Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 2013 г. (ноябрь-декабрь) 2013 год


А вы знаете, что....
Мужчины примерно в 10 раз чаще женщин страдают дальтонизмом



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:




Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2013 год
№11-12 (215-216) 2013 год / 88-89 страница

Более 100 лет на кулундинской земле

По данным переписи 2010 года, в Алтайском крае проживает около восьми тысяч казахов. Эта диаспора – одна из самых активных и деятельных по числу культурных мероприятий и национально-культурных центров. Немалую лепту в этнокультурную самоидентичность народа вносят жители села Кирей Кулундинского района, в котором проживают только казахи.

Маленькая вселенная по имени Кирей

Большие планы маленького села
Предки ныне живущих в Кирее обитали в Семипалатинском уезде, на земле, называемой «Каракемер». Главным занятием казахов было кочевое скотоводство. Они разводили лошадей, верблюдов, овец, коз, кочевали целыми аулами. Во второй половине ХIХ века в надежде уйти от давления феодалов и баев они переселились на восточный берег реки Иртыш, в район местечка Жалбы.
В марте 1904 года Совет аксакалов нескольких родов избрал делегацию и послал ее в Барнаульский уезд с целью получения разрешения на поселение в Кулундинской степи. Весной 1905 года сюда направились жители 13 аулов – 180 семей, делившихся по родовому сословию на уаков, киреев, найманов. Через несколько лет на постоянное жительство в эти места стали переселяться русские и украинские крестьяне.
Казахи стали общаться с переселенцами, научились земледелию, по примеру русских стали строить дома, и в 1916 году полностью перешли на оседлый образ жизни. По народному сказанию, воры Сейтенской волости (прим.: Павлодарская область Республики Казахстан) угнали табуны лошадей у казахов, называвших себя киреями. Последние организовали погоню и отбили табун в местах, в которых сейчас живут. Наступили холода, они вынуждены были остаться зимовать и стали называть эти места Киреями.
В 1916 году один из старейших жителей Алпысбай Джансаринов построил мечеть – мусульманскую начальную школу, в которой мулла обучал арабской грамоте мальчиков. В 1918 году образовалась Кураталская волость, в которую вошел аул Кирей, а летом здесь была установлена советская власть. С тех пор прошло больше ста лет. Кирейцы пережили НЭП, коллективизацию, войну, тяжелые послевоенные годы, целину, перестройки, реформы.
Сегодня село Кирей – это 75 дворов и 300 жителей вместе с детьми. После распада Советского Союза в Казахстан уехали не многие, кое-кто уже вернулся, появляются хозяева у пустующих домов, строятся и новые. В селе сохранены объекты соцкультбыта: две библиотеки, двухэтажный Дом культуры, школа, детский сад, медпункт, работает животноводческая ферма. Безработицы нет, все жители имеют подсобное хозяйство, у многих во дворах по 2-3 машины.
Продуктового магазина в селе нет, люди сами от этого отказались. Имея машины, ездят в Кулунду, в свою очередь снабжая районный центр натуральными продуктами. В выходные кирейцы стоят на базаре, и постоянные покупатели, среди которых врачи и учителя, предпочитают покупать именно у них.
В селе нет трудных детей и неблагополучных семей. Сельчане на жизнь не жалуются, только говорят, что рожают не так много, как при советской власти.
– Еще лет десять назад у нас в селе было четыре матери-героини, – рассказывает директор школы Нургайша Гайсаевна Баринова. – Представьте, три семьи живут по соседству, дети все вместе играют на улице – это около 30 ребятишек разного возраста. По словам мам, понять, где чьи, можно было только вечером, когда они возвращались по домам. Сейчас в семьях по 2-3 ребенка, но с появлением материнского капитала стала наблюдаться пусть и медленная, но тенденция к увеличению рождаемости.
Жители села искренне говорят о патриотизме и любви к своей исторической родине, но на неоднократные предложения родственников из Казахстана переехать кирейцы отвечают отказом, сохраняя село для внуков и правнуков.
Фантастика, – скажет читатель, и будет неправ. У этой действительности есть стержень, который не просто сохраняет село, но позволяет его жителям строить далеко идущие планы, в которых нет беспокойства за будущее детей. Это в первую очередь семья и школа, которая является для жителей села центром маленькой вселенной по имени Кирей.

