Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №11-12 2012 г. (ноябрь-декабрь) 2012 год


А вы знаете, что....
Иероглиф, обозначающий "проблему" изображается как две женщины под одной крышей



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!


2012 год
№11-12 (203-204) 2012 год / 48-49 страница

Геолого-краеведческое движение школьников в Алтайском крае
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании школьников занимает геологическое краеведение. Современные тенденции развития перерабатывающей отрасли в Алтайском крае позволили начать работу по активизации деятельности учреждений образования в этом направлении. Другим немаловажным фактом является развитие сферы туризма и отдыха. Места добычи древними людьми железной руды, старые каменоломни, рудники, соляные месторождения, геологические памятники природы могут стать каркасом геолого-краеведческого туризма, в том числе детского. Есть и еще один немаловажный аспект – профориентация, необходимость привлечения в развивающуюся на Алтае геологическую отрасль молодых кадров. Социальный заказ таким образом очевиден.

Возрождение традиций
Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения является инициатором возрождения традиций уникального геологического движения школьников, зародившегося в нашей стране еще в середине XX века и ставшего школой воспитания и профессиональной ориентации молодого поколения для будущей работы в минерально-сырьевом комплексе страны. В движении юных геологов приняли участие сотни тысяч школьников. В дальнейшем многие из них связали свою судьбу с геологией, пополнив ряды разведчиков недр и ученых.

Первые шаги
Первые попытки организации массовых геологических походов и кружков юных геологов относятся к началу тридцатых годов прошлого века, но это были отдельные мероприятия. В 1932 году отделом технической пропаганды геологоразведочного бюро газовых месторождений Народного комиссариата тяжелой промышленности выпускаются брошюры с броским названием «Турист, охотник, краевед – в поход за природным газом».
Энергичная попытка централизации массового геологического движения была сделана в 1935 году. В это время на страницах газет и журналов, в том числе и в Сибири, стали появляться материалы по геологическому исследованию нашей страны силами юных геологов и следопытов.
Алтай не остался без внимания юных исследователей. В 1934 году из учащихся школ Новосибирска был создан краеведческий кружок, который летом совершил большую экскурсию на Алтай для поиска полезных ископаемых. Участники экскурсии были разделены на три поисково-разведочные группы:
– первая осуществляла поиск месторождений рассыпного золота в бассейне реки Чарыш;
– вторая разведывала каменный уголь в районе станции Тальменка;
– третья – самая удачливая и достигшая наибольших успехов – открыла несколько месторождений мраморов, в том числе в районе Салаирского кряжа, которые и начали разрабатываться в скором времени. (Н.В. Несвежева И вечно юная дорога….(К 70-летию Алтайского краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения). Барнаул: Азбука, 2008. с. 23).
В послевоенные годы геологоразведочная работа была возведена в ранг государственной политики. На развитие детского геологического движения начали выделяться немалые финансовые средства. Министерство геологии и Министерство просвещения стали регулярно организовывать семинары, совещания, конференции по юношескому геологическому движению.
Были переизданы научно-популярные книги А.Е. Ферсман, В.А. Обручева, других видных ученых и специалистов, сложилась четкая система юношеского геологического движения от Центральной комиссии при Министерстве геологии СССР до юношеских геологических экспедиций, партий и отрядов.
Главной целью работы с молодежью стало не только получение общегеологических знаний, умений и навыков работы с минералами и породами, но и проведение летних полевых сезонов с выполнением геологических заданий.

У нас на Алтае
На Алтае по инициативе крайкома ВЛКСМ и Западно-Сибирского геологического управления в 1960 году был объявлен геологический поход «за полезными ископаемыми». Для организации похода была избрана краевая геологическая комиссия, куда вошли работники крайкома и горкома ВЛКСМ, геологи, работники краевой ДЭТС и краевого туристского управления. Кроме того, были созданы кустовые комиссии: в Барнауле – на базе Нерудной экспедиции, Горно-Алтайске – на базе Геофизической экспедиции, а также в городах Бийске и Змеиногорске. За каждой комиссией были закреплены группы районов. Комиссии должны были организовать геологические отряды, создавать геологические коллекции при школах, клубах, библиотеках, пропагандировать геологические походы по радио, в местной печати, давать консультации отправляющимся в поход, держать постоянную связь как с ними, так и с геологическими партиями. Всего за лето 1960 года было подано около 100 заявок на новые месторождения. Некоторые из них были подтверждены.
Юношеское геологическое движение – походы, слеты, камеральные работы, конференции, геологические олимпиады, общение с учеными и геологами-практиками – стало широко развито в период 60–70-х годов. Результатом этой деятельности были глубоко профориентированные абитуриенты, поступавшие в вуз и становившиеся затем высококлассными специалистами – геологами. В последующие годы приоритеты в экономике сменились, и геология на некоторое время утратила былые позиции.

