Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №4 2012 г. (апрель 2012)


А вы знаете, что....
Все номера газеты «Природа Алтая», которые можно посмотреть в интерактивном режиме находятся на сайте по адресу http://www.prirodasibiri.ru/?id_page=3&id_razd=55



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№4 (196) 2012 год / 6-7 страница

6-7 страница. Мир времени. У нас в гостях ГМИЛИКА

Мир времени.
У нас в гостях ГМИЛИКА
К 75-летию Алтайского края
Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА) уже третий год занимается экологической работой. Казалось бы, как такое возможно? Как связаны история, живопись и литература с экологическими проблемами современного общества? Оказывается, связаны, и очень даже прочно. Об этом рассказывает заместитель директора музея по научно-просветительской работе Лариса Петровна Никитина.

К экологии – через искусство

Все мы родом из детства
– Многие, когда узнают, что наш музей разрабатывает экологическое направление деятельности, в недоумением спрашивают: а что общего у вашего музея с экологией? – Говорит Лариса Петровна. – Почему-то считается, что экологическая работа – удел только краеведческих музеев, но мы с этим не согласны. И вот почему. Давайте порассуждаем. Сейчас актуальна проблема загрязнения воздуха, водоемов, других островков природы. А кто, собственно, их загрязнил? Разумеется, человек. И прежде всего, взрослый человек. А ведь все идет из детства.
Если бы детям чаще и проникновеннее читали сказки о взаимоотношениях человека и природы, больше разговаривали с ними о мире, окружающем нас, о сострадании к животным (вспомним известные многим из нас книгу и фильм «Белый Бим Черное Ухо»), о добре и зле, то, быть может, повзрослев, они уже не стали бы оставлять мусор на месте пикника, бросать хлам в реку, равнодушно проходить мимо беззащитных животных, обижать беспризорных собак. Именно в детстве наше восприятие наиболее гибко и объемно. И ростки добра, заложенные в это время, остаются в человеком на всю жизнь. Скажи взрослому человеку: «Не бросай мусор там, где отдыхаешь», – можешь нарваться на неприятие или агрессию, а вот когда мы это говорим ребенку, причем не назидательно, не резко, не в форме порицания, а через искусство, через литературу – вот здесь, я думаю, и кроется ключ к тому, чтобы воспитать экологическое сознание в человеке. Для этого-то мы и разрабатываем программу «Экология через культуру. Воспитание экологического сознания художественными средствами литературы и искусства».
Музей объединяет под своей крышей немало видов искусства: литературу, театр, киноискусство, живопись, музыку, древнюю историю Алтая, философские течения, духовные учения (связанные прежде всего с именем Николая Рериха), историю просвещения на Алтае и многое другое.
Оказывается, что все эти темы так или иначе пересекаются с экологией! И в ГМИЛИКе решили говорить об охране окружающей среды и бережном отношении к природе с помощью художественных средств. Такая идея родилась у сотрудников музея в 2009 году. Была составлена программа развития просветительской работы по этому направлению.
– Нам бы не хотелось оставаться в стороне от таких серьезных, даже не просто государственных, а поистине глобальных задач, как охрана окружающей среды и формирование экологического сознания, – говорит Лариса Петровна. – Поэтому и вышли на два новых направления: «Экология через культуру» и «Дорога к дому». Последняя посвящена изучению традиционной русской культуры, народного творчества, фольклора. Эти два направления были для нашего музея новыми и ранее в нашей деятельности если звучали только пунктиром.
Лариса Петровна признается, что «Дорога к дому» пока более востребована посетителями музея, однако она уверена, что «Экология через культуру» со временем станет одной из важнейших. И не только в работе музея, но и на государственном уровне.
Развивая экологическое направление деятельности, сотрудники музея смотрят не столько в настоящее, сколько в будущее.