Сердце Кирея
Начальная школа на 20 детей в селе Кирей открылась в 1925 году. Сначала в ней обучались только мальчики, но через 2-3 года стали ходить и девочки. Нынешнему зданию школы 45 лет, и сегодня учебное заведение, аналогов которому в России нет, активно готовится к своему 90-летию.
По словам директора школы, заслуженного учителя Российской Федерации Нургайши Бариновой, средней Каракульская школа стала только в 1989 году.
– С момента своего образования школа существует в качестве казахской национальной, – рассказала Нургайша Гайсаевна. – Я убеждена, что без знания родного языка сохранить древние обычаи и традиции, да и село, было бы невозможно. До недавнего времени преподавание у нас велось по программам, учебникам и пособиям Республики Казахстан. Все предметы, кроме русского и немецкого языков, изучались на казахском языке. Педагогический коллектив практически полностью состоит из этнических казахов, выпускников нашей же школы, получивших высшее образование в вузах Казахстана. В селе все владеют казахским языком, русским тоже, ведь мы россияне и должны знать свой государственный язык. Чуть больше двух лет мы стали работать по российским стандартам ФГОС, сегодня наша школа уже с русским языком обучения и преподаванием казахского языка и литературы, начиная со второго класса. В педагогическом коллективе 13 учителей и один воспитатель, поскольку в школу входит еще и детский сад. Учащихся в школе 39, 15 малышей ходит в детский садик.
Школа много лет работает по программе «Атамекен» («Земля предков»). Воспитательная работа ведется по направлениям «Негаснущие звезды», «Ветераны», «Среда» (экологическая работа), «История предков», «Золотая домбра», «Родители», «Устное народное творчество», «Девушка и юноша», «Шелковый путь» и другие.
– В 1995 году в школе был открыт краеведческий музей, – продолжает Баринова. – Мы имеем свидетельство о присвоении ему статуса краеведческого школьного. Это единственный в крае музей на казахском языке. Историю села написали учителя школы, над ее созданием работали всем миром. Все выпускники школы могут себя здесь найти, поисковые отряды постоянно собирают материал по этой теме: кем стали выпускники, где живут. В музее есть уголок участников Великой Отечественной войны, поименный список тех, кто не вернулся, – это 41 человек. Есть материалы обо всех ветеранах Великой Отечественной, которых, к сожалению, уже не осталось в живых.
В школе много лет существовала пионерская организация, которая сохранилась и до сих пор, только под другим названием.
Коллектив школы поддерживает тесные отношения с комитетом по образованию администрации Кулундинского района и Павлодарским областным департаментом образования Республики Казахстан.
Школа в течение многих лет работает без второгодников, дети – постоянные участники многих районных, краевых, международных конкурсов и фестивалей. Например, Жадыра Тышканова в 2007 году на международном конкурсе-фестивале детского и юношеского творчества «Бегущая по волнам» в Москве стала лауреатом в номинации «Академический вокал» и получила диплом первой степени. А в 2008 году в Египте (г. Хургада) девочка стала обладательницей Гран-при.

