Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 2014 г. (ноябрь-декабрь) 2014 год


А вы знаете, что....
Правое легкое человека вмещает в себя больше воздуха, чем левое



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2014 год
№11-12 (227-228) / 79 страница

79 страница. Алтайская зимовкаАлтайская зимовка

12 декабря на научной конференции «Использование потенциала особо охраняемых территорий для развития экотуризма», которая проходила в Барнауле в рамках праздника «Алтайская зимовка», преподаватель кафедры социально-культурного сервиса и туризма Алтайской государственной академии культуры и туризма, кандидат технических наук Владимир Бартенев в своём выступлении «Использование базовых принципов экологического туризма в экскурсионных программах Барнаула» рассказал о том, как можно развивать экотуризм в черте краевого центра, причем таким образом, чтобы экскурсанты не только получали новую информацию о природе города и его окрестностей, но и приносили ей пользу, например очищали от мусора пригородные леса или берега городских рек.

Экотуризм… в окрестностях Барнаула

«Мусорная» проблема
Владимир Павлович сразу предупредил – территория, на которой он предлагает развивать экотуризм, хоть и не имеет статуса ООПТ, но является частью уникального барнаульского ленточного бора, а потому нуждается в охране.
– Природными объектами Барнаула, испытывающими постоянно возрастающее антропогенное воздействие, является ленточный бор, река Барнаулка, правобережная пойма Оби, – пояснил он. – Они являются местами отдыха горожан, многие из которых не считают нужным увозить отходы после своих пикников. Заметный вклад в загрязнение леса вносят жители примыкающих к барнаульскому бору населённых пунктов, на окраинах которых образовались мусорные свалки. Члены экологических клубов и группы энтузиастов проводят акции по уборке мусора, но активисты немногочисленны, а отдыхающие и местные жители заваливают новым мусором очищенный ими лес. Одним из механизмов минимизации отрицательных последствий рекреации является использование базовых принципов экологического туризма. По сути это означает, что повышение уровня экологической культуры и привлечение к защите природных объектов максимального числа рекреантов (отдыхающих) способствует экономической устойчивости региона и сохранению этнографического статуса рекреационной территории.
По мнению Владимира Бартенева, предприятия туризма как субъекты, заинтересованные в экономическом имидже региона, должны принять участие в защите природных ресурсов в столице Алтайского края. Они обладают опытом работы на туристском рынке, а при коммерческой заинтересованности способны разработать интересные экологические экскурсионные программы по окрестностям Барнаула и привлечь к ним своих клиентов.



Базовые принципы экотуризма
Владимир Павлович пояснил, что экологический туристский продукт как товар, реализуемый на рынке, обладает меновой и потребительной стоимостями. То есть соблюдение базовых принципов экотуризма, например в виде очистки леса от мусора, имеет своё денежное выражение. И, с другой стороны, должно вызывать потребительное удовлетворение у покупателей. Владимир Бартенев выделил четыре базовых принципа экотуризма: сохранение биологического разнообразия рекреационных природных территорий; повышение уровня экономической устойчивости регионов, вовлечённых в сферу экологического туризма; повышение уровня экологической культуры участников экотуристической деятельности; сохранение этнографического статуса рекреационной территории.
– Согласно данным исследований рынка туризма, сегмент потенциальных покупателей экотуров состоит из любящих природу людей среднего возраста со средним специальным или высшим образованием со средним или высоким уровнем чистого семейного дохода, имеющих детей в возрасте до 14 лет, – сказал он. – Экскурсионные программы по окрестностям Барнаула должны быть направлены прежде всего на привлечение аналогичной социальной группы жителей города. Задача туристского предприятия – добиться минимизации себестоимости экологической экскурсии до уровня, приемлемого для покупателя из данного сегмента. Это потребует включения в экскурсионные программы элементов, способных пробудить интерес к экологическому продукту у других групп населения.
По мнению Владимира Бартенева, в данном случае использование базовых принципов основывается на общем для всех адекватных людей инстинкте самосохранения, а разработчики должны предусмотреть наглядную демонстрацию катастрофических последствий современного экологического кризиса для жителей региона. Из комплекса кризисных проблем на местном уровне наиболее актуальными ему представляются накопление на поверхности суши мусора, ухудшение среды жизни из-за загрязнения и заполнение экологических ниш вредными организмами. Наглядным примером воздействия данных факторов, по мнению Владимира Павловича, является эпидемия бубонной чумы, которая началась в ноябре 2014 года на Мадагаскаре, ранее привлекавшем туристов своими чудесными природными территориями.

