Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №1-2 (январь-февраль) 2013 год


А вы знаете, что....
В состав человеческого организма входит всего 4 минерала: апатит, арагонит, кальцит и кристобалит



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№1-2 (205-206) 2013 год / 82-83 страница

Экоцентр – судьба и второй дом
Новый год принес Алтайскому краевому детскому экологическому центру нового директора. Им стал Игорь Николаевич Марискин. Знакомиться с коллективом и вникать в работу учреждения ему не потребовалось, ведь он уже и раньше работал здесь много лет – и педагогом дополнительного образования, и заместителем директора. Как сказал сам Игорь Николаевич, в целом работой АКДЭЦ он доволен, здесь работают профессиональные педагоги, люди творческие и талантливые, однако кое-что ему хотелось бы изменить. Об этом он и рассказывает читателям «Природы Алтая».

«Таких центров в Сибири нет», – считает новый директор Игорь Марискин

АКДЭЦ: первое знакомство
– Игорь Николаевич, когда Вы впервые попали в АКДЭЦ?
– В 1985 году – сразу после окончания Горно-Алтайского педагогического института, где обучался по специальности «Биология и химия». Правда, сначала меня распределили в среднюю школу села Бобровка, что в Первомайском районе. Там мне предстояло работать учителем биологии, а вышло все иначе. Но прежде всего мне хотелось бы рассказать о своем увлечении. С самого раннего детства я интересовался птицами. Наша семья тогда жила на окраине Барнаула, в селе Лебяжьем. В пятом классе я прочитал про птиц все, что нашлось в школьной библиотеке. В шестом – все, что обнаружилось в сельской. А в седьмом, когда ездил в поселок Южный, где занимался в бассейне, после тренировок бежал в читальный зал, чтобы отыскать там еще не освоенную литературу о пернатых. К окончанию школы у меня дома жила целая коллекция птиц: два ручных хищника, выводок красноголовых нырков, канарейки, голуби… Так что, когда уезжал на учебу, оставил родителям целый зоопарк.
В студенчестве всерьез увлекся туризмом. В институте в те годы (как и по сей день) работал мощный турклуб. Я восходил на вершины, сплавлялся по горным рекам, участвовал в зимних походах, летом отправлялся на горные маршруты. Но свое увлечение птицами не забывал. По-прежнему изучал литературу, а на практике… У меня появилась еще одна коллекция пернатых. Они жили со мной в Горно-Алтайске. И в дальнейшем мне очень хотелось связать жизнь не только с педагогикой, но и с птицами. Но вот только как? Ответ нашелся сам собой. В августе 1985 года я оказался в АКДЭЦ, тогда он назывался краевой станцией юных натуралистов. Отдел зоологии в то время находился в нашем здании – прямо напротив моего нынешнего директорского кабинета, сейчас, как видите, там выставочный зал. А тогда в этом кабинете я увидел двух птичек – больную канарейку и перепелку с разбитой в кровь головой.
Тогдашняя директор экоцентра Алла Даниловна Савиных вздохнула и спросила меня: «Вот даже не знаем, что с ними делать?». Но я знал: у канарейки авитаминоз. Достаточно в течение месяца давать ей специальные витамины и кормить тертой морковкой. А что касается перепелки, то эта птичка относится к птицам открытых пространств, у которых природный инстинкт срабатывает при тревоге – взлетать вверх. Поэтому при содержании в неволе и клетки для них нужны особые – с мягким верхом. И я посоветовал натянуть «под потолок» клетки мешковину.
Алла Даниловна тут же ответила: «Нам такие специалисты нужны». В общем, мы отправились в крайоно, и там вопрос с моим перераспределением был решен буквально за несколько минут. Но и тут возникли некоторые сложности: выпускников вузов, которые отправлялись в сельские школы, освобождали от службы в армии, а тех, кто уходил работать в городские образовательные учреждения, – нет.
Так я проработал в АКДЭЦ три месяца, а потом коллеги торжественно проводили меня на службу.