В нынешнем веке
С 1999 года организацией и координацией в области детско-юношеского геологического движения на федеральном уровне занимается Российское геологическое общество (РОСГЕО). В 2001–2003 годах. по инициативе РОСГЕО специально для детей издаются массовым тиражом учебные пособия: «Основы геологии», «Первые шаги в геологию», «Планета Земля», «Мир минералов» и другие методические разработки.
Известные геологи-ветераны В.Ф. Рогов, Ю.Г. Шульгин, имеющие большой опыт работы с молодежью, разработали специальный раздел о детско-юношеском геологическом движении, который целиком вошел в «Концепцию о геологическом образовании», принятую на совместной коллегии Министерства образования Российской Федерации и Министерства природных ресурсов Российской Федерации в 1999 году. В программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» одна из подпрограмм направлена на развитие детского геологического движения.
На IV конференции педагогов, прошедшей в поселке Решетниково Московской области в декабре 2011 года, было отмечено, что детско-юношеское геологическое движение – важнейшая составная часть воспитания молодежи, первый шаг в длительном процессе подготовки кадров для геологической отрасли. Занятия в кружках способствуют не только интеллектуальному росту подростков, но и формированию их социальной активности, гражданской позиции. Педагоги воспитывают подрастающее поколение в духе любви к родине, родному краю, бережному отношению к природе, минеральным ресурсам России.
В Алтайском крае первая попытка выявить и объединить педагогов и учащихся, увлеченных геологией, была предпринята в 1999 году по инициативе к. и. н. Алексея Дмитриевича Сергеева. Он предложил возродить традицию изучения горнорудного и камнерезного дела на Алтае и проводить краеведческую конференцию учащихся. В июле этого же года такая конференция состоялась, она называлась «Горное дело на Алтае» и была посвящена 270-летию со дня рождения И.И. Ползунова. В работе конференции приняли участие школьники и педагоги Курьинского, Краснощёковского и Поспелихинского районов, города Заринска и Барнаула. В этом же году был проведен первый Краевой туристско-краеведческий слет «Алтай», в программу которого была включена секция «Природное наследие. Геология».

В последние годы
В 2009 году в Барнауле занимались с детьми кандидат геолого-минералогических наук Софья Григорьевна Платонова (АлтГУ), Галина Михайловна Журутина при Алтайском филиале территориального Фонда геологической информации (Алтайский филиал ФГУ ТФГИ по СФО), Светлана Анатольевна Азаровская в гимназии № 42, Татьяна Павловна Фокина в Заринском центре детского творчества. Движение юных геологов остро нуждалось в современной концепции развития детского геолого-краеведческого движения в Алтайском крае. И в 2009 году в Алтайском краевом центре детско-юношеского туризма и краеведения была написана целевая программа «Планета–Алтай», направленная на развитие геологического краеведения в учреждениях образования Алтайского края.
В настоящее время в тесном контакте с АКЦДЮТиК работает более двадцати педагогов из городов Барнаула, Заринска и пяти районов Алтайского края (в начале 2010 года было пять педагогов из двух районов).