Любителям приключений
Наиболее вероятным, с моей точки зрения, представляется привлечь к экологическим экскурсиям потенциальных любителей именно приключенческого туризма, или, как его ещё называют, жёсткого экологического туризма. Для них экологическая экскурсия – это своеобразный вид приключения в ближайшей лесной чаще.
Для данного сегмента рекреантов Владимир Бартенев предлагает использовать характерный для любителей приключений интерес к загадочным явлениям и тайнам природы. Вызвать интерес к экоэкскурсии, по его мнению, могут городская легенда или туристический миф, не вязанные напрямую с уборкой мусора. Вот, например, такая легенда: старожилы Барнаула якобы утверждают, что в середине прошлого века в окрестностях города росли сибирские орхидеи – венерины башмачки, сохранившиеся с тех времён, когда стоял ещё на месте барнаульского бора тропический лес. Но в середине XX века местные орхидеи были уничтожены собирателями букетов. Однако ещё осталась надежда отыскать последние ростки реликтов под лесным мусором и восстановить в барнаульском бору популяцию этого растения из Красной книги. Такая красивая легенда может стать стимулом к действию, хотя всерьёз искать венерин башмачок никто и не собирается.

Эвент (ивент, event) в маркетинге – специальное мероприятие, событийный маркетинг – довольно известный инструмент управления мнением и поведением специально приглашённой на событие (ивент, эвент) аудитории.

Коллекционеры событий
Владимир Бартенев сказал, что опыт проведения акций по уборке мусора в окрестностях Барнаула показывает, что наибольшее число участников «коллекционирует» эвенты, то есть события или мероприятия по поводу чего-либо. Удивительно, но некоторые любители природы «коллекционируют» экологические акции и субботники. Вот такие эвенты Владимир Павлович предлагает использовать как способ продвижения экологических экскурсий.
Одним из первых экологических эвентов Барнаула стала акция первопрохождения сибирской реки Пивоварки, проведённая ещё в 1993 году творческим объединением «Дубовая роща», газетой «Свободный курс» и компанией «Алтур». Этому событию предшествовала информационная подготовка с участием различных СМИ, во время которой барнаульцы узнали, что истоком Пивоварки является труба в районе парка «Юбилейный». Река имеет два притока – Вагонный и Кристальный. Первый вытекает из цеха, в котором моют вагоны, а второй – с завода «Кристалл». А ещё, в черте Барнаула есть водопад «Туннель».
Владимир Бартенев рассказал о том, как проходил первый сплав по Пивоварке. Под музыку духового оркестра и народного хора в день апрельского субботника был проведён митинг у моста через реку на улице Северо-Западной – места начала экосплава. А завершилась акция зрелищным прохождением водопада «Туннель» каякерами. Экологические сплавы продолжаются на реке Барнаулке.
– Опыт любителей рафтинга следует использовать для привлечения к очистке природных объектов представителей других видов активной рекреации, – считает Владимир Павлович. – Мусор следует убирать во время велосипедных, конных и любых других экскурсий в окрестностях Барнаула.
Он считает, что ценность каждого нового участника экологических экскурсий очевидна, ведь привлечение нового туриста обходится туроператорам в пять раз дороже, чем сохранение постоянного клиента. Эффективным приёмом повышения лояльности клиентов турфирм к подобным экотурам, по мнению Владимира Бартенева, может стать вручение бонусов, которые в данном случае должны материализовать неосязаемую часть экологической экскурсионной услуги, чтобы каждый новый экотурист почувствовал себя участником сопротивления глобальному экологическому кризису. Таким бонусом может стать оформленная спецовка с изображением Маленького Принца, борющегося за чистоту своей планеты, со словами Антуана де Сент-Экзюпери : «Приведи в порядок свою планету».


Общая информация


Заметки

Природные объекты Барнаула, испытывающие постоянно возрастающее антропогенное воздействие, – ленточный бор, река Барнаулка, правобережная пойма Оби 
Цитата

Владимир Бартенев:
«Предприятия туризма как субъекты, заинтересованные в экономическом имидже региона, должны принять участие в защите природных ресурсов в столице края»
     

История

Старожилы Барнаула якобы утверждают, что в середине прошлого века в окрестностях города росли сибирские орхидеи – венерины башмачки 
Интересно

Одним из первых экологических эвентов Барнаула стала акция первопрохождения сибирской реки Пивоварки, проведённая ещё в 1993 году


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©