Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №7-8 2012 г. (июль-август 2012)


А вы знаете, что....
Hогти на пальцах руки растут примерно в 4 раза быстрее, чем на ногах



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№7-8 (199-200) 2012 год / Страница 62-63

Трудовое образование в Алтайском крае
«…Труд ребят – производственный, настоящий, а не игра в него – вот основа и воспитания, и обучения» - утверждал А.С. Макаренко.

От истоков к современности
В Алтайском крае трудовое воспитание имеет глубокие корни и тесно связано с событиями, происходившими в нашей стране, её историей. Край всегда был аграрным, с преобладанием сельского населения, поэтому в воспитании, прежде всего труженика на земле, мы получили богатое наследство в виде опыта организации ученических производственных бригад, «Малых Тимирязевок».
Необходимость беречь и приумножать лесное богатство края дала толчок развитию школьным лесничествам.

Начало пути
Лесохозяйственное и сельскохозяйственное трудовое воспитание берёт истоки в юннатском движении, которое зародилось в 1918 году. В это время в Москве была открыта детская биостанция. Она стала прообразом городской детской технической и сельскохозяйственной станции, организованной через 17 лет в Барнауле.
Краевая станция юных натуралистов (КСЮН) открылась в 1937 году. Главным в работе первых лет краевой Станции юных натуралистов было создание базы для работы кружков на станциях и оказание организационно-методической помощи школам, внешкольным учреждениям края по натуралистической работе.
В 1934 году по заданию И.В. Мичурина была организована Всесоюзная экспедиция на Алтай, результатам которой он дал высокую оценку.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) школьники края работали на общественных огородах, в подсобных хозяйствах, помогали колхозам и совхозам в уборке урожая. Трудились и младшие, и старшие.

После войны
В послевоенные годы трудовое образование было организовано на пришкольных участках. Объединения школьников, ведущих трудовую, учебную, опытническую работу, получили название «Малые Тимирязевки». В 1970 году был объявлен Всесоюзный конкурс «Малых Тимирязевок».
За всё время его проведения 16 раз школы Алтайского края занимали призовые места. За эти годы проведено множество учебных опытов и исследований по заданию учёных, выращены тысячи тонн овощной и плодово-ягодной продукции, собраны сотни центнеров семян овощных и цветочно-декоративных культур и лекарственного сырья.

Первые дендрарии
В 60-70-х годах прошлого века в школах края были заложены уникальные дендрарии. Инициатива принадлежала первому секретарю крайкома Коммунистической партии Советского Союза Алтайского края А. Георгиеву. Он обратился к М.А. Лисавенко с предложением посадить дендрарии в сельских школах.
В 1966 году дендрарий из 60 видов деревьев и кустарников был заложен в Победимской школе Топчихинского района.
Большую научную и практическую помощь оказала этому З.И. Лучник – доктор сельскохозяйственных наук, научный сотрудник института садоводства. Почин нашёл отклик в других районах края. Позже дендрарии были организованы в Мамонтовской школе Мамонтовского района, Горьковской школе Шипуновского района, Ребрихинской школе Ребрихинского района и других.
В Алтайском краевом детском экологическом центре дендрарий также заложен при помощи и поддержке сотрудников института. Он представлен 114 видами и породами деревьев и кустарников. Дендрарий и сегодня служит маточником для размножения деревьев и кустарников и обеспечения посадочным материалом школьных территорий по программе «Школьные сады».

История ученических бригад
Ученические производственные бригады старшеклассников берут своё начало с 1956 года. Свою работу они начали под лозунгом «Ближе к природе и жизни».
Ученические производственные бригады комплектовались на основе добровольности, путём подачи учащимися заявлений в школьные комитеты комсомола. Объекты работы определяли правления колхозов, совхозов совместно со школой при участии ученических организаций.
К 1959 году в крае было организовано 30 постоянных бригад, которые возделывали кукурузу, зерновые, овощи, сахарную свеклу. Для обмена опытом и привлечения школьников к массовому участию в общественно-полезном труде на полях и животноводческих фермах колхозов и совхозов был проведен слет бригад.
Благодаря совместным усилиям школ, сельскохозяйственных предприятий, общественности, движение ученических производственных бригад в крае год от года развивалось. Увеличивалось их количество, повышался уровень производительной и воспитательной деятельности.
Этому в значительной степени способствовали ежегодно проводимые в крае с 1971 года соревнования районов и школ, смотры на лучшую организацию работы в ученических производственных бригадах. Слёты стали проводиться с конкурсами юных полеводов, овощеводов, животноводов, садоводов, механизаторов.

