|
Продолжаем знакомить с публикациями очередного выпуска газеты "Природа Алтая".
В Алтайском краевом детском экологическом центре 12 мая подвели итоги XXII краевой компетентностной олимпиады обучающихся. Она проходила по 10 компетенциям в два этапа: окружной и краевой. Окружной состоялся в феврале-марте 2020 года в семи образовательных округах Алтайского края. Участие в нём приняли более 500 школьников из 34 муниципальных образований и городских округов края.
Очно или заочно? Размышляют педагоги
Мы поговорили с членами жюри олимпиады об особенностях олимпиады этого года.
На вопросы ответили методисты АКДЭЦ: Ольга Владимировна Аришина, член жюри по компетенции «Экология и архитектурно-экологическое проектирование», Ирина Егоровна Марискина, член жюри по компетенции «Орнитология», Елена Сергеевна Ашенбреннер, член жюри по компетенциям «Микроскопическая техника» и «Практическая химия». А также Оксана Михайловна Завалишина, член жюри по компетенции «Цветоводство с основами ландшафтного дизайна», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры плодоовощеводства, ботаники и биотехнологии растений Алтайского государственного аграрного университета, и Олеся Витальевна Южкова, член жюри по компетенции «Экология животных», методист по экологическому просвещению Тигирекского заповедника.
Важное направление
– Что значит для ребёнка его участие в подобной олимпиаде? О.В. Аришина: – Участие в компетентностной олимпиаде – это актуализация знаний в области естественных наук, возможность на практике продемонстрировать системность мышления, умение ориентироваться в проблемной ситуации, «конструировать» решение.
И.Е. Марискина: – В первую очередь подготовка и участие в олимпиаде – это общее развитие ребёнка в области биологии, совершенствование своих знаний и умений. Считаю именно биологию самой важной из наук для человека, её надо изучать с самого маленького возраста.
А уже потом другие науки естественнонаучного цикла, в том числе экологию. Некоторые участники олимпиады собираются связать свою будущую профессию с биологией. Им интересно и важно участвовать в олимпиаде и, конечно, занимать призовые места. Поэтому дети долго готовятся, старательно изучают материалы. В этом году порадовало неплохое знание участниками Красной книги Алтайского края.
Е.С. Ашенбреннер: – Во-первых, участие именно в компетентностных мероприятиях – это для ребёнка важный этап на пути профессионального самоопределения. Сегодня предоставление таких возможностей имеет очень большое значение и для ребёнка, и для его родителей. Найти круг своих интересов, попробовать себя в разных видах деятельности – определённая ступенька на этом пути, она закрепляет знания и навыки.
Во-вторых, только практическая деятельность может привести к высоким достижениям в ходе освоения профессии. Изучение теории, тестирование, просмотр фильмов, прослушивание лекций – это ещё не полное погружение в выбранное дело. Именно практика даёт незаменимый опыт.
О.М. Завалишина: – Участие в подобных олимпиадах формирует у ребёнка навыки профессиональной деятельности. Дети не только знакомятся с учебным материалом в целом, но и распределяются по компетенциям в соответствии со своими интересами. Это отлично выявляет профессиональные склонности.
Поэтому, я считаю, детям важно принимать участие в таких мероприятиях, чтобы попробовать свои силы. Да и соревновательный элемент олимпиады выполняет развивающую функцию.
О.В. Южкова: – Прежде всего, участие в олимпиаде значительно расширяет кругозор, даёт ребёнку дополнительный стимул для углублённого изучения предмета и возможность оценить свои силы, потренироваться в решении нестандартных задач.
