Природа сибири Начни с дома своего
   Главная       Газета      Тематические страницы      Движение      Фотографии      Карта сайта   


- Свежий номер газеты "Природа Алтая"
- Интерактивный режим
- Зелёная Сибирь


Газета «Природа Алтая» №2-3 2008 г. (февраль-март 2008)


А вы знаете, что....
Человек - единственный представитель животного мира, способный рисовать прямые линии



     на главную страницу Карта сайта Запомнить сайт

добавить на Яндекс

Наши друзья:




Союз журналистов Алтайского края

Степной маяк

Праздник «Цветение маральника»

Новости Кулунды

Общественная палата Алтайского края


Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края



 

Яндекс.Метрика

Очень просим, при использовании наших материалов (включая фото), ссылатся на наш сайт. Спасибо за внимание к нашему ресурсу!

№2-3 (146-147) 2008 год / 4 страница

Страница 4 «Природа Алтая» №2-3 2008 г. (февраль-март 2008)Экобиоцентр
Усть-Каменогорск Восточный Казахстан

В рамках реализации государственной программы экологического образования УИ «Экобиоцентр» осуществляет государственную политику развития системы непрерывного экологического образования, научно-методическую поддержку, координацию деятельности дошкольных, начальных и средних учебных заведений. Совместно с областным территориальным управлением охраны окружающей среды, Департаментом природных ресурсов и регулирования природопользования, Центр обеспечивает взаимодействие органов управления экологических и методических служб, учащейся молодежи и общественных организаций по совершенствованию системы дополнительного и непрерывного образования, организует проведение и постановку научно-исследовательских проектов, опытно-экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях области.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сотрудниками УИ «Экобиоцентра» ведется работа над темами научных исследований по направлениям: ботаника, зоология, фитодизайн, педагогика, экология. Темы обсуждаются и утверждаются на научно-методическом совете «Экобиоцентра». Сотрудниками УИ «Экобиоцентра» проводятся научные исследования на территории Маркакольского государственного заповедника, Катон-Карагайского национального природного парка, разрабатываются мероприятия по оптимизации их деятельности по сохранению ландшафтов, животного и растительного мира.
Разработаны отдельные разделы нового издания «Энциклопедия восточного Казахстана» по разделам «растительность», «растительные ресурсы», «зоогеография», «редкие и исчезающие животные Восточного Казахстана». Сотрудники и учащиеся участвует в реализации международного проекта «Сохранение и устойчивое использование биоразнообразия Казахской части Алтай-Саянского экорегиона».
ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
УИ «Экобиоцентр» организует работы по проведению анализа состояния экологического образования и воспитания в образовательных учреждениях всех типов, видов и форм собственности, создает банк данных эколого-педагогического опыта в сфере образования, участвует в создании сети школьных экологических учебно-исследовательских объединений городов и районов области. В этой связи в начале 2006 года при УИ «Экобиоцентре» при содействии волонтера Корпуса Мира США в Казахстане был открыт общественно-педагогический центр экологической информации.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Важной работой в реализации программы непрерывного экологического образования является формирование комплексного информационного, учебного, научного и методического обеспечения процесса образования и воспитания. В этой связи ежегодно подготавливаются программы, методические рекомендации и пособия, сборники научных и методических работ региональной ориентации: «Экология для 6-9 класса», «Окружающий мир 1-4 класс», «Региональный компонент в системе экологического образования и воспитания», «Флора и фауна ВКО — проблемы изучения и методического применения в школьной практике учителя», «Первоцветы Восточного Казахстана» и другие. Выпускается областная экологическая газета молодых исследователей «Зеленый лист». Программные материалы, методические разработки эколого-региональной ориентации используется преподавателями школ города и области в педагогической работе. Для проведения учебно-тематических и воспитательных мероприятий с учащимися, для пропаганды эколого-биологических знаний среди населения создана экспозиция живых объектов природы с постоянно действующей выставкой экзотических животных.
ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ
Педагоги и сотрудники «Экобиоцентра» являются руководителями проектов учащихся. Высокую оценку компетентных жюри областных и республиканских уровней получают выполненные учащимися «Экобиоцентра» индивидуальные научные проекты. Важным фактором успеха познавательной деятельности учащихся является мотивация. Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Для формирования внешней мотивации используются оборудование и региональные объекты природы, являющиеся вместе с тем и средствами обучения. Формирование же внутренней мотивации — проблема значительно более сложная, но именно она создает основу для успешного продвижения от незнания к знанию. В нашей работе большое влияние на выработку образовательной мотивации оказывает ситуация успеха, ощущение учениками собственного развития (мотивация по результату) и мотивация по процессу (заинтересованность ученика в самом процессе).
ПРАКТИКА
Эффективное экологическое образование и воспитание учащихся в современных условиях невозможно без непосредственного изучения явлений и процессов природы. Только через практическую деятельность можно добиться высоких результатов. С этой цель УИ «Экобиоцентр» при кураторстве ВКТУООС и ГУ Департамента ПР и РП ВКХ) организованы детский экологический лагерь с выездом на озеро Дубыгалинское и детская мобильная полевая станция экологического мониторинга.
Детский экологический лагерь создан с целью организации эколого-образовательных, научно-исследовательских (экомониторинговых) работ и экологического просвещения на сопредельных территориях озера Дубыгалинское. При лагере работает координирующий совет из числа ученых, преподавателей и специалистов УИ «Экобиоцентра». Он осуществляет планирование и организацию научно-исследовательских работ учащихся, проводит экологическую школу, рейды по очистке береговой линии озера, эколого-образовательные экскурсии и мероприятия, встречи и беседы с местными жителями и отдыхающими, оздоровительные мероприятия, культурные и интеллектуальные игры, дискуссии и многое другое.
Детская полевая мобильная станция экологического мониторинга предусматривает организацию научно-исследовательских работ учащимися под руководством ученых, педагогов и специалистов в условиях экспедиций в разные районы, природные зоны и пояса досточного Казахстана.
ПАЛАТОЧНАЯ СТАНЦИЯ
Палаточного типа станция размещалась в бассейнах рек Черной, Белой, Становой Убы, Ульбы, Бухтармы, Тургусуна, Хамира, на озерах Зайсан, Маркаколь, Таинтинское, Рахмановское, Язевое. Она посетила Западно-Алтайский и Маркакольский заповедники, Катон-Карагайский национальный природный парк, Кулуджунский, Тарба-гатайский, Нижнетургусунский и другие заказники, Шакельмес, Ки-ин-Кериш, Синегорскую пихтовую рощу - памятники природы. Всюду анализировалось состояние лесных, луговых, тундровых, пустынных и других ценозов, береговой линии, осуществлялись учеты земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих, устанавливались причины экологических природных разбалансировок, проводились фото- и видео- съемка, геоботанические, геологические и палеонтологические описания.
В процессе работы станции учащимся была предоставлена возможность самостоятельного научного поиска под руководством старших наставников, работающих в условиях экспедиции бок о бок со своими подопечными и в непосредственном контакте с объектами природы. В работе учащимися были усвоены навыки проведения наблюдений, сбора и фиксации природного материала, ведения научных дневников.

