Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №1-2 (январь-февраль) 2013 год


А вы знаете, что....
Человеческий волос толще мыльной пленки примерно в 5000 раз



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№1-2 (205-206) 2013 год / 62 страница

Россия – Казахстан
Поводом для поездки народных умельцев Алтайского края стало соглашение о сотрудничестве, подписанное в начале нынешнего года между руководством приграничных районов Алтайского края и Республики Казахстан, а также Протокол о дальнейшем сотрудничестве в рамках движения «Начни с дома своего», который предполагал ряд мероприятий, в том числе и выставку народных ремесел. Поездку организовало Управление Алтайского края по обеспечению международных и межрегиональных связей при поддержке Управления по культуре и архивному делу.

Волшебный город мастеров

Виктор Романов
Мастер по берестяному плетению Виктор Романов выдалбливает ромашки на берестяной салфетке и рассказывает о некоторых тонкостях своего ремесла. Оказывается, создавая изделие из бересты, не нужно срубать дерево – стоит лишь срезать верхний слой коры, который через пять лет полностью восстановится. Все инструменты мастер делает сам.
– Я даю пятьсот лет гарантии берестяным изделиям. Древние письмена тому пример. Береста не гниет: можно пользоваться ею вечно.
Изделиями из бересты Виктор заболел еще в детстве:
– У соседа на столе стояла солонка из бересты, которую я, как ни вертел в руках, понять, как сделана, не мог, а дед Ваня, ее владелец, забыл, как это делал его дед. Зато он меня научил художественному свисту на бересте.
В 1987 году Виктор Михайлович из газеты узнал про мариинского мастера по бересте Юрия Михайлова, недолго думая, собрался и поехал учиться.
– Секретов своих он мне не раскрыл, – рассказывает Романов, – завел в выставочный зал и сказал: «Смотри, учись». Целый день я рассматривал немыслимой красоты туески и хлебницы, трогал, гладил эти вещи, пытаясь понять хоть что-то. Расстроился, конечно, и вечером засобирался домой.
Юрий на прощание мне сказал, что, если я заболел берестой, до всего дойду сам, и обещал подсказывать, когда что-то не будет получаться.
Первую работу он делал две недели. А уже со второго изделия началась долгая и плодотворная работа. Начинающий мастер объехал почти всю Россию с персональными выставками, ему стали заказывать эксклюзивы для ВИП-персон страны, а когда к 75-летию Патриарха Всея Руси Алексия II москвичи сбились с ног, не зная, что подарить владыке исконно русского, но необычного, вспомнили про набор для кваса, который придумал и создал Романов.
– У каждого листа бересты есть свой характер. Иногда положу его перед собой и смотрю, что можно сделать, пока сам лист мне будто не шепнет. Береста не размокает, в туесках ведь раньше хранили и молоко, и квас, и другие продукты. Из бересты можно сделать тысячу наименований изделий, а я освоил едва больше сотни.
На выставке взору шемонаихинцев предстали берестяной самовар, кстати, действующий, с установленными внутри тенами; чемоданчик с ключиками, туески и многое другое.
В свое время Романову предлагали остаться во Франции после участия в выставке и поработать по контракту за очень большие деньги, но Виктор Михайлович уже на второй день пребывания в Париже захотел домой.

Анна Гунина
А вот и мастер-класс Анны Гуниной. Особое внимание привлекает коллекция различных матрешек. У каждой из них свой характер, будь то матрешка-чехол для бутылки или стандартная раскладушка.
– А то, каким будет наряд, станет известно уже после того, как нарисовано лицо, – делится художница. – Вот смотришь на ее лицо и думаешь. Одна хочет украситься более нарядно. Видно, нарядиться хочет. А другая – простушка.
Помимо матрешек в экспозиции Анны Гуниной различная расписная посуда.
– На Алтае своей росписи никогда не было, – говорит Анна Гунина, – копировать что-то, я считаю, это плагиат. Люди уже придумали это – зачем? Неинтересно. Я 37 лет занимаюсь этим ремеслом и на протяжении многих лет разработала свою, алтайскую роспись.
Этому ремеслу Анна Николаевна не училась специально. Когда-то пришла на работу в цех по росписи деревянных изделий в качестве ученицы, а к закрытию предприятия стала главным художником.
– Я считаю, что все эти знания приходят откуда-то из прошлых жизней. А если что-то мне неизвестно, черпаю из книг, – делится мастерица.
На вопрос, что для нее живопись – профессия или увлечение – Анна Николаевна ответила, что это ее натура. Без этого ремесла она и не представляет своей жизни. Каждую минуту в ее голове рождаются узоры. Причем в готовых работах ни один из них не повторяется дважды.
Глаза гостей горят у столика художницы: у самых маленьких – от обилия красок и непривычных предметов вокруг, у тех, что постарше, – от процесса создания того или иного изделия.
– Это искусство несет в себе чистоту. Человек, занимающийся подобным ремеслом, должен нести в себе свет, доброту, тогда и работы будут интересны и притягательны для людей.