Организация «Болашак»
В 2007 году педагогический коллектив средней школы зарегистрировал общественную организацию местной национально-культурной автономии казахов «Болашак» – «Будущее». Как бы стабильна ни была жизнь в селе Кирей, чтобы дать возможность детям ездить по фестивалям в ярких костюмах и проводить праздники не только для жителей села, нужны средства, которые можно получить, участвуя в грантовых проектах.
По словам начальника отдела по культуре администрации Кулундинского района Елены Ломаченко: «Мы сотрудничаем с НКО «Болашак» давно, помогаем с грантовыми проектами. Результат получает не только организация, но и весь район в целом. В 2012 году «Болашак» получила грант на проект «На волне дружбы». Школьному танцевальному коллективу «Арай» сшили костюмы в Казахстане, а еще провели в селе Кирей первый в истории района фестиваль национальных культур. Зал был полным, только приезжих артистов набралось более сотни. Нургайша Гайсаевна привлекла спонсоров, и все коллективы-участники получили подарки, в которых нуждались: кто-то кулер в танцевальный класс, кто-то специализированную литературу. Этот фестиваль вошел в календарь краевых мероприятий. В этом году снова написали грант, планируем провести межрайонный фестиваль национальных культур с приглашением коллег из города Щербакты Республики Казахстан. Замахнулись организовать праздник под открытым небом в День села Кулунда – 18 августа 2014 года. А что, опыт уже есть, так что справимся, думаю. Планируем еще и национальные игры включить в этот фестиваль».
Взрослые члены организации «Болашак», руководителем которой является директор школы Нургайша Баринова, своей главной целью считают соединение двух встречных потоков: обогащение национального – общечеловеческим и общечеловеческого – национальным.

Обряд «Шилдехана»
(Рождение ребенка)

На этот праздник, как правило, собирается молодежь. Гости поздравляют родителей малыша и желают ребенку долгих лет жизни, говоря: «Счастья тебе, малыш. Долгих лет жизни тебе. Будь сыном не только своих родителей, но и Родины!»
За дастарханом молодежь поет песни, играет на домбре. Все веселятся до утра, устраивают различные состязания. По древнему поверью, так гости отгоняли злых духов от ребенка и сторожили его. Иногда собравшиеся задерживались на два-три дня.
Традиция проведения шилдеханы в несколько измененном виде сохранилась до сих пор. После появления на свет ребенка бабушка и дедушка или самый старший из родственников нарекал ребенка именем. Раньше, как правило, это почетное задание возлагалось на муллу, так как появление на свет ребенка связывалось с религиозным понятием.
Человек, нарекающий ребенка именем, наклонившись к ушам новорожденного, трижды произносит выбранное имя. Учитывая разные поверья, понятия и пожелания, родители стремятся дать своему ребенку звучное, значимое имя и сегодня.

Обряд «Бесік тойы»
(Укладывание ребенка в колыбель)

Через несколько дней после рождения ребенка родители устраивают праздник укладывания новорожденного в колыбель. Перед тем как ребенка внести в комнату и положить в колыбель, проводился обряд «Аластау» – очищение комнаты ребенка и колыбели от всякой нечисти. Потом родственники со стороны матери ребенка или многодетная мать дарят родителям деревянную колыбель. Это символизирует желание видеть многодетной семью сегодняшнего малыша.
Ритуал укладывания ребенка в колыбель поручается женщине, подарившей колыбель. Помахивая зажженной веточкой, женщина изгоняет злых духов и очищает от запахов колыбель. После этого она стелет маленькие подушки и одеяла, укладывает ребенка в колыбель и пеленает его. Специально сшитыми лентами крепко прикрепляет ребенка в трех местах. Приговаривая свои пожелания, женщина накрывает колыбель одеялом, затем шапаном или шубкой, чтобы ребенок стал сыном народа. Вешает уздечку и плетку, чтобы стал хорошим наездником, прикрепляет тумар, чтобы не сглазили, привязывает когти беркута, чтобы имел зоркий глаз.
Под подушку клали зеркальце и расческу с пожеланием, чтоб был красивым, пригожим, ножницы – мастером своего дела. В последующие дни ребенка укрывают только одеялом.

Обряд «Кыркынан шыгару»
Когда ребенку исполнялось 40 дней, проводился своеобразный ритуал. В понятии казахского народа число 40 является одним из священных.
Женщины, собравшиеся на этот ритуал, купали ребенка в тазике, на дно которого бросали монеты, кольца. Старшая из женщин поливала на ребенка 40 ложек воды, приговаривая при этом: «Пусть твои позвонки будут крепкими, пусть быстрее окрепнут твои ребра». Кольца и монеты брали себе в подарок женщины, принимавшие участие в этом ритуале.
После купания стригли волосы и ногти ребенка. Волосы кладут в тряпочку и пришивают к плечу одежды малыша. Ногти ребенка принято заворачивать и закапывать в укромное место, где не ступает нога человека. В первую рубашку, которую малыш носил до сорока дней, заворачивают сладости, привязывают на шею собаки и пускают прочь. Дети, догнав собаку, отвязывают рубашку и делят между собой сладости.

