|
Плохие экологические условия, загрязненность воздуха, слабая инфраструктура создают для Улан-Удэ отнюдь неблагоприятный имидж. В этом году, как и в 2016 Росстат объявил тройку городов с самым грязным воздухом, куда вошли Чита, Улан-Удэ и Магнитогорск. Основная причина печального лидерства Бурятии в рейтинге — не промышленность, как в других в регионах, а выбросы бензапирена, образующиеся от угольных котельных в частном секторе. Власти города заверяют, что проблему будут решать централизацией отопления, план которой расписан до 2020 года.
Столь неутешительные для нас данные были обнародованы в ходе исследования Росстата «Социально-экономическое положение в России в первом квартале 2018 года». В областном центре Забайкалья содержание опасного вещества под названием «бензапирен» превышено в 57 раза. В Улан-Удэ концентрация вредного вещества больше нормы в 37 раза, а в Барнауле – в 52. Бензапирен относится к первому классу опасности – наравне с ртутью, плутонием, полонием, стрихнином и оксидом свинца. При попадании в человеческий организм оно способно вызывать возникновение злокачественных опухолей. По данным исследования, самыми загрязненными по бензапирену оказались именно сибирские города. Тройку «лидеров» объединяет одно – у нас очень холодно, и жилье отапливается в основном углем, чаще всего низкосортным и плохо сгорающим в топках.
Сегодня более 20 тысяч частных домов в бурятской столице отапливаются углём и дровами, при горении которых образуются канцерогены. Поскольку Улан-Удэ расположен в Иволгино-Удинской межгорной впадине, циркуляция воздуха в городе затруднена. Из-за этих особенностей ландшафта вредные вещества скапливаются в приземном слое атмосферы, а при высокой влажности и вовсе образуется смог.
Кроме того, многие «частники» используют самодельные печи и котлы, которые не обеспечивают полное сгорание топлива из-за различных эксплуатационных ограничений. Это тоже не лучшим образом сказывается на состоянии воздуха. Так, к примеру, использование угля приводит к выбросам серы и других токсичных загрязнителей. Даже при хорошем сгорании эти загрязняющие вещества не разрушаются. Они оказывают негативное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и способствуют развитию онкологических заболеваний.
Альтернативное топливо
Чтобы уменьшить вред от использования угля, Минприроды Бурятии неоднократно призывало улан-удэнцев, проживающих в домах с печным отоплением, переходить на топливные гранулы (иначе – пеллеты), древесные брикеты (так называемые евродрова), газ или же вовсе осуществить переход на централизованное отопление. При этом топливо жителям бурятской столицы советовали «сжигать с умом».
По словам депутата Народного Хурала Игоря Бобкова, качественный, хорошо сгорающий уголь, добываемый в наших регионах олигархическими структурами, населению, как правило, не достается, поскольку он экспортируется за рубеж. Туда же уходит и газ, который при сгорании практически не выделяет вредных примесей. Бурятии остается лишь топить грязным топливом зимой, нанося вред людям. Минимизировать ущерб помог бы льготный ночной тариф на электроэнергию.
– Нам следует переходить на использование льготного или даже нулевого тарифа на электроэнергию в ночное время, как в Улан-Баторе, – убежден политик Игорь Бобков. – Иначе мы тут все задохнемся в Улан-Удэ, поскольку ущерб от бензапирена населению города в виде болезней и увеличение дней нетрудоспособности из-за роста числа заболеваний дыхательных путей, а также онкологии – просто колоссальный. И необходимо срочно предпринимать меры! Назрело наведение порядка с тарифами на поставку в Бурятию сжиженного газа. Тогда он станет не столь дорогим, как сейчас, и часть потребителей перейдет на него. Ведь при сжигании газа практически не образуется вредных веществ.
Мнение экологов
Бурятские экологи полагают, что основной источник поступления в атмосферу Улан-Удэ бензапирена – это не мелкие котельные и топки, а выбросы автотранспорта. По данным ГИБДД, сегодня в Улан-Удэ стоят на регистрационном учете около 100 тысяч автомобилей, которых с каждым днем становится больше.
В Улан-Удэ значительная часть автотранспорта устарела и выделяет повышенное число токсических выбросов. Кроме того, в городе не налажен экологический контроль за содержанием токсических веществ в выхлопах автомобилей, и здесь необходимо внедрение на предприятиях производственного контроля с помощью газоанализаторов. Эксперты полагают, что самый реальный способ сделать воздух наших улиц чистым, как в некоторых европейских городах, – это перевести автотранспорт на электрическую тягу, а также использовать машины, работающие на сжиженном газе и гибридных двигателях. Но для этого федеральный центр должен ввести нулевые пошлины на электромобили и гибриды. Ведь электромобили в стране не производятся, поэтому придется завозить. Правда, в этом случае эти шаги пойдут вразрез с интересами околокремлевских нефтяных олигархов, что просто немыслимо для нынешнего чиновничества, сообщает «Газета Номер Один».
А пока Росстату и другим федеральным ведомствам еще долго придется лишь констатировать катастрофическую ситуацию с воздушным бассейном сибирских городов, ничего не делая для ее изменения. Но на региональном и муниципальном уровне что-то можно сделать уже сегодня, ведь, как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
sm-news.ru
7 Июля 2018 |
|