Право выбора
Лариса Петровна рассказывает, что начиная работу по программе «Экология через культуру», сотрудники музея проанализировали, что ГМИЛИКА может сделать в этом направлении, как музей, основная деятельность которого связана с историей культуры, литературы и изобразительного искусства.
Итак, каждый человек имеет право выбора. И мы этот выбор делаем каждый день. В том числе и выезжая на природу. Например, оставить мусор на месте пикника или, аккуратно подобрав его за собой и за другими нерадивыми отдыхающими, вывезти на свалку или выбросить в специальные контейнеры, которые установлены на автотрассе, тем самым выразив благодарность природе за приятное времяпрепровождение и душевное отдохновение?
– Бережное отношение к окружающему миру – это лишь мизерная толика того, что каждый из нас может сделать для природы, – говорит Лариса Петровна. – Человек, как частное лицо, не может закрыть завод, который отравляет воздух, или фабрику, которая загрязняет ближайшую речку. Но собрать мусор, оставленный отдыхающими на лесной поляне или на берегу пруда, в состоянии любой из нас. Не бросать мусор вдоль автотрасс, на улицах города, на лоне природы. С этого и стоит начинать большое и важное дело охраны природы.
А что можем мы, как сотрудники ГМИЛИКА? Мы можем только попытаться взрастить ростки доброго отношения к природе. И прежде всего – в юных душах наших посетителей. Для этого необходимо выстроить правильную систему ценностей, в которой человек не царь природы, а одно из множеств ее звеньев, которые скрепляясь друг с другом, образуют великую цепь, которая держит наш мир в равновесии. А поскольку большую часть аудитории нашего музея, как, впрочем, и других музеев, составляют школьники, то, как говорится, и карты в руки. И нам нужно успеть, пока дети остаются детьми, пока они еще очень восприимчивы к добру. Программа «Экология через культуру» – это наша попытка поучаствовать в экологической духовной работе.
В подкрепление своих слов Лариса Петровна приводит высказывание Николая Рериха, который очень трепетно относился к Алтаю: «К сожалению, соображения бережливого отношения к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно, только само оно может незаметно войти в обиход каждого и стать никому снаружи незаметным, но непременным стимулом созидания».
Достичь этой цели работники ГМИЛИКА и решили традиционными музейными средствами.

Начало пути – выставки
– Поскольку тема «Экология через культуру» для нас нова, мы занимаемся комплектацией фондов по экологической тематике, ведь музей должен работать именно на собственных фондах, – рассказывает Лариса Петровна. – Для этого обращаемся за помощью к нашим художникам, мастерам, литераторам и просто неравнодушным людям, которые могут помочь нам в этом важном для нас деле. Каждую осень мы проводим «День дарителя» и рады видеть всех, кто может пожертвовать музею ценные и интересные экспонаты.
Первый этап разработки программы «Экология через культуру» проходил в 2009-2010 годах. Тогда сотрудники музея сделали ставку на выставочные проекты как с использованием собственных экспонатов, так и привлеченных со стороны. Одна из первых таких выставок, прошедшая в 2010 году, трансформировалась в ежегодный конкурсный проект «Живая природа Алтая».
Изначально он был реализован в формате фотовыставки. На следующий год фотовыставка трансформировалась в фотоконкурс, который привлек большое количество фотографов – как профессионалов, так и любителей. В этом году он стартовал снова.
– Инициатором проекта «Живая природа Алтая» выступил фотохудожник Леонид Яскин, автор книги «Катунь заповедная», которую он презентовал в стенах нашего музея в прошлом году в рамках конкурса «Живая природа Алтая», – рассказывает Лариса Петровна. – Но перед выходом книги Леонид Трофимович пришел к нам и поделился своей идеей организовать эту фотовыставку. В работе над этим проектом объединились сразу три заповедника – Алтайский, Катунский и Тигирекский. С ними ГМИЛИКА и выстраивает этот проект до сих пор. С Тигирекским заповедником мы начали сотрудничать раньше – еще в 2009 году, когда в стенах нашего музея в рамках программы «Экология через культуру» прошла небольшая выставка, посвященная 10-летию заповедника. Вот тогда-то мы и подружились.
ГМИЛИКА и сейчас продолжает реализовывать выставочные проекты. В них участвуют народный мастер Алтайского края в области корнепластики Сергей Мозговой, молодая барнаульская художница Юлия Кикоть, самодеятельная художница Юлия Неприятель. Обе художницы работают в жанре анималистики.
Сотрудники ГМИЛИКА намерены продолжать выставочную работу в рамках программы «Экология через культуру».
Они говорят, что будут рады, если их проект привлечет как можно больше деятелей искусства, неравнодушных к охране природы и воспеванию ее красоты. При этом они заявляют, что предпочтение будет отдано не высочайшему уровню исполнения работ (хотя это также будет учитываться), а духовной доброте авторов и их эмоциональности.

