Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №7-8 (июль-август) 2013 год


А вы знаете, что....
Поверхность легких - порядка 100 квадратных метров



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:

АКДЭЦ
Алтайский краевой
детский экоцентр






Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



6+

 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№7-8 (211-212) 2013 год / 59 страница

59 страница. Республика АлтайРеспублика Алтай

Легенды и мифы Северного Алтая собраны в основном у представителей челканского этноса. Мифы и легенды – самый распространенный вид устного народного творчества Горного Алтая. Они рождались среди охотников, знатоков природы, кто обладал сравнительным и аналитическим умом. Легенды собраны по тематике: «Легенды о природе», «Легенды о происхождении родов», «Легенды о животных», «Легенды о птицах», «Легенды о человеческих качествах», «Легенды о деревьях и растениях», «Легенды о небесных светилах».

Коллекция легенд

Екатерина Кандаракова, автор книги «Легенды Северного Алтая», пришла в этот день в Национальную библиотеку, чтобы пообщаться с участниками экспедиции «Начни с дома своего». Екатерина Павловна провела с юными экологами увлекательный разговор о легендах алтайских народов, связанных с растениями и животными, а также поведала об экологических традициях их предков.
– Я начала собирать легенды Северного Алтая еще в 50-х годах прошлого века, – рассказала Екатерина Кандаракова. – Моими источниками были хранители этих легенд, пожилые люди, охотники. Многих из них сейчас нет в живых, и я рада, что хранимые ими легенды не ушли вместе с ними, что мне удалось их записать. В наши дни вы уже не найдете людей, которые могли бы вам все это рассказать. А сподвиг меня на эту работу кандидат филологических наук Сазон Суразаков, первый директор Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка и литературы (ныне – Научно-исследовательский институт алтаистики имени С.С. Суразакова).
Он советовал: «Собирайте фольклор, собирайте все, складывайте себе, придет время, когда вы будете анализировать, изучать, и эти записи вам помогут разобраться во многих ситуациях, касающихся как природы, так и человеческого общества». На самом деле так и получилось.



В своем сборнике «Легенды Северного Алтая» Екатерина Кандаракова собрала предания о происхождении гор и озер, о животных и птицах, о деревьях и цветах. В них – глубокое уважение к природе и всему живому вокруг.
– Живое дерево народы Северного Алтая не рубили, – рассказывает Екатерина Павловна. – Ведь это значило причинять ему боль и страдания, а оно должно расти и приносить человеку пользу. Вот почему алтайцы вплоть до Великой Отечественной войны никогда не запасали себе дрова на зиму и не имели поленниц – они собирали зимой сухостой, привозили домой, распиливали и им отапливали свои жилища.
Как рассказывает Екатерина Павловна, челканцы (представители северных народностей Алтая) берегли природу. Она давала им возможность выжить. Особенно в тяжелые военные годы. Тогда в пищу шли многие съедобные растения. Кормились и охотой. В тайге охотники строили шалаши.
– Под кроной кедры загребали снегом, чтобы теплее было, а у входа раскладывали костер, в который клали бревно, оно могло всю ночь гореть, – рассказывает она. – Когда уходил охотник с этого места, он оставшуюся головню клал под крону дерева, угли тушил и закапывал, оставлял природу чистой. Если кто шел собирать дикую ягоду, то не обламывал куста – снимал только ягоды, оставляя листочки и ветки. Ведь на следующий год придется снова идти в эти же места.
Екатерина Кандаракова собрала много самых причудливых легенд о животных и птицах: почему бурундук полосатый, почему барсук такой жирный, почему медведь такой неуклюжий, почему кедровка такая хитрая? Вот лишь несколько из них, которые Екатерина Павловна рассказала ребятам.
Согласно одной легенде медведь произошел от человека. Один старик, поссорившись со своими детьми, ушел в тайгу, завернувшись в лохматую шубу. И сидел он в тайге до тех пор, пока шуба эта не вросла в его тело. Так он и стал медведем, и до сих пор живет в тайге. Медведь никогда человека не трогает. Он считает его своим собратом. Если идет по тайге и услышит голос человека, обязательно развернется в другую сторону и уйдет.
А барсук потому такой жирный и сытый, что доброту к медведю проявил. Он рассказал косолапому, как пройти в тайгу, где много кедровых орехов. И посоветовал не ходить зимой по тайге, а накопить жира осенью и спать всю зиму. В благодарность медведь пожелал барсуку всегда быть сытым и жирным. Пожелание это сбылось.
При всем трепетном отношении к животному миру народы Северного Алтая отнюдь не были вегетарианцами. У них существовали свои традиции охоты. Им посвящена другая книга Екатерины Кандараковой – «Традиционные формы охоты на зверей и птиц у кумандинцев и челканцев». Здесь информаторами автора были сами охотники. В книге описаны все виды зверей и птиц, на которых охотились представители этих народов. Приведены схемы капканов, ловушек и ловчих петель.
– Людям нужно было жить так, чтобы не приносить большого вреда природе, – сказала Екатерина Павловна. – Охотник никогда не брал в тайге больше, чем ему нужно, чтобы определенное время прокормить семью. Запасов они не делали. Они жили одним днем. В моей книге описано благопожелание охотника тайге. Придя в тайгу, охотник прежде всего благодарил ее или родовую гору, просил помощи, чтобы набить суму ее богатством. После того как поохотничает, опять шел на гору, в определенное место, и благодарил духа горы или тайги за то, что тот ему помог добыть пушных зверей или мяса, затем уходил.
Существовали и определенные запреты, которые неукоснительно соблюдались. Охотники не убивали самок, потому что тем надлежало дальше давать потомство и увеличивать численность своего вида. Охотились на самцов. Кабаргу особенно берегли.
– Строго соблюдали сезоны охоты, – рассказывает Екатерина Кандаракова. – На белок, например, ходили с наступлением снегопада, то есть в конце ноября и декабре. Тогда можно и на медведей охотиться, особенно весной, при выходе косолапых из берлоги. Но в летнее время медведей бить не позволялось. Нельзя было разорять гнезда птиц, истреблять птенцов. И вообще птиц никаким образом бить не позволялось, особенно декоративных. Только мясные, такие как рябчик, глухарь, шли в охоту. Глухарей дозволялось бить, когда идет весенний ток, а рябчиков – в осеннее время, когда они обитали в осинниках и березках. Такие правила охоты соблюдали все люди, живущие на этой земле, особенно в Северном Алтае.

