Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №3 2012 г. (март 2012)


А вы знаете, что....
Человеческая ДHК содержит порядка 80 000 генов



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№3 (195) 2012 год / 5 страница

5 страница. Мир времениМир времени
Необычные экскурсии по залам музея очень нравятся детям, ведь им предлагают не только выслушать рассказ экскурсовода, но и разучивать стихи, вспоминать пословицы и поговорки, отвечать на вопросы викторины, отгадывать загадки и постигать искусство оригами. Проведение таких детских праздников – одна из форм работы музея, которой уделяется немало внимания.

Весенние праздники в Алтайском краеведческом музее

Окончание. Начало на 3-й стр.

«На крыльях весну принесли»
Этот экологический праздник, посвященный птицам, сотрудники музея проводят в зале «Природа и человек», где широко представлены чучела птиц, обитающих в Алтайском крае. А чтобы ребята имели представление, как поет жаворонок или скворец, им включают аудиозаписи.

Фото 1– Прихода весны на Руси всегда ждали и готовились к этому событию, - поясняет старший научный сотрудник музея Татьяна Букина. - 17 марта отмечался праздник, день преподобного Герасима или Герасима-грачевника. По наблюдениям крестьян, в этот день прилетают из теплых стран на русскую землю грачи. Также примечали: «Коли грачи прямо на гнездо летят, весна будет теплая, дружная», «Весной грач прилетел – через месяц снег сойдет».
А 22 марта – день сорока великомучеников. Сорок сороков. «На сороки, сорок утренников» (утренних морозов). «На Русь сорок пичуг (птиц) прилетают». В этот день по старинному русскому обычаю пекут жаворонки – булочки с носиком, с изюминками на месте глаз и начинают весну кликать, петь заклички.
В этот же день выпускали на волю певчих птиц. И с этого дня начинался месяц птиц. Еще в 30-е годы прошлого века школьники нашей страны стали отмечать такие праздники. Начиная с 1999 года, Союз охраны птиц России совместно со многими другими заинтересованными организациями, решил попытаться возродить традицию Дней птиц в России и теперь они отмечаются регулярно.
Каждый год выбирается «птица – символ года». В 2005 году – это была сова, в 2006 году – чайка, в 2007 году – зимородок, в 2008 году – снегирь обыкновенный, в 2009 – лебедь, в 2010 – чибис, в 2011 – трясогузка белая. Какая птица станет символом 2012 года? Об этом ребята и узнают на празднике.
Школьникам рассказывают, что одними из первых, практически одновременно с грачами, к своим старым гнездам прилетают галки. Галка – веселая, живая, умная птица. Она похожа на грача, вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые пятнышки, будто птичка повязана серым платком.
Весной они прилетают к нам на Алтай из Северной Африки. Поселяются обычно в старых городских башнях, либо на деревьях, в кустах. Гнезда их представляют собой довольно ветхие постройки из соломы и прутьев, выстланные сеном, волосом и перьями.
Большая часть этих птиц всеядна. Они едят насекомых, улиток, червей, хотя могут съесть и ягоды, плоды, зерно...
В 20-х числах марта прилетают грачи. Грач – типичная птица открытых пространств. Зимует она в Европе и Азии огромными стаями. Грач внешне похож на ворону. Некоторые даже путают этих птиц. Но грачей отличает яркий фиолетово-синий блеск оперения и еще беловатые обнаженные участки у основания клюва (у старых грачей).
Грачи прилетают практически одновременно с галками, но селятся вдоль низменностей, а также в парках, реже – на окраинах городов. Причем почти всегда живут колониями по несколько десятков гнезд на одном дереве, расположенных близко друг к другу. С марта они начинают ремонтировать старые гнезда или строить новые из веточек, глины, корешков сухой травы.
Питаются грачи различными насекомыми и их личинками, мышевидными грызунами, зерновыми и огородными культурами. В кормовом рационе преобладает животная пища.
– Кто живет в скворечнике? – задает вопрос экскурсовод. – Обратите внимание на нашу диораму, вы видите сразу двух скворцов. Скворец – некрупная красивая птица с блестящим черным оперением. У него прямой, длинный клюв, черный у самочки и ярко-желтый – у самца. Клюв помогает скворцу добывать из земли червяков.
Весной скворцы вместе с грачами ходят по полям, отыскивая жуков, гусениц, а во время выкармливания птенцов, которых бывает 4-6, по 300 раз в день прилетают к гнезду. Само гнездо, если нет скворечника, они делают в дуплах. Причем часто в дупло и скворечник носят пахучие травы типа полыни и тем самым, обеззараживают свой дом и птенцов от клещей и пухоедов.
Почти одновременно со скворцами в свои любимые бескрайние поля возвращаются жаворонки. Они собирают еду на земле, могут разыскивать еще не вылезших после зимовки насекомых и их личинки. Если же не найдут насекомых, будут собирать прошлогодние семена растений.
Пение жаворонка – оно слышится уже в конце марта – много раз описывалось в литературе. Но никакие, даже самые точные слова не могут передать эту музыку, льющуюся из поднебесья.