Новая коллекция
– Чем Вы занялись, вернувшись из армии?
– Конечно же, птицами! Я начал формировать в АКДЭЦ орнитологическую коллекцию. В итоге удалось собрать 75 видов. Это почти что уровень зоопарка! Многие экземпляры отлавливал сам, ездил за ними в Тянь-Шань, на Баканас (Казахстан), наладил обмен пернатыми с Ленинградом (ныне Санкт-Петербург), с Алма-Атинским зоопарком. В первое время коллекция размещалась в том же кабинете зоологии. Потом, по мере того как коллекция расширялась, мне стало тесно в том помещении.
В конце концов специально для моих питомцев были построены те самые вольеры, которые вы можете видеть и сейчас на территории экоцентра, только на сегодняшний день там содержатся млекопитающие. Вольеры строили основательно, по всем правилам. А еще мне отдали здание рядом с ними. Там разместилась часть коллекции, а я проводил занятия с ребятами. Каких только птиц у нас не было! Соловьи, синие птицы, фазаны (кстати, не только жили, но и размножались), кеклики (каменные куропатки), даже павлины… А вот крупных птиц, вроде страусов, не было – мне одному было бы трудно с ними работать. Да и с кормами было тяжело. На недостаток денег экоцентр в те годы пожаловаться не мог, а вот корма для птиц купить было негде.
Так я работал четыре года – до 1991-го, а потом обстоятельства сложились так, что я был вынужден покинуть экоцентр и переехать в поселок Алтай Калманского района, где стал учителем биологии в сельской школе. Там я провел 14 лет, но коллеги по экоцентру меня не забывали. Заместитель директора АКДЭЦ Валентина Яковлевна Линец частенько спрашивала меня, когда я вернусь.
– Когда же состоялось Ваше возвращение в экоцентр?
– В поселке Алтай мы пережили все тяготы и потрясения 90-х. Большую часть населения здесь составляли немцы. Многие из них эмигрировали на историческую родину, в Германию, и некогда процветающее село стало приходить в упадок.
На семейном совете у нас было принято решение вернуться в Барнаул. Тем более что дети выросли, пора было задуматься об их дальнейшем образовании. Да и в экоцентре меня ждали – Валентина Яковлевна собиралась выйти на пенсию и предложила занять ее место.
Так и произошло – в 2004 году я вернулся в АКДЭЦ на должность заместителя директора. А в феврале прошлого года мне поступило предложение – возглавить отдел воспитания и дополнительного образования Управления по образованию и делам молодежи Алтайского края. Там я проработал 11 месяцев и вот снова вернулся в АКДЭЦ уже в качестве директора. Вот и получилось, что я так и не смог расстаться с экоцентром. И это замечательно, я всегда считал его своим вторым домом.

День сегодняшний
– Игорь Николаевич, как Вы оцениваете работу АКДЭЦ в последние годы?
– В настоящее время Центр – стабильно работающее и стабильно финансируемое в рамках государственного задания учреждение. АКДЭЦ – учреждение достаточно сложное и многообразное, оно состоит из нескольких структурных частей. В первую очередь, АКДЭЦ является ресурсным центром для всего трудового и экологического образования Алтайского края. В этом отношении никаких нареканий, можно только радоваться наработанному опыту и результатам работы. Сформирована профессиональная команда опытных и творческих методистов и педагогов. И она работает достаточно успешно. Вне всякого сомнения, в АКДЭЦ сложился трудоспособный профессиональный коллектив.
– Какие направления работы АКДЭЦ Вы считаете особенно успешными?
– Прежде всего работу на край. Для того чтобы охват экологическим и трудовым образованием был более широким, а сеть АКДЭЦ простиралась по всему краю, сейчас достаточно плодотворно работают наши окружные площадки. Всего их семь. Раньше, чтобы попасть на краевые мероприятия, юным исследователям и экологам надо было пройти сначала отборочный этап на уровне своей школы, потом – на уровне района. Сейчас добавился еще и окружной этап. Это очень важно, ведь благодаря такой схеме отбор участников краевых мероприятий проходит гораздо более эффективно.
Следующее направление – это работа с педагогами края. Для них мы проводим множество различных семинаров, помогающих строить экологическую и исследовательскую работу со школьниками.
Кроме того, Центр ежегодно организует профильные смены для учащихся АКДЭЦ. Такие смены нельзя считать летним отдыхом. Здесь ребята продолжают свое обучение уже не в теории, а на практике. У нас построена очень интересная форма дистанционного обучения, так называемые заочные школы, в которых обучается более 800 детей со всего Алтайского края. Теоретическая часть проводится дистанционно, но для того чтобы закрепить знания, полученные в процессе обучения в течение года, и существуют такие профильные смены. Проводятся они в краевом детском оздоровительном лагере «Селена», который находится в поселке Ая Алтайского района. С ребятами занимаются и наши, и приглашенные педагоги. Такая форма обучения предназначена для учащихся средних классов. А для старшеклассников мы организовываем экспедиции. В этом году пройдет три таких экспедиции. Заниматься с ребятами и на практикуме, и во время экспедиций будут не только наши педагоги, но и специалисты АлтГУ.