Организация практической деятельности детей и учащейся молодежи на природе является сегодня исключительно важной и необходимой составляющей процесса экологического образования и воспитания, строящегося на принципах системности, взаимосвязи глобального, национального и краевого в понимании и решении экологических проблем, единства интеллектуального и эмоционально-волевого начал в формировании экологического сознания учащихся.

Наши задачи
Важной задачей, стоящей перед современным Казахстанским учителем, является воспитание не только образованного, но и морально ответственного человека и гражданина, способного правильно понимать и оценивать окружающее, принимать верные, экологически взвешенные решения, способствуя преумножению прекрасного на Земле, а не его разрушению. В этом плане экологическое образование и воспитание детей, школьников и студентов, поствузовское экологическое просвещение педагогов, работников и руководителей необразовательных сфер — являются приоритетами образовательно-воспитательной политики нашего государства.
Еще вчера мы стояли на пороге перехода отечественного обучения на новые учебно-методические материалы казахстанских авторов, а сегодня мы достойно оформленные новые учебно-методические комплексы начальной школы, учебники средней и старшей школ. Однако содержание новых учебников и учебно-методических комплексов оставляет желать лучшего. Система подготовки качественных учебных материалов - - процесс этапный и долговременный, зависящий от их апробации в региональных учебных учреждениях Республики Казахстан
В опубликованных нами работах «К корректировке содержания учебников, хрестоматий и тетрадей-дневников наблюдений», «Познание мира в 1-4 классах» в Педагогическом вестнике ВКО №1, 2, 2001 г. отмечается большая работа авторов и составителей с точки зрения создания фундаментального отечественного учебного материала, ориентированного на серьезные знания об окружающем мире. Но работа по подготовке и изданию учебников была проведена в кратчайшие сроки, без должного анализа и обсуждения опытными педагогами, учеными-специалистами естественнонаучных направлений. Поэтому в их содержании подчас усматриваются досадные неточности, что особенно характерно для учебных материалов, предназначенных для начальных ступеней образования. Сегодня на государственном уровне должна быть разработана стратегия подготовки новых отечественных учебно-методических материалов в свете перехода к 12-летнему образованию.
Учебно-исследовательский «Экобиоцентр» является единственным в восточном субрегионе Восточно-Казахстанской области специализированным внешкольным учреждением, организующим эко-лого-образовательную, воспитательную, методическую, научно-исследовательскую, природоохранную и культурно-просветительскую работу среди своих учащихся.
Дополнительное образование детей является одним из приоритетных направлений образовательной политики. УИ «Экобиоцентр», сохраняя традиции образовательного учреждения, посредством мониторинга собственной деятельности перевел свою работу на режим опережающего развития, что становится ключевым условием инновационной деятельности, подготовки педагогов к работе в условиях выбора новейших технологий обучения и воспитания.


Разработка сайта 2007 г.
Алтайский край. Природа Сибири. 2007 — 2018 г.©