Одни из лучших в стране
В 1972 году во Всероссийском социалистическом соревновании автономных республик, краёв, областей и районов Алтайский край занимает второе место, в 1975 году – первое. И не случайно в 1976 году было предложено провести Всероссийский слёт ученических производственных бригад в нашем крае.
С 1976 по 1984 год край еще пять раз занимал 1-2 место по России.
К 1980 году ученические производственные бригады прошли большой путь от сезонных к круглогодичным, от ручного труда к механизированному, от небольших земельных участков к большим площадям.
Ученические бригады стали базой профессиональной подготовки учащихся с меняющейся структурой бригад. Звенья стали создаваться по виду обучения: полеводов, овощеводов, садоводов, животноводов, лесоводов.
Проводилась серьёзная опытническая работа, проходили краевые слёты выпускников, оставшихся работать в селе. Большое внимание уделялось строительству стационарных лагерей труда и отдыха, а также привлечению учащихся к планированию и анализу своей деятельности.

Трудные времена
Однако, с переходом базовых хозяйств на хозрасчёт, в конце восьмидесятых годов произошло сокращение числа звеньев и земельных площадей, значительно меньше внимания стали уделять опытничеству.
Отраслевая и ведомственная разобщённость привела к тому, что ученические производственные бригады остались наедине со своими проблемами. Они оказались оторванными от базовых хозяйств и науки. И, пожалуй, самое важное, трудовое движение не нашло целенаправленной государственной поддержки. Это привело к тому, что за неполный десяток лет большинство ученических производственных бригад прекратило свое существование.

Новая жизнь
Трудовые объединения сельскохозяйственного направления, имея богатую историю, сегодня имеют совершенно новые образования. Благодаря интеграции и координации усилий всех социальных институтов, учащиеся сельских школ готовятся к жизни и выбору профессии.
Сегодня почти каждая сельская школа имеет учебно-опытный участок, где школьники не только получают первые трудовые навыки, но и на практике применяют знания, полученные на уроках, реализуют собственные проекты (дизайнерские, исследовательские).
Пришкольная территория с учебно-опытным участком становиться образовательной средой, где формируются основы экологической культуры. Наличие производственных участков, соответствующей материальной базы, налаженных связей с сельскохозяйственным предприятием – залог успешной работы ученических производственных бригад в наши дни.
Ученических производственных бригад на Алтае немного, но каждая из них может стать примером решения задач по закреплению молодёжи в селе, поддержанию и развитию материальной базы учреждения, удешевлению питания в школьной столовой и других.

Школьные лесничества
Ещё одна форма трудовых объединений – это школьные лесничества, которые имеют богатую историю и настоящее. Детские лесничества появились в стране в конце 60-х годов ХХ века. У них была простая, но в то же время высокая цель - детскую интуитивную любовь к живому укрепить знаниями, чтобы воспитать убеждённость в том, что необходимо бережно относиться к природе. Они хорошо вписались в структуру лесхозов, взяв на себя посильные, но очень важные дела, например, работу в питомниках.
На Алтае движение юных друзей леса зародилось во время поднятия целины, когда школьники выходили на охрану знаменитых ленточных боров.
В 1966 году в восточной части Кулундинской степи был организован Мамонтовский лесхоз. С первых же дней коллектив лесхоза приступил к высадке деревьев в оврагах, на песках, в балках, созданию полезащитных полос на землях колхозов и лесхозов.
В таких условиях понадобилось большое количество посадочного материала. Резкое увеличение объёмов лесокультурных работ, острая нехватка рабочих рук вынуждали лесхоз искать пути преодоления этих трудностей.
И тогда, в 1967 году, лесхоз обратился за помощью в Мамонтовскую среднюю школу. Руководители предприятия и школы составили план привлечения учащихся к посильному труду в питомнике, было принято решение создать лагерь труда и отдыха.
Лесхоз построил общежитие на 70 мест, оборудовал столовую и кухню, баню. У ребят появилось всё необходимое для активного труда и отдыха – спортивная площадка, клуб, автобус и другое.
В том же году образовались школьные лесничества в Чиргинской, Ларичихинской, Шелеховской, Тальменской средних школах.
Перед ребятами были поставлены такие же цели и задачи: помогать старшим в уходе за лесом, приумножать лесные богатства нашего края.