АКДЭЦ выходит в соцсети
– Какие совершенно новые формы работы Вы думаете ввести в деятельность АКДЭЦ?
– Сейчас мы начали развивать очень интересное направление, которое под свой контроль взяли наши методический и организационно-массовый отделы. Мы пошли за детьми в социальные сети и создали в «Одноклассниках» и «ВКонтакте» группы АКДЭЦ.
А идея пришла так. Мы постоянно видим, как по окончании наших профильных смен и экспедиций дети прощаются друг с другом. По опыту работы знаем, какой колоссальный дефицит общения они испытывают, вернувшись домой. И было решено сделать так, чтобы это общение не прерывалось. Наличие подобных групп полезно еще и потому, что с их помощью ребята, которые отправляются в экспедиции или на профильные смены, смогут познакомиться друг с другом заранее, а прибыв на место проведения мероприятия, просто продолжат знакомство.
Есть в этом варианте и воспитательный момент. Все мы знаем, что в социальных сетях не все есть хорошо. Присутствуют и отрицательные моменты, и информация, отнюдь не предназначенная для детей. Да и ребята здесь ведут себя совсем по-другому, говорят на другом языке. Наше присутствие в социальных сетях наверняка побудит их к самоцензуре, в хорошем смысле этого слова. Они уже будут думать, какие фото или ссылки размещать на своих страничках, какими словами изъясняться, зная, что здесь могут встретить педагогов, которых они уважают и мнением которых дорожат.

Главное – пробудить интерес
– А что Вы скажете о формах обучения в АКДЭЦ?
– Обучение в АКДЭЦ проводится в очной и заочной формах. Первая практикуется в отношении барнаульских ребятишек. Они либо приезжают на занятия сюда к нам, либо занимаются на базе школ, с которыми работают наши педагоги. Вторая форма используется в отношении ребят, живущих в городах и селах Алтайского края.
Всего в АКДЭЦ по всем формам обучается 1670 школьников, из них более 800 – заочной. С ребятами работают 35 педагогов АКДЭЦ, ими разработано более 30 различных программ. Вот здесь у нас, на мой взгляд, много точек роста, и развивать их нужно обязательно.
– Что Вы считаете нужным изменить?
– Если относительно работы по краю мы добились позитивных результатов, то здесь, на месте, считаю, нужно искать новые формы работы. Привычное проведение занятий для современных детей скучновато. Нужно что-то новое. Может быть, какие-либо клубные формы? Вот не так давно в АКДЭЦ начал работать клуб «Фауна», в который по выходным дням приходят юные любители животных со своими родителями. Наши педагоги рассказывают им о животных, их повадках и образе жизни. При этом у клуба нет четко очерченной программы – каждый ребенок занимается здесь тем, что ему интересно, а занятия проводятся в свободной форме.
Мы хотим развивать нестандартные формы обучения, потому что уверены: дополнительное образование должно быть более свободным, чем общее, обязательное. Мы должны рассказывать ребенку то, что ему интересно. А уже он сам должен выбрать, что ему по душе. Если выбор серьезный – мы переходим к такой форме, которую называем работой с одаренными детьми.