Как дети справились? – Трудными ли были задания для детей, как они справились? О.В. Аришина: – С теоретическими заданиями в тестовой форме дети справились в основном хорошо, были небольшие затруднения по вопросам об альтернативных источниках энергии, о действии экологических факторов на организмы. При выполнении практических заданий участ¬ники испытывали затруднения при устных комментариях своих ответов. И.Е. Марискина: – Не скажу, что задания были очень сложными. Почти все заканчивали тестирование заранее. На практическом туре немногим не хватило времени для ответа на вопросы. Е.С. Ашенбреннер: – Задания могли показаться детям неожиданными, поскольку в этом году олимпиада проходила в дистанционном формате. Но паники, страха, желания отказаться от выполнения заданий мы ни у кого не заметили: дети с удовольствием показывали свои знания в тестах, пробовали себя в практических заданиях. Задания были разработаны именно с компетентност¬ным подходом, то есть то же самое, что дети делали бы руками, было представлено в виртуальном формате. Мне кажется, детям задания понравились. Кроме того, если кто-то и был не готов к тем или иным вопросам, то он взял данные моменты в свой багаж для отработки по направлению, на котором специализируется. О.М. Завалишина: – Задания были разработаны и составлены в соответствии с возрастом участников. И одиннадцатиклассники, и дети помладше справились в большей или меньше степени, показали в целом хорошие результаты. О.В. Южкова: – Задания практического блока для многих участников оказались сложнее, чем вопросы теоретической части. В целом ребята показали высокие результаты. Какие проблемы? – Какие проблемы в образовании открыло для вас участие в качестве жюри в этой олимпиаде? О.В. Аришина: – Разобщённость детей и их наставников очень сказывается как в плане подготовки технической части (само участие в олимпиаде), так и при подключении ребёнка к выполнению заданий.
На мой взгляд, большую роль играет личное общение, настрой ребёнка, его «форма», в которую он пришёл к моменту олимпиады. Не всегда родители могут в оставшиеся часы до олимпиады настроить ребёнка морально, «подтянуть» слабые моменты. Пара участник-наставник хуже работает в дистанте. И.Е. Марискина: – В школьной программе биология – это так называемый «одноразовый» предмет, на который отводится один час в неделю. Этого очень мало. Систематически биологию не изучает сейчас практически никто, отсюда многие проблемы в жизни человечества. Люди не имеют определённой структуры знаний в области биологии, и, соответ¬ственно, не представляют себе последствия своих действий при вторжении в экологические системы. Это часто приводит к экологическим катастрофам – локального или более крупного масштаба. Е.С. Ашенбреннер: – Детям не хватает практики. Это понимают и родители, которые переживают за их будущее, и педагоги. Как раз в рамках дополнительного образования дети могут проявить свои таланты по более широкому спектру направлений, чем в рамках основной школьной программы. Куда идти? – В каком направлении необходимо развивать дополнительное образование? О.В. Аришина: – В направлении профориентированности, развития компетентности обучающегося в предметных областях, а также в направлении лучшей аналитики и коррекции образовательной траектории каждого ребёнка. И.Е. Марискина: – Конечно, я скажу, что в направлении естественнонаучного образования. Я считаю, что каждый человек должен знать окружающую природу и уметь с ней правильно взаимодей¬ствовать. Е.С. Ашенбреннер: – Дополнительное образование должно развиваться с учётом изменяющихся интересов современного подрастающего поколения, удовлетворяя образовательные потребности родителей. Задача дополнительного образования считается решённой, если ребёнок нашёл себя в определённой сфере деятельности, обозначил интересы и, став старше, увидел себя в той или иной профессии. Кроме того, сейчас время новых профессий, или компетенций. Как пример, если вчера мы ребятам рассказывали о профессии эколога, то сегодня будет уместным обучать по направлению «Экологическая биотехнология». О.