Обряд «Тусау кесу»
(Первые шаги ребенка)

Резание пут – обряд, связанный с первыми шагами ребенка. Ножки малыша перевязывались полосатой веревкой. Обряд резания пут поручали человеку с красивой твердой походкой, а также обладающему лучшими духовными качествами. Такой выбор делался с той целью, чтобы и вырос таким же.
В торжественной обстановке выбранная женщина резала путы, приговаривая при этом: «Разрежу путы, сковывающие твое движение, и побежишь вперед своими ножками». После этого две женщины вели ребенка вперед. Женщина, исполнившая обряд резания пут, получала достойный подарок.

Обряд «Тіл ашар»
(Проводы ребенка в школу)

Когда ребенку исполнялось семь лет, родители вели его в медресе или в школу. В честь этого праздника его родители устраивали той. Приглашенные гости поздравляли родителей, желали удачи их ребенку, делали подарки. Для этого случая резали барана, устраивали большое пиршество для гостей. Аксакалы давали свое благословение ребенку, впервые в своей жизни идущему на учебу.
Это относительно молодой обряд, зародившийся в XIX–XX веках, когда у казахов появилась письменность и стало доступным образование. Конечно, первоначально не все дети имели возможность ходить в школу: учились только дети зажиточных казахов, а обучение имело явную религиозную направленность.
Обряд многократно трансформировался и к концу XX века обрел скорее современные, чем традиционные черты. В буквальном переводе название праздника звучит как «открой язык» или же «первое слово».
В этот праздничный день в доме собираются все родственники, накрывается богатый дастархан. Обязательно приглашается мулла, который читает молитвы, содержащие благословение ребенку на долгий путь постижения знаний. Все родственники желают будущему школьнику здоровья и успехов в учебе, быть послушным и умным, вырасти настоящим человеком.
В этот день ребенок получает большое количество подарков, которые пригодятся ему в школе. На празднике много детей, особенно маленьких.
– Человек без знаний – что дерево без корней, – говорили Гульжан и Ержан. – Эта казахская пословица имеет глубокий смысл и относится не только к знаниям, полученным нами в школе, но и к знаниям основ своей национальной культуры, родного языка и традиций, обычаев и обрядов своего народа. Именно эти корни создают «ствол и крону» национальной культуры и национального самосознания, помогают национальному «дереву» расти среди других, непохожих на него. Мы не просто пассивно созерцаем национальную культуру, а живем полноценной жизнью своего народа и гордимся тем, что являемся его представителями.

Олеся МАТЮХИНА
Фото автора
и Нургайши Бариновой













Общая информация


Цитата

Гульжан и Ержан:
Человек без знаний – что дерево без корней. Именно эти корни создают «ствол и крону» национальной культуры и национального самосознания, помогают национальному «дереву» расти среди других, непохожих на него
 
Дата

Замахнулись организовать праздник под открытым небом в День села Кулунда – 18 августа 2014 года

История

Начальная школа на 20 детей в селе Кирей открылась в 1925 году. Сначала в ней обучались только мальчики, но через 2-3 года стали ходить и девочки 
Заметки

Нынешнему зданию школы 45 лет, и сегодня учебное заведение, аналогов которому в России нет, активно готовится к своему 90-летию

История

В 1916 году один из старейших жителей Алпысбай Джансаринов построил мечеть – мусульманскую начальную школу, в которой мулла обучал арабской грамоте мальчиков 
История

Весной 1905 года сюда направились жители 13 аулов – 180 семей, делившихся по родовому сословию на уаков, киреев, найманов

История

В марте 1904 года Совет аксакалов нескольких родов избрал делегацию и послал ее в Барнаульский уезд с целью получения разрешения на поселение в Кулундинской степи 
История

В 1995 году в школе был открыт единственный в крае музей на казахском языке


 разработка сайта +Web
Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2017 г.©