Значимые события
Деятельность школьных лесничеств Алтайского края отмечена значимыми событиями:
1973 год – на базе Барнаульского городского лесничества прошел первый Слёт членов школьных лесничеств и юных друзей природы. Проведены конкурсы: юных зоологов, ботаников, лесоводов, «зелёных» и «голубых» патрулей.
Делегация края, участвуя во Всероссийском слёте членов школьных лесничеств и юных друзей природы в Карелии, заняла первое место среди краёв Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и была награждена хрустальным кубком (РСФСР).
Всероссийский слёт школьных лесничеств 1975 года проходил в Брянске. Наташа Мешкова из Столбовской школы Каменского района стала победителем среди юных лесоводов РСФСР. Судейская коллегия отметила хорошую подготовку в вопросах лесовосстановления, дендрологии, ведения лесного хозяйства, охраны и приумножения зелёных богатств.
В 1977 году ученица этой же школы Надежда Диженина стала чемпионом среди юных лесоводов РСФСР.
На Всероссийском слёте-конкурсе, состоявшемся в посёлке Шушенское Красноярского края в 1983 году, первое место в конкурсе «Юные техники – лесному хозяйству» завоевал Игорь Арсенкин из города Барнаула.
По итогам Всероссийского смотра школьных лесничеств 1987 года третья премия присуждена школьному лесничеству Ларичихинской школы Тальменского района.

Новый импульс
Экономические преобразования в стране в девяностые годы пагубно повлияли на деятельность школьных лесничеств, их количество к 1995 году значительно сократилось. Новый импульс развития они получили в 1996 году после издания Рослесхозом приказа «Об активизации работы школьных лесничеств».
Сегодня работа школьных лесничеств стала важной составляющей деятельности органов управления лесами. Эта форма работы, имея богатую историю, не только сохранилась, но и получила новое развитие благодаря поддержке базовых хозяйств, системе грантовой поддержки природоохранных мероприятий, Всероссийскому движению «Подрост».
На сегодняшний день стабильно работают 22 таких объединения, в них задействовано 487 учащихся. В целях развития школьных лесничеств в крае проводятся слеты, практикумы, лесные школы, смотры-конкурсы исследовательских проектов и другие мероприятия. Члены школьных лесничеств под руководством педагогов ежегодно принимают участие во всероссийских мероприятиях.
Работу школьных лесничеств координирует управление лесами Алтайского края посредством краевой программы Алтайского краевого детского экологического центра «Подрост».
Эта программа была разработана в период организации регионального этапа I Всероссийского конкурса «Подрост» в целях поиска и внедрения новых форм и методов работы школьных лесничеств. Изучение, восстановление и охрана лесных экосистем путём привлечения молодого поколения к проблемам охраны природы, а также социализация личности ребенка через включение его в практико-ориентированную деятельность школьных лесничеств являются приоритетными задачами программы.

Бригады юных
Ученическая производственная бригада (УПБ) также остается актуальной формой трудового воспитания. УПБ создаются из состава учащихся 8-11 классов с целью профессионального становления через освоение программ сельскохозяйственного направления и практическую работу на производственных участках.
Сегодня более семи тысяч школьников ежегодно трудятся в ученических производственных бригадах, трудовых объединениях: выращивают полевые культуры, картофель, овощи; украшают яркими цветниками пришкольные территории; закладывают сады и собирают урожай для школьных столовых; ухаживают за животными на фермах.
В рамках краевой программы «Молодые хозяева Земли» Экоцентром постоянно обновляется программно-методическое обеспечение системы трудового образования детей; обобщается лучший опыт работы и тиражируется в образовательные учреждения края; проводятся смотры-конкурсы муниципальных образований по трудовому образованию.
В краевых массовых мероприятиях трудового сельскохозяйственного направления ежегодно участвует около 500 человек, для которых проводятся: олимпиада обучающихся по натуралистическим направлениям, слет трудовых объединений школьников «Молодые хозяева Земли», смотр-конкурс районов, образовательных учреждений среди учебно-опытных участков и пришкольных территорий.
С 2000 года благодаря Главному управлению сельского хозяйства Алтайского края, ученические производственные бригады включены в «Трудовое соревнование агропромышленного комплекса», победители ежегодно награждаются денежными премиями и призами.