Синтез экологии и искусства
– Мы проводим со своими посетителями лекции, экскурсии, слайд-программы, просветительские занятия, музейные праздники, встречи с интересными людьми, – рассказывает Лариса Петровна. – В нашей музейной тематике на сегодняшний день уже более сотни различных видов и жанров музейных мероприятий: от классической экскурсии до мастер-классов. Поэтому параллельно с выставочными проектами мы усиленно разрабатываем также самые разнообразные музейные программы с тем, чтобы они стали частью нашей программы «Экология через культуру». А точек соприкосновения культуры и экологии – множество.
В нашей экологической программе уже четко вырисовывается несколько направлений, по которым мы и предлагаем своим юным посетителям самые разнообразные программы. Допустим, «Экология и традиционная культура»; «Экология и изобразительное искусство»; «Экология и музыка»; «Киноискусство и мультипликация»; «Театр».
Некоторые из них пока – это дело будущего. Но есть уже вполне реальные. Среди них – интереснейшая слайд-программа «Животные – геральдические символы».
Действует в ГМИЛИКА и другая просветительская программа в направлении «Экология и традиционная культура». Она называется «Почему русские люди землю матушкой называли» и предназначена для детей младшего школьного возраста.
В ней через природный народный календарь сотрудники музея рассказывают о жизни крестьян, которая буквально во всем была связана с землей. Сельский житель жил плодами земли, в соответствии с этим и складывалось его мировоззрение. Земля и природа воспринималась как кормилица, как мать, которая дает жизнь и помогает выжить.
Другая действующая программа посвящена образу животных в мировой культуре – от глубокой древности до наших дней. Животным посвящена и трагичная программа, которая никого из посетителей не оставляет равнодушными – «Увековечивая бескорыстие». Она рассказывает о памятниках, поставленных братьям нашим меньшим во всем мире.
Среди них – памятник знаменитому псу Хатико (Япония), который девять лет ждал своего умершего хозяина на перроне вокзала. В Барнауле памятников преданным животным пока нет, но есть знаменитый лебедь Андрюша, который украшает трубу, тянущуюся вдоль одного из мостов города.
Вандалы неоднократно пытались уничтожить эту скульптуру, но ее автор Валерий Метелица, «реанимировал» птицу десятки раз. В результате Андрюша не только «выжил», но и обрел семью – на трубе «поселились» лебедушка и птенец.
Есть и еще несколько слайд-программ, созданных на стыке искусства и экологии: «Пусть правит этим миром доброта» (рассказ о художниках-анималистах), «Звук в мире животных», «Дружба зверей», «Животные – герои русских сказок».
Сотрудники ГМИЛИКА планируют создать и новое направление – «Экологический театр», уже отобраны подходящие для него постановки. Также в планах – создание киноурока экологии, основанного исключительно на местном материале.
На Алтае было снято несколько известных фильмов, например, «Белый клык» – экранизация повести Джека Лондона. Этот фильм, который снимался в Чемальском районе Республики Алтай, до сих пор считается лучшим образцом съемок животных в истории мирового кинематографа.
Или «Кащей Бессмертный», съемки которого проходили в селе Озерки Тальменского района, или «Ермак», основная часть которого была отснята в Павловском районе. Также в данный момент разрабатывается экскурсия «Экологическая тема в творчестве писателей и поэтов, связанных с Алтаем».
– А еще у нас разработан цикл интереснейших лекций, и пусть слово «лекция» вас не пугает, они вовсе не скучные, – рассказывает Лариса Петровна. – Во время этих лекций мы показываем своим посетителям интересные экспонаты из фондов музея – их вы в наших экспозициях не увидите. Также предусмотрено чтение фрагментов из произведений алтайских писателей и поэтов, которые исполняют артисты наших театров.
Одна из таких лекций называется «Добрый волшебник», она посвящена памяти замечательного алтайского писателя, который написал множество рассказов о животных, – Владимира Свинцова. Готовится еще ряд лекций «Таежный мир писателя Евгения Гущина».
И перечень подобных лекций со временем будет только расширяться. В планах – проведение цикла творческих вечеров с литературными деятелями и художниками края.
Кстати, лекция «Добрый волшебник» была создана именно потому, что первый такой творческий вечер не состоялся. На него был приглашен Владимир Свинцов, который был большим другом ГМИЛИКА. Свой юбилей он хотел отметить творческим вечером в стенах этого музея. Помешала трагическая случайность, которая перечеркнула жизнь замечательного алтайского писателя, – 14 августа 2008 года Владимир Борисович погиб в ДТП, не дожив до своего 80-летия всего четыре дня. В результате вместо творческой встречи состоялся вечер памяти, приуроченный к сорока дням с момента его гибели.
– Это была первая лекция программы «Экология через культуру», которую мы провели, – вспоминает Лариса Петровна.

