азбука природы» призвана стать для детей своеобразным путеводителем к познанию окружающего мира. На страницах книги можно совершить путешествие в горы, побывать на лугу и в лесах, познакомиться с различными группами живых организмов. И все же в «Азбуке»собраны только азы, то есть самые первые знания, но они как раз и помогут пробудить в ребенке интерес в природе края, а продолжить ее изучение можно самостоятельно, ведь существует много талантливых изданий о природе Алтайского края.
Но, к сожалению, эта замечательная азбука алтайской природы дойдет далеко не до всех потенциальных читателей. Написать книгу для детей было непросто, но еще сложнее оказалось найти желающих профинансировать ее появление в свет. В результате книга была издана на средства краевого бюджета (а именно – Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края) по программе «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края на 2010-2012 годы». Тираж книги очень не велик – всего 250 экземпляров, и судьба каждого из них уже предопределена. Книги будут распределяться на условиях строгой отчетности. И все же авторы «Азбуки» надеются, что из творение найдет своих благодарных читателей, которые смогут по достоинству оценить их труд.
- На мой взгляд, самый большой недостаток «Азбуки природы» - малый тираж, - считает заместитель директора АКДЮЦ Наталья Владимировна Батлук. – Основная часть тиража будет отправлена в районы и территории края. «Азбуку» получат наши учреждения – опорные эколого-биологические площадки, станции юннатов, при условии, что они передадут часть книг библиотекам своих районов и городов, а отдельные экземпляры вручат в качестве призов победителям различных экологических мероприятий – например, конкурсов или акций.
Авторы «Азбуки природы» не собираются останавливаться на достигнутом. Сейчас они планируют сделать свою книгу известной, причем не только в среде педагогов и экологов, но и на уровне государственной власти. Виталий Александрович Рассыпнов предложил отправить один экземпляр для ознакомления губернатору Алтайского края Александру Карлину.
- Сейчас наша задача – найти людей, которые согласились бы помочь нам издать «Азбуку природы» большим тиражом, чтобы она попала в руки всех детей, которые интересуются природой родного края, - говорит Наталья Дмитриевна Батлук. – А авторы продолжать работать над ней, совершенствуя ее содержание. Уверена, что второе издание будет еще интереснее, познавательнее и красочнее. А помогут им в этой работе отзывы читателей – как взрослых, так и детей.
28 Марта 2011 газета «Природа Алтая» |
|