«Приключения капельки»
Праздник День воды начинается со… взвешивания его участников. Для чего это нужно? Просто потом каждому из них выдадут на память «Водный паспорт», где будет написано, сколько в его организме литров, чайников, чашек и чайных ложек воды. При этих расчетах музейные работники пользуются специальной таблицей. При этом детям объясняют, что без воды жизнь на земле невозможна.
В том или ином состоянии вода окружает нас повсюду. И от ее чистоты во многом зависит наше здоровье и даже жизнь.
А затем школьникам загадывают загадки: «Все его просят, ждут, а как придет – прятаться начнут» (дождь), «Много меня – мир пропал бы, мало меня – мир пропал бы» (вода) или «День и ночь поет, ее никто не остановит» (река). Учитывая тематику праздника, разгадать такие загадки под силу даже дошколятам.
Затем переходят к заданиям посложнее. Ребятам предлагают прокомментировать несколько общеизвестных утверждений: «Вода – среда питания многих организмов», «Вода – источник жизни», «Вода – сильный растворитель», «Для каких организмов вода – источник жизни?».
– В такой занимательной форме занятия воспринимаются детьми, как игра, - рассказывает старший научный сотрудник музея Татьяна Букина. – А чаще ребята отыскивают правильный ответ сами, поскольку, общаясь с ними, мы выбираем форму диалога. Ребята фантазируют, мыслят, строят догадки. А мы помогаем ребятам двигаться к правильным ответам, сообщаем неизвестные им факты о воде. Например, наглядно показываем им, что такое круговорот воды в природе, или как растение сберегает влагу в своих листьях. Для таких опытов многого не нужно – разве что цветок в горшке, помещенный в пакет, да емкость с горячей водой, накрытая стеклом. Данные опыты помогают детям не только понять, как именно происходит круговорот воды в природе, но и убедиться в том, что вода никогда не исчезает бесследно. Просто она переходит в другое состояние, например, из жидкого в газообразное.
Также ребятам рассказывают, что вода – это уникальное вещество, и все процессы в клетках живого организма или растения происходят с ее участием. В среднем одно дерево за сутки извлекает из почвы и испаряет в атмосферу 50-70 ведер воды.
На испарение воды расходуется около 20 процентов солнечной энергии, получаемой Землей. Как правило, вещества при нагревании расширяются, увеличиваясь в объеме.
Но с водой все иначе. Кстати, в каком состоянии вода приобретает наибольшую плотность? Вовсе не в твердом, как предполагают даже многие взрослые. Максимальной плотности вода достигает при температуре четыре градуса Цельсия.
А вот еще интересный момент – ребятам рассказывают, сколько воды содержится в живых организмах. «Лидером» здесь являются медузы – их тело состоит из воды на 95 процентов, чуть меньше – 92 процента – в телах моллюсков. А что касается человека, то новорожденный младенец состоит из воды на 77 процентов, во взрослых воды поменьше – в теле мужчины ее 60-62 процента, а в теле женщины почему-то всего 50.
А вот еще один интересный факт – количество воды, потребляемой человеком, и количество воды, выводимой из организма одинаково. В сутки у взрослых оно составляет два с половиной литра. Потеря 10 процентов воды ведет к необратимым изменениям в организме, а утрата 15-20 процентов – к смерти.
Затем ребятам рассказывают о загрязнении воды, демонстрируя это с помощью простейших опытов. И ребята самостоятельно приходят к выводу – воду надо беречь. Но как помочь природе сохранить ее чистоту? Ответы опять же приходят сами собой. Нельзя ее понапрасну тратить, нельзя бросать мусор в реку, нельзя мыть машины на берегу озер…
Заканчивается этот праздник веселой игрой: детям раздают бумажные «капельки» с вопросами, ответы музейные работники пишут на таких же «капельках» и прячут их среди витрин экспозиции отдела природы. Ребята с азартом разыскивают нужные «капельки», а потом переходят к новому заданию – конкурсу «Нарисуй воду».