Планета – Алтай
Количество педагогов, организующих геологическое образование учащихся, растет. Сюда мы относим и тех, кто принимал участие в подготовке учащихся к краевым мероприятиям и заочным конкурсам, которые стали частью программы «Планета–Алтай».
В октябре 2011 года для педагогов был проведен семинар при участии постоянных партнеров АКЦДЮТиК – сотрудников Института водных экологических проблем, Алтайского филиала Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу», музея «Мир камня» (руководитель С.И. Бергер), Алтайской государственной педагогической академии.
В рамках семинара прошли практические занятия и экскурсии на геологические объекты, в профильные учреждения, а также в музеи, содержащие геолого-минералогические коллекции. Педагоги получили возможность познакомиться с опытом организации геологического образования через знакомство с публикациями в российском сборнике «Многогранная геология». В этом сборнике публикуются лучшие исследовательские работы учащихся по итогам российских заочных конкурсов, а также статьи педагогов. Началась работа по созданию базовых площадок по геологическому образованию в Змеиногорском районе и на базе музея «Мир камня» в Барнауле.
С 2010 года действует краевая очно-заочная геологическая школа для учащихся. Занятия в геологической школе способствуют получению учащимися дополнительного образования, профориентации в области геологии и горного дела, привитию навыков выполнения научно-исследовательских работ. Контингент обучающихся состоит из учеников 5–9-х классов, общее количество – до 30 человек ежегодно.
В 2011 году прошла геологическая экспедиция для победителей краевого заочного конкурса «Недра Алтая». Ребята посетили золотодобывающее предприятие «Рудник Веселый» в Республике Алтай. Итогом данной экспедиции стала защита доклада на краевом туристско-краеведческом слете «Алтай». В августе этого года успешно реализована программа краевой профильной геологической смены «Алтайская шкатулка». Участниками смены стали сто ребят из Косихинского, Курьинского, Бийского, Табунского, Крутихинского районов и городов Барнаула и Заринска. В период смены проводились геологические походы, в которых были организованы исследования, описания, фотографирование, видеозапись геологических объектов, памятников природы и т. п.
В 2010 году в туристско-краеведческом слете «Алтай» в секции «Природное наследие. Геология» приняли участие 15 школьников, а в 2011 и 2012 годах – 17 и 15 соответственно. Учащиеся Алтайского края ежегодно принимают участие во всероссийских геологических олимпиадах, слетах юных геологов, в межрегиональной конференции школьников «Историко-культурное и природное наследие Сибири» в городе Иркутске и постоянно занимают призовые места.

«Загадки геологии»
В 2011 году на базе АКЦДЮТиК была проведена краевая геологическая выставка «Загадки геологии». На выставке экспонировались лучшие коллекционные образцы минералов из собственных собраний или фондов школьных музеев, творческие работы: рисунки, поделки из глины, фотографии, поделки из камня, предметы, относящиеся к ведению геологических сборов, сведения об исследователях алтайских недр.
Конкурс геологических коллекций проводится ежегодно во время геологических мероприятий для учащихся, он способствует развитию собирательской деятельности педагогов и учащихся, формированию систематизированных геологических коллекций.
Геология – междисциплинарная наука, занятия в геологическом кружке способствуют укреплению знаний школьников по географии, биологии, физике, химии, математике, ОБЖ. Путешествуя, ребята знакомятся с памятниками истории, природы, культуры, обычаями и традициями других народов.

Сибирская олимпиада
2012 год стал успешным в плане участия команд из Барнаула, Заринска, Бийска в очном туре Сибирской геологической олимпиады, которая традиционно проводится институтами геологии и минералогии, нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН и Новосибирским государственным университетом (НГУ). Четверо учащихся стали победителями Олимпиады. Как результат постоянного участия и побед в Сибирской геологической олимпиаде Анастасия Скоморохова и Ольга Хухра получили именные приглашения учиться в Новосибирском государственном университете.
Впервые прошло торжественное мероприятие «Посвящение в юные геологи» для ребят из с. Заковряшино Крутихинского района, г. Заринска, г. Барнаула, с. Усть-Таловка Курьинского района, с. Березовка Чарышского района. Ребята делали презентации, в которых рассказывали о своем увлечении геологией и представляли свои коллекции минералов. Юные геологи получили свидетельство и значок «Юный геолог» (с 1975 года наиболее активных кружковцев и участников геологических походов награждали знаком «Юный геолог СССР», с 1975 по 1990 г. г. такой знак получили восемь тысяч юношей и девушек). В рамках «Посвящения» прошел «круглый стол» по теме: «Развитие детского геологического движения в Алтайском крае: реалии и перспективы».

О наших проблемах
Наряду с положительным опытом работы по развитию детского геологического движения есть и проблемы, и самая большая из них – нехватка педагогов, работающих по программе «Юный геолог». Не налажено постоянное сотрудничество учреждений образования с государственными геологическими предприятиями и научными учреждениями. Контакты их единовременны, связаны больше с экскурсиями и редкими занятиями по геологическим темам. Выполнение заданий геологического содержания по просьбе геологических учреждений не практикуется. Это положение значительно осложнило проведение полевого слета, не хватало специалистов. Мало развивается музейно-экспозиционная деятельность, на сегодняшний день нет зарегистрированных геологических музеев в образовательных учреждениях Алтайского края.
На основе наработанного положительного и отрицательного опыта в 2012 году нами была разработана программа развития направления до 2015 года.
С новостями о геологическом движении школьников можно ознакомиться на сайте КГБОУ ДОД «Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения»: www.akcdutik.ru.

Марина ЗАВГОРОДНЯЯ,
методист КГБОУ ДОД «Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения»,
Барнаул
















Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©