В. Южкова: – Думаю, что дополнительное образование стоит развивать по следующим направлениям: партнёрство различных объединений, учреждений допобразования, сотрудничество с научными и общественными организациями для повышения качества образовательного процесса. Расширение программ и внедрение междисциплинарных проектов, повышение уровня их доступности, в частности путём применениях дистанционных технологий. Оценки и мнения о дистанте – Насколько успешно прошла олимпиада с использованием дистанционных технологий? Приемлемо ли применение дистанционной формы проведения в будущем? О.В. Аришина: – Олимпиада прошла отлично, технических сбоев практически не было. Дети также не испытывали затруднений. Но я всё-таки склоняюсь к очному участию. Возможность демонстрации именно компетентности, практических навыков, работы с оборудованием – всё это прерогатива очного формата. И.Е. Марискина: – Несмотря на то что олимпиада в дистанционном формате прошла успешно, я думаю, что общение «вживую» даёт гораздо больше и педагогу, и ребёнку. Этот опыт невозможно получить с помощью платформы для видеосвязи. Е.С. Ашенбреннер: – Олимпиада прошла хорошо. Не неожиданно хорошо, а просто хорошо, в общем-то на это мы и рассчитывали. Никаких проблем со стороны участников или со стороны членов жюри во время видео¬связи и проведения олимпиады не было выявлено. Были технические нюансы, но они быстро решались. Задания, которые предлагались участ¬никам, не раз до этого апробировались. Качественная подготовка к мероприятию с нашей стороны позволила провести его на высоком уровне. В дальнейшем, я думаю, дистанционный формат может применяться, но не как основной. Мы нацелены на практику. Такой формат может быть дополнением: например, в качестве отборочного этапа. Он тоже расширяет кругозор ребёнка, а педагогу даёт новые возможности для совершенствования, более глубокого познания своего направления. О.М. Завалишина: – Олимпиада с применением дистанционных технологий прошла достойно. Педагоги АКДЭЦ постарались: за такой промежуток времени, когда все вынужденно перешли на дистанционную форму обучения, они подготовили задания, которые в этой форме можно реализовать. Дети тоже были готовы к дистанционной форме проведения мероприятия, за это спасибо школьным учителям. Благодаря совместным усилиям олимпиада прошла на высоком уровне. Проведение мероприятий в дистанционной форме приемлемо, но всё-таки лучше, конечно, живое общение. Я в жюри олимпиады не один год, и могу сказать, что детям больше нравится что-то делать руками, выполнять практические задания, проявлять творческие способности. Это более интересно, более наглядно. Но когда возникают подобные нынешней ситуации, можно как дополнительный вариант применять и дистанционную форму. О.В. Южкова: – Олимпиада с использованием дистанционных технологий прошла успешно. Заблаговременно были учтены все технические и организационные моменты. Важно, что члены жюри смогли в полной мере оценить уровень знаний участников олимпиады благодаря грамотно выстроенной обратной связи. Это и отслеживание в режиме реального времени выбора и написания правильного ответа, и возможность для жюри задавать уточняющие вопросы участ¬никам. В будущем в некоторых случаях такая форма вполне может стать достойной альтернативой. Справочная информация Напомним, что олимпиада является одним из системообразующих мероприятий, направленных на выявление и поддержку одарённых детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам естественнонаучной направленности.
Статистика
В апреле состоялся краевой этап олимпиады, который был впервые организован в онлайн-формате для 81 школьника. Каждый участник согласно заранее составленному расписанию выходил на связь с членами жюри с помощью дистанционных технологий. Школьники выполняли задания теоретического тура, заполняя электронные формы. Задания представляли собой тесты с выбором одного или нескольких верных ответов. В практическом туре необходимо было не только выполнить предложенные задания, но и пройти собеседование с жюри. Ребятам – финалистам олимпиады – было что рассказать, ведь именно благодаря своим знаниям они и получили приглашение на краевой этап.