Планы и перспективы
Лариса Петровна признается, что относительно программы «Экология через искусство» ГМИЛИКА пока только находится в начале пути. Впереди – грандиозные дела. Например, множество детских конкурсов. Таких, как конкурс детского экологического плаката под рабочим названием «Природа уходит от нас?» или конкурсы рисунка и поделок «Мой любимец» или «Бездомные животные в городе».
А еще в ГМИЛИКА собираются развивать направление экологических мастер-классов.
– Большое количество мастер-классов мы проводим по традиционной русской культуре, – говорит Лариса Петровна. – Часть из них уже вышла за пределы узкой темы и теперь это мастер-классы, представляющие умения разных народов. Например «Русская кукла из бабушкиного сундука».
Какое отношение этот мастер-класс имеет к экологии? Дело в том, что в бабушкином сундучке встречались не только тряпичные куклы, но и игрушечные животные, например, соломенные лошадки…
То же самое касается и другого цикла мастер-классов под названием «Сказочные превращения бумажного листа». Там также встречается немало образов самых разных животных. Особенно если взять пасхальную вырезку. Каких только «животных» символов здесь нет! Если православие – то петухи, если католическое – то кролики…
Но в перспективе здесь хотят выйти на мастер-классы именно 100-процентной экологической тематики. Один из них уже реализуется. Это мастер-класс «Ожившее дерево» – поделки из природных материалов. На сегодняшний день он существует как интерактивная программа, рассказывающая о таком виде искусства, как корнепластика. Она вся построена на основе тех даров, которые нам передал Сергей Мозговой.
Мы показываем слайды с причудливо «закрученными» корнями и ветками, рассказываем об этом виде искусства, а потом предлагаем из корневищ и веточек создать собственную поделку. В данный момент эта программа находится в стадии активной разработки.
Лариса Петровна отмечает, что в настоящее время актуальной становится тема утилизации ненужного. По ее задумке это будет серия мастер-классов под рабочим названием «Хлам». Она пока еще не разработана – находится на стадии идеи. Но сотрудники ГМИЛИКА обязательно ее реализуют. Пока точно можно сказать только одно – они будут учить ребят создавать красивые вещи из материалов, которые принято отправлять в мусорную корзину.
Это будет мастер-класс на стыке русской традиционной культуры и культуры экологической, подразумевающий рациональное использование остатков ткани, нитей, веревок и прочих мелочей, чтобы все это не выбрасывалось, а использовалось с пользой, как то было принято у наших предков.
Также в планах сотрудников ГМИЛИКА – проведение экологических музейных праздников: Всемирного дня птиц, Всемирного дня животных, Всемирного дня окружающей среды, Международного дня земли, Всемирного дня воды. Они уверены: им есть что сказать относительно любой даты экологического календаря. Например, к Всемирному Дню птиц можно организовать выставку «Пейзаж с птицей», об остальных датах также успели сказать свое слово в искусстве алтайские художники, писатели и поэты. И долг специалистов ГМИЛИКА – поведать об этом своим посетителям.
И пусть в ГМИЛИКА пока нет экологической экспозиции, но есть 12 других, в каждой из которых можно разглядеть тему живой природы – важно только уметь видеть. Она прослеживается всюду – в музыке, живописи, прикладном творчестве, философии истории. Этим и намерены воспользоваться специалисты музея.
Они считают, что верный путь в экологию лежит именно через искусство.
Елена ПАНФИЛО
























Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©