Анна ШЕВЕЛЕВА


Даты экологического календаря
Весна богата на экологические даты. Вот некоторые из них.
22 марта – Всемирный день воды (водных ресурсов).
23 марта – Всемирный день климата (Метеорологический день).
1 апреля – Международный день птиц.
15 апреля – День экологических знаний, старт Общероссийских дней защиты от экологической опасности.
18-22 апреля – Марш парков.
22 апреля – Всемирный день Земли.

Подробности
Во время Дня птиц школьникам рассказывают о самой маленькой птичке живущей на Алтае - корольке. Их еще называют «северные колибри». Они – типичные жители хвойных лесов. Но эти маленькие птички очень выносливы: им не страшны зимние морозы, и часто в лесу зимой можно услышать тоненькое попискивание и увидеть, как с дерева на дерево перелетают корольки.
Издали их разглядеть трудно, а вблизи хорошо видны их яркие хохолки. Хохолки и дали название птицам. Они то опускают их, то поднимают. Когда поднимают, похоже, что на голове у них короны.
Целые дни шныряют они между ветвей, обследуя каждую щелочку, каждую трещинку. Летом у них тоже много хлопот. В круглом гнездышке, висящем на конце еловой лапы, – птенчики. Есть они хотят постоянно. Вот и трудится королек – зимой для себя, летом – для себя и семьи. И за год такая пичуга уничтожает не меньше восьми миллионов (!!!) мелких насекомых, их личинок и яичек. Вот и получается, птичка маленькая, а пользу приносит большую, поэтому и считается одной из самых полезных в лесу.
После такой «лекционной» части начинается викторина. Ребятам предлагают объяснить смысл пословиц и поговорок: «Лес без птицы и птицы без леса не живут», «Всякая птица своим клювом сыта», «Сорока без причины не стрекочет», «Воробей под кровлю, а совы – на ловлю», «Как с гуся вода».
А потом им предстоит отгадать загадки:
«Стучу – голова болит, а не стучу – голодный (дятел)», «Спиною зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика (синица)», «Бежит за плугом с криком вскачь весны посланец – черный … (грач)», «Прилетает к нам с теплом, путь, проделав длинный, лепит домик под окном, из травы и глины (ласточка)».
В заключение ребята отвечают на вопросы: «Какие птицы зимуют в наших краях?», «Зачем журавлю длинные ноги?», «Для чего клесту крестообразный клюв?», «Какие птицы охотятся ночью?», «У какой птицы птенцы появляются зимой?», «Какую птицу называют ледоломкой?».
Если школьник внимательно слушал «лекционную» часть, он легко найдет ответ. А потом каждому школьнику выдают лист бумаги и предлагают изготовить птичку-оригами своими руками и забрать ее с собой – на память.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2019 г.©