Валерий Умников
В перечне изделий резчика по дереву Валерия Умникова множество различных предметов: посуда, рамы для картин, статуэтки; из того, что он по понятным причинам не смог с собой привезти, – стулья, кресла, другие габаритные предметы мебели.
На выставке буквально все мальчишки так и крутились вокруг внушительных форм деревянной пушки, сооруженной без единого гвоздя. Со стороны, благодаря металлической окраске, она казалась вполне настоящей.
На мастер-классы в Шемонаиху Валерий захватил с собой бондарную скамью, на которой каждый мог попробовать сделать цветок из дерева, мало чем отличающийся от живой астры.
– Я не случайно учил ребятишек делать цветок, – поделился Валерий, – во-первых, это не занимает много времени, во-вторых, относительно безопасно в смысле работы с инструментом, который у резчика весьма острый. Почти все просили забрать цветы с собой, пусть и не доделанные до конца, поэтому пришлось пойти на компромисс: я сделал малышам букеты, чтобы поставили у себя в классе, и никому не было обидно.
А вот ребята постарше спрашивали про серьезные вещи: какова заточка инструмента, из чего он сделан. Многие приходили с руководителями кружков и спрашивали, что почитать, где найти ту или иную технологию. На мастер-классах царила такая атмосфера интереса, и я бы даже сказал, ожидания чуда, что поневоле все мастера заражались этим чувством.
Я утром пришел на мастер-класс и увидел, как мальчишечка лет восьми уже крутится возле станка. Удивился, как он сюда попал. Оказалось, что прошел через служебный вход еще за час до начала занятий. Поскольку мальчонка ногами не доставал до станка, а ему очень хотелось подарить маме цветок, то он уговорил меня помочь ему. Пришлось своими руками держать ноги парнишки, пока тот резал этот цветок. Такая настойчивость достойна и понимания, и уважения, и поддержки.

Возьмите меня в ученицы...
Напоследок мы поинтересовались впечатлениями гостей о мастер-классах, плодотворно ли они прошли у нас в городе? На что Виктор Романов, улыбаясь, сказал:
– Я приготовил дома около 80 заготовок для кошелечков и салфетниц – не хватило! По моим подсчетам, за два дня на мастер-классы пришло около 400 детей и студентов колледжа. Приходили и целыми семьями. Очень приятно, что народное ремесло в Шемонаихе вызвало такой живой интерес. Отлично сработали экскурсоводы музея, которые рассказывали малышам своего рода сказку, поэтому они шли к нам, готовые к чудесам. Одна шестиклассница так старательно все делала, просто залюбуешься, а потом подошла ко мне и попросила расписаться на обратной стороне салфетницы. Я спрашиваю: «Зачем?» А она в ответ: «Вырасту, закончу школу, приеду в Барнаул, покажу эту работу вам, и возьмете меня в ученицы...»
Елена ГРИГОРЬЕВА, газета «Сегодня», Казахстан


На радость шемонаихинцам
Представители Алтайского творческого объединения «Город мастеров» привезли в Казахстан более 120 изделий различных ремесел: работы из рогоза, бисера, деревянная пушка, изготовленная без единого гвоздя, берестяные туеса и хлебницы, расписные матрешки и братины, гончарные вазы и посуда.
5 декабря состоялось торжественное открытие выставки. В зале районного краеведческого музея гостей и участников приветствовал аким района Амангельды Жамелович Токтаров:
– Я с большим уважением отношусь к людям искусства, потому что это духовно богатые и высоконравственные люди, – обратился к гостям аким района. – Нам привезли историю русского народа, которую хранили и передавали из поколения в поколение тысячи лет. Страна, где чтят традиции своего народа, имеет большое будущее. Поэтому я не сомневаюсь, что Россия займет достойное место в мире и в политике, и в экономике.
Амангельды Жамелович искренне поблагодарил представителей «Города мастеров» за выставку, вручил им благодарственные письма. И пообещал, что если не получится отправить делегацию детей на учебу в «Город мастеров», то всегда найдется возможность снова пригласить умельцев к себе.
Открытие выставки длилось около двух часов. За это время гости музея узнали о том, что организация «Город мастеров» появилась на свет благодаря поддержке губернатора Алтайского края Александра Карлина, что народные умельцы прилагают немало усилий к популяризации ремесел, много работают с детьми и молодежью.
А со следующего дня начались мастер-классы, в первую очередь для школьников, студентов колледжа и всех, кому интересны народные ремесла. Самыми сосредоточенными дети были на занятиях народного мастера росписи по дереву Анны Гуниной. А больше всего шумели там, где работал народный мастер России, Алтайского края и Кузбасса Виктор Романов: он разрешил всем по очереди погудеть в сосуды для вина, сделанные в виде рога, да и сам «сыграл» мелодию на кусочке бересты. Не меньше интереса и восторга вызвал и мастер-класс резчика по дереву Валерия Умникова.
Журналисты – народ жадный до информации, любопытный, поэтому мы тоже решили пройти мастер-класс, чтобы погрузиться в мир этих ремесел, чтобы уже изнутри познать то, о чем предстоит рассказать вам, дорогие читатели.
Первое, что бросилось в глаза у входа в зал музея: берестяная утварь очень тонкой работы, многочисленные резные изделия из дерева, расписные матрешки разного размера, лакированые разделочные доски, русские деревянные ложки, глиняные сосуды, разнообразные по форме, цвету и размеру.
В другой комнате – стол, уставленный тюбиками с краской и деревянными заготовками, бондарная скамья, уголок, где кипит работа с берестой.
62 страница. Россия – Казахстан


День города,Шемонаиха


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2019 г.©