Ребята задавали вопросы, интересуясь обычаями народов Северного Алтая, а Екатерина Павловна рассказывала им увлекательные и красивые легенды о гармоничных отношениях человека и природы.

Кандаракова Е.П. Легенды Северного Алтая. Агентство по культурно-историческому наследию Республики Алтай. г. Горно-Алтайск. 2011. Тираж 500 экз.

Почему бурундук полосатый
Жил в лесу медведь, ходил по тайге и никак не мог разглядеть, где много шишек. Перед ним стоит высокий кедр. По нему вниз по стволу спускается бурундук. Медведь, обращаясь к нему, говорит:
– Бурундучок, ты маленький зверек, бегаешь везде, лазаешь по деревьям, знаешь, где много ореху, скажи мне.
Бурундук к просьбе медведя отнесся внимательно, с уважением. У бурундука был большой запас орехов, заготовленный на зиму. Он своим запасом угостил медведя, тот досыта наелся. В знак благодарности медведь подозвал к себе бурундука и погладил своей широкой лапой с когтями. На спине бурундука от когтей медведя осталось пять кровавых полос. С тех пор бурундук носит полосатую шубку.

Почему медведь всегда упитан
А это было так. Однажды осенью в лесу встретились медведь и барсук. Медведь обратился к барсуку:
– Ты, дружище, много ходишь по тайге, не видел ли, где много ореха?
Медведь ходил по земле, из-за толстой шеи голову он высоко не мог поднять, чтобы увидеть на кедрах шишки. Барсук ответил:
– Ореху в тайге много, только достать нельзя, я на кедр не лажу, поэтому собираю то, что останется от людей или других зверей.
Барсук отправил медведя в тайгу, где есть много шишек. Медведь поблагодарил барсука и пожелал:
– Всегда будь сытым, пусть твоего жира хватит на зиму, будь в спячке шесть месяцев, не нуждаясь в пище.
Поэтому барсук упитан, спит всю зиму и не нуждается в пище.

Легенда о Телецком озере и Бии
В далекие времена на Алтае жил богатый хан. И была у него дочь – прекрасная Бия. Хан объявил, что отдаст свою дочь замуж за самого богатого человека. Услышал это и горный Дух. Все золото, которое было у него в горах, растопил он и вылил в долину. Золото образовало Телецкое озеро. На берегу озера Дух поставил золотой дворец. Понравился красавице Бие дворец и вышла она замуж за горного Духа.
Однажды молодой охотник заметил в горах какой-то блеск. Прошел он через горы и увидел Золотое озеро, лодку, а в лодке – прекрасную Бию. Они полюбили друг друга. И решили бежать из владений горного Духа. Взялись они за руки и побежали прочь от озера.
Вдруг вернулся горный Дух к себе во дворец. Бии нигде нет. Погнался тогда он за ними. Догнал их, убил охотника, девушку вернул во дворец. Долго тосковала Бия и плакала. От ее слез золото стало откладываться на дне. Вода в озере поднялась очень высоко и в одном месте прорвалась через горы. Поток унес с собой девушку. И с тех давних лет река, которая вытекает из Телецкого озера, называется Бией.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2024 г.©