|
Третий день экспедиции, 9 августа, начался для юных экологов из Алтайского края с занятий в лагере. Для начала ребята отрепетировали агитбригадное выступление, затем занялись дневниками, которые ведут на протяжении всей экспедиции. А после этого поупражнялись в создании кукол для экологического театра — вместе с педагогом АКДЭЦ Валентиной Ивановной Мещеряковой они будут разыгрывать кукольные представления во время своих выступлений.
Вторая половина дня была ещё более насыщенной: экспедиция выехала в Новосибирск. Первой остановкой стал музей Солнца. Интересно, что это единственный в России культурно-исторический экспоцентр Солнца. Основу его составляют коллекции изображений этой звезды и символов солнечных богов древних цивилизаций. Около 2000 экспонатов на основе археологических находок по всему миру сделаны из разных материалов, больше всего дерева. Это этнические изображения Солнца (многие культуры представляли его богом) и Солнечной системы — в наскальных рисунках древних народов, в одежде и ритуальных предметах. Большая часть музейных коллекций — оригинальные изделия современных мастеров, вдохновлённых солярной (то есть связанной с солнцем) тематикой. В том числе 500 — авторские работы по дереву одного из основателей музея Валерия Липенкова.
Многие культуры схожи между собой в символике и традициях. Об этом рассказывал ребятам исполнительный директор экспоцентра Эдуард Грингарш: — В древности на Востоке была создана философия трёх солнц, которая для многих народов легла в основу всех религиозных, философских и научных систем. В индуизме эти солнца олицетворяют боги Брахма, Вишну и Шива, у славян — Род, Сварог и Ярило, в христианской традиции — Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух.
В музее юные экологи познакомились с индийской, непальской, индейской и древнерусской солнечными традициями. Так, например, египетские фараоны считались сыновьями бога Солнца Ра на земле. Символом физического солнца в культуре Индии считалась сурья — мужское изображение лица с усами. Слово «солнце» с древнего санскрита переводится на русский как «энергия».
— Вся культура наших предков была построена на солнечных знаках. И даже хороводы — ритуал взаимодействия с солнцем. Их устраивали для того, чтобы не только всё живое на земле напитывались солнечной энергией, но и земля, и вода и прочее, — рассказывает Эдуард Геннович.
Среди экспонатов музея есть несколько музыкальных инструментов, связанных с «солнечными» культурами. Например, била — древнерусский инструмент, состоящий из металлических пластин, в которые бьют специальными палочками. Билу ещё называют плоскими колоколами — из-за схожести звука.
Несмотря на большую коллекцию музея, заместитель директора экспоцентра Светлана Данилова говорит о его расширении:
— Есть ещё много солнечных знаков и символов, с которыми можно познакомить людей, например, из африканской культуры, предметов которой у нас пока немного. Надеемся, музей станет брендовым знаком Новосибирска. Нам известны коллекции солнечных ликов в разных городах, а наша идея шире — представить целые культуры, в основе которых лежит поклонение солнцу. Интересно сравнивать их и видеть сходства у совершенно разных народов.
— Почитание солнца подразумевает бережное отношение к природе, это наши корни и обязательства перед предками, — считает Эдуард Грингарш. — Поэтому мне нравится идея, которую развивают на Алтае — близкое знакомство детей с природой. Так они учатся её понимать и любить.
За экскурсией в музее последовала встреча с представителями Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области — начальником управления государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Евгением Стукалиным и начальником отдела мониторинга особо охраняемых природных территорий Еленой Маркеловой. За полтора часа специалисты и молодые экологи успели обсудить итоги Года экологии и ООПТ, экологические проблемы Новосибирской области и Алтайского края (доминирующая в обоих регионах — стихийные свалки), участие детей в создании Красных книг (в Алтайском крае эта практика успешно сработала в 2017-м году), гражданскую науку и другие темы.
— Вовлечение детей в экологическую работу даёт мультипликативный эффект. Этот путь должен привести к определённому результату, вплоть до сокращения или даже полного исчезновения несанкционированных свалок, — уверен Евгений Стукалин.
Кстати, в Новосибирской области, как и во многих других регионах, в том числе и Алтайском крае, работает всероссийский проект «Эколята», с помощью которого дошкольники изучают природу, её особенности и проблемы. Закомство с ними начинается с азов в детском саду, затем в школе уровень преподавания экологии из года в год повышается, дети готовят исследовательские проекты, посещают охраняемые территории и набираются опыта в общении со специалистами. — Мы работаем и с молодёжью, один из проектов, которым мы занимаемся постоянно, — студенческая экологическая конференция на базе НГУ, открытая для всех регионов и стран, — уточняет Елена Маркелова. — Надеюсь, ваши молодые экологи тоже примут в ней участие.
Евгений Стукалин посоветовал ребятам посетить несколько интересных природных мест в Новосибирской области, например, уникальное солёное озеро Горькое и предложил свою помощь в изучении региона.
А вечером, в лагере, алтайские школьники встретились с ребятами из объединения «Юные экологи Сибири» из села Новолуговое Новосибирского района, с которыми движение «Начни с дома своего» работает уже два года. Новосибирцы поделились своими впечатлениями о слете волонтеров, с которого они приехали накануне. На этом форуме они вместе с руководителем Ириной Борисовой три дня учились работать по разным направлениям добровольчества, где всегда нужны волонтёры. Среди них экологическое, патриотическое, социальное, событийное. Об этом и рассказали сверстникам юные новосибирцы
— Все направления волонтёрства так или иначе связаны, хотя мы больше работаем по экологическому направлению, не лишним для ребят будет знать, как организовать любое мероприятие, как помочь человеку адаптироваться к проблемным ситуациям в жизни, как найти союзников для своих идей, — считает Ирина Борисова.
Руководитель экспедиции Сергей Малыхин подвел итоги дня: — Сейчас у ребят идёт адаптационный период к жизни в полевых условиях, поэтому мы стараемся сделать его очень насыщенным. Опыт показывает, что при таком подходе дети быстрее приспосабливаются к новой для них обстановке, как ни странно, они не болеют, а команда создаётся буквально в течение нескольких дней. Кроме текущей работы мы показали им уникальный, на мой взгляд, музей Солнца, а также провели встречу с сотрудниками природоохранных структуру области. Последнее может быть для них не так интересно, но крайне важно для движения «Начни с дома своего» и, считаю, всего Алтайского края. Думаю, что соседние регионы должны сотрудничать более тесно, иметь совместные проекты, например, в области экологии.
10 Августа 2018 Ирина Шильреф Фото автора |
|