Сотрудничество с бизнесом
Эффективности трудового воспитания способствует интеграция с бизнесом. Положительным примером стало сотрудничество с ОАО «Компания «Юнимилк», которая на протяжении нескольких лет является спонсором краевых мероприятий сельскохозяйственного направления, участия детей края в Российских слётах ученических производственных бригад.
Татьяна Ткаченко, директор по связям с общественностью компании «Юнимилк» в Сибирском Федеральном округе, так оценивает совместную работу: «Как национальная молочная компания мы, конечно, задумываемся о будущем нашей отрасли и всей перерабатывающей промышленности. «Поколение Милк» - социальная программа нашей компании, в рамках которой мы работаем с сельской молодежью, растим смену для молочной отрасли, поддерживаем талантливых студентов аграрных вузов.
Решив в 2010 году поддержать ученические производственные бригады как одну из лучших технологий профориентации и отечественную аграрную воспитательную традицию, мы принялись разыскивать эти самые бригады по всей Сибири. И обнаружили, что в большинстве регионов традиция сохранилась, в основном, на бумаге.
А в Алтайском крае это движение живо по-настоящему: бригады работают практически во всех районах, собираются на слеты, учатся.
Поддержав обучение лучших участников движения, поездку алтайской команды на Всероссийский слет, а также проведение регионального слёта ученических производственных бригад в Барнауле, посмотрев в глаза самим ребятам и их руководителям, мы убедились, что делаем нужное дело.
Искренне хочется надеяться, что эти талантливые молодые люди останутся в сельском хозяйстве и сделают в нем самые разные карьеры – от специалистов до руководителей.
А от работы с краевым экологическим Центром у нас остались самые приятные впечатления: здесь работают увлеченные и компетентные люди, настоящие профессионалы.
В общем, нам повезло - в Алтайском крае мы нашли единомышленников, ту самую генерацию «Поколения Милк», ради которой затеяли всю эту программу, - здоровых, талантливых, творческих людей, которые воспринимают будущее региона и страны не как формальные слова или угрюмый долг, а увлекательную часть собственной жизни».

Школьные сады
В 2003 году Алтайским краевым детским экологическим центром была разработана программа «Школьные сады» и сделаны первые шаги по её реализации. Цель – закладка на учебно-опытных участках школ края дендрариев и плодово-ягодных садов, обеспечивающих единство трудового и экологического образования школьников, формирование навыков ответственного отношения к природе, готовности к её воспроизводству и охране, сохранение здоровья детей.
Реализация программы обеспечивалась за счёт финансирования из краевого бюджета по программе «Сады Алтая», утверждённой постановлением Алтайского краевого совета народных депутатов №360 от 5.11.2003 года.
Ежегодно 50 школ получали комплекты саженцев плодово-ягодных и декоративных растений. Для сада, площадью 0,5 га, школы бесплатно получали 350 растений (35 видов и пород деревьев и кустарников).
Экологический центр не только выращивает и передаёт школам растения, но оказывает методическую и практическую помощь по посадке и уходу за садом.

Перспективы есть!
У направления трудового воспитания есть перспективы. Во-первых, агропромышленному комплексу по-прежнему нужны специалисты. С образованием должен тесно взаимодействовать бизнес.
У АКДЭЦ есть положительная практика в этом направлении. Больше внимания сегодня уделяется качеству образования, конечному результату для личности ребёнка его деятельности в трудовом объединении, работе с одарёнными школьниками. Слёт-конкурс трудовых объединений школьников «Молодые хозяева Земли» включен в число приоритетных проектов по программе «Дети России», подпрограмме «Одарённые дети». Абсолютные победители мероприятий получают премию по 30 тысяч рублей. Таких детей у нас в крае уже четыре человека.
Начиная с 2004 года, Алтайский край после продолжительного перерыва стал принимать участие во Всероссийских слётах ученических производственных бригад. Результатом стало получение командой хрустального кубка (2005 г.), завоевано призовых мест в презентации команды (2007, 2010 гг.), третье командное место (2012 г.), восемь дипломов в личном первенстве.















Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2019 г.©