Победители и призёры по компетенциям Поделимся результатами краевой компетентностной естественнонаучной олимпиады обучающихся. «Картография и геодезия» 1-е место – Кирилл Зубцов, 9-й класс, филиал «Новосклюихинская ООШ» МБОУ «Половинкинская СОШ», Рубцовский район. 2-е место – Артём Пятковский, 9-й класс, МБОУ «Лицей № 112», г. Барнаул. 3-е место – Кирилл Гришаев, 7-й класс, МБОУ «Лицей № 112», г. Барнаул. «Лекарственные растения» 1-е место – Софья Зайцева, 9-й класс, МБОУ «Гимназия № 11», г. Бийск. 2-е место – Ксения Любайкина, 10-й класс, МКОУ «Плотавская СОШ», Баевский район. 2-е место – Абдулла Керимов, 10-й класс, МБОУ «СОШ № 13», г. Славгород. «Микроскопическая техника» 1-е место – Станислав Елизарьев, 11-й класс, МБОУ «СОШ № 17», г. Бийск. 2-е место – София Яткунайте, 6-й класс, КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр». 3-е место – Анна Никонова, 9-й класс, МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов». «Минералогия» 1-е место – Юлия Авдеева, 9 класс, МБОУ «Лицей № 112», г. Барнаул. 2-е место – Анастасия Фатуева, 10-й класс, МБОУ «СОШ № 15 с УИОП», г. Заринск. «Овощеводство» 1-е место – Анастасия Сурмачева, 11-й класс, МБУ ДО «Детский эколого-туристический центр», г. Бийск. 2-е место – Мария Скачилова, 9-й класс, МБОУ «Лицей № 112», г. Барнаул. 3-е место – Яна Образцова, 11-й класс, МБУ ДО «Дет¬ский эколого-туристический центр», г. Бийск. «Орнитология» 1-е место – Алина Шестакова, 9-й класс, МБОУ «Гимназия № 11», г. Бийск. 2-е место – Наталья Стрельцова, 11-й класс, МБОУ «СОШ № 15 с УИОП», г. Заринск. 2-е место – Захар Кононенко, 8-й класс, МКОУ «Топчихинская СОШ № 1 иломени Героя России Дмитрия Ерофеева», Топчихинский район. 3-е место – Кристина Гладышева, 8-й класс, МБОУ «Гимназия № 8», МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Малая Академия», г. Рубцовск. 3-е место – Андрей Беспалов, 8-й класс, МБОУ «Сибирская СОШ», Советский район.
Результаты «Практическая химия» 1-е место – Иван Логинов, 11-й класс, МБОУ «Лицей № 86», г. Барнаул. 2-е место – Дмитрий Райков, 9-й класс, МБОУ «Лицей № 86», г. Барнаул. «Цветоводство с основами ландшафтного дизайна» 1-е место – Кристина Дмитриенко, 11-й класс, МБУ ДО «Детский эколого-туристический центр», г. Бийск. 2-е место – Дарья Безматерных, 11-й класс, МБОУ «СОШ № 75», КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр». «Экология животных» 1-е место – Ксения Сухорукова, 10-й класс, КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр». 2-е место – Анастасия Кобякова, 7-й класс, МБУ ДО «Детский эколого-туристический центр», г. Бийск. «Экология и архитектурно-экологическое проектирование» 1-е место – Екатерина Сметанина, 11-й класс, МБОУ «СОШ № 15», г. Славгород. 2-е место – Андрей Чуваев, 7-й класс, МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов». 3-е место – Мария Лапшина, 9-й класс, МБОУ «Верх-Обская СОШ имени М.С. Евдокимова», Смоленский район. Комментарий Наталья Владимировна Батлук, заместитель директора АКДЭЦ, пояснила, почему олимпиада называется компетентностной: «Это слово появилось в названии олимпиады относительно недавно в связи с изменениями и новыми подходами в системе образования.
Поток информации из СМИ и Интернета так велик, что любое знание при желании весьма доступно. Да, дейст¬вительно, сегодня педагог не передаёт сумму знаний – он учит учиться, искать и усваивать нужную информацию. Обучение способствует формированию научного аппарата, решению познавательных проблем.
Чтобы ребёнок не «заблудился» в потоке информации, педагог научит ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни: экологических, межкультурных и иных.
Так вот, компетенция – это и есть осведомлённость, знания и умения по определённому кругу вопросов. Мы не можем научить ребёнка всему, что известно сегодня в биологической науке. Думаю, даже нет такого человека, который бы знал всё. Но некоторые компетенции можно сформировать даже у пятиклассника. Например, если ребёнок увлекается орнитологией, то он знает общие морфологические особенности птиц, наиболее популярных представителей Алтай¬ского края. А ещё умеет их определять, разбирается, какие птицы занесены в Красную книгу Алтайского края и нуждаются в охране.
В нашей олимпиаде 10 таких интересных и вполне конкретных компетенций, а круг вопросов определяют педагоги исходя из возрастных особенностей детей, программ дополнительного образования».
Татьяна Лавренова, специалист пресс-службы АКДЭЦ
27 Мая 2020 |
|