Нужны перемены
– Что Вам хотелось бы изменить в работе экоцентра?
– Чтобы планировать будущее, имеет смысл вспомнить прошлое. В отличие от многих регионов Сибирского федерального округа, да и России (и это несмотря на то, что мы не самый богатый регион), в Алтайском крае удалось сохранить систему дополнительного образования детей, в том числе уникальную базу нашего Центра. в 90-е годы прошлого века очень многие учреждения дополнительного образования были закрыты. Некоторые сохранились, но далеко не в таком виде, как у нас. Часть из них существует чисто номинально. В таких масштабах, как мы, в Сибири по линии экологического образования и особенно трудового воспитания не работает, пожалуй, никто.
Наша база уникальна, только эффективность ее использования, на мой взгляд, необходимо повысить. У нас есть две достаточно большие зимние теплицы. Таких нет ни в одном государственном образовательном учреждении края. Так что занятия по цветоводству и ландшафтному дизайну мы проводим не просто теоретически. У нас есть возможность опробовать полученные знания на практике. Есть у нас и дендрарий, и уникальный богатейший участок лекарственных растений (более 90 видов), где проходят практику студенты АГМУ, обучающиеся по специальности «Фармакология».
Также у нас широко представлены растения для черенкования, есть большая коллекция маточников. Мы можем черенковать очень большой ассортимент ягодных, плодовых и декоративных культур. Очень много можем показать и рассказать. В АКДЭЦ есть педагоги-специалисты, которые учат ребят всему этому.
Так что база у нас отличная, и специалисты грамотные и профессиональные, но необходима огромная работа. Думаю, надо обновить видовой состав наших оранжерей, а также провести благоустройство территории, потому что мы даем своим ученикам предпрофессиональное образование по таким направлениям, как цветоводство и ландшафтный дизайн. Чтобы освоить эти специальности, к нам приезжают ребята со всего края. Мы должны иметь возможность показать им различные элементы и образцы ландшафтного дизайна, я бы назвал их эталонными, не просто на картинке, а в реальности. Ребята должны знать, как это выглядит на самом деле. Тогда и учиться станет интереснее, и знания будут качественнее. К сожалению, потребуются немалые финансовые затраты, но делать это мы будем.
– А зооуголок АКДЭЦ ожидают какие-либо перемены?
– Да, конечно. На зооуголок у меня отдельные планы. Хочется, чтобы он перерос в детский зоопарк. Помещений нам пока для этого достаточно. Другое дело, что необходима реконструкция. Первостепенная задача на данном этапе – понять, что нам нужно. То есть сделать проект и программу развития зооуголка. Мы должны решить, каким его хотим видеть и какие животные в нем должны содержаться?
Во-первых, он должен стать базой для исследовательских работ наших ребятишек. В связи с негативными изменениями естественных мест обитания, браконьерским прессингом, повышенным интересом к объектам дикой природы для содержания в домашних условиях очень перспективны работы юных исследователей в области введения некоторых видов животных в зоокультуру, то есть разведение в неволе. Таким образом мы сможем расширить свое поле деятельности в области экологического образования и воспитания, преподавать детям, рассказывая, какие дикие животные разводятся в неволе, каковы особенности их содержания в таких условиях и многое другое.
Во-вторых, хотелось бы, чтобы в наш зооуголок на экскурсии могли приезжать дети со всего края. Чтобы он стал своеобразным экскурсионным центром, где можно получить побольше интересной информации о животных, их повадках, местах обитания. Приоритет мы будем отдавать представителям нашей местной фауны. Именно на базе такого детского зоопарка будет проводиться просветительская работа. Но сначала нужно создать условия для животных в соответствии с современными требованиями, так как прежние подходы к содержанию животных устарели и уже не подходят нам. Все упирается, как обычно, в финансы. Для реализации планов рассчитываем привлечь внебюджетные источники (средства от приносящей доход деятельности, гранты, спонсорская помощь и т. д.)
Как только наш перспективный план развития детского зоопарка будет готов, хотелось бы выставить его на широкое обсуждение, довести до общественности. Надеюсь, что у нас появятся партнеры, желающие нам помочь. Мы готовы сотрудничать с теми, кто заинтересован в развитии экологического образования и воспитания в такой форме. При этом наша основная функция останется неизменной – это воспитание экологически грамотного, ответственного за свои поступки по отношению к природе гражданина нашего края.
Записала Елена ПАНФИЛО















Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©